Азиатский банк развития: что это

Открытие банка и его развитие

ООН является инициатором создания данной организации. В 1965 году, на XXI сессии, было принято решение о формировании такого финансового объединения, как Азиатский банк развития. Цель создания этой организации заключалась в первую очередь в борьбе с бедностью. В то время задача ликвидации нищеты была очень актуальной в Азиатско-Тихоокеанском поясе. Открытие банка состоялось уже в конце следующего, 1966 года.

В 60-е годы прошлого века основная деятельность данной организации была нацелена на развитие сельской местности и поддержку производства продовольствия. К концу десятилетия банк оказывал техническую помощь, а также выдал свой первый кредит на льготных условиях и разместил в Германии первые долгосрочные облигации.

Азиатскому банку развития уже в самом начале своей деятельности удалось объединить 31 государство в своем составе. Следует отметить, что членство в этой финансовой организации может быть предоставлено любой стране, являющейся членом ООН. При этом не важно, к какому региону планеты относится данное государство. Именно поэтому число членов Азиатского банка развития к 2005 году достигло 64. Среди них достаточно много неразвитых стран (примерно 37% всех акций банка приходится на их долю). Манила, столица Филиппин, в настоящее время является штаб-квартирой АБР (головное отделение представлено на фото ниже).

Как ни странно, основные рычаги влияния в данной организации находятся в руках государств, имеющих развитую экономику. Дело в том, что голоса членов распределяются в зависимости от того, сколько у них акций банка. Именно поэтому основная часть голосов принадлежит богатым и успешным странам.

Финансовая деятельность Азиатского банка развития.

Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл.

Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).

Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:

1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);

2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.

Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов). Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов). В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.

Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США.

В 2000-х АБР планирует постепенно ввести единую общеазиатскую валюту по образцу евро в ЕС. Первым этапом станет создание в марте 2006 виртуальной (используемой только для международных расчетов) валютной единицы «акю» (ACU) по образцу введенного в 1979 европейского «экю» (ECU). Курс ACU будет рассчитываться как среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран АСЕАН. Использование наднациональной денежной единицы, мало зависящей от колебаний конъюнктуры в отдельных странах, должно стимулировать развитие единого азиатского рынка. По мнению некоторых экспертов, в перспективе единая азиатская валюта может стать «третьей силой» на мировом финансовом рынке, конкурируя с долларом и евро.

Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов). Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов). В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.

Азиатский банк развития: что это

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) запустил операционную деятельность в 2016 году и пока проходит стадию институционального становления.

Целью деятельности Банка является

  • Содействие устойчивому экономическому развитию, повышение благосостояния и улучшение инфраструктурных связей в Азии путем осуществления инвестиций в инфраструктуру и другие производственные сектора экономик.
  • Стимулирование регионального сотрудничества и партнерства в решении проблем в области развития за счет тесного взаимодействия с другими многосторонними и двусторонними институтами развития.

На сегодняшний день акционерами банка являются более 90 стран. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры владеют 75% капитала Банка, а нерегиональные государства обладают долей в капитале АБИИ в размере 25%. КНР, Российская Федерация и Индия выступают крупнейшими региональными акционерами АБИИ располагая, первой, третьей и второй долями в его капитале соответственно (29,8%, 6,5%, 8,4%).

Официальным языком Банка является английский.
Штаб-квартира Банка расположена в Пекине (КНР).
Tel. +861083580000
information@aiib.org

В Банке действует трехуровневая система корпоративного управления

  • Совет управляющих, в котором интересы нашей страны представляет Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин.
  • Совет директоров в составе 12 дирекций. Одной из них является мультистрановая дирекция, состоящая из Ирана, Казахстана, России, Белоруссии и Таджикистана. Работой дирекции руководит помощник Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации Григорий Бутрин.
  • Президент и 5 Вице-президентов (в настоящее время эти посты занимают граждане Великобритании, Германии, Индонезии, Индии и Франции).

Стратегическое развитие. На протяжении четырех лет работы АБИИ менеджмент делает упор на институциональном строительстве банка. К настоящему времени утверждены основные политики, регулирующие деятельность АБИИ. Советом директоров одобрен ряд отраслевых политик: в энергетике, транспорте, в формировании устойчивой городской среды.

Финансовое состояние. По данным финансовой отчетности на конец 2018 года активы банка составляли 19 562 млн. долл. США против 18 973 млн. долл. США годом ранее. Капитал был равен 19 512 млн. долл. США (18 959 млн. долл. США в 2017 году), а обязательства – 50 млн. долл. США (14 млн. долл. США в 2017 году). Чистая прибыль по итогам года составила 299 516 млн. долл. США.

Персонал. По состоянию на конец февраля 2019 г. в штат банка было нанято 203 человека. До конца года планируется довести численность персонала Банка
до 280-310 человек. Сотрудниками Банка являются граждане 44 стран, среди которых 27% китайцев, 7% – представители Кореи, по 5% Великобритании, Индии, Германии. Из России принято на работу только 5 человек (3%).

Проектная деятельность. На начало марта 2019 г. в проектный портфель банка входило 35 проектов (из них 31 займ и 4 вложения в инвестиционные фонды) общим объемом 7,5 млрд. долл. США. Большая часть инвестиционного портфеля приходилась на суверенные проекты –78%. Более двух третей портфеля АБИИ сосредоточено в пяти государствах: Индия, Индонезия, Турция, Азербайджан и Египет. Ключевой ориентир на 2019 год предполагает одобрение от 20 до 25 проектов на общую сумму 3,5-4,5 млрд. долл. США. Российских проектов в портфеле АБИИ пока нет.

В Банке действует трехуровневая система корпоративного управления

Нерегиональные члены (19)

Австрия (1966) Бельгия (1966) Великобритания (1966) Германия (1966)
Дания (1966) Испания (1986) Ирландия (2006) Италия (1966)
Канада (1966) Люксембург (2003) Нидерланды (1966) Норвегия (1966)
Португалия (2002) США (1966) Турция (1991) Финляндия (1966)
Франция (1970) Швейцария (1967) Швеция (1966)

Азиатский банк развития — (АзБР; Asian Development Bank), региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1966. Штаб квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит около 50 государств.… … Энциклопедический словарь

Что такое Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АIIB)?

Последнее обновление 29 июня 2015 г.

В понедельник, 29 июня, представители 57 стран подписали в Пекине соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АIIB). Китай получил в нём 20,06% голосов, Индия – 7,5%, а Россия – 5,92%. Таким образом, эти три страны стали крупнейшими владельцами голосов в АIIB.

Напомним, что 14 апреля Россия присоединилась к списку стран, выступивших соучредителями AIIB. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич выразил надежду, что РФ будет играть весомую роль в банке.

О том, что такое АIIB, рассказывает АиФ.ru.

Основные цели АIIB:

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ

АБР (ASIAN DEVELOPMENT BANK – ADB). В задачу банка входит стимулирование экон. роста и участие в ускорении экон. развития развивающихся государств – членов АБР, как коллективно, так и индивидуальноСоглашение о создании АБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г. К 1987 г. его членами являлись 47 гос-в, 30 из к-рых находятся в Азиатском регионе. США стали членом АБР в силу Закона об Азиатском банке развития от 16 марта 1966 г. (80 Stat. 71; 22 U.S.C. 285-285h).Членство в АБР открыто для членов и ассоциированных членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии ООН по экон. и социальным проблемам, а для др. стран региона и развитых стран из др. регионов – членов ООН или одного из ее специализированных агентств. 15 развитых стран из др. регионов включают США, Канаду, Великобританию и 15 западноевропейских стран в качестве членов.Операции. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран – членов АБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций.Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АБР.Специальные средства АБР составляют окно `льготных ссуд` по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов. В 1973 г. Банк создал Фонд азиатского развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи.БИБЛИОГРАФИЯ:ASIAN DEVELOPMENT BANK, Annual Reports.

АБР (ASIAN DEVELOPMENT BANK ADB). В задачу банка входит стимулирование экон. роста и участие в ускорении экон. развития развивающихся государств членов АБР, как коллективно, так и индивидуальноСоглашение о создании АБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г. К 1987 г. его членами являлись 47 гос-в, 30 из к-рых находятся в Азиатском регионе. США стали членом АБР в силу Закона об Азиатском банке развития от 16 марта 1966 г. (80 Stat. 71; 22 U.S.C. 285-285h).Членство в АБР открыто для членов и ассоциированных членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии ООН по экон. и социальным проблемам, а для др. стран региона и развитых стран из др. регионов членов ООН или одного из ее специализированных агентств. 15 развитых стран из др. регионов включают США, Канаду, Великобританию и 15 западноевропейских стран в качестве членов.Операции. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран членов АБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций.Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АБР.Специальные средства АБР составляют окно `льготных ссуд` по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов. В 1973 г. Банк создал Фонд азиатского развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи.БИБЛИОГРАФИЯ:ASIAN DEVELOPMENT BANK, Annual Reports.

(Asian Development Bank) – международный банк, основан в 1966 по рекомендации Экономической комиссии ООН по Азии и Дальнему Востоку для стимулирования экономического роста, сотрудничества и ускорения экономического развития стран этого региона. Капитал банка образован данными странами с помощью США, Западной Германии, Великобритании и Канады. А. б. р. предоставляет займы государственным организациям и частным предприятиям. Национальные и региональные проекты развития, на которые затрачиваются средства, должны быть одобрены правлением А. б. р. Главная контора А. б. р. – в Маниле. Органы управления – совет из представителей всех стран-членов и правление (директорат). Банк возглавляет президент, который является полномочным представителем страны и председателем правления. При решении всех вопросов 20 % голосов распределяется поровну между всеми странами-членами, а остальные 80 % – пропорционально доле участия каждой страны в уставном капитале банка.

Asian Development Bank) – международный банк, основан в 1966 по рекомендации Экономической комиссии ООН по Азии и Дальнему Востоку для стимулирования экономического роста, сотрудничества и ускорения экономического развития стран этого региона. Капитал банка образован данными странами с помощью США, Западной Германии, Великобритании и Канады. А. б. р. предоставляет займы государственным организациям и частным предприятиям. Национальные и региональные проекты развития, на которые затрачиваются средства, должны быть одобрены правлением А. б. р. Главная контора А. б. р. – в Маниле. Органы управления – совет из представителей всех стран-членов и правление (директорат). Банк возглавляет президент, который является полномочным представителем страны и председателем правления. При решении всех вопросов 20 % голосов распределяется поровну между всеми странами-членами, а остальные 80 % – пропорционально доле участия каждой страны в уставном капитале банка.

АБР (ASIAN DEVELOPMENT BANK – ADB). В задачу банка входит стимулирование экон. роста и участие в ускорении экон. развития развивающихся государств – членов АБР, как коллективно, так и индивидуальноСоглашение о создании АБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г. К 1987 г. его членами являлись 47 гос-в, 30 из к-рых находятся в Азиатском регионе. США стали членом АБР в силу Закона об Азиатском банке развития от 16 марта 1966 г. (80 Stat. 71; 22 U.S.C. 285-285h).Членство в АБР открыто для членов и ассоциированных членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии ООН по экон. и социальным проблемам, а для др. стран региона и развитых стран из др. регионов – членов ООН или одного из ее специализированных агентств. 15 развитых стран из др. регионов включают США, Канаду, Великобританию и 15 западноевропейских стран в качестве членов.Операции. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран – членов АБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций.Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АБР.Специальные средства АБР составляют окно `льготных ссуд` по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов. В 1973 г. Банк создал Фонд азиатского развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи.БИБЛИОГРАФИЯ:ASIAN DEVELOPMENT BANK, Annual Reports.

Wellness in Worrying Times

Physical and mental health is vital to post-pandemic recovery. The theme chapter in this report explores wellness, or the deliberate pursuit of activities that bring holistic health. Learn more

Physical and mental health is vital to post-pandemic recovery. The theme chapter in this report explores wellness, or the deliberate pursuit of activities that bring holistic health. Learn more

Азиатский Банк Развития

Азиатский Банк Развития (АБР)– это региональная финансовая организация, предназначенная для долгосрочного кредитования проектов развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АБР был создан в 1966году по решению XXI сессии социальной комиссии ООН для оказании помощи вразвитии стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Штаб-квартира АБР располагается в Маниле (Филиппины).

В настоящее время в состав АБР входят 67 стран, из них 48 стран азиатско-тихоокеанского региона, включая Казахстан, и 19 стран Западной Европы, США и Канада. Членство в АБР открыто для стран азиатско-тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам и других стран азиатского региона, а также для развитых стран из других регионов, если они являются членами ООН или одного из ее специализированных агентств. В этой связи значительная часть государств-членов АБР являются неазиатскими странами, на долю которых приходится почти 37% акций банка и 35% голосов. Поскольку деятельность АБР находится под контролем экономически развитых стран, в высших органах управления банка большое влияние имеет Япония, которая одновременно являетсястраной Азиатско-Тихоокеанского региона и одной из наиболее развитых стран мира.

Высшим органом АБР является Совет управляющих, в состав которого входят представители от каждой страны-члена. Совет управляющихвыбирает Президента АБР сроком на 5 лет и контролирует работу постоянно функционирующего Совета директоров. По уставу банка, президент и восемь из двенадцати директоров обязательно должны представлять страны региона.

В 2000 году уставной капитал АБР превысил 50 млрд. долл. США. Банковские операции АБР финансируются за счет взносов стран-членов АБР, доходов от инвестиций и привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран как основных акционеров АБР для кредитования развивающихся стран Азии.

Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:

1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет, что составляет около 2/3 всех кредитов;

2) из специального Фонда азиатского развития для кредитования бедных стран по льготной ставке в размере от 1 до 3% сроком до 40 лет.

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов. Банк осуществляет помощь развивающимся странам-членам в формепрямого финансированиявиде займов и инвестиций в акционерный капитал, предлагает политические гарантии от рисков по привлечению как иностранных, так и местных коммерческих кредиторов на проекты, выделяет гранты и оказывает техническую помощь.

За 2005- 2009 гг. средний ежегодный объем кредитования АБР составил 9,18 млрд. долларов США, объем технической помощи – 245,7 млн. долларов США и объем грантов – 855,4 млн. долларов США. На конец 2009 года общая сумма займов, выделенных на 2206 проектов в 41 стране, составила 155, 94 млрд. долларов США, грантов – 5,19 млрд. долларов США на 315 грантовых проекта, технической помощи – 3, 81 млрд. долларов США на 6863 проекта.

Приоритетными сферами вложений инвестиций являются промышленность, транспорт и связь, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.В 2009 году объем заимствования составил 13,23 млрд. долларов США (93 проекта), объем технической помощи – 267,2 млн. долларов США (313 проектов), объем грантов – 1,11 млрд. долларов США (64 проекта). Дополнительно в виде прямого софинансирования с добавленной стоимостью 3,16 млрд. долларов США.

Казахстан входит в состав членов АБР c1994 года и занимает 14-е место по доле акций среди стран региона и 21-е место среди всех стран-членов. Количество акций 28,536 (0,81%), число голосов 41,768 (0,94%).

Постоянное Представительство АБР в Казахстане было открыто в 1998 году. Государственным органом, отвечающим за деятельность АБР в Казахстане, является Министерство экономического развития и торговли.

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов. Банк осуществляет помощь развивающимся странам-членам в формепрямого финансированиявиде займов и инвестиций в акционерный капитал, предлагает политические гарантии от рисков по привлечению как иностранных, так и местных коммерческих кредиторов на проекты, выделяет гранты и оказывает техническую помощь.

Азиатский банк развития: что это

АБР финансирует кредитные проекты и программы на территории своих РСЧ. Он также предоставляет техническую помощь, гранты, гарантии и инвестиции в акционерный капитал. АБР также содействует политическим диалогам, предоставляет консультативные услуги и привлекает финансовые ресурсы посредством операций софинансирования, которые используют официальные, коммерческие и экспортные кредитные источники. Это позволяет добиваться максимального воздействия в сфере развития при оказании помощи. Операции финансируются из обычных капитальных ресурсов (ОКР) и Специальных фондов. Устав АБР требует всегда держать и использовать ОКР и Специальные фонды отдельно друг от друга [3, стр.4].

Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл. Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).

Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:

1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);

2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.

Займы дают главным образом правительственным организациям на ссуды правительствам или под правительственные гарантии, на кредитование частного сектора. Основными заемщиками банка являются КНР, Индия, Пакистан и Филиппины. Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями, а также с энергетикой. В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.

Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США [6].

Операции АБР из ОКР разнообразные, они охватывают сельское хозяйство и природные ресурсы; образование; энергетику; финансы; здравоохранение с социальную защиту; промышленность и торговлю; управление государственным сектором; транспорт и информационно- коммуникационные технологии; многосекторные программы и проекты; а также водоснабжение и другую муниципальную инфраструктуру и услуги. Кредиты ОКР обычно выдаются тем РСЧ, которые достигли более высокого уровня экономического развития. За период с момента создания по 31 декабря 2009 года АБР утвердил кредитов (минус аннулированные кредиты и сокращения) на совокупную сумму 117402 млн. долл. США в рамках простых операций. Непогашенные кредиты и обязательства по предоставлению кредитов ОКР составили по состоянию на 31 декабря 2009 года 64610 млн. долл. США.

Каждый год, начиная со времени создания, АБР добивается стабильно положительных показателей при очень низких уровнях невозврата кредитов. Даже в условиях понижающейся процентной ставки в 2009 году операционный доход АБР до ASC 815/825 составил 420 млн. долл. США (700 млн. долл. США). Приложение А содержит подробные данные о финансовых средствах АБР. Кредиты–ОКР АБР утвердил кредиты из ОКР на общую сумму 11020 млн. долл. США в 2009 году (8705 млн. долл. США), включая 443 млн. долл. США (1780 млн. долл. США) для несуверенных заемщиков.

Инвестиции в акционерный капитал–ОКР АБР утвердил инвестиции в акционерный капитал на сумму 220 млн. долл. США (123 млн. долл. США).

Заимствования АБР привлек 10359 млн. долл. США (9372 млн. долл. США)долгосрочных и среднесрочных средств и 340 млн. долл. США (2867 млн.долл. США) краткосрочных средств.

Заимствования и свопы в национальной валюте В 2009 году АБР выпустил вторую эмиссию облигаций в китайских юанях на сумму 1,0 млрд.

в Китайской Народной Республике, а также привлек средства посредством многовалютных свопов для выполнения требований финансирования в национальных валютах в индийских рупиях, индонезийских рупиях и филиппинских песо [3, стр. 6].

в Китайской Народной Республике, а также привлек средства посредством многовалютных свопов для выполнения требований финансирования в национальных валютах в индийских рупиях, индонезийских рупиях и филиппинских песо [3, стр. 6].

Азиатский банк развития

региональный банк развития

22 августа 1966

Такэхико Накао (президент)

около 3000 человек

Азиа́тский банк разви́тия (англ. Asian Development Bank ) — банк, основанный в 1966 году, его главной задачей является стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.

Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). Президентом АБР с 28 апреля 2013 года является японец Такэхико Накао.

региональный банк развития

FAQ: зачем нужен банк БРИКС

Все «за» и «против» новой финансовой структуры России, Китая, Индии, ЮАР и Бразилии

Фото: Reuters / Jason Lee

В четверг Россия заговорила о создании новой финансовой структуры без участия развитых стран – банка развития Шанхайской организации сотрудничества, куда также входят Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Между тем ранее на конференции в Бразилии сразу после чемпионата мира прояснились контуры другого подобного банка – на базе полувиртуального объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия. Китай, ЮАР).

Зачем нужны международные банки и фонды?

Самые известные примеры – это Всемирный банк и Международный валютный фонд, созданные развитыми странами после Второй мировой войны. Главной задачей ВБ является борьба с бедностью, МВФ – смягчение последствий экономических кризисов.

Также существуют различные региональные банки: Азиатский банк развития, Андская корпорация развития, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития, Межамериканский банк развития и другие. Некоторые из них оказались успешнее глобальных аналогов. Так, Андская корпорация развития (CAF) по состоянию на 2012 год раздала своим членам (это в основном страны Латинской Америки) больше кредитов, чем Всемирный банк и Межамериканский банк развития, вместе взятые.

Как будет устроен банк БРИКС?

Структура будет состоять из двух частей.

Новый банк развития (НБР) – аналог Всемирного банка. Его начальный капитал составит $50 млрд и постепенно увеличится до $100 млрд. НБР будет финансировать инфраструктурные проекты и проекты «устойчивого развития». При таких параметрах банк сможет ежегодно выдавать кредиты на сумму $3 млрд и содержать кредитный портфель на сумму $16 млрд (оценка российского ЦМАКП). Это в разы меньше, чем у Всемирного банка или Азиатского банка развития. Капитал банка будет сформирован до 2020 года.

НБР в сравнении с другими банками развития, $ млрд

Всемирный банк Азиатский банк развития Новый банк развития (оценка)
Активы 328,8 115,9 35,6
Объем кредитования, в год 10,5 10,2 3,1
Кредитный портфель 151,3 53,1 16,3
Капитал по балансу 40,2 17,1 5,3

Пул условных валютных резервов – «мини-МВФ». Из этого фонда объемом $100 млрд страны БРИКС смогут получать помощь в случае необходимости. В периоды кризиса участники смогут претендовать на определенную часть фонда, но пока их кредитные лимиты в нем ниже того, что готов предоставить МВФ.

Кредитные лимиты стран в МВФ и НБР,

Пул УВР МВФ*
Китай 20,5 71,9
Индия 18 44,2
Россия 18 45,1
Бразилия 18 32,4
ЮАР 10 14,6

В чем сила банка БРИКС?

Странам-участницам будет проще получать от него помощь и кредиты, чем от МВФ и ВБ, где большим правом голоса обладают развитые страны, считают эксперты ЦМАКП. От участия в пуле валютных резервов больше всех выиграет Южная Африка, у которой наименее устойчивый платежный баланс.

Бразилии, Индии и ЮАР сейчас особенно сложно привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, а Китай, напротив, готов предоставить деньги для этого, а его строительные компании с радостью примут участие в этих проектах.

В чем слабость?

У блока БРИКС нет глобальной идеи, кроме недовольства существующими правилами игры, указывает в своей колонке в Financial Times экономист Aberdeen Asset Management Люси Кэрролл. ВБ и МВФ же создавались с целью не повторить ужасы мировых войн и Великой депрессии. И в конце концов, страны БРИКС сильнее различаются по ВВП на душу населения, темпам роста экономики, младенческой смертности и тому подобным показателям, чем развитые страны, основавшие МВФ и ВБ. Впрочем, сторонники банка БРИКС на это могут сказать, что он создается с целью не повторить «ужасов», подобных Великой рецессии и кризису в Аргентине, вызванному применением рекомендаций МВФ.

Функции банка БРИКС во многом дублируют функции МВФ и ВБ, а также частных транснациональных компаний, указывают редакторы Bloomberg View в своей колонке.

Конкурировать с Всемирным банком и МВФ новый банк не сможет, полагают в ЦМАКП. У него будет меньший доступ к длинным деньгам, чем у институтов, которые существуют давно и имеют сложившуюся репутацию (например, Азиатский банк развития создан полвека назад). По той же причине у банка БРИКС будет меньший финансовый рычаг, а также доступ к экспертизе. Поэтому более реалистичный сценарий – сотрудничество с другими подобными организациями.

Что можно улучшить?

Многое будет зависеть от того, какие проекты будет финансировать новый институт. Успех той же CAF отчасти объясняется тем, что она дает деньги не только на дороги и дамбы, но и на более краткосрочные и прибыльные проекты.

Банку БРИКС нужно будет привлечь новых членов для увеличения капитала. Вероятные кандидаты – Аргентина и Индонезия.

Многое будет зависеть от того, какие проекты будет финансировать новый институт. Успех той же CAF отчасти объясняется тем, что она дает деньги не только на дороги и дамбы, но и на более краткосрочные и прибыльные проекты.

Великий китайский банк

Китай предпринимал довольно много усилий для того, чтобы расширить свою квоту в МВФ, во Всемирном банке, да и других инвестиционных банках, чтобы осуществлять и создавать инфраструктуру в рамках существующих международных организаций. Но США заняли жесткую позицию, мол, мы готовы брать китайские деньги, но не готовы делиться влиянием. И Пекин понял, что сотрудничество с Вашингтоном в этом направлении невозможно.

Азиатский банк развития: финансовые любимчики и аутсайдеры

О непростой ситуации в экономике Киргизии, о ее международных займах и долгах, о перспективах страны рассказывает экономический эксперт Кубат Рахимов.

– Азиатский банк развития в течение 2018 года планирует предоставить Таджикистану около 160 млн долларов на реализацию ряда проектов. Долгов у страны много, что стало поводом для возврата международных институтов к финансированию исключительно на безвозмездной основе. Не кредиты, а только гранты. При этом в 2017 году внешний долг Таджикистана достиг 40,3 процента от ВВП. У Киргизии же 70 процентов. Но АБР и другие банки не дают нам такие гранты. Почему Таджикистан ходит у АБР в любимчиках, а Киргизия нет?

Азиатский банк развития, как и другие международные финансовые институты развития, работает исходя из того, что его контрагенты – это государство и проекты государственные, то есть банк финансирует то, что дается правительством на уровне министерств, ведомств и прочая. Здесь крайне важна финансовая дисциплина, пополняемость бюджета, ситуативная прогнозируемость дефицита или же профицита бюджета. Плюс готовность выполнять свои финансовые обязательства.

Деятельность АБР охватывает широкий спектр направлений. Это и инфраструктура, включая дорожную, реконструкцию и строительство новых дорог, в Таджикистане, например, примерно 650 километров дорог за счет АБР восстановлено. Потом они достаточно плотно работают с энергетическим сектором, со сферой образования.

У нас в Кыргызстане проекты и программы, под которые мы могли бы запрашивать помощь, гранты и финансирование у АБР, хромают на обе ноги. На днях в Стамбуле будет проходить ежегодная встреча по транспортной секции. Сколько я езжу на эти мероприятия, столько от Кыргызстана одни и те же проекты озвучиваются, но не предлагается, например, электрификация железной дороги. Эти проекты не реализуются не потому, что АБР «плохой», а потому что нет качественной проработки с нашей стороны. Однако ряд проектов нам все же удалось продвинуть. В конце прошлого года, например, по системе образования нам выделили 30 миллионов долларов, из них 18 миллионов в виде кредита, остальные 12 в виде гранта, которые в основном пойдут на профтехобразование. Они хотят сменить модель развития нашей системы ПТО и всего среднего специального образования в целом.

Поэтому говорить, что грантов от АБР нет вообще, я бы не стал, гранты идут. То, что записывается в качестве технической помощи и всевозможных мер такой помощи, более или менее равномерно размазано по министерствам и ведомствам. В частности, проект содействия вступлению Кыргызстана в ЕАЭС. Это, конечно, забавно, что Азиатский банк развития озаботился вступлением КР в ЕАЭС спустя два года после физического вступления республики в союз, т.е. в 2015 году мы вступили, а в 2017 году АБР решил что-то сделать. Но происходило это как-то скомканно, бессистемно, на мой взгляд. Здесь, я считаю, должен был быть диалог между Евразийской экономической комиссией и банком, потому что само правительство Кыргызстана, на мой взгляд, не может самостоятельно четко сформулировать свои потребности.

Вот такой парадокс. А со стороны евразийских интеграторов формулировка этого фокуса могла бы быть гораздо четче. Поэтому АБР сформулировал, исходя из видения министерства экономики страны, исходя из видения, которое сформулировал аппарат правительства, но, как я вижу, несмотря на неплохую команду экономистов и финансистов, которую они собрали, результата особого нет.

– То есть политики в этих вопросах нет?

– Нет. Просто, на мой взгляд, правительству нужно быть более собранным, более сконцентрированным, потому что, как я уже говорил, АБР работает только с государственными проектами и государственными органами, а Кыргызстан, к сожалению, беден на генерацию пусть даже сумасшедших идей. У нас нет нормальных, сформулированных, четко прописанных проектов, в отличие от того же Таджикистана, который четко артикулирует, что ему надо.

Еще один момент. Кыргызстан не может четко сформулировать ни одного проекта, что говорит об институциональной слабости и о внутреннем недоверии в стране. Люди, которые могли бы поставить на ноги малую энергетику, а такие люди есть, готовы вводить мощности по 150 мегаватт ежегодно. Это очень крупный проект, но частный, а с ним АБР, увы, не работает. При этом наша совершенно неэффективная пятиуровневая система энергетики имеет формальное право обращаться в АБР. Вот такой парадокс.

Еще раз повторюсь: за счет того, что в Таджикистане более организованная система государственного управления, он получает финансирование от АБР. У нас же пока есть только разрозненные структуры и такие разрозненные проекты, которые не относятся к категории комплексных, потому и финансирование незначительное.

Проблема не в политике и не в том, что мы вступили в ЕАЭС. АБР плотно работает в Казахстане, раз уж на то пошло. Когда в Казахстане был финансовый кризис и произошел обвал тенге, именно АБР первым пришел на помощь и дал миллиард долларов на поддержание платежного баланса республики. В том, что АБР не спешит выделять нам средства, виноваты мы сами. У нас вечная чехарда, у нас не могут даже сформировать четкую структуру, которая бы занималась инвестициями.

– В Пекине заговорили о возвращении Киргизией долгов. Это – угроза, всего лишь напоминание или будет реальный шаг к истребованию долгов? Можно сказать, что Китай не станет списывать их, как Россия?

– Я не думаю, что будут какие-то реальные шаги. Мне кажется, что это сделано просто для того, чтобы мы не забывались. У нас ведь могут немного не понимать, кто главный кредитор и, заметьте, грантодатель. Это раз. Во-вторых, я не уверен, что такое заявление китайского посла в КР вообще было, потому что я не могу найти никакого первоисточника. На мой взгляд, это была какая-то полуфейковая новость, за которую все схватились. Возможно, мы приняли за данность то, что хотели услышать. Если вы найдете первоисточник, пришлите его мне. А пока считайте, что я не отвечаю на это ваш вопрос, потому что не хочу плодить фейки. Когда я увижу, что посол сказал именно это, тогда можно будет говорить об этом предметно.

– При таких темпах роста госдолга он может сравняться с ВВП. Не грозит ли стране дефолт? Или у власти есть механизмы остановки роста долга, особенно китайцам – какая-то правительственная программа, некий план или что-то еще?

– Я вам скажу такую вещь: я полностью разделяю позицию экс-генсека ШОС Муратбека Иманалиева, который говорит, что не надо бояться заимствовать, если это – бюджет развития, если наши государственный и муниципальные бюджеты будут пониматься как бюджет развития. Что это такое? Это – капитальные расходы, которые идут для кредитования, прямого инвестирования, гарантийного обеспечения различных инвестиционных проектов, то есть мы точно знаем, что вкладываем в то, что нам даст отдачу.

Мы же с этими китайскими кредитами залезли в заведомо убыточные объекты, либо в проекты, которые носят характер очень длительной окупаемости, например «Датка-Кемин». Причем, как оказалось, бюджет этого проекта приблизительно равен бюджету проекта по модернизации Бишкекской ТЭЦ – 386 и 389 миллионов, что натолкнуло меня на небольшое исследование. И я пришел к выводу, что у Эксимбанка Китая есть некая предельная сумма кредитования на одного заемщика, которая составляет примерно 2-2,5 миллиарда юаней. Наши условные компрадоры, отталкиваясь не от бизнес-планов, т.е. им неважно, сколько нужно потратить, берут столько, сколько могут взять. Поэтому и получается похожесть этих сумм. Также до 400 миллионов долларов китайцы дали на частичное финансирование альтернативной автомобильной дороги «Север–Юг».

Это говорит о том, что есть разрыв между инвестиционными и электоральными циклами. То есть как только электоральный цикл позволяет брать деньги – берут, поскольку за них не придется нести ответственности, потому что инвестиционный цикл дольше. Это инфраструктурные проекты, это энергетические проекты, отвечать за них не надо. А мы должны брать под те проекты, которые могут дать отдачу, у которых можно увидеть рентабельность и так далее. Надо было брать кредиты, за которые можно было бы ответить в шестилетний срок, в одном электоральном цикле.

Деньги любят счет, и вся демагогия, построенная на том, что вот, мол, смотрите, мы решили социальные проблемы, обеспечили бесперебойное перебрасывание энергии с юга на север, обеспечили какую-то мифическую энергетическую независимость – бред это все. Не было никаких общественных слушаний, никто не анализировал, чем обернется стране так называемая энергетическая независимость, а она оборачивается тяжелейшей финансовой зависимостью от Китая. Да и покупали бы дальше в разумных пределах казахский уголь и российский газ, занимались бы полноценным энергосбережением и экономией и не имели бы сейчас таких долгов. Через несколько лет начнутся полноценные выплаты по китайским кредитам, и мы по 300 миллионов должны будем ежегодно выплачивать.

В Кыргызстане нет механизма контроля над действиями чиновников, берущих кредиты, последствия по которым наступят через 10-20 лет. Я не говорю, что не нужно брать длинные кредиты, это не совсем верно, но чем длиннее срок, тем длиннее кредит и тем более тщательно парламент, партии, гражданское общество должны подвергать экспертизе все эти проекты. Та же Бишкекская ТЭЦ: чем больше она генерирует энергии, тем больше она дает убытков, это фабрика по производству убытков. «Датка-Кемин», построенная якобы для того, чтобы обойти чужие энергосистемы и свою замкнуть, окупится в лучшем случае через 50 лет.

– И все же возможен дефолт?

– Не надо бросаться в крайности. Покажите хотя бы одно государство, где объявлен дефолт. Даже Венесуэла, где тяжелейшее финансовое положение в целом относительно неплохо котируется на рынке долгов. Речь можно будет вести по техническим дефолтам, то есть по конкретным выплатам, траншам, бумагам. Не надо запугивать людей и политиков, нет такого понятия – полный дефолт государства. У Японии огромный долг, в несколько раз превышающий ВВП, у Китая – тоже. Проблематика упирается в МВФ. Какой-то экономист высчитал, что для стран с развивающейся экономикой лимит кредитования не должен превышать 60 процентов ВВП. Кто-то это придумал, МВФ за это зацепился – и понеслось. Но это все индивидуально. Есть маленькие страны с маленькими экономиками, которым просто нужен бюджет развития. Если бы наши заемщики формулировали как бюджет развития, тогда можно и дальше заимствовать.

В Кыргызстане многие проблемы связаны с тем, что у нас государственный долг перекошен в сторону внешнего долга. Внутренние заимствования не превышают 10 процентов. То есть нужно:

а) наращивать внутренние заимствования путем выпуска ценных бумаг, которые будут интересны населению, банкам, бизнесу, как это делается во всем мире,

б) развивать сектор корпоративных заимствований – запустить фондовую биржу, чтобы наладить взаимодействие с международными финансовыми центрами,

в) развивать государственно-частное партнерство, когда наше государство не будет увеличивать суверенный долг, но будет иметь обязательства перед частными инвесторами,

г) ограничить заимствования у какой-либо одной страны или кредитора пределом в 25%, чтобы не попасть в чрезвычайную зависимость от него, тем более если это могущественный сосед.

Беседу вели Наталья Коноплянкина, Ринат Файзулин

– При таких темпах роста госдолга он может сравняться с ВВП. Не грозит ли стране дефолт? Или у власти есть механизмы остановки роста долга, особенно китайцам – какая-то правительственная программа, некий план или что-то еще?

История возникновения Азиатского банка развития

Предложение об учреждении Азиатского банка развития, АзБР (Asian Development Bank), было выдвинуто в 1963 г. группой экспертов по региональному сотрудничеству Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для стран Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ). В 1965 г. государства – участники ЭКАДВ подписали Соглашение о создании Азиатского банка развития, которое вступило в силу в августе 1966 г. Таким образом, Азиатский банк развития стал третьим по счету региональным банком развития (regional development bank) после созданных в 1959 г. Межамериканского банка развития (Inter-American Development Bank) и в 1964 г. Африканского банка развития (African Development Bank).

В соответствии с учредительными документами цели деятельности Азиатского банка развития заключаются в содействии экономическому развитию и продвижении экономической кооперации среди государств региона. Для достижения указанных целей на АзБР возложены следующие функции: содействие привлечению частных и государственных инвестиций в регион; финансирование за счет собственных ресурсов проектов и программ развития; оказание помощи странам в координации их политик и планов развития с целью конвергенции региональных экономик, стимулирования внутрирегиональной торговли; предоставление технического содействия для подготовки, финансирования и реализации инвестиционных проектов и программ.

Примечательно, что одним из инициаторов создания Азиатского банка развития был СССР, однако его предложения по системе распределения квот голосов среди участников Банка не нашли поддержки, и Советский Союз отказался от вступления в АзБР.

Общий объем предоставленного Банком финансирования за все годы его работы, период с 1966 по 2010 г. составляет 181,6 млрд долл. США, в том числе в форме кредитов – 167,1 млрд долл. США, грантов – 4,4 млрд долл. США, гарантий – 4,1 млрд долл. США, торгового финансирования – 1 млрд долл. США, прямых инвестиций – 1,9 млрд долл. США, технического содействия – 3,1 млрд долл. США. В настоящее время Азиатский банк развития является крупнейшим многосторонним институтом развития в АТР, в систему которого также входят Азиатский фонд развития (Asian Development Fund), Специальный фонд технической помощи (Technical Assistance Special Fund) и Японский специальный фонд (Japan Special Fund).

Азиатский банк развития обладает всеми основными свойствами региональных банков развития, к которым относятся: цели и задачи деятельности обусловлены потребностями стран с развивающимися экономиками; значительная часть уставного капитала Банка формируется за счет взносов нерегиональных участников развитых государств, доля последних в акционерном капитале АзБР составляет порядка 64,5%); уставный капитал Банка складывается из подлежащего реальной оплате капитала и гарантированного капитала, оплачиваемого по требованию; используются инструменты льготного кредитования и технического содействия, с помощью которых АзБР стремится расширить предоставление концессионного финансирования для реализации, с одной стороны, недостаточно рентабельных, а с другой – необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста проектов; приоритет в кредитном стимулировании интеграционного процесса отдается, прежде всего, направлению инфраструктурного развития; при выборе заемщиков определенное предпочтение отдается наиболее платежеспособным странам региона, основной объем кредитов АзБР за весь период деятельности Банка был предоставлен Индонезии, Пакистану, Индии и КНР.

В настоящее время в соответствии с Долгосрочной стратегией на период до 2020 г. АзБР сконцентрировал внимание на решении трех основных задач: оказание содействия экономическому росту государств-участников посредством инвестирования в инфраструктуру, образовательные программы и основные государственные услуги; повышение экологической безопасности путем продвижения «зеленых» технологий, распространения знаний по управлению окружающей средой, развития инициатив по смягчению негативных последствий изменения климата и адаптации к нему; продвижение региональной межстрановой интеграции посредством содействия совместному использованию ресурсов, укрупнению внутрирегиональных рынков и конвергенции экономик государств- участников.

В числе основных областей деятельности Банка вышеупомянутой Долгосрочной стратегией предусмотрены: развитие объектов инфраструктуры; охрана окружающей среды; региональная кооперация и интеграция; развитие финансового сектора; развитие сферы образовательных услуг. К группе дополнительных областей работы Азиатского банка развития отнесены: развитие здравоохранения; поддержка сельского хозяйства; оказание помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях. Необходимо отметить, что указанные задачи и конкретные направления работы Банка определялись с учетом объективных социально- экономических потребностей стран членов АзБР. В частности, государства бенефициары Банка в целом характеризуются низким уровнем экономического развития, во многих случаях экономической отсталостью. Так, в 2009 г. средний ВВП в расчете на душу населения в государствах реципиентах АзБР5 составил 2 328 долл. США. Для сравнения, аналогичный показатель в государствах – членах ОЭСР за 2009 г. составил 36 852 долл. США, т.е. в 15,8 раз больше.

Важнейшим следствием низкого уровня экономического развития государств является низкий уровень реально располагаемых доходов их населения (благосостояния, качества жизни) – проблема бедности.

Экономическая ситуация в АТР дополнительно усугубилась в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом (ГФЭК) 2008-2009 гг., который стал одним из тяжелейших испытаний последних лет для Азии. В первую очередь, кризис проявился через сжатие потребительского спроса на экспортные товары местных производителей. В свою очередь, уменьшение нормы регионального потребления и инвестиций еще больше усугубили эти проблемы, сократив средний для государств Азии годовой экономический рост 9,5% ВВП (в 2007 г.) до 5,2% ВВП (в 2009 г.). По подсчетам АзБР, 71 млн человек из числа тех, кто мог бы покинуть зону бедности, в случае сохранения роста на уровне 2007 г., остались с дневной нормой потребления менее 2 долл. США, 54 млн человек – менее 1,25 долл. США.

В настоящее время Азия является мировым лидером по темпам экономического восстановления рост регионального ВВП по итогам 2011 г. составил более 7%. Данные результаты были достигнуты, в том числе, благодаря инвестиционным усилиям, предпринятым в период кризиса АзБР. Для этого в 2009 г. Совет управляющих Азиатского банка развития принял решение о беспрецедентном троекратном увеличении уставного капитала Банка с 55 до 165 млрд долл. США. Увеличение капитала на 200% является крупнейшим в истории АзБР; докапитализация позволила Банку оказать поддержку странам, в наибольшей степени пострадавшим в результате кризиса. Так, в 2009 г. совокупный объем операций АзБР составил 19,2 млрд долл. США, что представляет собой рост по сравнению с показателем предыдущего года на 57% и является абсолютным историческим максимумом за все 45 лет работы Банка. Высокая инвестиционная активность была поддержана АзБР и в 2010 г. совокупный объем операций Банка в нем составил порядка 17,5 млрд долл. США. Таким образом, Банк на 15% перевыполнил ранее поставленную перед собой задачу по предоставлению за период 2009- 2010 гг. проектного финансирования на сумму до 32 млрд долл. США.

Помимо этого, в 2009 г. в целях осуществления контрциклического регулирования региональной экономики Банком был создан Фонд поддержки контрциклического развития, ФПКР (Countercyclical Support Facility), с начальным капиталом 3 млрд долл. США, цель деятельности которого заключается в оперативном предоставлении льготного финансирования для покрытия странами-реципиентами временных бюджетных разрывов. Возможности данного инструмента были незамедлительно использованы государствами – членами АзБР. Так, по итогам 2011 г. на ФПКР пришлось 28,5% всего объема операций АзБР. (Остальные 71,5% объема операций имели следующее распределение: 40,1% – кредиты, предостав- ляемые странам-участницам для поддержки проведения ими социально-экономических реформ; 20,1% – операции в частном коммерческом секторе; 11,3% – займы и гранты, предоставляемые правительствам государств- участников для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в контексте рассмотрения контрциклических мер Банка следует отметить, что в 2010 г. для расширения источников льготного финансирования АзБР перечислил 400 млн долл. США в Азиатский фонд развития на предоставление дополнительной ликвидности беднейшим региональным участникам.

Таким образом, во время ГФЭК 2008-2009 гг. АзБР использовал весь доступный банковский инструментарий финансовой поддержки государств-бенефициаров, в том числе по линии льготного и грантового финансирования наименее устойчивых в фискальном отношении стран, осуществляя инвестиции в приоритетные сектора экономики, включая инфраструктурный сектор, в котором создается наибольшее количество новых рабочих мест в экономике на единицу осуществленных вложений.

Предпринятые АзБР действия в области контрциклического регулирования получили высокую оценку со стороны международного сообщества. Так, в апреле 2009 г. лидерами государств «Группы двадцати» в Лондоне была принята Декларация по предоставлению ресурсов посредством международных финансовых институтов, в которой нашло поддержку решение об увеличении на 200% уставного капитала АзБР. Кроме того, предпринимаемые АзБР меры по противодействию последствиям ГФЭК получили положительные оценки во время встречи министров финансов и руководителей центральных банков членов «Группы двадцати».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Азиатский банк развития не только не пострадал во время финансового кризиса 2008-2009 гг., но, как и другие многосторонние банки развития, стал важным инструментом международного сообщества по реализации мер контрциклического регулирования мировой экономики, осуществив за эти годы рекордные объемы инвестиционных операций на территории стран АТР.

По нашему мнению, такие результаты стали возможными благодаря наличию у Банка ряда институциональных свойств и особенностей. Так, Азиатский банк развития является первоклассным эмитентом долговых обязательств, имеет кредитные рейтинги на уровне ААА от всех трех международных рейтинговых агентств и, таким образом, способен фондировать операционную деятельность на международном рынке ссудного капитала на максимально благоприятных условиях. Помимо этого, как уже отмечалось, его капитал складывается из подлежащего обязательной реальной оплате капитала и так называемого гарантированного капитала, оплачиваемого акционерами по первому требованию Банка (доля последнего в капитале Банка составляет 92%. Таким образом, в случае необходимости Азиатский банк развития может в относительно короткие сроки значительно увеличить размеры собственных средств, обратив к акционерам требование об оплате гарантированной части уставного капитала.

Также необходимо отметить, что АзБР имеет консервативный коэффициент финансового левериджа (19%) и, при необходимости, обладая статусом первоклассного эмитента, может мобилизовать значительные объемы долговых ресурсов. Помимо этого, Банк имеет высоколиквидную структуру баланса (доля казначейского портфеля в активах АзБР на конец 2008 г. составляла около 54%). Данные ресурсы являются резервом ликвидности и, в случае необходимости, могут быть оперативно переориентированы АзБР на финансирование инвестиционной деятельности или оплату долговых обязательств.

Устойчивое финансовое положение АзБР также определяется наличием у него высококачественного инвестиционного портфеля. По нашему мнению, высокое качество инвест- портфеля связано с двумя основными факторами. Во-первых, оно обусловлено применением в АзБР передовых банковских практик и процедур при подготовке, мониторинге и управлении проектами. При этом АзБР обладает колоссальным накопленным опытом в области проектного финансирования – как отмечалось выше, за период 1966-2010 гг. Банк предоставил своим клиентам финансирование для целей развития на общую сумму порядка 181,6 млрд долл. США. Во-вторых, хорошее качество инвестиционного портфеля объясняется готовностью государств-заемщиков, являющихся одновременно и собственниками Банка, дисциплинированно выполнять свои обязательства даже в условиях нестабильной финансовой ситуации. Выданные АзБР кредиты должны погашаться и обслуживаться в первую очередь, что особенно важно в периоды финансово- экономических кризисов. Такие кредиты «защищены» специальной юридической оговоркой негативного залога (negative pledge clause), означающей, что если суверенный заемщик предоставит другому кредитору более благоприятные условия погашения долга, то такие же условия должны распространяться на все кредиты, привлеченные у Банка.

Важным аспектом в деятельности АзБР, по нашему мнению, является и то обстоятельство, что Банк пользуется особым преференциальным статусом на территории государств- участников. В частности, он и его сотрудники освобождаются от уплаты любых видов налогов, таможенных сборов и прочих обязательных платежей (за исключением оплаты конкретных видов услуг), от регулирования со стороны центральных (национальных) банков, прочих государственных регуляторов, от норм регистрационного права, а также от судебного преследования.

Таким образом, на наш взгляд, у АзБР могут быть выделены следующие институциональные свойства и особенности, позволяющие Банку эффективно решать поставленные перед ним мировым и региональным сообществом задачи в области содействия международному развитию и осуществления контрциклического регулирования в периоды финансовой нестабильности: статус первоклассного заемщикаустойчивое финансовое положение; высокие стандарты операционной работы; наличие преференциального статуса в странах операций.

Что касается перспектив Банка, можно предположить, что новую значимость для развития Азиатско-Тихоокеанского региона АзБР, с учетом продемонстрированных им возможностей по смягчению негативных кризисных последствий, а также троекратного пополнения уставного капитала, приобретет уже в среднесрочной перспективе. При этом, как представляется, он должен сконцентрировать усилия на решении задач, зафиксированных в Заявлении лидеров стран – членов «Группы двадцати» по итогам питтсбургского саммита в сентябре 2009 г. В данном Заявлении указывается, что многосторонние банки развития должны усилить: операционный фокус на продовольственной безопасности посредством содействия повышению производительности труда в сельскохозяйственном секторе, а также через расширение доступа к современным технологиям; внимание на развитии человеческого потенциала и обеспечении безопасности жизнедеятельности в бедных регионах; поддержку развития частного сектора и создания инфраструктурных объектов с целью расширения возможностей наименее защищенных слоев населения и экономического роста; вклад в финансирование перехода к «зеленой экономике» через наращивание инвестиций в генерацию, распределение и утилизацию экологически чистой электроэнергии, повышение уровня энергоэффективности и устойчивости к климатическим изменениям.

В то же время можно согласиться с мнением известного экономиста в области международного развития, профессора Колумбийского университета Ст. Гриффит-Джонс, что наличие одного только Азиатского банка развития, очевидно, недостаточно для АТР, в котором проживает более 60% от общей численности и порядка 2/3 беднейшего населения планеты. В этой связи, на наш взгляд, странам данного региона в будущем представляется целесообразным проработать вариант создания сразу нескольких субрегиональных банков развития, например: в Юго-Восточной, Северо-Восточной и Южной Азии, Океании.

Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить следующее: азиатский банк развитие кыргызский

Во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Азиатский банк развития являлся значимым инструментом международного сообщества по реализации мер контрциклического регулирования, осуществив за эти годы рекордные объемы инвестиционных операций в приоритетных секторах экономики на территории АТР. Возможности АзБР в области контрциклического регулирования связаны с наличием у него совокупности институциональных свойств и особенностей, включающих: статус первоклассного заемщика; устойчивое финансовое положение; высокие стандарты операционной работы; наличие преференциального статуса в странах операций.

В числе основных областей деятельности Банка вышеупомянутой Долгосрочной стратегией предусмотрены: развитие объектов инфраструктуры; охрана окружающей среды; региональная кооперация и интеграция; развитие финансового сектора; развитие сферы образовательных услуг. К группе дополнительных областей работы Азиатского банка развития отнесены: развитие здравоохранения; поддержка сельского хозяйства; оказание помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях. Необходимо отметить, что указанные задачи и конкретные направления работы Банка определялись с учетом объективных социально- экономических потребностей стран членов АзБР. В частности, государства бенефициары Банка в целом характеризуются низким уровнем экономического развития, во многих случаях экономической отсталостью. Так, в 2009 г. средний ВВП в расчете на душу населения в государствах реципиентах АзБР5 составил 2 328 долл. США. Для сравнения, аналогичный показатель в государствах – членах ОЭСР за 2009 г. составил 36 852 долл. США, т.е. в 15,8 раз больше.

Азиатский Банк Развития – Таджикистан

АБР является многосторонним банком развития, акционерами которого являются 67 стран-членов, в том числе 48 стран, расположенных в регионе, и 19-в других частях мира. Основными инструментами оказания помощи развивающимся странам-членам являются политический диалог, кредиты, инвестиции в акционерный капитал, предоставление гарантий, грантов и технической помощи (ТП).

Программа АБР в Таджикистане продолжит оказывать содействие региональному сотрудничеству и развитию энергетического и транспортного секторов, а также помощь в улучшении инвестиционного климата.
Ожидается, что программа помощи АБР на 2012г составит 62 миллиона долларов США на грантовой основе. Ожидаемый объем помощи на 2013г.-84,3 миллиона долларов США на грантовой основе, и на 2014г-69 миллионов долларов США. Однако, окончательный размер будет зависеть от показателей в стране и наличия средств АБР
Предложенная программа на 2012г. включает проект по улучшению дороги Айни-Пенджикент-граница с Узбекистаном, проект по развитию альтернативных источников энергии и два проекта по оказанию помощи местным общинам в улучшении транспортной и энергетической инфраструктуры, которые, возможно, будут профинансированы Японским фондом по сокращению бедности (ЯФСБ).

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию