Раздел квартиры с бывшим мужем

ВС рассказал, когда квартиру при разводе поделят не поровну

По закону при разводе имущество делят между супругами поровну. Это общее правило, из которого есть исключения. Суд может «в отдельных случаях отступить от равенства долей и учесть интересы несовершеннолетних детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов», говорится в п. 2 ст. 39 Семейного кодекса. Что это за исключительные обстоятельства, в законе не говорится. Поэтому судам приходится определять их самостоятельно исходя из обстоятельств конкретного спора.

Примером может служить дело № 18-КГ19-184, где Верховному суду пришлось исправить ошибки нижестоящих. Там Мария Георгиева* хотела поделить трехкомнатную квартиру не пополам с бывшим мужем Владиславом*, а с отступлением от равенства долей: ей 2/3, ему – 1/3. Женщина объяснила требования тем, что она остается жить с общей дочерью-инвалидом по психическому заболеванию. Ей нужны значительные деньги на лечение, реабилитацию и обучение ребенка. Алименты бывшая жена отсудила, но просила учесть инвалидность дочери при разделе жилья. Георгиева обращала внимание, что именно бывший муж настаивает на продаже квартиры. Как указывала мать, половины вырученных денег не хватит, чтобы купить квартиру с отдельной комнатой для ребенка. Она нужна девочке, чтобы полноценно заниматься учебой и иметь личное пространство. Так Георгиева обосновала свой иск. Она также сообщила суду, что у мужа другая семья и он живет в другом регионе.

Муж не был согласен с требованиями жены и настаивал на равном разделе.

Сами по себе не работают аргументы вроде «есть общий ребенок», «ребенок после расторжения брака проживает с истцом», «отношения между бывшими супругами неприязненные», «отец не принимает участия в воспитании и содержании ребенка», «он накопил долги по алиментам», «надо поддерживать материальный уровень жизни ребенка на прежнем уровне», делится Бурканова. Наличие общих детей – это не повод отступить от равенства долей, потому что на ребенка выплачиваются алименты, поясняет управляющий партнер АБ Павлова и партнеры Павлова и партнеры Федеральный рейтинг группа Семейное/Наследственное право группа Управление частным капиталом группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × Галина Павлова. Если семья многодетная, то суд может внимательнее исследовать обстоятельства в пользу отхода от равенства долей, добавляет Павлова. Сама по себе неуплата алиментов – это тоже не аргумент, потому что всегда есть возможность судебной защиты в этом вопросе, говорит Павлова.

Жилье только строится

Купить готовую квартиру могут не все. Дешевле вложиться в жилье на еще не сданном объекте. Поэтому нередки ситуации, когда на момент развода дом только строится.

Хотя по договорам долевого участия квартиры покупаются еще на этапе строительства, право собственности можно оформить только после подписания акта сдачи здания и ввода его в эксплуатацию. По словам Литинецкой, до сдачи новостройки квартиры в ней не могут быть разделены, поскольку являются объектами незавершенного строительства.

Договор долевого участия мог быть заключен еще до брака. Если и оплачен он был тоже до вступления будущего владельца в брак, то после сдачи новостройки квартира перейдет в собственность только супруга, оформлявшего договор. В остальных ситуациях у второго супруга есть право на оформление доли в квартире после сдачи дома. Если же до срока завершения строительства далеко, существует возможность изменения условия договора. При этом второй супруг может быть включен в состав дольщиков.

Договор долевого участия мог быть заключен еще до брака. Если и оплачен он был тоже до вступления будущего владельца в брак, то после сдачи новостройки квартира перейдет в собственность только супруга, оформлявшего договор. В остальных ситуациях у второго супруга есть право на оформление доли в квартире после сдачи дома. Если же до срока завершения строительства далеко, существует возможность изменения условия договора. При этом второй супруг может быть включен в состав дольщиков.

Как делится квартира при разводе?
Распределение долей….

Согласно статье 34 Семейного Кодекса РФ, имущество, нажитое супругами в браке – является совместным (общим). Если в браке приобреталась квартира, соответственно, она также является совместным имуществом.

По общему правилу (статья 39 Семейного Кодекса РФ), квартира делится при разводе в пропорции 50 на 50 между мужем и женой. Тем не менее, существует множество ситуаций, когда раздел будет «не равным». Все это, также оговорено в законе.

Неравный раздел бывает при наличии несовершеннолетних детей, или, когда один из супругов вносил в покупку квартиры свои добрачные средства. Отдельного разговора заслуживает раздел ипотеки, тем более, если к тому же использовался материнский капитал. Приватизированные и муниципальные квартиры вообще не подлежат разделу, хотя в них могут и дальше, в ряде случаев, проживать разведенные муж и жена. Ситуаций много. Но все они решаемы!

Чтобы разобраться в каждой из них, мы и написали эту статью. В статье простым и понятным языком объяснено, как происходит раздел квартиры при разводе и как решается каждая их перечисленных ситуаций. С наглядными и понятными примерами из жизни.

Могут ли Вас «оставить с носом» при разделе квартиры?
«Серые» схемы раздела

В нашей практике мы не редко сталкиваемся с «серыми» схемами раздела квартиры. Когда один из супругов идет на откровенные махинации, в попытке «заполучить» долю «побольше».

Приведем пример самой распространенной на сегодняшний день схемы

Оформляется «фиктивный займ» с кем-то из друзей. Супруг «на бумаге» оформляет расписку, что взял у друга взаймы – 1 млн рублей. А долги при разводе супругов делятся, как известно, пополам.

Получается, что и квартира делится 50 на 50. И долги делятся 50 на 50.

Тот супруг, кто оформил «фиктивный» займ – предлагает своей «бывшей половинке» выкупить у нее ее половину долга, взамен на то, что она отдаст ему часть своей доли В КВАРТИРЕ.

И, вполне, может получиться, что муж, например, получит 75% от квартиры, а жена только 25%. Хотя, данным способом, на практике «не брезгуют», как жены, так и мужья.

Как защищаться от такого «развода»?

Нужно будет доказывать, что взятые «взаймы» деньги тратились им единолично. Т.е. НЕ НА НУЖДЫ семьи. В таком случаем, «долг» будет признан долгом лично того, кто его брал. В этом вам поможет адвокат. Настоятельно рекомендуем прибегнуть к его помощи.

Адвокаты и юристы «Центра семейного права»:
Позвоните нам и проконсультируйтесь:

Оформляется «фиктивный займ» с кем-то из друзей. Супруг «на бумаге» оформляет расписку, что взял у друга взаймы – 1 млн рублей. А долги при разводе супругов делятся, как известно, пополам.

Какая недвижимость делится при разводе?

Бракоразводный процесс практически всегда связан с негативными эмоциями. Тем более, если между мужем и женой нет договоренности о разделе имущественных активов.

Объекты жилой и коммерческой площади делятся между супругами с учетом норм следующих законов:

  • Семейный кодекс, в частности ст. 39 и другие;
  • Гражданский кодекс (ст. 254 и другие, касающиеся раздела имущественных активов);
  • Жилищный и Градостроительный законы;
  • Земельный кодекс.

По действующему законодательству, если муж и жена приобрели недвижимое имущество в супружестве, то оно делится в случае развода. К нему относятся все объекты, нажитые за время зарегистрированного союза – квартиры, комнаты, дома, дачные домики и земельные наделы, также объекты коммерческой недвижимости.

В семейном законодательстве не определено каких-либо ограничений в случае раздела нажитых имущественных активов. Поэтому, распределение имущества может происходить в любой из перечисленных периодов:

Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, —

Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса

СТ 311 УК РФ.

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи,
присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного
пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного
процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения
были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, –
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами
на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо
арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот
же срок.

2. Объективная сторона выражается в форме действий по разглашению указанных сведений. О понятии разглашения см. комментарий к ст. 310 УК. Указанные действия, повлекшие тяжкие последствия (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.

Комментарий к статье 311 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких.

Под разглашением следует понимать предание огласке указанных сведений, вследствие чего они становятся достоянием хотя бы одного постороннего (неуправомоченного) лица. Оно может быть совершено в доверительном разговоре, выступлении, переписке, демонстрации документов, в результате которых происходит утечка информации о предпринятых или предпринимаемых мерах безопасности.

Посторонним в смысле комментируемой статьи признается любое лицо, не допущенное по роду деятельности к подобным сведениям (в том числе и сослуживцы виновного, родственники и т.п.).

2. Преступление считается оконченным с момента, когда сведения о мерах безопасности стали известны постороннему лицу.

3. С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

4. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, которому сведения о мерах безопасности судьи и участников уголовного процесса были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.

5. При признании наступивших последствий тяжкими (ч. 2 ст. 311) необходимо исходить из совокупности фактических обстоятельств. Такими, например, можно признать факт нападения на судью или иного участника процесса, ставший возможным в результате разглашения сведений о мерах их безопасности, проведение дорогостоящих мероприятий по устранению возможных последствий.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (в ред. от 08.12.2011) обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны и их близких состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. К мерам безопасности согласно ст. 5 указанного Закона относятся: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.

Комментарий к Статье 311 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность участия личности в производстве по УД как важное условие достижения цели (назначения) уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Факультативным объектом (ч. 2) могут выступать интересы личности, вовлеченной в производство по УД.

2. Важное значение имеет круг лиц, подлежащих защите: судья, присяжный заседатель, иные лица, участвующие в отправлении правосудия; судебный пристав, судебный исполнитель, потерпевший, свидетель и другие участники уголовного процесса, а равно их близкие. Следует учитывать только уголовно-процессуальную деятельность указанных лиц. Участие лица в иной процессуальной деятельности (гражданской, арбитражной, административной) не охраняется коммент. статьей. Следует помнить о действии ст. 320, устанавливающей УО в отношении иных должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

3. Понятию “участник уголовного процесса” соответствуют все лица, наделенные уголовно-процессуальными правами и обязанностями.

4. Качественная характеристика разглашаемых сведений имеет особенность: они должны касаться обеспечения безопасности участников уголовного процесса (факта принятия мер безопасности; принятия и реализации конкретной меры безопасности; нахождения защищаемого лица в том или ином месте; информации о средствах обнаружения и слежения; наличия (отсутствия) охранной, пожарной или автомобильной сигнализации; новых паспортных или иных данных защищаемого лица; новом месте жительства (учебы) или работы и т.п.). Закон связывает наступление общественной опасности с фактом разглашения сведений о мерах, которые уже приняты или принимаются, а не будут приняты.

5. Безопасность участников процесса охраняется коммент. статьей в виде охраны соответствующей информации, носящей конфиденциальный характер.

6. Объективная сторона составов преступления выражается в действии или бездействии – разглашении в любой (устной, письменной и т.п.) форме сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства.

7. По законодательной конструкции основной состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент доведения указанной информации до сведения третьих лиц (хотя бы одного лица, ранее не обладавшего такими сведениями). При этом важно, чтобы ставшие известными сведения были использованы в посягательстве на безопасность защищаемого лица. Квалифицированный состав – материальный, момент окончания преступления (составом) связывается с наступлением тяжких последствий.

8. Основание и содержание мер безопасности, применяемых в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, раскрываются в ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (в ред. от 22.08.2004) . В соответствии с ч. 1 ст. 5 этого Закона меры безопасности применяются для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершено посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (ч. 2 ст. 1 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ).
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2000. N 10. Ст. 1067; 2001. N 26. Ст. 2580, N 49. Ст. 4566; 2002. N 50. Ст. 4928; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.

9. К мерам безопасности Закон отнес такие, как: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ). В целях реализации перечисленных мер безопасности предусмотрена возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (в ред. от 02.12.2005) .
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 8; 2001. N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст. 167, N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607; 2005. N 49. Ст. 5128.

10. Помимо ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” следует учитывать и иные нормативные акты, принятые во исполнение его основных положений: Временная инструкция о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, утв. Приказом МВД России от 20.12.1995 N 483 (в ред. от 12.08.2004) ; Постановления Правительства РФ от 17.07.1996 N 831 “О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите” (в ред. от 17.11.2004) ; от 18.12.1997 N 1575 “О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям” (в ред. от 17.04.2006) ; ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (в ред. от 15.04.2006), где также предусмотрено обеспечение безопасности этой категории участников уголовного судопроизводства.
——————————–
РВ. 1996. N 48; 1997. N 13; БНА. 2004. N 37.

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3723; 2004. N 8. Ст. 663, N 47. Ст. 4666.

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5818; 1999. N 6. Ст. 855; 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1876.

11. Поскольку указанные нормативные акты устанавливают меры безопасности не всех лиц, участвующих в производстве по УД, а только в отношении судей, следователей, прокуроров и т.п., т.е. лиц, ведущих производство по делу, то обязанность обеспечения безопасности других участников уголовного процесса установлена в ч. 3 ст. 11 УПК, где закреплены пять уголовно-процессуальных мер безопасности: не приводить данные о личности защищаемого лица (свидетеля, его представителя, потерпевшего) в протоколе следственного действия (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); осуществлять контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК); проводить опознание в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК); проводить судебное рассмотрение УД в закрытом судебном заседании (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК); допрос судом свидетеля (потерпевшего) без оглашения подлинных данных о нем, в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК). Разглашение сведений о перечисленных уголовно-процессуальных мерах безопасности также влечет УО по данной статье.

12. Сопоставление уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер безопасности позволяет прийти к выводу о наличии более широких оснований применения мер процессуальной безопасности. В ч. 3 ст. 11 УПК установлена возможность применения мер безопасности не только при наличии угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества, но и иных опасных противоправных деяний. Уголовная же ответственность наступает при ограниченных условиях: только при угрозе убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества.

13. Субъект преступного посягательства специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее сведениями о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса. Закон выделяет две категории таких лиц: а) лица, которым сведения о мерах безопасности защищаемых лиц были доверены; б) лица, которым такие сведения стали известны в связи с их служебной деятельностью.

13.1. К лицам, которым сведения о мерах безопасности были доверены, относятся субъекты, получившие указанные сведения от лиц, на которых возложена обязанность по обеспечению мер безопасности, либо в целях реализации указанных мер, либо в целях обеспечения законных прав и интересов защищаемых лиц и граждан, до которых доводятся сведения о принятых мерах безопасности. К ним можно отнести как участников процесса – защищаемых лиц (свидетель, потерпевший, эксперт, специалист, понятой, переводчик и т.п.), так и близких этих лиц.

13.2. Под лицами, которым сведения о мерах безопасности стали известны в связи с их служебной деятельностью, следует понимать прежде всего самих должностных лиц, ведущих производство по УД и принявших решение об обеспечении мер безопасности в отношении участников уголовного процесса; лиц, которые реализуют принятое решение, а также лиц, оказывающих содействие органам, на которые возложена обязанность обеспечения безопасности участников процесса. Это могут быть: лица, ведущие производство по УД (следователь, дознаватель, начальник следственного отдела, прокурор, судья), а также реализующие меры безопасности лица: а) органов внутренних дел – в отношении судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, указанных в ч. 1 ст. 2 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ, а также их близких; б) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также их близких – в отношении должностных лиц указанных органов соответственно. В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения. Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск МВД России, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения (ст. 12 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ).

14. Субъективная сторона основного состава преступления выражается только в прямом умысле. При этом виновное лицо осознает, что доводит до постороннего лица (хотя бы одного) сведения, которые являются тайными, о мерах безопасности судей, иных участников уголовного процесса, и желает так поступить.

Квалифицированный состав преступления содержит умышленную форму вины, которая может выражаться как в прямом, так и в косвенном умысле. При этом виновное лицо осознает, что разглашает тайные сведения о мерах безопасности участников уголовного процесса, предвидит наступление тяжких последствий и сознательно допускает их наступление или безразлично относится к ним (косвенный умысел) либо желает их наступления (прямой умысел). Возможны две формы вины (ст. 27).

Мотив и цель на квалификацию не влияют.

15. Квалифицированный состав содержится в ч. 2 коммент. статьи и предусматривает наступление тяжких последствий. Они могут выражаться: а) в фактическом нарушении безопасности защищаемых лиц (наступление смерти защищаемого лица; применение насилия, угроз в отношении участника процесса или его близких, уничтожение или повреждение их имущества; необходимость увеличения финансовых и иных средств на применение дополнительных мер безопасности и т.п.); б) в отклонении участника уголовного процесса от выполнения возложенных на него процессуальных функций (вынесение судьей неправосудного приговора; отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний или дача ими заведомо ложных показаний и т.п.). Необходимым условием является установление прямой причинно-следственной связи между фактом разглашения указанных сведений и наступлением тяжких последствий.

16. Содеянное, предусмотренное в ч. 1 коммент. статьи, относится к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 – средней тяжести.

Мотив и цель на квалификацию не влияют.

Статья 17.13 КОАП РФ. Разглашение сведений о мерах безопасности

Разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Государственной защите в соответствии с названным Федеральным законом подлежат: судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляющие исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп сотрудники органов Федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, налоговых органов; федеральных органов государственного контроля; Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ, а также близкие родственники указанных выше лиц.

Комментарии к СТ 17.13 КоАП РФ

Статья 17.13 КоАП РФ. Разглашение сведений о мерах безопасности

Комментарий к статье 17.13 КоАП РФ:

1. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (с изм. и доп.) в целях государственной защиты лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

2. Обеспечение государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных указанным выше Федеральным законом мер государственной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников указанных лиц, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Применение государственных мер безопасности возложено на органы внутренних дел, ФСБ, таможенные органы, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, на командование воинской части или начальника военного учреждения.

3. Государственной защите в соответствии с названным Федеральным законом подлежат: судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляющие исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп сотрудники органов Федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, налоговых органов; федеральных органов государственного контроля; Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ, а также близкие родственники указанных выше лиц.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) защита документов, изменение внешности.

О принятом решении о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица.

Такие решения обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых они направлены (например, предоставление жилья, работы, соответствующих документов).

4. Защищаемое лицо, а также должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, реализующих принятые по этому поводу решения, обязаны не разглашать сведения о принимаемых в отношении защищаемого лица мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

5. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей, являются институты государственной власти, жизнь, здоровье, имущество защищаемых лиц, а также нормальное функционирование судов, правоохранительных и контролирующих государственных органов.

6. Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения состоит в разглашении сведений о принимаемых мерах безопасности в отношении защищаемых лиц, тогда как эти сведения носят конфиденциальный, закрытый характер. При этом наличие состава рассматриваемого правонарушения следует признать даже при единичном факте разглашения подобных сведений. Правонарушение является оконченным без наступления каких-либо последствий разглашения конфиденциальной информации.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также в отношении его близких, влечет уголовную ответственность по ст. 320 УК РФ, если это деяние совершено в целях воспрепятствования служебной деятельности такого должностного лица.

По комментируемой статье административная ответственность применяется в случаях разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых только в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов либо их близких. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного процесса, а также их близких является основанием для привлечения к уголовной ответственности лица, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ст. 311 УК РФ).

Наличие тяжких последствий, к которым относится убийство защищаемого лица, умышленное причинение тяжкого вреда его здоровью и т.д., влечет уголовную ответственность в повышенном размере (ч. 2 ст. 311 УК РФ).

7. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане, должностные лица органов, обеспечивающих безопасность защищаемых лиц, и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения о применении мер безопасности для их реализации.

8. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется как прямым или косвенным умыслом, так и неосторожностью.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также в отношении его близких, влечет уголовную ответственность по ст. 320 УК РФ, если это деяние совершено в целях воспрепятствования служебной деятельности такого должностного лица.

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, –
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия: при беседе, передаче документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в средствах массовой информации, по телефону, электронной почте и т.п.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Разглашением следует признавать доведение до сведения хотя бы одного постороннего лица информации о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции ст. 311 УК РФ лиц. Посторонним считается любое лицо, не допущенное к информации о соответствующих мерах безопасности (к ним относятся и сослуживцы виновного, родственники и др.).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Антон Владимирович

В статье осуществлен уголовно-правовой анализ признаков состава разглашения сведений о мерах безопасности , применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ) с выделением спорных положений. Излагается авторская позиция по указанной проблеме. В результате анализа предложена скорректированная редакция ст. 320 УК РФ, устанавливающей ответственность за рассматриваемое преступление.

разглашение сведений, меры безопасности, должностное лицо, правоохранительный орган, контролирующий орган, состав преступления, видовой объект преступления, непосредственный объект преступления, субъективная сторона состава преступления, квалифицированные виды преступления.

Статья 311 УК РФ. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

БНА РФ. 2007. N 47.

4. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ)

Специальная ответственность за рассматриваемое преступление введена в законодательство относительно недавно.

Государство принимает специальные меры защиты судей и участников уголовного процесса для обеспечения всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Непосредственный основной признак объекта состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 311 УК РФ, указывает на интересы, обеспечивающие нормальную деятельность по осуществлению правосудия.

Дополнительный признак объекта данного состава преступления характеризует предмет преступления в виде сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении перечисленных в статье участников уголовного процесса и их близких. Информация о мерах безопасности должна касаться именно участников уголовного процесса или их близких. В диспозиции ч. 1 ст. 311 УК РФ говорится о судье, присяжном заседателе, иных лицах, участвующих в отправлении правосудия, судебном приставе, судебном исполнителе, потерпевшем, свидетеле и в общей форме указываются другие участники уголовного процесса, а также их близкие. К другим участникам уголовного процесса помимо уже перечисленных лиц относятся: прокурор, лицо, осуществляющее дознание, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, представители потерпевшего, гражданского истца или ответчика, частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, защитник и др.

Под близкими в уголовно-правовой науке и судебно-следственной практике традиционно понимаются как родственники, так и любые другие лица, жизнь, здоровье и благополучие которых небезразличны соответствующим участникам уголовного процесса.

Согласно Федеральному закону “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” меры государственной защиты могут применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях – также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, иных лиц, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. В частности, для обеспечения проведения судебного процесса с участием конкретных свидетелей могут быть приняты специальные меры безопасности не только к таким свидетелям, но и к невесте свидетеля, к другу и т.п.

Уголовно-правовая норма направлена на обеспечение безопасности только лиц, являющихся участниками уголовного процесса, а также их близких. Безопасность участников иных видов судопроизводства (гражданского, арбитражного) находится вне сферы действия указанной нормы, что можно списать на несовершенство действующего законодательства.

По кругу лиц, на обеспечение безопасности которых направлена норма, закрепленная в ч. 1 ст. 311 УК РФ, можно отграничить предусмотренный в ней состав преступления от смежных. Так, если обеспечивается безопасность должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, то при разглашении сведений о мерах его безопасности ответственность должна наступать по ст. 320 УК РФ .

К правоохранительным органам относятся: органы внутренних дел, прокуратура, органы Федеральной службы безопасности, органы пограничной службы, органы службы внешней разведки. К контролирующим органам относятся: органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.д.

Объективная сторона состава преступления выражается общественно опасным деянием, которое заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя, судебного пристава, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса или их близких.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия: в устной беседе, путем передачи документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, в сообщении в печати, иных средствах массовой информации, по телефону, по электронной почте и т.п. Меры безопасности могут быть разглашены и путем бездействия: оставление документов со сведениями о мерах безопасности на столе и т.п.

Разглашением следует признавать доведение до сведения хотя бы одного постороннего лица информации о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции ст. 311 УК РФ лиц. Посторонним считается любое лицо, не допущенное к информации о соответствующих мерах безопасности (к ним относятся и сослуживцы виновного, родственники и др.).

Меры безопасности, применяемые в отношении судьи и участников уголовного процесса, разнообразны. В соответствии со ст. 3 Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” обеспечение государственной защиты состоит из:

1) применения уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечения сохранности их имущества;

2) применения мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществления мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного Федеральным законом “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

Состав преступления – формальный. Преступление признается оконченным с момента доведения служебной информации до сведения хотя бы одного постороннего лица. При этом необходимо, чтобы такое лицо понимало смысл полученной им информации.

Если посторонний по не зависящим от его воли причинам не воспринимает разглашаемую информацию, имеет место покушение на совершение анализируемого преступления, поскольку виновное лицо со своей стороны предприняло действия по доведению секретных сведений до постороннего, осознавая общественно опасный характер совершаемого им деяния, но по обстоятельствам, не зависящим от него, не смогло довести до понимания другого лица секретную информацию. Указанное деяние по всем признакам охватывается понятием покушения, поэтому имеющиеся в сфере уголовного права различные утверждения авторов о том, что разглашения нет, не соответствуют законодательному понятию покушения на преступление и учению о неоконченном преступлении. Лицо должно отвечать за покушение на разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, предусмотренное ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 311 УК РФ.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 311 УК РФ, выражена виной в форме прямого умысла. О наличии прямого умысла говорят практически все авторы, рассматривающие данный состав преступления. Лицо, действующее с прямым умыслом, осознает общественно опасный характер разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, других участников уголовного процесса, а также их близких (интеллектуальный момент), и желает такие сведения разгласить (волевой момент).

Субъект состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 311 УК РФ, характеризуется специальным признаком, который наряду с общими признаками (физическое лицо, вменяемое лицо и лицо, достигшее 16 лет) указывает на лицо, которому рассматриваемые сведения были доверены, либо лицо, которому эти сведения стали известны в связи с его служебной деятельностью. При этом потенциально круг лиц можно определить в зависимости от вида участника уголовного процесса. В соответствии со ст. 12 Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” применение и осуществление мер безопасности возлагаются в отношении:

1) судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжных заседателей, судебных исполнителей, прокуроров, следователей прокуратуры, а также их близких – на органы внутренних дел;

2) следователей и дознавателей органов внутренних дел, органов контрразведки, таможенных органов, а также их близких – на указанные органы соответственно.

В органах внутренних дел, органах контрразведки, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск МВД России, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

К лицам, которые могут подпадать под признаки субъекта рассматриваемого состава преступления и которым соответствующие сведения стали известны в связи с их служебной деятельностью, следует также отнести, например, должностных лиц паспортной службы, руководителей медицинского учреждения, сотрудников справочной службы автоматической телефонной связи и т.п.

К лицам, которые могут подпадать под признаки субъекта рассматриваемого состава преступления и которым были доверены сведения о принимаемых мерах безопасности в отношении защищаемых лиц, следует отнести самих защищаемых, а также иных лиц, которым в силу конкретных обстоятельств дела доверяют указанные сведения (например, сотрудник средств массовой информации, проводящий самостоятельный сбор сведений, которому в целях предотвращения огласки доверяют соответствующую информацию, и др.) .

Уголовная ответственность за преступления против правосудия. М., 2003. С. 197. См. также ст. 19 Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, согласно которой разглашение самим защищаемым лицом сведений о применяемых к нему мерах безопасности в случае, если это привело к тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой его уголовную ответственность.

Статья 311 УК РФ предусматривает в качестве субъекта преступления специальное должностное лицо, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (оперативный состав правоохранительных органов, дознаватель, следователь, прокурор и т.п.). Однако преступления, совершенные перечисленными лицами, в силу требований ст. 151 УПК РФ отнесены к подследственности следователей прокуратуры.

Кроме этого, для выявления преступления, предусмотренного ст. 311 УК РФ, и сбора доказательств по делу необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, на что ФССП России не обладает полномочиями.

Данные обстоятельства приводят к тому, что ст. 311 УК РФ фактически является “нерабочей”.

Субъект состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 311 УК РФ, характеризуется специальным признаком, который наряду с общими признаками (физическое лицо, вменяемое лицо и лицо, достигшее 16 лет) указывает на лицо, которому рассматриваемые сведения были доверены, либо лицо, которому эти сведения стали известны в связи с его служебной деятельностью. При этом потенциально круг лиц можно определить в зависимости от вида участника уголовного процесса. В соответствии со ст. 12 Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” применение и осуществление мер безопасности возлагаются в отношении:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию