Равенство перед законом и судом

ВУЗРУ

Положение о равенстве перед законом и судом отвечает статье 7 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Данное положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом вне зависимости от многих обстоятельств – от расы, пола, языка, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, вероисповедания, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и так далее.

Юридический словарь

– общеправовой принцип демократического государства, исключающий существование особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом. Положения Конституции РФ в полной мере распространяются на деятельность по отправлению правосудия и потому находят отражение в процессуальном законодательстве (УПК, АПК, ГПК). Установленный законодательством особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц рассматривается как дополнительная гарантия обеспечения условий надлежащего отправления их профессиональных обязанностей, но не как правовая льгота, выводящая их из-под действия данного принципа (см. также Равноправие граждан).

Равенство — (равенство устар.), равенства, ср. (книжн.). 1. только ед. Отвлеч. сущ. к равный, одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т. п.). Без колхозов – неравенство.
Толковый словарь Ушакова

10.Равенство граждан перед законом и судом – принцип правосудия

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам, внес в нее дополнение о том, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.

Известно, что действующее законодательство предусматривает особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторых категорий должностных лиц.

В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочиям.

Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).

Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).

Курс уголовного процесса

Принцип равенства всех перед законом и судом существовал не всегда. Так, в России до Судебной реформы 1864 г. суд был сословным. «Этот суд, – вспоминал А.Ф. Кони, – существовал для немногих и за немногое. Лишь крайние нарушения условий общежития, в которых предписания закона сливались с велениями заповедей, да и то не всех, влекли за собой общий для всех суд. Все остальное для целой массы населения разбиралось специальными сословными и ведомственными судами, границы подсудности которых далеко не всегда были ясны. В особенности широкое применение имел суд чинов полиции и помещиков, при котором понятие о судебном разбирательстве неизбежно переходило в понятие о расправе» 1 Кони А.Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Собр. соч. в 8 т. Т. 4. М., 1967. С. 320-321. .

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
“Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

– в РФ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Законодательство РФ, регулирующее деятельность по П.б. и п.н., основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и состоит из ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**, др. федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Основными задачами деятельности по П.б. и п.н. являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему П.б. и п.н. входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В указанных органах в порядке, установленном законодательством, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по П.б. и п.н. Участие в деятельности по П.б. и п.н. других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ и (или) ее субъектов.

К лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, относятся: а) безнадзорные или беспризорные; б) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; в) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и др. учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; г) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества; д) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; е) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; ж) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; з) не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; и) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; к) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; л) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; м) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; н) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы П.б. и п.н. проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Профессиональный союз
  • Профилактические прививки

профилактика — 2.2.4 профилактика: Текущие действия, предпринимаемые для сохранения в полной мере условий надлежащего технического обслуживания установленного оборудования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
рабочая программа по теме

Данная Программа содержит: паспорт программы, пояснительную записку, цели и задачи Программы, формы и методы работы, нормативно-правовую базу, ожидаемые результаты, план мероприятий

Многие семьи переживают сегодня тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних В ГБОУ «Школе № 1159» осуществляется на основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями) .

В соответствии с ФЗ образовательная организация:

выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений в образовательной организации организуется выявление и учёт воспитанников ДО, школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН и ЗП, ОВД ОДН, внутришкольном учете.

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • защита жизни и здоровья детей; профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся; координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Москвы по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

• гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;

• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

• обеспечения ответственности должностных лиц;

• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.


Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних В ГБОУ «Школе № 1159» осуществляется на основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями) .

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Федеральный закон N 120-ФЗ от 24.06.1999 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений


Наказания несовершеннолетних за совершенное правонарушение: общественные работы, предупреждение, арест, штраф

Комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних

Ольга Александровна Тетерина
Комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних

– Формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье;

профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактика семейного неблагополучия.

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Закон об образовании.

3. Федеральный закон №-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

5. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 2 сентября 2009 г. № 232-п «О порядке организации на территории ХМАО-Югры органом опеки и попечительства деятельноси по выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены»

6. Всеобщая декларация прав человека

7. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

8 Декларация прав ребёнка

9 Декларация о права умственно отсталых лиц.

10 Декларация о правах инвалидов.

11 Права и обязанности участников образовательного процесса.

Содержание работы Цель Формы работы Срок Ответственный

1.Корректировка банка данных о социальном статусе семей воспитанников:

– Разработка индивидуальных карт профилактического сопровождения детей и семей.

– Составление социального паспорта ДОУ. Выявление семей с социальными проблемами.

Сентябрь Ст. воспитатель

2. Корректировка и оформление информационных папок в группах для родителей, размещение информации на сайте ДОУ. Доступное ознакомление с необходимой информацией по профилактике безнадзорности.

Корректировка и оформление Сентябрь Ст. воспитатель

– за ведением журнала ежедневного учёта детей;

– контроль за выполнением ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Выявление нарушений прав и интересов детей

Выявление семей с социальными проблемами.

Ежедневное заполнение журнала учёта посещаемости. В течение года Ст. воспитатель

Воспитатели всех возрастных групп.

2.Работа с родителями:

1. Памятка для родителей «Защита прав ребёнка в детском саду» Повышение уровня знаний о правах ребёнка. Памятки Сентябрь Ст. воспитатель

2. Памятка для родителей «Семейное воспитание – как основной фактор становления нравственной основы личности» Профилактика безнадзорности, Повышение уровня знаний о правах ребёнка. Памятки Сентябрь Ст. воспитатель

3.Сообщение на родительском собрании на тему: «Предупреждение проявлений сексуального насилия в отношении детей» Предупреждение чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними. Предупреждение совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних. Сообщение Октябрь Ст. воспитатель

4. Рейды по неблагополучным семьям

(в течение года, по мере необходимости) Анализ внутрисемейных отношений. Посещения Октябрь

Апрель Ст. воспитатель

5. Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права детей» Повышение эффективности совместной работы по проблеме соблюдения прав ребёнка в ДОУ и семье

Игра Ноябрь Ст. воспитатель

6. Информирование родителей об исполнении Закона ХМАО-Югры № 109-ОЗ. Профилактика правонарушений и преступлений. Формирование законопослушного поведения. Информация в родительских уголках под роспись. Декабрь Ст. воспитатель

7. Освещение статьи 18 Закона ХМАО-Югры от 11.06.2010.№ 102 «Об административных правонарушениях» Профилактика правонарушений и преступлений. Формирование законопослушного поведения. Информация на сайте ДОУ Декабрь Ст. воспитатель

8. Семинар-практикум «Соблюдение прав ребёнка в ДОУ и семье» для детей не посещающих детский сад. Профилактика безнадзорности. Семинар-практикум Январь Ст. воспитатель

9. Проведение акции «Я тоже хочу быть счастливым».

Материальная помощь детям и из неблагополучных семей

Сбор материальной помощи, необходимой для детей.

Февраль Ст. воспитатель

Воспитатели всех возрастных групп.

8. Консультации для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?». Профилактика безнадзорности, Повышение уровня знаний о правах ребёнка. Памятки Март Ст. воспитатель

9. Сообщение на общем родительском собрании о проделанной работе по профилактике безнадзорности.

Сообщение на тему: «Об административной и уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми». Повышение уровня знаний у родительского сообщества о проделанной работе.

Сообщение Апрель Ст. воспитатель

3.Работа с педагогическим коллективом:

1. Рекомендации для педагогов Ознакомление с основными понятиями.

Помощь по выявлению и учёту семей, находящихся в социально опасном положении Памятки Сентябрь Ст. воспитатель

2. Деловая игра для педагогов и родителей «Знаем ли мы права детей» Повышение эффективности совместной работы по проблеме соблюдения прав ребёнка в ДОУ и семье

Игра Ноябрь Ст. воспитатель

3. Освещение статьи 18 Закона ХМАО-Югры от 11.06.2010.№ 102 «Об административных правонарушениях» Профилактика правонарушений и преступлений. Формирование законопослушного поведения. Информация на сайте ДОУ. Декабрь Ст. воспитатель

4. Ознакомление педагогов с ч. 3. ст. 56, ч. 1 ст. 121. Повышение эффективности работы по проблеме соблюдения прав ребёнка Сообщение 15 декабря Ст. воспитатель

4.Работа с социальными институтами:

1. Совместное подведение итогов работы за прошедший учебный год, сдача отчёта о проделанной работе

Анализ результатов работы, планирование на следующий учебный год Сбор информации. Май Ст. воспитатель

2. Работа с социальными институтами.

-КДН (комиссия по делам несовершеннолетних)

-Зам. глав. по социальным вопросам.

-специалистами по социальной работе п. Агириш КУ СРЦ «Берегиня»

-Управление образования

-МОУ СОШ п. Агириш

– Участковым Советского МОВД

Защита прав ребенка в ДОУ и семье.

Установление контакта с семьями воспитанников.

Запросы, справки, ходатайства и т. п.

В течение года Ст. воспитатель

КУ СРЦ «Берегиня»

6. Работа с детьми

1.Выставка детского творчества на тему: «Права ребёнка» Формирование представлений о своих правах. Выставка Декабрь Ст. воспитатель

Педагог дополнительного образования

2. Проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики детей, имеющих отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Оказание помощи в обучении и воспитании. Ведение журналов, карт. Разработка планов. В течение года Педагог-психолог

Воспитатели всех возрастных групп

3. Беседа с детьми старшей,подготовительных к школе групп на тему: «Дневное и ночное время» Повысить уровень знаний детей о времени нахождения на улице и общественных местах. Беседа Декабрь Воспитатели всех возрастных групп.

Программа «Мы за здоровый образ жизни» Программа «МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Пояснительная записка. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной.

Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Работа по формированию системы здоровьесберегающей среды.

10 Декларация о правах инвалидов.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий по предупреждению и профилактике правонарушений, безнадзорности, бродяжничества на 2020-2021 учебный год

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ФИЛИАЛ

государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Ростовской области

«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ

им. ак. Степанова П.И.»

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УР

___________________ И.Л. Кононова

«31» августа 2020 года

Директор НТПТ-ф ГБПОУ РО «ШРКТЭ»

___________________ Н.А. Герасименко «31» августа 2020 года

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель отдела по В и СР

__________________ И.Е. Марьясова

«31» августа 2020 года

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

мероприятий по предупреждению и профилактике правонарушений, безнадзорности, бродяжничества

на 2020-2021 учебный год

– Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.

– Снижение уровня правонарушений среди обучающихся филиала колледжа путем проведения мероприятий нравственно-воспитательного содержания.

– Расширение кругозора обучающихся по вопросам правовой культуры.

– Создание условий для проявления обучающимися нравственных и правовых знаний, умений, развитие потребностей в совершении нравственно-оправданных поступков.

– Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

– Воспитание у обучающихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

– Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур в работе с обучающимися «группы риска»

– Обеспечение социальной защиты обучающихся.

Мероприятие

Ответственные

1. Организационно-методическая работа

Обсуждение количества правонарушений и преступлений совершённых обучающимися филиала колледжа на СПП и ЦМК руководителей групп

Август Октябрь Декабрь Январь

Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психолого – педагогической службы филиала колледжа

социальный педагог руководитель отдела по В и СР

Создание социальных паспортов групп, обновление информации социального паспорта филиала колледжа

До 15.09 ежегодно

Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях (в том числе о состоящих на разных формах учета)

Операция «Новичок» по выявлению обучающихся, не приступивших к обучению и принятие к ним соответствующих мер воздействия.

Зав.отделением социальный педагог руководители групп

Семинар – совещание «Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия»

Руководитель отдела по В и СР

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, в том числе состоящих на разных формах учета

Социальный педагог руководители групп

Организация летнего отдыха и занятости обучающихся, в том числе состоящих на разных формах учёта

Рейды по проверке выполнения закона о запрете курения, распития спиртных и алкогольсодержащих напитков в общественных местах, употреблении и распространении ПАВ, в том числе несовершеннолетними, проведение разъяснительных бесед, составление актов о нарушении закона.

1 раз в неделю, ежегодно

Руководитель отдела по В и СР зав.отделением

социальный педагог руководители групп

Заседание Совета профилактики по предупреждению и профилактике правонарушений

Ежемесячно (последний понедельник месяца)

Руководитель отдела по В и СР

Учет обучающихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины, принятие соответствующих мер воздействия

Проведение анализа информационной справки ОПДН, КДН и ЗП г. Новошахтинска о количестве правонарушений и преступлений совершённых обучающимися филиала колледжа

Участие в проведении совместных рейдов с сотрудниками ОПДН, КДН и ЗП г. Новошахтинска в микрорайоне филиала колледжа, направленных на профилактику пьянства, алкоголизма и наркомании среди обучающихся техникума

Сбор информации об обучающихся и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек обучающихся, поставленных на учет

Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска). Обновление банка данных «группы риска»

Проведение месячников, дней профилактики

В течение года (по отдельному плану)

Руководитель отдела по В и СР

Организация диагностической работы.

Формирование банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении

Руководитель отдела по В и СР Социальный педагог

Выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций; составление банка данных на студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций

Работа со студентами «группы риска» по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды

Привлечение студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, состоящих на различных профилактических учетах, к занятиям в кружках, секциях, к общественной работе.

Взаимодействие со специалистами учреждений системы профилактики (ОПДН, КДНиЗП)

Проведение тематических классных часов

Привлечение студентов к участию во внутриколледжских и городских спортивных мероприятиях

Организация и проведение общеколледжских мероприятий

Руководитель отдела по В и СР

2. Работа с обучающимися

Интерактивная профилактическая беседа по разъяснению требований РФ «Права и обязанности студентов»

Интерактивная профилактическая беседа по профилактике правонарушений (распитие спиртных напитков, административная ответственность)

Тематический день-предупреждение «Трагедия не должна повторяться». Памятная линейка, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Не отнимайте солнце у детей»

Интерактивная профилактическая беседа «Общественный порядок»

Профилактическая беседа по профилактике правонарушений (табакокурение, распитие алкогольной продукции, административная ответственность). Всероссийский день трезвости

Социальный педагог Руководители групп

Кинолекторий «Всероссийский день трезвости» (просмотр кинофильма с дальнейшим его обсуждением)

Круглый стол «Я – хозяин своей судьбы»

Социальный педагог студенческий совет

Рейд «Мой внешний вид»

Круглый стол: «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол: «Суицид среди подростков»

Спортивные соревнования по волейболу и баскетболу: «Спорт против наркотиков»

Лекция ко дню защиты прав человека: «Каждый должен знать свои права»

Уполномоченный по правам ребенка

Беседа: «Твоя воинская обязанность» (юноши)

Педагог-организатор ОБЖ Руководители групп

Круглый стол: «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Социальный педагог Руководители групп

Акция ко дню борьбы с курением: «Меняем сигарету на конфету»

Встреча с представителями ОПДН ко дню борьбы против наркотиков и их оборотом

Участие в конкурсах социальной рекламы разного уровня по профилактике и предупреждению употребления ПАВ, табака, курительных смесей и их прекурсоров, совершения правонарушений и преступлений

Руководитель отдела по В и СР

Встречи и информационно-правовые беседы с участием представителей ОПДН, КДНиЗП

– «Мораль и аморальные поступки»;

– «А что мне за это будет?»;

– «Нет прав без обязанностей»;

– «Экология и здоровье»;

– «Как стать счастливым в семье»;

– «О культуре отношений в коллективе и за»

– «Меня никогда не будет на свете»

Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социального педагога, педагога-психолога, руководителей групп

социальный педагог руководители групп

Беседы по духовно-нравственному воспитанию с представителями церкви

3. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, состоящими на разных формах учета.

Изучение личности и составление социально-психологических карт на обучающихся, состоящих на ВКУ, ОПДН, КДН и ЗП

Сентябрь (в течение года по факту постановки на профилактический учёт)

Индивидуальные профилактические беседы с подростками

Уполномоченный по правам ребёнка

Инспектор ОПДН Специалисты служб и ведомств

Организация встреч с инспектором ОПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

Руководитель отдела по В и СР

Работа руководителей групп по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:

– дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости,

– изучение семейных взаимоотношений;

– социального окружения обучающихся

Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета в кружки, секции, привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в техникуме

Занятия по адаптации, коррекции поведения с обучающимися склонными к девиантному и аддиктивному поведению.

В течение года (по запросам)

Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий

Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ОПДН

Организация каникулярного времени, оказание помощи в трудоустройстве, в том числе летнего отдыха обучающихся.

4. Работа с родителями

Родительское собрание групп нового набора «Режим труда и учебы»

Проведение родительских собраний

– «Ответственность родителей за правонарушения и противоправные деяния детей». ФЗ №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних»;

– «Профилактика алкоголизма, пивного алкоголизма, наркомании, табакокурения.»;

– «Подросток в мире вредных привычек. Курительные смеси. Пав»;

– «Детство без слез» (Профилактика жестокого обращения)

Проведение лекций и профилактических, разъяснительных бесед:

– «Законы воспитания в семье»;

– «Воспитание ненасилием в семье»;

– «Как уберечь подростка от насилия»;

– «Детская агрессивность, ее причины и последствия»;

– «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»;

– «Что делать, если ваш ребенок попал в полицию?»

Педагог – психолог Уполномоченный по правам ребенка

Оформление информационного стенда для родителей

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей:

– «Права и обязанности семьи»;

– «Воспитание ненасилием в семье»;

– «Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок?»;

– Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»;

– «За что ставят на учет в полиции?»;

– «Права и обязанности родителей и педагогов по воспитанию и образованию несовершеннолетних».

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями (согласно ФЗ РФ №120)

Социальный педагог руководители групп

Профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды в семье

Привлечение специалистов комиссий по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемным» семьям

по мере необходимости

Индивидуальная работа с родителями студентов «группы риска»

Психолого-педагогические консультации родителей

Работа с семьями, воспитывающими опекаемых детей:

– Контроль организации бесплатного горячего питания;

– Оформление льготных проездных документов;

– Предоставление социальных гарантий;

– Организация летнего отдыха;

– Контроль досуговой деятельности

Руководитель отдела по В и СР

5. Работа с педагогическим коллективом

Изучение нормативных документов, проведение инструктажа и бесед по темам профилактики правонарушений и преступлений студентов и предупреждению ДДТТ с педагогическим коллективом ОУ

Руководитель отдела по В и СР

Организация работы педагогического коллектива со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями. Информирование преподавателей о службах города, способах помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации

Руководитель отдела по В и СР

Участие руководителей групп в работе ЦМК, семинарах

Руководитель отдела по В и СР

Индивидуальное консультирование педагогов

Руководитель отдела по В и СР

6. Участие в городских профилактических мероприятиях

Организация и проведение Круглого стола совместно с инспектором ОПДН:

– ««Наркотики. Закон. Ответственность»»;

– «Знакомство с уголовным кодексом»;

– «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;

– «Ответственность несовершеннолетних за имущественные преступления»

Учет обучающихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины, принятие соответствующих мер воздействия

Профилактика безнадзорности и беспризорности в образовательных учреждениях

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы образования на формирование у молодежи медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Безнадзорность, беспризорность — термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01.2001 №1-ФЗ, от 07.07.2003 №111-ФЗ) дает следующие определения: «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания»

Беспризорного (или перевоспитанного беспризорного) нетрудно обнаружить среди других людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, воспитанных в “тепличных” условиях. На беспризорных смотрят в обществе как на “испорченных” и “преступных” детей. Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях. Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий».

Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетнихявляется условие семейного воспитания

Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
– наличие в семье безработных;
– низкий уровень благосостояния;
– деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
– нестабильный брак или родители в разводе;
– частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
– наличие в семье членов с асоциальным поведением;
Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является условие школьного воспитания
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:
– отсутствие интереса к учебе и др.
– неуспеваемость;
– плохое поведение;
– физическое и моральное насилие учителей;
– проблемы со здоровьем;-
формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
– «скрытый отсев»;
– неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми;
В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении – малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей. Взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы – экономические, социальные, духовные, нравственные – для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача – обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:
– оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
– выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
– выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
– обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
– осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой.
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи.

Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин .

Социально – педагогическая профилактика – это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.
Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей – организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.
С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.
Так же необходимо работать с педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.
Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения.
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Для эффективности взаимодействия социально-педагогического процесса и социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Список используемой литературы:

1. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. – М., 1997
.2. Энциклопедический словарь социальной работы / Под. Ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской: В 3 т. Том 2. – М., 1993.
3. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2002.
4. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.
5. Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М., 2003.

6. Шакурова В. М. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Список используемой литературы:

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Приложение № 1 к приказу

от 01.09.2018 г. № 767/1

План

мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних в 2018-2019 учебном году

Мероприятия

Сроки

Ответственные за исполнение

1. Профилактические мероприятия с обучающимися и родителями (законными представителями).

Ведение банка данных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных видах профилактического учета

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог

Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, состоящих на различных видах учета и семьями в СОП

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

Организация своевременного (оперативного) информирования о случаях детского неблагополучия, в том числе сопряженного с неблагоприятными условиями проживания (воспитания) в семье (исполнение статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

Организация работы по вовлечению несовершеннолетних, находящихся на профилактических учетах в продуктивную социально-значимую деятельность, в систему дополнительного образования, общественные объединения

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог, классные руководители

Организация деятельности школьной службы примирения

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, педагог-психолог

Проведение заседаний Совета профилактики

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог

Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность, в том числе с привлечением специалистов учреждений профилактики:

– Этическая беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад» (1-2 кл.);

– Игровая программа «Чтобы не случилось беды» (1-2 кл.)

– Интеллектуально-познавательная игра «Страна Закония» (1-2 кл.);

– Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо» (1-2 кл.);

– Классный час с элементами дискуссии «Нет преступления без наказания» (3-4 кл.);

– Беседа «Мы в ответе за свои поступки (3-4 кл.);

– Классный час «Профилактика школьная – наука достойная» (3-4 кл.);

– Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья» (3-4 кл.);

– Час общения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (5-6 кл.);

-Час общения «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм» (5-6 кл.);

-Разъяснительная беседа «Как не стать жертвой преступления» (5-6 кл.);

-Деловая игра «Закон на нашей земле» (5-6 кл.);

-Классный час «Подросток и закон» (7-8 кл.);

– Деловая игра «Преступление и подросток» (7-8 кл.);

– Классный час «Остановись у преступной черты (7-8 кл.);

– Деловая игра «Разрешение конфликтов без насилия» (7-8 кл.);

– Разъяснительная беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок» (9-11 кл.);

Разъяснительная беседа «Преступление и наказание» (9-11 кл.);

Разъяснительная беседа «Правонарушение – дорога в пропасть?» (9-11кл.)

– Разъяснительная беседа «Проступок. Правонарушение. Преступление» (9-11кл.);

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог, классные руководители

Организация мероприятий, направленных на правовое просвещение несовершеннолетних, родителей, специалистов, работающих с несовершеннолетними:

Беседа-игра «Ребенок и закон» (1-4 кл.);

Деловая игра «Права и обязанности несовершеннолетних» (5-8);

Разъяснительная беседа «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» (9-11);

Радиолинейка «День Конституции РФ»

Проведение профилактических бесед о правилах поведения в каникулярное время на тему: «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления» с состоящими на различных видах учета

Совет родителей, родительские собрания:

«Об обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних»:

-нормы действующего законодательства по вопросам, связанным с наказанием за противоправные действия в отношении несовершеннолетних;

-о необходимости принятия мер для устранения условий, способствующих совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

-о неприятии насилия в отношении женщин и детей, неравнодушного отношения к фактам семейного насилия;

-контроль за времяпровождением несовершеннолетних в целях исключения допущения возможного нахождения детей в ситуации, представляющей опасность их жизни и здоровью;

-о необходимости осуществления контроля за времяпровождением детей, исключения доступа несовершеннолетних к страницам Интернет-ресурсов, представляющим угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних;

-о необходимости сопровождения несовершеннолетних законными представителями в тёмное время суток;

– о недопущении случаев нахождения несовершеннолетних длительное время без присмотра;

– о необходимости организации занятости детей во внеурочное время;

-о необходимости предупреждения употребления подростками наркотических веществ, алкогольных напитков.

-о негативных тенденциях в подростковой среде. О недопущении пропусков занятий без уважительной причины и о своевременном информировании классного руководителя о пропуске занятий;

-о необходимости незамедлительного обращения в ОВД с заявлением о розыске детей в случае их безвестного исчезновения;

– о форме токсикомании «сниффинг»;

– формы занятости во внеурочное время;

– профилактика правонарушений, преступлений несовершеннолетними и в отношении их. Жестокое обращение с детьми, защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

-о недопущении распространения в социальных сетях ложных сообщений о совершении (возможном совершении) террористических актов

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, социальный педагог

Проведение цикла открытых лекций для родителей по выявлению детей с суицидальным поведением, в том числе с привлечением специалистов учреждений профилактики:

– «Психологические особенности подростков»;

– «Профилактика семейного неблагополучия и суицидального поведения детей и подростков»;

«Как защитить своего ребенка»;

– «Как не попасть в беду»;

– «Предотвращение суицидальных попыток».

В течение 2018-2019 учебного года

Заместитель директора, педагог-психолог

Проведение профилактических мероприятий, направленных на организацию родительского всеобуча:

– В школу без проблем! Что нужно знать родителям первоклассника (1кл.);

-Успешная адаптация ребенка к школе. Советы родителям первоклашки (1 кл.);

-Психологические особенности детей младшего школьного возраста (2-3 кл.);

-Ваш ребенок пятиклассник. Рекомендации для родителей в период адаптации учащихся 5 классов (5 кл.);

-Агрессия у детей. Причины агрессии ее последствия (4 кл.);

-Роль семьи в воспитании детей-подростков. Как не потерять взаимное доверие в семье (5-6 кл);

-Конфликты в подростковом возрасте. Современные проблемы родителей и подростков (6-7 кл.);

-Трудные дети: ошибки родителей. Как правильно строить отношения между родителями и детьми (8-9 кл.);

-Формирование зависимости у подростков. Виды и причины зависимости (10-11 кл.)

Проведение профилактических бесед о правилах поведения в каникулярное время на тему: «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления» с состоящими на различных видах учета

ПРОГРАММА Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Прогрмма по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних детей.

Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья посвящена основным задачам и принципам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Задачи такой деятельности сформулированы законодателем в обобщенной форме и включают в себя:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Данная задача предполагает реализацию субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и оказание на них профилактического воздействия.
Отправные положения, касающиеся организации деятельности в рассматриваемой сфере, сформулированы в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних:
– важность систематического изучения проблемы и выработки мер реагирования;
– обеспечение возможностей в области получения образования, создание системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей;
– использование правовых и организационных средств, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;
– допустимость вмешательства официальных органов с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
– подготовка к жизни в обществе и интеграция в него всех детей и молодых людей и др.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами власти и общественными объединениями в пределах предоставленных им полномочий и прав. Ее формы определены нормами гл. 2 комментируемого Закона, иными федеральными законами и детализируются на уровне подзаконных и локальных нормативных правовых актов. В частности, содержание основных форм профилактического воздействия отражено в ст. ст. 17 – 27 ФЗ “Об основах системы профилактики правонарушений”;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Данная задача вытекает из положений ст. 2 Конвенции о правах ребенка, которая предусматривает, что государства-участники уважают и обеспечивают права каждого ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции. Они обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, семейным законодательством, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” и другими нормативными правовыми актами РФ.
Права несовершеннолетних на уровне их общеправового статуса провозглашены нормами Конституции. Речь идет о праве на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, образование, судебную защиту и другие.
В рамках специального правового статуса права ребенка нашли отражение в Конвенции о правах ребенка и детализированы в положениях СК (гл. 11), ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” (ст. ст. 9 – 12). Это, в частности:
– право жить и воспитываться в семье;
– право на общение с родителями и другими родственниками.
– право на защиту, в том числе на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);
– право на охрану здоровья, отдых и оздоровление;
– право ребенка выражать свое мнение;
– право на имя, отчество и фамилию, на изменение имени и фамилии;
– право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
– право собственности на доходы, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Статья 8 комментируемого Закона закрепляет дополнительный перечень прав несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (см. комментарий к ст. 8).
Защита прав детей гарантируется как нормами международного права, так и национальным законодательством. В частности, согласно ст. 15 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Защита прав детей, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется федеральными органами государственной власти. Помимо этого, государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации осуществляют деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Легальное понятие законных интересов несовершеннолетних в законодательстве отсутствует. В доктрине под законными интересами несовершеннолетних понимается объективно обусловленный, юридически установленный предел для родителей и заменяющих их лиц (законных представителей) с целью достижения наилучшего результата в обеспечении разнообразных потребностей несовершеннолетнего, охраняемый и защищенный на основании закона уполномоченными субъектами .
——————————–
См.: Покачалова Е.В., Смагина Т.А. Законные интересы несовершеннолетних как объект административно-правового регулирования // Вестник СГЮА. 2012. Доп. выпуск 85.

Подробнее о вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних см. комментарий к ст. 9;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Согласно ст. 1 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
В доктринальных источниках социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних определяется как педагогический процесс реализации системы мер, направленных на выявление внутренних ресурсов личности несовершеннолетнего, восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психофизических и социальных функций, социального статуса и активизацию его жизнедеятельности в социуме, формирование положительного социального опыта, социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных, критических ситуаций ;
——————————–
См.: Маврина Э.А. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях: на примере Республики Татарстан: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2009. С. 11 – 12.

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Выявление случаев вовлечения и склонения несовершеннолетних к указанным выше действиям осуществляется всеми субъектами профилактики в рамках реализации своих полномочий в рассматриваемой сфере. О выявленных фактах в соответствии с п. 2 ст. 9 комментируемого Закона информируются органы внутренних дел.
В соответствии с п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 23 комментируемого Закона органы внутренних дел выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий и (или) в преступную группу либо склоняющих их к суицидальным действиям, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством РФ.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий, а также склонение их к суицидальным действиям, в зависимости от фактических обстоятельств, влечет уголовную ответственность по ст. ст. 110.1, 150, 151, 151.2, 240 УК.
Административная ответственность наступает за вовлечение несовершеннолетних в совершение ряда противоправных действий:
– употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ – ст. 6.10 КоАП;
– потребление табака – ст. 6.23 КоАП.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет основные принципы, на которых основывается деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Здесь объединены общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные) принципы.
К общеправовым принципам законодателем отнесены:
– законность;
– демократизм.
Межотраслевыми являются принципы:
– гуманного обращения с несовершеннолетними;
– поддержки семьи и взаимодействия с ней.
К специальным принципам следует отнести:
– индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
– государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Принцип законности предполагает строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер в отношении несовершеннолетних требований Конституции, норм международного права, законов, а также подзаконных нормативных правовых актов.
Принцип демократизма означает, что в основе деятельности субъектов профилактики должны лежать общее благо и достижение общеполезных целей.
Профилактическая работа органов власти и их учреждений должна носить прозрачный характер (за исключением случаев, когда это может ущемить права и законные интересы несовершеннолетних), предусматривать широкие возможности участия граждан и некоммерческих организаций, в том числе по осуществлению общественного контроля.
Рассматриваемый принцип предполагает также реализацию права ребенка на выражение своего мнения. Согласно ст. 57 СК мнение ребенка должно учитываться в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК, органы опеки и попечительства могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.
Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними означает недопущение причинения физических страданий или унижения достоинства личности при работе с несовершеннолетними и членами их семьи (см. ст. 37 Конвенции о правах ребенка).
Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней предполагает рассмотрение субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних семьи как важнейшего социального института, способного обеспечить содержание, воспитание и необходимую заботу о ребенке. Все меры профилактического воздействия априори должны быть направлены на использование и повышение эффективности профилактического потенциала семьи.
Данный принцип находит глубокое отражение в нормах международного права (см. п. п. 11 – 19 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, которые посвящают данному вопросу целую группу норм, п. 1.3 Пекинских правил).
Принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации заключается в непосредственной работе с конкретным ребенком, находящимся в социально-опасном положении, с учетом его психологических, физиологических, поведенческих и иных особенностей с соблюдением прав несовершеннолетнего на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
С положением о соблюдении конфиденциальности информации корреспондируют обязанности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
– по соблюдению профессиональной тайны (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”);
– по обеспечению конфиденциальности полученной информации (ст. 2 указанного Федерального закона);
– по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих персональные данные (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”).
Принцип государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вытекает из положений п. 2 ст. 132 Конституции, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статьей 25 комментируемого Закона закреплено, что органам местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями осуществлять отдельные виды деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
Государственная поддержка деятельности общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с положениями ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Принцип обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних находит отражение в нормах комментируемого Закона, общих и специальных нормах гражданского, семейного, административного и уголовного законодательства (см. комментарий к п. 4 ст. 9).

Подробнее о вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних см. комментарий к ст. 9;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Согласно ст. 1 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
В доктринальных источниках социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних определяется как педагогический процесс реализации системы мер, направленных на выявление внутренних ресурсов личности несовершеннолетнего, восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психофизических и социальных функций, социального статуса и активизацию его жизнедеятельности в социуме, формирование положительного социального опыта, социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных, критических ситуаций ;
——————————–
См.: Маврина Э.А. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях: на примере Республики Татарстан: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2009. С. 11 – 12.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию