Акт о морском протесте

Бланк

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Понятие морского протеста

В торговом мореплавании огромную роль играет морской протест, являющийся способом обеспечить доказательства для защиты законных интересов и прав судовладельца. Это происходит в ситуациях, когда во время стоянки или плавания судна (корабля) было происшествие, которое может стать основанием предъявить владельцу имущественные требования.

В число происшествий, которые подтверждаются морскими протестами, включены навал, гибель или столкновение судна (судов), порча или утрата груза, несвоевременная подача, сжатие льдом, посадка на мель, поломка одного из механизмов, повреждение портовых сооружений, попадание в шторм, ураган, разлив нефтепродуктов и др.

Морской протест нотариат рассматривает с позиции статей 35 и 38 Основ о нотариате. Такое право на совершение морских протестов имеют консульские должностные лица. Нотариусы имеют полномочие принять заявление о морском протесте, которое было сделано в порту России, а консульское должностное лицо принимает заявление о морском протесте, совершенное в зарубежном порту.

Порядок совершения морского протеста регулирует ст. 99–101 Основ о нотариате, а также ст. 394–401 КТМ РФ. Совершая такое нотариальное действие, все консульские должностные лица и нотариусы также должны руководствоваться международными договорами и соглашениями нашей страны.

В процессе составления акта о морском протесте нотариусу необходимо совершить следующие действия:

Акт о морском протесте

Отзывов: 0 Просмотров: 609
Голосов: 0 Обновлено: н/п

Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Акт о морском протесте», а также задать вопросы, связанные с ним.

Статья 401. Составление актов о морском протесте консульскими учреждениями иностранных государств

СТ 401 КТМ РФ

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

– подпись нотариуса и оттиск личной печати нотариуса с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы.

Акт о морском протесте

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 101. Составление акта о морском протесте

Комментарий к статье 101

В комментируемой статье содержится описание непосредственного механизма действий нотариуса при составлении акта о морском протесте. Исходя из регламентированной последовательности процессуальных действий, нотариус сначала знакомится с содержанием заявления о морском протесте, затем сверяет его с данными судового журнала, опрашивает капитана и не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды на предмет подтверждения (уточнения) изложенных в заявлении обстоятельств.
В силу норм ст. 399 КТМ РФ в подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт либо происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала для приобщения к нотариальному делу.
В силу ч. 2 ст. 399 КТМ РФ в случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
Анализ нотариальной практики свидетельствует, что при выполнении требований комментируемой статьи относительно представляемых одновременно с заявлением о морском протесте документов нотариусы допускали ошибки – например, принимались выписки из судовых журналов, заверенные не капитаном судна, а старшим помощником капитана, содержание выписок не удовлетворяло требованиям в части отражения необходимой информации, в том числе об условиях плавания.
Следует отметить, что положения комментируемой статьи Основ налагают на нотариуса обязанность опроса не менее четырех свидетелей, при этом корреспондирующая норма ст. 400 КТМ РФ предусматривает обязательный опрос только капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна.
Данное противоречие подлежит разрешению в пользу предписания ст. 101 Основ, так как относится к процедуре совершения акта о морском протесте.
В то же время анализ нотариальной практики свидетельствует, что в некоторых случаях нотариусы не опрашивали двух свидетелей из числа командного состава судна и двух из числа судовой команды даже тогда, когда такая возможность имелась, т.е. была обеспечена явка последних в нотариальную контору.
Вышеприведенное несоответствие положений Основ и КТМ РФ может быть устранено путем внесения дополнений в ст. 400 КТМ РФ.
При проверке личности подлежащего опросу члена команды нотариусу необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 52 КТМ РФ, в соответствии с которыми к командному составу судна, кроме капитана судна, относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Там же предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты. Частью 3 ст. 52 КТМ РФ установлено, что судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.
Таким образом, до того как приступить к опросу свидетелей, нотариус просматривает удостоверения личности моряка и сверяет их содержание с удостоверенной в установленном порядке судовой ролью.
Представляются недопустимыми отдельные случаи отражения в актах о морских протестах показаний только капитана со ссылкой на то, что остальные свидетели подтверждают его показания, а также составление общего текста показаний капитана и других свидетелей.
При оформлении акта о морском протесте нотариусам необходимо помнить о его потенциальном применении в качестве доказательства в арбитражном или гражданском процессе, не допуская описок и неточностей в наименовании государств, под флагом которых плавали суда, указывать принадлежность судна и приписку судна на основании судовых документов, отражать гражданство капитана и опрошенных свидетелей.
Также обязательному, по нашему мнению, отражению в акте о морском протесте подлежит информация о причинах невозможности опроса свидетелей из числа командного состава судна и судовой команды, а также о причинах пропуска срока для заявления о морском протесте, о факте гибели судового журнала.
В случае составления акта о морском протесте по заявлению капитана иностранных судов нотариусам надлежит фиксировать, что ознакомление с заявлением, выпиской из судового журнала и иными документами, а также опрос иностранных граждан производились с участием переводчика, с указанием данных последнего и приобщением документов, подтверждающих его квалификацию, к материалам нотариального дела.
В то же время, как и любое нотариальное действие с участием иностранного гражданина, совершение морского протеста требует от нотариуса повышенного внимания, в том числе при проверке правосубъектности лица, желающего совершить морской протест.
Возвращаясь к вопросу об оценке достаточности сведений для составления акта о морском протесте, следует сделать вывод, что нотариус не наделен правом требовать от капитанов судов представления различных справок и документов, не предусмотренных законодательством (письменных показаний свидетелей, актов о некачественной погрузке судна, актов о том, что люки не открыты, актов о готовности трюмов к погрузке и т.д.).
Форма акта о морском протесте принята 19 – 24 сентября 1949 г. в Амстердаме Международным морским комитетом и должна соблюдаться в тех случаях, когда об этом сделана специальная оговорка в соглашении сторон, чартере или коносаменте (рис. 33).

Форма морского протеста, принятая Международным
морским комитетом 19 – 24 сентября 1949 г. в Амстердаме

——————————————————————–¬
¦20___ г., месяца числа ¦
¦ ¦
¦ нотариусу ¦
¦ко мне ____________________________ (фамилия) ¦
¦ консулу РФ ¦
¦явился капитан парохода, принадлежащего ___________________________¦
¦(наименование судовладельца), приписанного к ______________________¦
¦торговому порту и внесенного в судовой реестр за N ________________¦
¦в сопровождении свидетелей ________________________________________¦
¦и заявил: ” ” 20 г. находящийся ¦
¦в ________________________ порту теплоход _________________________¦
¦(следует подробное изложение случая со ссылками на судовой журнал)¦
L——————————————————————–

Рис. 33

Следует отметить, что морское право относится к наиболее консервативным отраслям как международного, так и внутригосударственного права и форма заявления о морском протесте за 70 лет с даты принятия в противоречие с какими-либо нормами не входит, однако сама по себе не в полной мере учитывает комментируемое правовое регулирование, в том числе возможность отражения сведений, полученных не только от капитана морского судна, но и от опрошенных свидетелей из числа командного состава и судовой команды.
Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта выдается капитану или иному уполномоченному лицу, в нотариальном деле остаются заявление капитана, выписка из судового журнала, второй экземпляр акта о морском протесте, иные документы, осмотренные нотариусом и в отношении которых последним принято решение о снятии копии для приобщения к делу.
Акт о морском протесте самостоятельному оспариванию в гражданском или арбитражном процессе не подлежит, в то же время он может быть оспорен или опровергнут иными доказательствами, а также опорочен и исключен как доказательство при рассмотрении конкретного дела, при этом нотариус может быть допрошен в судебном заседании по обстоятельствам составления акта.
В соответствии с п. 17 ст. 333.24 НК РФ за совершение морского протеста уплачивается госпошлина в размере 30 тыс. руб.

——————————————————————–¬
¦20___ г., месяца числа ¦
¦ ¦
¦ нотариусу ¦
¦ко мне ____________________________ (фамилия) ¦
¦ консулу РФ ¦
¦явился капитан парохода, принадлежащего ___________________________¦
¦(наименование судовладельца), приписанного к ______________________¦
¦торговому порту и внесенного в судовой реестр за N ________________¦
¦в сопровождении свидетелей ________________________________________¦
¦и заявил: ” ” 20 г. находящийся ¦
¦в ________________________ порту теплоход _________________________¦
¦(следует подробное изложение случая со ссылками на судовой журнал)¦
L——————————————————————–

Рис. 33

Статья 400 КТМ РФ. Составление акта о морском протесте (действующая редакция)

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде. При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала.

Акт о морском протесте

Совершение морских протестов

§ 1. Цель совершения морского протеста

Порядок составления нотариусами актов о морских протестах регулируется главным образом Кодексом торгового мореплавания РФ N 81-ФЗ, принятым 30 апреля 1999 г., и Основами законодательства РФ о нотариате. При выполнении данного нотариального действия нотариусы должны также руководствоваться правилами, изданными на основании международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии со ст. 394 КТМ в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т.п.

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста

Заявление о морском протесте делается:

– в порту Российской Федерации – нотариусу;

– в иностранном порту – должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Согласно ст. 99 Основ законодательства РФ о нотариате в интересах защиты прав и законных интересов судовладельца нотариусы принимают заявление капитана судна о имевшем место происшествии.

Заявление о морском протесте принимаются:

– от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другими водными путями;

– от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы;

– от капитанов судов внутреннего плавания также в случаях столкновения в морских или других водах с морским судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;

– от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов;

– от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Сроки для заявления о морском протесте предусмотрены ст. 396 КТМ. Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

– в порту – в течение 24 часов с момента происшествия;

– во время плавания судна – в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.

В определенных законом ситуациях заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. В случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. При этом в заявлении о морском протесте должны быть указаны основания невозможности заявить морской протест в установленные сроки. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта, время происшествия – по записям в журнале.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на дне судна грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости. Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения. Факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морском протесте должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и указан в акте о морском протесте. Личной проверки нотариусом сохранности пломб на грузовых люках не требуется.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия должны быть описаны кратко и точно. Описание принятых мер должно по существу представлять собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей. В зависимости от характера происшествия экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры, направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от особенностей рейса, судна, вида груза или обстоятельств происшествия. В заявлении о морском протесте, составляемом в связи с совершившейся или предполагаемой утратой, порчей, повреждением груза, указывается событие, которое повлекло или могло повлечь утрату, порчу или повреждение груза (шторм, перепады температуры и т.п.), а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности груза при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более семи дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения РФ либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом

Для составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности время прибытия судна в порт, и в необходимых случаях о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем меры и т.п.

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных – подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах утраты судового журнала и показаний свидетелей.

Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Содержание показаний других, помимо капитана, членов экипажа судна может иметь существенное значение, поскольку эти лица в процессе исполнения своих обязанностей на судне могли быть очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа судна в акте о морском протесте может привести к утрате им доказательственной силы. В качестве других членов экипажа могут быть опрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде.

При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

– дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;

– фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный номер;

– время прибытия судна в порт;

– время поступления от капитана заявления;

– дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;

– описание происшествия и принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);

– описание доказательств, исследованных нотариусом («В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшествия самого капитана и членов экипажа судна, которые показали. »);

– фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных лиц, содержание их показаний (гражданство и место жительства капитана ввиду указания этих сведений в начале акта повторения не требуют);

– номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

– указание о размере взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа);

– подпись нотариуса и его гербовую печать.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, а другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна и выпиской из судового журнала.

– во время плавания судна – в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.

Морской протест

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Морской протест

Морским протестом (sea protest) называется заявление капитана судна, сделанное им компетентному государственному органу в связи с имевшим на судне происшествием, которое в будущем может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном по предотвращению его последствий.
Заявление о морском протесте делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате форс-мажорных обстоятельств или таких опасностей и случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает.
Следует иметь в виду, что роль морского протеста ограничивается определенными пределами, одного лишь факта оформления морского протеста недостаточно для освобождения судовладельца от ответственности. Морской протест является доказательством конкретных фактов, но как любое доказательство, может быть опровергнут путем представления заинтересованными лицами других доказательств, точнее и объективнее излагающих фактические обстоятельства происшествия. Как любое другое доказательство акт о морском протесте подлежит проверке судом или арбитражем. Однако до того как содержание протеста будет опровергнуто, его официальное оформление создает официальное предположение о действительности тех обстоятельств, на которые капитан ссылается. Таким образом, заявление морского протеста переносит бремя доказательства на сторону, которая утверждает противное, и, следовательно, ставит капитана судна, защищающего интересы судовладельца, в более выгодное процессуальное положение. Судовладелец не должен представлять никаких иных доказательств, кроме протеста, до тех пор, пока содержание протеста не будет опровергнуто противной стороной.
Обстоятельства, при которых капитану рекомендуется заявлять морской протест:
1. Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения груза;
2. Когда по какой-либо причине повреждено судно или есть основания предполагать о причинении такого повреждения;
3. Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества. В этом случае, однако, протест не будет эффективен, если соответствующая оговорка не внесена в коносамент;
4. Когда вследствие непогоды не было возможности предпринять необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза;
5. Когда имеются какие-либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя или его представителя, такие как, отказ грузить судно, чрезмерные задержки грузовых операций, погрузка не оговоренного в чартере груза, отказ уплатить демередж, отказ принять коносамент в подписанной капитаном форме и т.д.;
6. Когда грузополучатель не выгружает груз или не принимает его, либо не оплачивает фрахт в соответствии с условиями чартера;
7. Во всех случаях общей аварии.
Российское законодательство о морских протестах. Морским протестам посвящена глава XIX «Совершение морских протестов» Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г.
В соответствии со ст. 99 Основ нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.
Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте капитан одновременно с заявлением о морском протесте либо в срок не позднее 7 дней с момента захода судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.
Согласно ст. 100 Основ заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.
Если окажется невозможным заявить морской протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.
Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из экипажа составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.
Морской протест заявляется:
— в порту РФ нотариусу или иному должностному лицу, на которое законодательством РФ возлагается совершение нотариальных действий;
— в иностранном порту консулу РФ или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.
Если в иностранном порту отсутствует российское консульство, морской протест может быть заявлен местному нотариусу, суду либо другим органам, на которые согласно национальному законодательству возложено оформление морских протестов. До заявления морского протеста капитану судна следует ознакомиться с существующим в данной стране порядком их оформления, используя для этого содействие агента.
В российском порту принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов о составлении в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в РФ на условиях взаимности, т.е. при условии, что консулам РФ в соответствующем иностранном государстве разрешается принимать заявление о морском протесте и оформлять на их основании акты о морском протесте. Обычно указанные вопросы оговариваются в двусторонних консульских конвенциях.
В КТМ РФ морским протестам посвящена глава XXIV, положения которой полностью соответствуют Основам законодательства РФ о нотариате.

Морским протестом (sea protest) называется заявление капитана судна, сделанное им компетентному государственному органу в связи с имевшим на судне происшествием, которое в будущем может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном по предотвращению его последствий.
Заявление о морском протесте делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате форс-мажорных обстоятельств или таких опасностей и случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает.
Следует иметь в виду, что роль морского протеста ограничивается определенными пределами, одного лишь факта оформления морского протеста недостаточно для освобождения судовладельца от ответственности. Морской протест является доказательством конкретных фактов, но как любое доказательство, может быть опровергнут путем представления заинтересованными лицами других доказательств, точнее и объективнее излагающих фактические обстоятельства происшествия. Как любое другое доказательство акт о морском протесте подлежит проверке судом или арбитражем. Однако до того как содержание протеста будет опровергнуто, его официальное оформление создает официальное предположение о действительности тех обстоятельств, на которые капитан ссылается. Таким образом, заявление морского протеста переносит бремя доказательства на сторону, которая утверждает противное, и, следовательно, ставит капитана судна, защищающего интересы судовладельца, в более выгодное процессуальное положение. Судовладелец не должен представлять никаких иных доказательств, кроме протеста, до тех пор, пока содержание протеста не будет опровергнуто противной стороной.
Обстоятельства, при которых капитану рекомендуется заявлять морской протест:
1. Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения груза;
2. Когда по какой-либо причине повреждено судно или есть основания предполагать о причинении такого повреждения;
3. Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества. В этом случае, однако, протест не будет эффективен, если соответствующая оговорка не внесена в коносамент;
4. Когда вследствие непогоды не было возможности предпринять необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза;
5. Когда имеются какие-либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя или его представителя, такие как, отказ грузить судно, чрезмерные задержки грузовых операций, погрузка не оговоренного в чартере груза, отказ уплатить демередж, отказ принять коносамент в подписанной капитаном форме и т.д.;
6. Когда грузополучатель не выгружает груз или не принимает его, либо не оплачивает фрахт в соответствии с условиями чартера;
7. Во всех случаях общей аварии.
Российское законодательство о морских протестах. Морским протестам посвящена глава XIX «Совершение морских протестов» Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г.
В соответствии со ст. 99 Основ нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.
Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте капитан одновременно с заявлением о морском протесте либо в срок не позднее 7 дней с момента захода судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.
Согласно ст. 100 Основ заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.
Если окажется невозможным заявить морской протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.
Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из экипажа составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.
Морской протест заявляется:
— в порту РФ нотариусу или иному должностному лицу, на которое законодательством РФ возлагается совершение нотариальных действий;
— в иностранном порту консулу РФ или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.
Если в иностранном порту отсутствует российское консульство, морской протест может быть заявлен местному нотариусу, суду либо другим органам, на которые согласно национальному законодательству возложено оформление морских протестов. До заявления морского протеста капитану судна следует ознакомиться с существующим в данной стране порядком их оформления, используя для этого содействие агента.
В российском порту принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов о составлении в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в РФ на условиях взаимности, т.е. при условии, что консулам РФ в соответствующем иностранном государстве разрешается принимать заявление о морском протесте и оформлять на их основании акты о морском протесте. Обычно указанные вопросы оговариваются в двусторонних консульских конвенциях.
В КТМ РФ морским протестам посвящена глава XXIV, положения которой полностью соответствуют Основам законодательства РФ о нотариате.

Порядок составления акта о морском протесте

Прежде чем составить акт о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным документом (официальным), в котором объективно и достаточно подробно отражается непрерывная деятельность судна, различные события, обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Затем нотариус проверяет, соответствует ли содержанием выписки из журнала, заверенной капитаном, тем записям, которые содержатся в самом журнале. Выписка должна содержать: в каком состоянии судно было подано под погрузку; когда начата и окончена погрузка; как осуществлено крепление груза; время отбытия судна; какое событие произошло (время, место происшествия); какие меры были предприняты капитаном и членами экипажа для спасения, уменьшения порчи груза и т.д.; когда судно прибыло в порт.

В случае гибели судового журнала, акт составляется на основании подробного заявления капитана, показания свидетелей и справки капитана порта.

Акт должен содержать, на сколько это возможно, дословные показания капитана судна и показания свидетелей (если нотариус производит опрос свидетелей).

Показания излагаются каждое в отдельности, сверяются с записями в журнале (если имеются расхождения, то нотариус должен предложить объяснить эти расхождения) и подписываются в присутствии нотариуса.

Не включаются в акт: содержание акта расследования; содержания акта о несчастном случае; записи в машинном журнале; показания пассажиров, капитанов и членов команд других судов; показания работников порта, а также других лиц, т.е. в акт заносятся показания только капитана и членов экипажа судна, капитан которого заявил морской протест.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах. Один из них выдается капитану судна или уполномоченному им лицу, а второй остается в делах нотариальной конторы. К оставляемому в делах нотариальной конторе экземпляру акта приобщаются заявление капитана и заверенная им выписка из судового журнала.

Вопросы для самопроверки:

1. В чьих интересах производится обеспечение доказательств нотариусом?

2. В каких формах нотариус осуществляет обеспечение доказательств?

3. Цель совершения морского протеста?

4. Где делается заявление о морском протесте?

5. От кого принимается заявление о морском протесте?

6. Каковы сроки для подачи заявления о морском протесте?

7. Что должно содержать заявление о морском протесте?

8. Какие действия должен совершить нотариус, прежде чем составить акт о морском протесте?

9. Что должен содержать акт о морском протесте?

10. Какими документами подтверждаются сведения, изложенные в акте о морском протесте?

Тема 14. Совершение исполнительных надписей

Вопросы, подлежащие изучению

1. Основания и условия совершения исполнительных надписей.

2. Содержание исполнительных надписей.

3. Сроки предъявления исполнительных надписей к принудительному взысканию и порядок взыскания по ним.

4. Оформление исполнительных надписей на документах представленных ломбардами.

1.Основания и условия совершения исполнительных надписей.

Эту тему следует начинать с изучения ст.89 Основ законодательства РФ о нотариате, в соответствии с которой нотариусам предоставлено право совершать исполнительные надписи на документах, бесспорно устанавливающих задолженность, с целью взыскания денег или истребования имущества от должника без обращения в суд.

Исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника в пользу кредитора причитающейся последнему денежной суммы или имущества. Как правило, указанное распоряжение совершается нотариусом на подлинном документе, который является основанием для истребования долга. Долговой документ (вместе с заявлением лица, в пользу которого производится взыскание) подаётся нотариусу, а после учинения нотариусом исполнительной надписи приобретает силу исполнительного документа.

Совершение исполнительной надписи не является разрешением спора о праве между кредитором и должником. В соответствии со ст.91 Основ законодательства РФ о нотариате исполнительная надпись совершается в следующих случаях: если представленные документы подтверждают бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем; если со дня возникновения права на иск прошло не более трёх лет, а в отношениях между организациями, учреждениями и предприятиями – не более одного года. Указанная статья предусматривает, что если для требования, по которому выдаётся исполнительная надпись, действующим законодательством предусмотрен иной срок давности, то она выдаётся в пределах этого срока.

Нотариус (после поступления ему заявления и документов, подтверждающих наличие долга) не вызывает к себе должника и не опрашивает его по поводу возможных возражений против требований кредитора, так как кредитор обязан предоставить нотариусу документы подтверждающие отсутствие спора относительно предъявляемых требований и доказать нотариусу бесспорность задолженности. При наличии же спора между должником и взыскателем относительно наличия долга, его суммы и т.п., такой спор рассматривается и разрешается органом, к подведомственности которого он отнесён. А нотариус должен отказать взыскателю в совершении исполнительной надписи.

При совершении указанного действия нотариус обязан соблюдать общие правила нотариального производства. В связи с этим студентам рекомендуется повторить тему №3 «Общие правила нотариального производства. Нотариальное делопроизводство».

Пропущенный срок исковой давности (для совершения исполнительной надписи), в том числе и по уважительной причине, не может быть восстановлен нотариусом. В таком случае нотариус обязан отказать в совершении указанного действия, разъяснив кредитору, что пропуск срока исковой давности не лишает последнего права обратиться в суд с иском о взыскании долга и признания уважительными причин пропуска.

В представленных нотариусу документах должно быть указано подтверждение наличия обязательства кредитора, его содержание и размер, а также подтверждение того, что кредитору было направлено письменное требование о погашении задолженности.

Для совершения указанного нотариального действия должны быть предоставлены только те документы, перечень которых устанавливается Правительством РФ. На данное время действует Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976г. №171 (с последующими изменениями). Студенты должны твердо усвоить, что данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Содержание исполнительных надписей.

В соответствии со ст.92 Основ законодательства РФ о нотариате исполнительная надпись должна содержать: реквизиты нотариуса; наименование и адрес взыскателя; наименование и адрес должника; срок, за который производится взыскание; сумму подлежащую взысканию, или предметы, подлежащие истребованию (в том числе пени, проценты, уплаченная взыскателем госпошлина или тариф, если они причитаются); дату (год, месяц, число) совершения исполнительной надписи; сколько взыскано госпошлины или размер тарифа (если взыскатель не освобождён от уплаты); номер, под которым указанная надпись зарегистрирована в реестре; подпись и печать нотариуса.

Исполнительная надпись совершается на подлинном документе, подтверждающем наличие задолженности, и не может быть совершена отдельно от долгового документа, подтверждающего задолженность, так как в этом случае не соблюдается одно из условий совершения исполнительной надписи – бесспорность задолженности. Возможна ситуация, когда на долговом документе нет места для изложения исполнительной надписи. В таком случае надпись может быть совершена на отдельном листе бумаги, который подшивается к документу, на основании которого совершена исполнительная надпись, и указанный документ оформляется в соответствии с требованиями нотариального делопроизводства.

Если в долговом документе предусмотрены периодические платежи и взыскивается лишь часть общей задолженности, то исполнительная надпись может быть совершена на копии долгового документа или на выписке из лицевого счёта должника, А на подлинном экземпляре документа нотариус делает отметку о выданной исполнительной надписи, указав сумму, подлежащую взысканию, дату совершения надписи, а также номер реестра. При каждой последующей выдаче исполнительной надписи (по этому же обязательству) должник должен представить нотариусу только долговое обязательство (подлинный экземпляр) с указанной отметкой и выписку из лицевого счёта.

Если нотариус совершает несколько исполнительных надписей по документам единообразной формы, в делах нотариуса может оставаться только копия долгового документа, а также список всех должников, в котором должны быть обозначены: Ф.И.О., место жительства, год рождения, паспортные данные должников ( или реквизиты юридических лиц); сроки и суммы платежей, а также другие необходимые данные.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)

1.Основания и условия совершения исполнительных надписей.

Составление акта о морском протесте

На основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляется акт о морском протесте, которое заверяется подписью консульского должностного лица и гербовой печатью.

Акт о морском протесте составляется в Генконсульстве сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформления. Опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, когда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.

Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться в Генконсульство с просьбой произвести их опрос. Данные такого опроса не включаются в акт о морском протесте.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.

При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа консульское должностное лицо лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Консульское должностное лицо не входит в оценку представленных ему материалов.

Акт о морском протесте содержит:

  • ? дату составления акта, фамилию и инициалы консульского должностного лица, совершившего акт, наименование консульского учреждения;
  • ? фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;
  • ? время прибытия судна в порт;
  • ? время поступления от капитана заявления;
  • ? дату, когда капитан представил в Генконсульство для обозрения судовой журнал;
  • ? описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по записям судового журнала);
  • ? описание доказательств, исследованных консульским должностным лицом, которое начинается следующим абзацем: «В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшедшего капитана (и свидетелей из числа состава экипажа), который показал. »;

? фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний;

  • ? номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
  • ? указание о размере взыскиваемого консульского сбора.
  • ? подпись консульского должностного лица, указание его фамилии, инициалов, должности и оттиск печати Генконсульства с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается капитану или уполномоченному лицу, а другой – остается в Генконсульстве вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.

Статья 400 КТМ РФ. Составление акта о морском протесте

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Совершение морских протестов

462.Нормативная база и цели.Порядок составления нотариусами актов о морских протестах регулируется, главным образом, Кодексом торгового мореплавания РФ, принятым 30 апреля 1999 г., и Основами. При выполнении данного нотариального действия нотариусы должны также руководствоваться правилами, изданными на основании международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация. В соответствии со ст. 394 КТМ в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т. п.

463. – Правила компетенции при подаче заявления о морском протесте.Заявление о морском протесте подается в порту РФ – нотариусу, в иностранном порту – должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства. Согласно ст. 99 Основ в интересах защиты прав и законных интересов судовладельца нотариусы принимают заявление капитана судна о имевшем место происшествии. Заявление о морском протесте принимаются:

1) от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другими водными путями;

2) от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы;

3) от капитанов судов внутреннего плавания также в случаях столкновения в морских или других водах с морским судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;

4) от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов;

5) от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

464. – Сроки для заявления о морском протесте и его содержание.Предусмотрены ст. 396 КТМ. Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

• в порту в течение 24 часов с момента происшествия;

• во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.

В определенных законом ситуациях заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. При этом в заявлении о морском протесте должны быть указаны основания невозможности заявить морской протест в установленные сроки. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта, время происшествия – по записям в журнале.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на дне судна грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости. Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения. Факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морским протесте должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и указан в акте о морском протесте. Личная проверка нотариусом сохранности пломб на грузовых люках не требуется

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия должны быть описаны кратко и точно. Описание принятых мер должно по существу представлять собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей. В зависимости от характера происшествия экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры, направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от особенностей рейса, судна, вида груза или обстоятельств происшествия. В заявлении о морском протесте, составляемом в связи с совершившейся или предполагаемой утратой, порчей, повреждением груза, указывается событие, которое повлекло или могло повлечь утрату, порчу или повреждение груза (шторм, перепады температуры и т. п.), а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности груза при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т. д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более семи дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

465. – Требования к совершению морского протеста.Для составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности время прибытия судна в порт и, в необходимых случаях, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем меры и т. п.

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных – подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах утраты судового журнала и показаний свидетелей.

Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Содержание показаний других, помимо капитана, членов экипажа судна может иметь существенное значение, поскольку эти лица в процессе исполнения своих обязанностей на судне могли быть очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа судна в акте о морском протесте может привести к утрате им доказательственной силы. В качестве других членов экипажа могут быть опрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинности своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

466. – Содержание морского протеста.Акт о морском протесте должен содержать, по возможности, дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т. п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде.

При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

1) дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;

2) фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный

3) время прибытия судна в порт;

4) время поступления от капитана заявления;

5) дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;

6) описание происшествия и принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);

7) описание доказательств, исследованных нотариусом;

8) фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных лиц, содержание их показаний (гражданство и место жительства капитана ввиду указания этих сведений в начале акта повторения не требуют);

9) номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

10) указание о размере взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа);

11) подпись нотариуса и его гербовую печать.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, а другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна и выпиской из судового журнала.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т. п.

Настольная книга нотариуса | Страница 260 | Онлайн-библиотека

  • 1
  • 256
  • 257
  • 258
  • 259
  • 260
  • 261
  • 262
  • 263
  • 264
  • 278

Выбрать главу

Срок платежа – один из вексельных реквизитов. Вексель может быть выдан сроком: «по предъявлении»; «во столько-то времени от предъявления»; «во столько-то времени от составления»; «на определенный день».

Если в векселе не указан срок платежа, то такой вексель рассматривается как вексель со сроком платежа «по предъявлении».

Сумма вексельная – один из реквизитов векселя. Может быть обозначена как цифрами, так и прописью.

Сускриптер – векселедатель по простому векселю.

«Считать за аваль» – формулировка, с употреблением которой выполняетсяаваль.

Трассант – векселедатель переводного векселя (тратты). Отвечает за акцепт и платеж по векселю. Подпись трассанта является обязательным реквизитом переводного векселя.

Трассат – плательщик по переводному векселю. Указание о том, кто является трассатом, – обязательный реквизит переводного векселя. Трассат становится ответственным лицом только после акцепта векселя, в силу которого он принимает на себя обязательства оплатить его в установленный срок.

Тратта – переводный вексель.

Цедент – первоначальный кредитор по обязательству, уступающий принадлежащее ему право (требование) другому лицу (цессионарию) в порядке цессии.

Цессионар – должник по уступаемому праву (требованию).

Цессионарий – новый кредитор, который принимает уступаемое ему цедентом право (требование).

Цессия – уступка требования в обязательстве другому лицу, передача прав.

Эмиссия – 1) выпуск векселей в обращение;

2) выдача векселя с вручением его первому приобретателю.

Глава 30. СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ

§ 1. Цель совершения морского протеста

Порядок составления нотариусами актов о морских протестах регулируется главным образом Кодексом торгового мореплавания РФ N 81-ФЗ, принятым 30 апреля 1999 г., и Основами законодательства РФ о нотариате. При выполнении данного нотариального действия нотариусы должны также руководствоваться правилами, изданными на основании международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии со ст. 394 КТМ в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т.п.

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста

Заявление о морском протесте делается:

– в порту Российской Федерации – нотариусу;

– в иностранном порту – должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Согласно ст. 99 Основ законодательства РФ о нотариате в интересах защиты прав и законных интересов судовладельца нотариусы принимают заявление капитана судна о имевшем место происшествии.

Заявление о морском протесте принимаются:

– от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другими водными путями;

– от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы;

– от капитанов судов внутреннего плавания также в случаях столкновения в морских или других водах с морским судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;

– от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов;

– от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Сроки для заявления о морском протесте предусмотрены ст. 396 КТМ. Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

– в порту – в течение 24 часов с момента происшествия;

– во время плавания судна – в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.

В определенных законом ситуациях заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. В случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. При этом в заявлении о морском протесте должны быть указаны основания невозможности заявить морской протест в установленные сроки. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта, время происшествия – по записям в журнале.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на дне судна грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости. Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения. Факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морском протесте должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и указан в акте о морском протесте. Личной проверки нотариусом сохранности пломб на грузовых люках не требуется.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия должны быть описаны кратко и точно. Описание принятых мер должно по существу представлять собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей. В зависимости от характера происшествия экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры, направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от особенностей рейса, судна, вида груза или обстоятельств происшествия. В заявлении о морском протесте, составляемом в связи с совершившейся или предполагаемой утратой, порчей, повреждением груза, указывается событие, которое повлекло или могло повлечь утрату, порчу или повреждение груза (шторм, перепады температуры и т.п.), а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности груза при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более семи дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения РФ либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом

– от капитанов судов внутреннего плавания также в случаях столкновения в морских или других водах с морским судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;

§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом

Для составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности время прибытия судна в порт, и в необходимых случаях о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем меры и т.п.

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных – подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах утраты судового журнала и показаний свидетелей.

Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Содержание показаний других, помимо капитана, членов экипажа судна может иметь существенное значение, поскольку эти лица в процессе исполнения своих обязанностей на судне могли быть очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа судна в акте о морском протесте может привести к утрате им доказательственной силы. В качестве других членов экипажа могут быть опрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде.

При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

– дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;

– фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный номер;

– время прибытия судна в порт;

– время поступления от капитана заявления;

– дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;

– описание происшествия и принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);

– описание доказательств, исследованных нотариусом («В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшествия самого капитана и членов экипажа судна, которые показали. »);

– фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных лиц, содержание их показаний (гражданство и место жительства капитана ввиду указания этих сведений в начале акта повторения не требуют);

– номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

– указание о размере взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа);

– подпись нотариуса и его гербовую печать.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, а другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна и выпиской из судового журнала.

– время поступления от капитана заявления;

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию