Собственность граждан и юридических лиц

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям .
4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

1. Титул (наименование) комментируемой статьи изменился в процессе подготовки и прохождения проекта части первой ГК РФ в Государственной Думе в 1994 г. Первоначально в законопроекте статья называлась “Частная собственность”, затем “Частная собственность (собственность граждан и юридических лиц)” .

Собственность граждан и юридических лиц

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ – два вида частной собстеенности, особенности которых определены спецификой их субъекта.

Право собственности граждан закреплено законодателем в качестве самостоятельного вида частной формы собственности (п. 2 ст. 212, ст. 213 ГК РФ). В основании возникновения права собственности граждан лежат две формы присвоения – индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма реализуется гражданином двумя способами:

собственной экономической деятельностью, не направленной на извлечение прибыли (например, работой в личном подсобном хозяйстве для удовлетворения собственных нужд в продуктах питания): путем осуществления предпринимательской деятельности. Второй способ присвоения может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение:а) деятельность без образования юридического лица; б) деятельность с образованием юридического лица. Коллективная форма присвоения осуществляется также двумя способами: собственным трудом в качестве наемного работника на предприятии любой формы собственности; предпринимательской деятельностью, основанной на привлечении наемного труда. Второй способ присвоения также может быть разделен на указанные выше виды. Помимо названных оснований возникновения собственности, характеризующихся активной ролью граждан в процессе присвоения, известны еще два основания: общесоциальные и общегражданские способы присвоения. К числу общесоциальных относятся всевозможные пособия, выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь и др. Общегражданские способы присвоения включают получение процентов на капиталы в банке, принятие наследства, получение имущества в дар, другие гражданско-правовые сделки, направленные на удовлетворение личных потребностей.

Установить четкую границу между различными видами имущества по признаку направленности его использования практически невозможно. Условно различия могут быть проведены по объему имущественной ответственности. Гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, отвечает по обязательствам всеми видами объектов собственности. Ограничение объема ответственности гражданина в этом случае обусловлено гарантией со стороны законодателя сохранить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, имущество. необходимое для нормального существования и продолжения профессиональных занятий. Гражданин, занимающийся предпринимательством с использованием организационно-правовой формы юридического лица, несет имущественную ответственность за результаты такой деятельности только в объеме имущества юридического лица. Граждане являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В зависимости от стадии, на которой гражданин вступает в отношения по присвоению. различают первоначальные и производные способы возникновения права собственности. При первых право собственности на вещь возникает в следующих случаях: на стадии выделения из природы общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ); при производстве (создании) новой вещи из принадлежащих ему материалов (п. 1 ст. 218ГКРФ):

при распределении существующего имущества (например, при обращении в собственность утерянной вещи, хозяин которой не был обнаружен, либо вследствие истечения срока приобретательной давности – ст. 234 ГК РФ) и другихдей-ствиях, предусмотренных законодательством.

При таких способах присвоения право на вещь возникает впервые, поскольку либо его ранее не существовало, либо оно появляется независимо от права и воли предшествующего собственника, как, например, в случае истечения срока приобретательной давности. При производных способах возникновения права собственности индивидуальное присвоение может осуществляться начиная и со стадии обмена, и со стадии распределения имущества путем заключения договоров, принятия наследства, реорганизации и др. (п. 2-4 ст. 218 ГК РФ). До присвоения приобретателем такое имущество уже существовало в товарном виде и имело собственника. Оно переходит к новому собственнику на началах правопреемства. При регулировании права собственности на результаты коллективного труда законодатель использует два совершенно противоположных механизма в зависимости оттого, в чьей собственности в процессе присвоения находятся средства производства, используемые для присвоения. В том случае, если речь идет о наемном рабочем, лишенном средств производства, законодатель отказывает в признании за ним доли, соответствующей его трудовому вкладу в присвоенный продукт. Ему гарантируется только право на вознаграждение в сумме не ниже МРОТ. Когда же речь идет о собственнике средств производства, то за таким гражданином законодатель закрепляет право собственности на плоды, продукцию и доходы от коллективного труда с использованием его имущества даже в том случае, когда собственник средств производства своим трудом не участвует в присвоении.

Гражданское право регламентирует рассматриваемые отношения по присвоению имущества в собственность гражданина, осуществлению им владения, пользования и распоряжения этим имуществом, охране его права на имущество. Совокупность норм, регламентирующих эти отношения, составляет институт права собственности граждан (в объективном смысле). Право собственности в субъективном смысле – это предусмотренная законом возможность гражданина собственными действиями осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения присвоенным имуществом в пределах, .установленных законодателем.

Виды объектов, которые могут находиться в собственности граждан, определяются оборотоспособностью этих объектов (ст. 129 ГКРФ). Гражданам на праве собственности могут принадлежать все объекты, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте. К такому имуществу отнесены дома. дачи, иные строения, автотранспортные средства, скот, другие предметы обихода и потребления. Объекты,изъятые из оборота, не могут находиться в собственности граждан. К ним относятся природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, памятники истории и культуры,радиоактивные материалы. военная техника и другие объекты. прямо указанные в законе. Имущество, гражданский оборот которого ограничен законодателем,поступает в собственность граждан только по специальному разрешению. К ним относятся, например, охотничье оружие, летательные аппараты.аппаратура дальней радиосвязи и т.д. Особую группу объектов права собственности составляют земельные участки и другие природные ресурсы, порядок распоряжения которыми устанавливается ФЗ. Жилые помещения, приватизированные и кооперативные квартиры относятся к важным объектам собственности. Субъектами права собственности на жилье могут быть все граждане. Гражданин может быть собственником неограниченного числа жилых помещений. использовать их для личного проживания или сдавать их по договору найма (для проживания) другим лицам. Некоторую особенность представляет собой право собственности граждан на

квартиры в многоквартирном доме. Им в таком доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома. несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитар-но-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ). Ценные бумаги являются имуществом и включены законодателем в особую группу вещей. Специфика ценных бумаг определяет их подчинение установленному для них специальному правовому режиму.

Действия гражданина по поводу присвоенного имущества могут быть направлены как на личное потребление, так и на использование его в предпринимательской деятельности, имеющей целью систематическое получение прибыли. Необходимо отметить, что объем действий, включенных законодателем в правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим гражданину имуществом, такой же. как и для других субъектов гражданского права. Однако объем имущественной правоспособности гражданина специфичен. Например, только гражданин-собственник признается получателем ренты по договору пожизненного содержания с иждивением (ст. 596 ГК РФ).Только гражданин-собственник может распорядиться своим имуществом путем составления завещания (ст. 534 ГК РСФСР). Под пределами осуществления права собственности необходимо понимать те границы, которые нормативно установил законодатель. Предусматриваются некоторые нормативные ограничения, которые вводятся в интересах соблюдения прав, охраны здоровья и законных интересов других лиц. охраны окружающей среды, защиты нравственности, конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 36 Конституции РФ; ст.1, п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ). Законодатель не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ. п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Объем имущества, который может принадлежать гражданину на праве собственности количественно и по стоимости, гражданским законодательством прямо не ограничен (п. 2 ст. 213 ГКРФ). Однако на этапе присвоения государственное регулирование количества имущества, которое может поступать в собственность гражданина, осуществляется средствами налогообложения. В то же время установлен перечень вещей, по поводу которых ограничен объем действий гражданина-собственника. Эти ограничения касаются в первую очередь приобретения и прекращения права собственности. Например, при вывозе культурных ценностей за территорию РФ подтверждением права собственности на них признается только письменная форма сделок. Продажа, дарение и наследование личного оружия гражданами осуществляются в порядке обязательной регистрации сделок в органах внутренних дел. . .

Ряд ограничений установлен Законодателем на действия собственника жилья (ст. 288, 292 ГК РФ).

В рамках правомочия пользования пределами действий собственника осуществляется использование имущества по назначению (см. Пожертвование). Право собственности гражданина на жилое помещение может быть прекращено, если он использует помещение под склад, мастерскую и т.п. (п. 2, 3 ст. 288 ГК РФ). В рамках правомочия распоряжения собственник при составлении завещания не вправе по своему усмотрению включать в состав отчуждаемого имущества обязательную долю наследников по закону. Имущество, полученное от государства на безвозмездной основе (автомобиль для инвалида), может завещаться только совместно проживающим членам семьи. Если распоряжение заработной платой одним из членов семьи ставит семью в тяжелое материальное положение,то по требованию членов семьи право такого гражданина на распоряжение заработком может быть ограничено (ст, 30 ГК РФ). При выходе из производственного кооператива право распоряжения гражданина своим имуществом в составе такого хозяйства ограничено возможностью передать свой пай только лицу. оставшемуся в кооперативе (п. 3 ст. 111 ГКРФ).

Право частной собственности юридического лица – это его право своей волей по своему усмотрению и в своих интересах владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. От права частной собственности гражданина оно отличается тем, что осуществляется властью коллектива индивидуумов и имеет целью обеспечение в первую очередь не личных, а групповых интересов граждан. О том, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц принадлежат общей форме собственности, свидетельствует содержание ст. 213 ГК РФ. Она включает единообразные нормы, относящиеся как к гражданам, так и к юридическим лицам. Право частной собственности юридических лиц – это собирательное понятие, поскольку субъекты этого права неодинаковы по юридическому статусу. В зависимости от организационно-правовой формы, в которой создано юридическое лицо, его право собственности имеет особенности. Различают право частной собственности;

коммерческих организаций, хозяйственных товариществ и обществ; некоммерческих организаций, объединений и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Указанная классификация построена по субъектному составу. В силу п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, финансируемых собственниками, являются собственниками переданного им учредителями,участниками, членами этих организаций имущества. Кроме того, эти организации являются собственниками имущества, которое приобретено ими по иным основаниям. Обладателями права частной собственности хозяйственных товариществ и обществ являются полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, дочерние и зависимые хозяйственные общества. Субъект права собственности кооператива – кооперативная.организация в целом. Деление имущества кооператива на паи в соответствии со взносами и результатами трудовой деятельности не означает наличия права собственности на соответствующую часть имущества у членов кооператива. Право собственности кооператива прекращается его реорганизацией или ликвидацией.

Правовой режим отдельных объектов права частной собственности юридических лиц характеризуется некоторыми особенностями. Например, владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно в той мере, в какой их оборот допускается законом,если это не наносит ущерба окружающей среде и другим лицам. Границы ответственности хозяйственных товариществ и обществ как собственников определены только в пределах их имущества. Установлена определенная последовательность обращения взыскания на имущество юридических лиц. В первую очередь юридические лица отвечают денежными средствами, которые хранятся на их счетах в банке. При недостатке этих средств долги взыскиваются из средств резервных фондов юридического лица. И только в последнюю очередь взыскание обращается на все остальное имуществом

недвижимость. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные и региональные организации и объединения, благотворительные и иные фонды также являются собственниками приобретенного ими имущества, но в отличие от коммерческих организаций они могут использовать это имущество для целей, предусмотренных учредительными документами организаций. Учредители этих формирований утрачивают право на имущество, которое они передают общественным организациям и объединениям.

Законодателем предусмотрены ограничения права частной собственности юридических лиц, которые осуществляются по признакам объекта и субъекта.

При ограничении частной собственности юридических лиц по объектному признаку исходят из следующих критериев: а) оборотоспособность объектов. К объектам, изъятым из оборота в соответствии с п. 2. ст. 129 ГК РФ относятся природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, участки недр и лесов, памятники истории и культуры, природных лечебные ресурсы (источники минеральных вод, лечебной грязи и т.п.), объекты военной техники и радиоактивные материалы, и другое имущество прямо указанное в законе. На них установлено исключительное право государственной собственности, и они не могут быть в частной собственности юридических лиц. Ряд объектов (оружие, летательные аппараты, аппаратура дальней радиосвязи и т.д.) отнесен законодателем к ограниченно оборотоспособным. Нахождение таких объектов в частной собственности юридических лиц допускается по специальному разрешению государственных органов; б) количество и стоимость имущества. Ограничения по этому признаку обусловлены необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья,прав и законных интересов других лиц. обеспечения обороны страны и безопасности государства и могут применяться только на основании федерального закона (п. 2 ст. 213 ГК РФ. ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). В частности. антимонопольное законодательство РФ ограничивает объем имущества создаваемого либо реорганизуемого предприятия такими максимальными размерами, которые не препятствуют свободной конкуренции на рынке товаров и услуг.

При ограничении частной собственности по субъектному признаку исходят из объема правоспособности, которой наделен данный вид юридического лица. Поскольку правоспособность некоммерческих организации уже, чем коммерческих, то в состав их имущества на праве частной собственности могут быть включены лишь такие объекты, которые необходимы для целей их уставной деятельности.

Данные различия сказываются и на судьбе имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица. При ликвидации коммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его участниками. Имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческого юридического лица, должно быть использовано в целях, прямо указанных-в учредительных документах.

Правовой статус государственного и муниципального имущества, поступившего в качестве уставного фонда в хозяйственное общество (товарищество), претерпевает изменения. В соответствии с п. 3. 4 ст. 213 ГК РФ единым и единственным частным собственником всегр имущества становится (после регистрации) хозяйственное общество. Право собственности государства на это имущество прекращается. Оно становится лишь собственником акций (в.кладов) такого предприятия.

Известны четыре категории юридических лиц. которые не могут обладать правом собственности:а)государственные юридические лица, выступающие, в частности, в виде унитарных предприятий, в том числе казенных; б) муниципальные юридические лица (муниципальные унитарные предприятия): в) дочерние предприятия; г) учреждения, финансируемые собственником. Они обладают правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Действия гражданина по поводу присвоенного имущества могут быть направлены как на личное потребление, так и на использование его в предпринимательской деятельности, имеющей целью систематическое получение прибыли. Необходимо отметить, что объем действий, включенных законодателем в правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим гражданину имуществом, такой же. как и для других субъектов гражданского права. Однако объем имущественной правоспособности гражданина специфичен. Например, только гражданин-собственник признается получателем ренты по договору пожизненного содержания с иждивением (ст. 596 ГК РФ).Только гражданин-собственник может распорядиться своим имуществом путем составления завещания (ст. 534 ГК РСФСР). Под пределами осуществления права собственности необходимо понимать те границы, которые нормативно установил законодатель. Предусматриваются некоторые нормативные ограничения, которые вводятся в интересах соблюдения прав, охраны здоровья и законных интересов других лиц. охраны окружающей среды, защиты нравственности, конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 36 Конституции РФ; ст.1, п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ). Законодатель не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ. п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Вопрос о конституционности п. 3 комментируемой статьи ЗК стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В запросе Мурманской областной Думы оспаривалась конституционность следующих положений ЗК, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам: п. 3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, ст. 38.

Содержание права собственности

Содержание права собственности подразумевает совокупность прав и обязанностей собственника в отношении его имущества. Они не должны противоречить закону и нарушать права и интересы других лиц. Содержание права собственности включает в себя три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения закрепляет законом физическое владение вещью или материальными средствами. Право владения определяется законными основаниями. Одним из таких оснований может быть договор купли-продажи. Владение бывает двух видов: пожизненное и временное. Пожизненное владение начинается с момента, когда имущество начинает принадлежать собственнику и прекращается с момента его отчуждения. Бывает также пожизненное наследуемое владение. Это значит, что все правомочия переходят к наследникам субъекта. Временное владение подразумевает осуществление правомочий без перехода права собственности. Например, владение помещением по договору аренды.

Право пользования предусматривает использование вещи с целью получения дохода или полезных свойств от ее эксплуатации. Оно взаимосвязано с правом владения, так как по общему правилу пользоваться имуществом можно только владея им. Право владения и пользования могут принадлежать не только собственнику вещи, но и лицам, которые получили правомочия от собственника. Право пользования можно разделить на два основных типа: срочное и бессрочное. В срочном указывается определенный срок. В большинстве случаев срочное пользование осуществляется договором аренды или субаренды. Бессрочное пользование возникает после приобретения вещи в частную собственность. Исключения составляют государственная и муниципальная собственность. Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ — в бессрочное пользование могут предоставляться земельные участки, которые находятся в муниципальной или государственной собственности.

Право распоряжения — это право распоряжаться имуществом на законных основаниях. Собственник сам определяет юридическую судьбу вещи. Это значит, что он может обменять, продать, подарить или сдать в аренду свое имущество.

Право собственности — это право лица распоряжаться своим имуществом в соответствии со своими интересами в рамках закона.

В Гражданском законодательстве предусмотрены три формы права собственности:

  • Частная собственность — полностью защищенное законом право гражданина и юридического лица на определенное имущество.
  • Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой имущество, а также средства и продукты производства принадлежат полностью или на основе долевой или совместной собственности.
  • Муниципальная – собственность муниципального образования, то есть населения, проживающего на территории муниципалитета.

Совместная собственность делится на три вида:

  • Общая собственность супругов;
  • Общая собственность крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • Общая собственность на приватизированное жилище.

Вещное право — это субъективное гражданское право, объектом которого является индивидуально-определенная вещь. Оно позволяет собственнику использовать свое имущество, а также получать выгоду при распоряжении вещью.

Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой имущество, а также средства и продукты производства принадлежат полностью или на основе долевой или совместной собственности. Государству может принадлежать любое имущество, которое необходимо для осуществления его функций. Также, оно может иметь акции в акционерных обществах различных форм собственности. Государственная собственность делится на федеральную, которая принадлежит Российской Федерации и собственность, которая принадлежит субъектам Федерации. Ими являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округи.

Статья 213 ГК РФ. Право собственности граждан и юридических лиц

Ст 213 ГК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

2. В п. 3 комментируемой статьи содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации (см. коммент. к ст. 212), а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (см. коммент. к ст. ст. 214 и 215). Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

Понятие права собственности

Право собственности — это право лица распоряжаться своим имуществом в соответствии со своими интересами в рамках закона. Оно регулируется статьями Гражданского кодекса, а также Конституцией Российской Федерации. Физические и юридические лица могут обладать также и объектами интеллектуальной собственности — результатом творческой деятельности.

Право собственности рассматривается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле подразумевается совокупность гражданско-правовых норм, которые регулируют и защищают материальные блага определенных лиц. То есть, это значит, что нормы:

  • устанавливают принадлежность вещи определенным лицам;
  • определяют полномочия собственника по использованию его имущества;
  • устанавливают средства защиты прав собственника.

В субъективном смысле предусматривается мера допустимого поведения собственника.

Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой имущество, а также средства и продукты производства принадлежат полностью или на основе долевой или совместной собственности. Государству может принадлежать любое имущество, которое необходимо для осуществления его функций.

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

СТ 15 ЗК РФ

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

По земельному законодательству земля должна использоваться прежде всего в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Международные следственные и согласительные комиссии

международные, постоянные или временные органы, учреждаемые на основании специальныхсоглашений для расследования фактических обстоятельств и истинных причин возникновениямеждународного спора. Могут создаваться как спорящими государствами, так и международнымиорганизациями (см. также Споры международные).

Впервые положения о международных С. к. были включены в Гаагские конвенциио мирном решениимеждународных столкновений 1899 и 1907. Первым примером обращения к С. к. было расследование спорамежду Россией и Великобританией в связи с Доггербанкским инцидентом 1904 (см. Доггер-банка).

Согласно Гаагской конвенции 1907, задача С. к. — облегчить разрешение международных споров путёмвыяснения их фактических обстоятельств. Доклад С. к. не имел характера третейского решения, засторонами сохранялась полная свобода воспользоваться выводами С. к. по своему усмотрению.

Положения Гаагской конвенции 1907 послужили образцом при разработке других многосторонних актово мирном разрешении международных споров (например, Договор об избежании или предупрежденииконфликтов между американскими государствами от 3 мая 1923, т. н. договор Гондра).

Устав ООН создал прочную юридическую основу для повышения эффективности мирных средствразрешения международных споров, в т. ч. и следственной процедуры. Возможность обращения государств кмеждународной С. к. предусмотрена в п. 1 ст. 33 Устава ООН, в Декларации принципов международногоправа 1970 и Декларации об укреплении международной безопасности 1970, а также в ряде многостороннихи двусторонних договоров по специальным вопросам.

Для урегулирования споров государства вправе создавать следственные или согласительные комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН, прибегать к «обследованию»).Следственные комиссии имеют своей задачей точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии, помимо установления фактической стороны спора, вносят предложения по его урегулированию. Комиссии не решают спор по существу. Это делают сами спорящие стороны на основании выводов согласительных или следственных комиссий.

Порядок формирования и функционирования следственных и согласительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907). Комиссии создаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, как правило, из граждан спорящих сторон с участием представителей государств, не участвующих в споре. Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон. В практике международных отношений известны случаи обращения к следственным и согласительным комиссиям.

Внешнеполитическая практика Российского государства породила разновидность согласительных комиссий – институт пограничных представителей для разрешения пограничных инцидентов и конфликтов, являющийся по существу своеобразной формой постоянной согласительной процедуры.

Следственные и согласительные комиссии – относительно новое средство разрешения международных споров. Впервые возникло в 17-18вв.

Впервые в международных документах порядок назначения следственных и согласительных комиссий был установлен в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899-1907 гг.

Порядок назначения следственных и согласительных комиссий определен в Уставе ООН.

Следственные и согласительные комиссии – группа экспертов, назначенных сторонами спора.

Каждая из сторон может назначить своих экспертов по своему усмотрению. Количество экспертов, назначенных одной из сторон, должно быть четным. Стороны назначают равное количество экспертов.

Эксперты выбирают председателя комиссии, но председатель выбирается не из членов самой комиссии.

Среди экспертов, которые входят в комиссию, только 1 эксперт может быть гражданином государства, являющегося стороной спора.

Процедура проведения расследования/согласительной процедуры устанавливается в договоре между сторонами спора.

Следственные и согласительные комиссии должны рассматривать только те вопросы, которые переданы на их рассмотрение сторонами, и могут рассматривать только те материалы, которые переданы сторонами.

Цель следственной комиссии – расследовать причины возникновения спора, поэтому следственным комиссиям разрешается прибегать к помощи детективов/узких специалистов, если в этом есть необходимость.

Согласительные комиссии разрабатывают варианты решения спора. Будут применяться, если с ним согласятся стороны. Т.е. решение следственной/согласительной комиссии является рекомендательным для сторон, если в договоре о ее учреждении не указано иное.

органы, создаваемые в соответствии с Уставом ООН для выработки условий урегулированиямеждународного спора. Порядок образования и деятельности С. к. регламентирован Общим актом о мирномразрешении международных споров 1928, который был подтвержден (с поправками) ГенеральнойАссамблеей ООН в 1949 (ратифицирован всего 6 государствами и в силу не вступил). В случаедоговоренности о применении согласительной процедуры спорящие государства сами определяют в каждомконкретном С. к. Обращение к С. к. предусмотрено во многих международных договорах, в том числезаключенных СССР, например в конвенциях о согласительной процедуре, заключенных СССР с Германией(1929), Финляндией (1932), Польшей (1932), Францией (1932).

Своеобразным видом С. к. является институт пограничных комиссаров (См. Пограничные комиссары).

Эксперты выбирают председателя комиссии, но председатель выбирается не из членов самой комиссии.

Посредничество

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Посредничество, как и добрые услуги, предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Так, согласно ст. 33 Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Нью-Йорк, 21 мая 1997 г.) если соответствующие стороны не могут достичь соглашения путем переговоров, начатых по инициативе одной из них, они могут на совместной основе обратиться к третьей стороне с просьбой об обеспечении посредничества.

Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

Например, 30 апреля 2003 г. “четверка” международных посредников, в лице Министра иностранных дел РФ, Государственного секретаря США, Высокого представителя по безопасности и внешней политике ЕС и Генерального секретаря ООІ1, представила Правительству Израиля и Палестинской национальной администрации “дорожную карту” для претворения в жизнь видения сосуществования двух государств — Израиля и Палестины.

Иногда участники договора заранее предусматривают процедуру посредничества в отношении споров по конкретному договору. Так, согласно ст. 9 Конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) Секретариат выполняет функцию механизма посредничества в отношении информации о стойких органических загрязнителях, включая информацию, предоставляемую сторонами, межправительственными организациями и неправительственными организациями.

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Следственные и согласительные ко миссии

Существенную роль в мирном урегулировании международных споров играют следственные и согласительные комиссии. Также их называют смешанными комиссиями. В состав таких комиссий входят, обычно на паритетных началах, представители спорящих сторон, а иногда и представители государств, не причастных к спору (так называемый нейтральный элемент) Международное право: учебник для студентов вузов / под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2011. С. 137..

Различают два вида смешанных комиссий – следственные и согласительные, и соответствующие их названиям процедуры.

Международная следственная процедура (обследование) – расследование международным органом конкретных обстоятельств и фактических данных, лежащих в основе межгосударственных разногласий.

Международная согласительная процедура (примирение) – рассмотрение споров в создаваемых сторонами на паритетных началах органах Рыбаков Ю., Вылегжанина Е. О формах и методах урегулирования споров // Международная жизнь. 1979. № 5. С. 18..

Международные следственные и согласительные комиссии – органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН эти мирные средства обозначаются терминами «обследование» и «примирение».

Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий факультативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их. Однако существует ряд соглашений, в которых признается обязательный характер выводов таких комиссий, например в Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45) Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 211 – 222.. Следственные и согласительные комиссии не разрешают по существу сам спор. Урегулирование спора остается делом его непосредственных участников, которые могут при этом использовать возможности, представляемые такими консультативными по своей природе органами, как следственные и согласительные комиссии Международное публичное право. Учебник / под ред. К.А. Бекяшева. М., 2004. С. 312..

Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9-35). Согласно Конвенциям целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9). Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторонами, в котором должны быть точно определены подлежащие расследованию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В тех случаях, когда следственная комиссия не будет образована на основании договоренности между государствами, в соответствии с нормами международного права она образуется из 5 членов: по 2 члена, назначенных сторонами (один из них гражданин спорящего государства), которые совместно избирают пятого члена – председателя комиссии Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов). Изд-во Ленинградского университета, 1975. С. 68..

Следственная процедура предусмотрена в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 512 – 569. для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов нарушения положений конвенций другой стороной.

В практике ООН большое значение придается работе по установлению фактов. Генеральная Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления фактов отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров. Однако следственные комиссии не получили широкого распространения в практике государств. Гораздо чаще государства предпочитают прибегать к согласительным комиссиям.

Согласительные (примирительные) комиссии возникли в международных отношениях несколько позже, чем следственные комиссии. В доктрине отмечается, что впервые согласительная комиссия была создана по рамочному договору между США и Канадой 1909 года о пограничных водах Пушмин Э.А. Согласительная процедура – средство разрешения международных споров. Калининград, 1973. С. 27..

Положения о согласительных комиссиях (примирительной процедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций.

Наиболее подробно порядок образования и функционирования согласительных комиссий был разработан в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 788 – 796..

Процедура избрания согласительной комиссии имеет сходство с процедурой избрания следственной комиссии. И та, и другая избираются в большинстве своем из граждан спорящих сторон, но, как правило, с участием представителей государств, не участвующих в споре.

Члены согласительных комиссий должны быть различного гражданства и не иметь постоянного местожительства на территории заинтересованных государств. Из их числа избирается председатель комиссии. Решения согласительной комиссии по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии Пушмин Э.А. Согласительная процедура – средство разрешения международных споров. Калининград, 1973. С. 28..

Международная следственная процедура (обследование) – расследование международным органом конкретных обстоятельств и фактических данных, лежащих в основе межгосударственных разногласий.

Следственные и согласительные комиссии

Переговоры и консультации

Третьи стороны при урегулировании спора используют, прежде всего, переговоры и консультации, как средство налаживания контакта, прежде всего, между собой и конфликтующей стороной.

Переговоры – это основное, наиболее действенное средство мирного разрешения международных споров. В ст. 33 Устава ООН они поставлены на первое место, что свидетельствует об их действительности и эффективности.

Переговоры – это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления.

Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они стали лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Пионером же таких исследований считается французский дипломат XVIII в. Франсуа де Кальер — автор первой книги, посвященной переговорам («О способе ведения переговоров с монархами»).

Переговоры как форма социального взаимодействия имеют ряд отличительных особенностей.

Переговоры ведутся в условиях ситуации с разнородными интересами сторон, т.е. их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными.

Сложное сочетание многообразных интересов делает участников переговоров взаимозависимыми. И чем больше стороны зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров.

Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.

Итак, переговоры — процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.

В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

1. в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;

2. участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

3. переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;

4. принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;

5. специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Переговоры можно классифицировать: по предмету спора ( мирные, политические, торговые, военные, экономические и др. ); по количеству участников (многосторонние и двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и другим основаниям. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий.

Целями консультаций являются: обмен мнениями и информацией между государствами по вопросам, представляющим интерес, и координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем; подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной проблемы;

обмен мнениями; формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов.

Процедура консультаций может быть подробно урегулирована в международных документах. Так, согласно Положению о порядке проведения консультаций между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности ( Москва, 28 марта 1997 г.) , консультации проводятся:

1. в случаях, предусмотренных в Договоре о коллективной безопасности, а также перед важными международными форумами, в которых предполагается участие государств – участников Договора или рассмотрение вопросов, представляющих взаимный интерес;

2. по поручению Совета коллективной безопасности (СКБ) или рекомендации высших консультативных органов Совета коллективной безопасности, а также перед сессиями СКБ и заседаниями высших консультативных органов СКБ;

3. по инициативе государств – участников Договора, или Генерального секретаря СКБ.

Консультации являются конфиденциальными. Информация о составе участников и содержании консультаций может подлежать опубликованию с согласия государств – участников Договора.

По Положению выделяют следующие виды консультаций:

· незамедлительные консультации, проводимые по вопросам, связанным с возникновением угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету государств – участников Договора либо угрозы международному миру и безопасности. Незамедлительные консультации проводятся на уровне не ниже заместителей министров иностранных дел и заместителей министров обороны государств – участников Договора;

· регулярные консультации, проводимые в соответствии с планом и перед заместителями СКБ и высших консультативных органов СКБ, по важным вопросам международной и коллективной безопасности, затрагивающим интересы государства – участников Договора. Регулярные консультации проводятся в виде встреч полномочных представителей государств – участников Договора при Генеральном секретаре СКБ по мере необходимости, но, как правило , не реже одного раза в месяц. Для рассмотрения отдельных вопросов консультации могут проводиться на ином уровне.

Добрые услуги

Добрые услуги и посредничество являются основными средствами разрешения международных споров с помощью третьей стороны.

В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означает вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов между сторонами спора.

Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Уверенность сторон спора в беспристрастности третьей стороны является обязательным предварительным условием оказания ею добрых услуг.

Добрые услуги могут быть предложены третьим государством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора.

Различают добрые услуги технического и политического характера. Вместе с тем, поскольку оба вида добрых услуг нередко оказываются одновременно одним и тем же субъектом, отличия между ними не всегда очевидны.

Под техническими добрыми услугами понимают приглашение сторон спора на всякого рода двусторонние или многосторонние встречи или конференции, организацию подобных мероприятий, выделение для целей их проведения материального и финансового обеспечения, предоставление транспорта или средств связи, обеспечение безопасности встреч сторон. Задачей технических добрых услуг является восстановление и поддержание контактов между сторонами спора в ситуации, когда между ними были прекращены дипломатические отношения, или же представление интересов одной из сторон.

Политические добрые услуги включают призывы спорящих сторон к миру или установлению перемирия и последующему проведению переговоров для разрешения конфликта. Политическими добрыми услугами является также решение с согласия спорящих сторон отдельных, связанных с урегулированием спора проблем, таких как контроль за исполнением достигнутых договоренностей, репатриация военнопленных и пр. В отличие от технических добрых услуг, политические в значительно большей степени предполагают вовлечение третьей стороны в решение конфликта по существу. Оказывая политические добрые услуги, государство или международная организация может вносить предложения по процедуре разрешения спора.

Право оказывать добрые услуги основано на обычном международном праве. Из принципа же суверенитета государств вытекает право отказываться от добрых услуг. Следовательно, вмешательство третьей стороны в международный спор без согласия хотя бы одного из его участников нельзя рассматривать в качестве добрых услуг.

Положения, предусматривающие использование добрых услуг, содержатся во многих многосторонних и двусторонних международных договорах. Например, ст. 2 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. предусматривает, что в случае возникновения спора, договаривающиеся стороны прибегнут к добрым услугам или посредничеству дружественных государств до начала вооруженной борьбы. Статья 3 Конвенции закрепляет право нейтральных государств предлагать добрые услуги и в период вооруженного конфликта, причем

оказание таких услуг не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к любой из сторон конфликта. В качестве примера положений, закрепляющих право на оказание технических добрых услуг, можно привести ст. 45 и 46 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 8 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые предусматривают право одного государства представлять в мирное время интересы другого государства на территории третьего государства.

Из истории известно много примеров оказания добрых услуг, значительная часть которых была успешными. Так, Генеральный Секретарь ООН оказывал добрые услуги СССР и США во время Карибского кризиса, СССР играл аналогичную роль в ходе Индо-Пакистанского конфликта 1965-1966 гг.

Посредничество

Под ним понимается средство мирного урегулирования спора, при котором не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры, со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для его достижения.

Посредничество предусматривает большую степень участия третьей стороны в решении споров. Различие между добрыми услугами и посредничеством:

а) способа их происхождения;

б) прав и обязанностей посредника;

в) окончательной цели посредничества.

Сущность посредничества состоит в том, что государства в споре ведут переговоры с участием третьей стороны и на основе сделанных ее предложений. Посредник выступает здесь как активный и непосредственный участник переговоров. Его задача заключается в «согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре».

Основными признаками посредничества являются участие посредника в переговорах и внесение предложений по существу спора. Посредник имеет и определенные обязанности: оказывать помощь конфликтующим сторонам в решении ими спора, воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой, уважать достоинство, честь и суверенные права спорящих сторон. Формами участия посредника в переговорах являются: предложения, советы, рекомендации, как по существу спора, так и по процедуре его решения. Однако окончательное решение по существу спора принимают спорящие стороны.

Посредник может оказывать и добрые услуги, такие как финансовая помощь в исполнении компромиссного соглашения или контроль за его исполнением. Один из примеров такой ситуации – посредническая деятельность Всемирного банка в споре между Индией и Пакистаном в 1951-1961 гг. по поводу Индийского водного бассейна, который не мог быть решен без финансовой помощи, предложенной банком.

Следственные и согласительные комиссии

Обследование и примирение с помощью создания третьей стороной или при ее участии следственных или согласительных комиссий также является эффективным средством урегулирования спора.

Комиссии создаются из граждан государств-участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре. Порядок формирования и функционирования следственных и примирительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907г.

а) Следственные комиссии

Следствие производится в состязательном порядке. Стороны предоставляют все документы, списки свидетелей и экспертов, которые могут способствовать установлению истины. Комиссия вправе просить у каждой из сторон объяснений и сведений по интересующим её вопросам. Стороны обязаны всесторонне помогать следственной комиссией.

Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными. Решения принимаются большинством голосов, результаты голосования заносятся в протокол. Протоколы заседаний обнародуются при обоюдном согласии государств. Работа следственной комиссии завершается составлением доклада, который подписывается всеми её членами. Доклад зачитывается на открытом заседании. За сторонами остаётся свобода использования по своему усмотрению сделанных комиссией выводов.

Б) Примирительные комиссии

Задача примирительных комиссий шире – подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон.

Дела в примирительной комиссии возбуждаются путём заявления либо обоих государств, либо одного из них. В заявления указывается предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора.

Б) Примирительные комиссии

Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.

Согласно этому принципу, каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, без­опасность и справедливость.

Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейше­му и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбит­ража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согла­сию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если не достигнут разрешения – спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и долж­ны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равен­ства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они явля­ются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Таковы достаточно четкие положения о существе принципа мир­ного разрешения международных споров. Тем не менее следует учиты­вать полномочия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по мирному разрешению международных споров, изложенные в гл. VI Устава ООН. Особое значение имеют полномочия Совета Безопаснос­ти в отношении международных споров, которые угрожают или продолжение которых могло бы, по мнению Совета Безопасности, угро­жать поддержанию международного мира и безопасности.

Статья 33 Устава ООН содержит перечень традиционных, вырабо­танных долголетней практикой государств средств мирного разреше­ния международных споров или ситуаций, порождающих спор. Но такой перечень не является исчерпывающим, в нем, в частности, не упомянуты так называемые добрые услуги. Возможны в принципе и иные способы урегулирования споров.

Мирные средства разрешения споров по существу можно подраз­делить на две категории: категорию средств, результатом которых яв­ляются рекомендации сторонам в споре, юридически для них необяза­тельные, и категорию средств, результатом которых являются решения, юридически обязательные для сторон в споре.

Рекомендации и решения, касающиеся мирного урегулирование международного спора, выносятся на основании международного права. Но споры могут разрешаться ex aequo etbono, т.е. по справедли­вости, если стороны в споре с этим согласны, особенно когда соответ­ствующие данным обстоятельствам положения международного права либо отсутствуют, либо недостаточно ясны.

К первой категории мирных средств разрешения международных споров относятся следующие.

Добрые услуги — содействие не участвующей в споре третьей сто­роны (государства, отдельного лица и т.д.) ведению переговоров между сторонами в споре, не имеющими между собой официальных контак­тов. Своего рода передаточная инстанция предложений одной стороны в споре другой.

Переговоры сторон в споре — основное средство разрешения спо­ров, поскольку к другим средствам стороны могут прибегать только по взаимному согласию, если заранее не заключили между собой согла­шения о порядке разрешения своих споров.

Посредничество — участие третьей стороны в разрешении спора, наделенной правом предлагать сторонам в споре те или иные условия его разрешения.

Следственные комиссии — согласованные сторонами в споре отно­сительно их состава органы, в задачу которых входит установление фактов или событий, касающихся существа данного международного спора.

Примирительные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит рекомендо­вать сторонам в споре условия его разрешения.

Вторую категорию мирных средств разрешения споров составляют международные суды и арбитражи, решения которых являются юри­дически обязательными.

Международные суды — специально учрежденные и постоянно действующие органы разбирательства международных споров, откры­тые для обращения к ним всех государств или специально указанных в их учредительных актах государств региональной или иной принад­лежности. Главным таким судебным органом является Международ­ный Суд ООН.

Арбитражи либо учреждаются ad hoc (для данного спора), либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласован­ных условиях об их составе для разрешения тех или иных дел, возни­кающих между создавшими их государствами. В качестве арбитра может выступать, в частности, одно согласованное сторонами в споре лицо.

Существует также Постоянная палата третейского суда, созданная в соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении междуна­родных столкновений 1899 г. государствами — участниками этой Кон­венции. Основной задачей Палаты является ведение списка лиц, реко­мендованных государствами-участниками в качестве возможных ар­битров, чтобы облегчить сторонам в споре выбор компетентных лиц в состав тех или иных арбитражей.

59.Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (ООН). В настоящее время ПЧ перестали б. сферой внутренней компетенции г-ва.

Мн система защиты ПЧ – это система мн норм, закрепляющих и защищающих ПЧ как в мирное, так и в военное время.

Система защиты ПЧ включает в себя 2 подотрасли:

1.право прав человека – это система норм, обеспеч-х защиту прав везде и в любое время;

2.ПЧ в период вооружённых конфликтов.

Теории происхождения ПЧ:

1.естесственная – возникновение ПЧ базир-ся на природе самого человека. Возн-ла в 16 веке.

2.позитивная – исходит из юр-го понимания прав, т. е. ч-к наделён и имеет такие права, к-е предоставляет ему г-во и к-е м. гарантировать г-во. Теория 20 в.

Две теории взаимосвязаны, т. к. ч-к рождается с определ-ми правами, но ч-к живёт в обществе, и чтобы реализ-ть эти права и гпрант-ть их, г-во устанавливает гарантии, рамки осущ-я прав и возм-ть их огр-я.

1215 г. – великая хартия вольносте. Создала предпосылки утв-я свободы и господства з-на в обществе. Закреплена идея ограждения ч-ка от произвола чиновников.

1689 – Биль о правах. Закреплено право обращаться с петициямик Королю, гарантии против жестоких наказаний. Б. провозглашены свободы слова. Суждений и актов в парламенте.

1789 – Французская буржуазная революция, Декларация прав чел-ка и гражданина. Закреплены идеи свобод, равенства, народного суверенитета, авторитета з-на. Провозглашение ПЧ – естесствен., неотчужд-ми и священными. Закреплено равенство людей. Ст. 2 – цельвсякого г-ва – обеспечить права ч-ка. За злоупотребление свободой отвечать только по з-ну. Никто не может б. наказан иначе как по з-ну.

Причины разработки универсальных норм по ПЧ после 2 мировой войны:

1.во время 2 мировой войны ПЧ грубо и массово нарушались;

2.для многих г-в на это время стан. массовыми преступления геноцида, апортеида;

3.возн. необх. сформул. единые мн стандарт ПЧ, т. е. минимум прав, к-е д. б. гарантированы в любом г-ве, в любое время.

Формирование норм, связанныхс защитой прав ч-ка, связано с созданием ООН. В 1946 г. б. создана комиссия ООН по правам ч-ка. Основные задачи – разраб-т стандарты по правам и свободам ч-ка, осущ-я контроль за соблюдением гос-ми ПЧ.

Всеобщая декларация ПЧ б. провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48 г.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей и включает все категории прав. содержит осн-ние ограничение г-вом ПЧ.

Декларация вошла в Биль оправах ч-ка.

В 1966 г. комиссией ООН б. разработан пакт о гр-х и пол-х правах и пакт об экон-х, соц-х и культ-х правах.

Потом к 1-му пакту б. принято 2 протокола:

1.относительно компетенции комитета по ПЧ;

2.1989 г. протокол об отмене смертной казни.

В биле – деклпрация, 1 протокол и 2 пакта.

Комиссия ООН осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям:

1.разработка универсальных конвенций, направленных на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями ПЧ и на предупреждение дискриминации. Конвенция о п-ях геноцида, о п-ях апортеида. Мн конференция 69 о предупреждении всех форм рассовой дискриминации. Декларация о ликвидации дискриминации на основе религии, 81.

2.разработка конвенций, направленных на защ-ту отд-х категорий населения – Конвенция о статусе беженцев 51, конвенция о политических правах женщин 52, конвенция о статусе аппортеидов 54, конвенция о гр-ве замужней женщины 57, конвенция о правах ребёнка 89;

3.разработка конвенций, напр-х на защ-ту от незак-х дейст-й со стороны органов гос-й власти – минимальные стандартные правила обращ-я с заключёнными, кодекс поведения долж-х лиц по поддерж-ю правопорядка 79, конвенция против пыток 84.

60.Международное гуманитарное право: история развития, понятие и источники. Мн нормы о защите ПЧ в период мн конфликтов объединены в мн гуманитарное право.

В мн гуманитарном праве принято выделять Гаагское и Женевское право.

В гаагское право входят мн соглашения об ограничении средств и методов ведения войны.

Женевское право – мн соглашения, направленные на защиту жертв вооружённых конфликтов.

Источники женевского права:

1.конвенция о защите раненых, больных и лиц из состава вооруженных сил;

2.о защите раненых,больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из сост. воор-х сил на море;

3.об обращенияхс военнопленными;

4.о защите гражданского населения во время войны.

1977 г. – два дополнительных протокола к колнвенции:

1.касающийся вооружённых конфликтов мн х-ра;

2.касающийся вооружённых конфликтов не мн х-ра.

Мн конфликт – это конфликт му 2 и более суверенными г-вами, а также борьба народов за освобождение от колониальной зависимости, борьба против рассистских режимов, против оккупантов.

Внутренний конфликт – это противостояние му правительственными войсками и др. вооруж-ми формированиями.

3.ограниченностьв выборе средств и методов ведения войны;

4.добросовестность ведения вооружённых конфликтов;

5.от-ть за нарушение норм МГП.

Военнопленными м. б. только лица, к-е непосредственно применяли оружие и имели на это право.

После вооружённых конфликтов военнопленного д. отпустить домой. Наёмнику обеспечивают гр-е права, но его д. судить.

Г-ва д. обеспечить работу гос-х и правоохранительных органов на оккупированной территории. Нельзя уничтожать гр-е объекты и не использовать их в в военных целях. Запрещается уничтожать культурные ценности.

Причины разработки универсальных норм по ПЧ после 2 мировой войны:

Международные следственные и согласительные комиссии

Компетенция и порядок создания следственных комиссий сформулированы в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 года. Формирование таких комиссий предусматривается в международных спорах, проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела. Комиссия выясняет вопросы факта, проводя беспристрастное и добросовестное расследование. Комиссия формируется на основе специального соглашения между спорящими сторонами, в котором точно определяются подлежащие расследованию факты, устанавливаются порядок и срок формирования комиссии, объем ее полномочий, место ее пребывания, язык, которым комиссия будет пользоваться, срок представления комиссией результатов своей работы, иные условия, о которых спорящие стороны договорились. Производство по установлению фактов определяет комиссия, если это не предусмотрено соглашением сторон. Стороны обязаны представлять комиссии все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов. Во время работы комиссии могут проводиться допросы свидетелей и экспертов, исследоваться разнообразные доказательства. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными. Решение принимается большинством голосов. Результаты работы комиссии могут быть обнародованы только с согласия сторон спора. По окончании работы комиссия составляет доклад, он подписывается всеми членами комиссии. Если кто-то из членов комиссии доклад не подписывает, об этом делается отметка, но доклад остается в силе. Выводы комиссии, изложенные в докладе, не носят для сторон обязательного характера. Участники спора могут назначить в комиссию своих особых агентов, служащих посредниками между ними и комиссией.

В качестве международной согласительной комиссии в настоящее время выступает Постоянная палата третейского суда.

Наряду со следственными комиссиями в качестве средства мирного разрешения споров выступают согласительные (примирительные) комиссии. Такие комиссии не ограничиваются выяснением фактов, а вырабатывают конкретные рекомендации по урегулированию спора, хотя они не являются обязательными для спорящих сторон. Вопросы деятельности примирительных комиссий урегулированы в меньшей степени, чем следственных комиссий. Из международных актов, где регламентируется порядок образования и деятельность примирительных комиссий следует указать Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

В соответствии со ст. 85 этой Конвенции, если спор не был разрешен путем консультаций в течение одного месяца с момента их начала, то любое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию. Об этом соответствующей организации и другим государствам, участвующим в консультациях, направляется письменное уведомление. Государства – участники назначают своих представителей, которые будут действовать как члены примирительной комиссии соответствующей международной организации. Каждая универсальная организация ведет список назначенных государствами лиц. Комиссия устанавливает собственные правила процедуры, решения принимаются большинством голосов. Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами спора в течение двух месяцев, она подготавливает доклад о своей работе и направляет его сторонам спора. Доклад должен содержать заключение комиссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, которые она сделала сторонам спора в целях соответствия его разрешению. Рекомендации обязательной силы для сторон не носят.

Согласительной процедуре при урегулировании международных споров пристальное внимание уделяется в рамках ООН, где был разработан Типовой согласительный регламент для урегулирования споров между государствами. Этот Регламент применяется к согласительному урегулированию споров между государствами, когда они в письменном виде прямо договорились о его применении. Для разрешения спора в соответствии с Регламентом образуется Комиссия, которая, действуя независимо и беспристрастно, прилагает усилия к тому, чтобы стороны пришли к дружественному урегулированию спора. Комиссия разрабатывает и представляет сторонам рекомендации по урегулированию спора. Комиссия определяет свою собственную процедуру. Если стороны с ними соглашаются, составляется документ, содержащий условия урегулирования. Если стороны не принимают рекомендации, но желают, чтобы продлились попытки урегулирования на других основах, процедура возобновляется. Если стороны не принимают рекомендации и не желают возобновления попыток, то составляется документ об этом и процедура считается завершенной.

Использование примирительной процедуры при разрешении споров предусмотрено Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. Примирение осуществляется Примирительной комиссией, создаваемой для каждого спора. Для формирования этой комиссии каждое государство назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, другой может быть гражданином иного государства – участника СБСЕ. Мировые посредники должны быть лицами, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и обладают признанной компетентностью в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Назначаются они сроком на 6 лет, с возможностью назначения на новый срок. Любое государство – участник Конвенции может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государством – участником, если он не был урегулирован в разумный срок путем переговоров. По возникшему спору Секретарю подается заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии. Но такая просьба может быть представлена также по соглашению спорящих сторон. Состав Примирительной комиссии определяется сторонами из списка мировых посредников. Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально. Примирительная комиссия оказывает помощь сторонам в поисках урегулирования его. Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то составляется резюме выводов, подписываемое представителями сторон и членами Комиссии. Если примирительная комиссия сочтет, что изучены все аспекты спора и все возможности поиска решения, она составляет заключительный доклад, в котором излагаются предложения Комиссии по разрешению спора. Доклад доводится до сведения сторон, которые в 13-дневный срок изучают его и сообщают о том, готовы ли они согласиться с предлагаемым регулированием. Если стороны не согласились с предложениями Комиссии, доклад направляется Совету СБСЕ. Стороны спора оплачивают свои собственные расходы, а также расходы назначенного ею посредника. Остальные расходы распределяются между сторонами поровну.

В качестве разновидности примирительных комиссий могут рассматриваться комиссии пограничных представителей, учреждаемые в случае возникновения пограничного спора. Так, например, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о деятельности пограничных представителей от 25 января 2002 года предусмотрено, что в целях урегулирования пограничных инцидентов, а также других нарушений режима государственной границы пограничные представители проводят совместные разбирательства (расследования). По результатам совместных разбирательств составляется акт или другие документы. Пограничные инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются дипломатическим путем.

В ст. 33 Устава ООН как средство мирного разрешения споров согласительные и примирительные комиссии не указаны. В этой статье указывается обследование и примирение. Представляется, что осуществление процедуры обследования и примирения есть не что иное как деятельность рассмотренных комиссий.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 1701 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В качестве международной согласительной комиссии в настоящее время выступает Постоянная палата третейского суда.

64. Международная примирительная процедура. Следственные комиссии и согласительные комиссии.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии создаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии получили распространение в международной практике и имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако, в отличие от арбитража и суда, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) согласительная комиссия создается по просьбе одной из сторон спора. Если стороны не договорились об ином, эта комиссия состоит из пяти членов, из которых два назначаются каждой заинтересованной стороной, а председатель выбирается совместно этими членами. При споре, в котором участвуют более двух сторон, стороны, имеющие общий интерес, по взаимному согласию вместе назначают своих членов комиссии. В случае, когда имеется две или более сторон с отдельными интересами или когда отсутствует согласие относительно наличия у них одинакового интереса, члены назначаются ими отдельно. Согласительная комиссия принимает свои решения большинством голосов своих членов. Если стороны спора не договорились об ином, она устанавливает свою собственную процедуру. Комиссия представляет предложение для разрешения спора, которые стороны добросовестно рассматривают. В случае возникновения разногласия в отношении компетенции согласительной комиссии вопрос решается этой комиссией.

10. На равных основаниях рассматривать просьбы других госу­дарств о предоставлении им возможности для наблюдения за полета­ми их космических объектов (т.е. рассматривать просьбы о размеще­нии станций слежения).

Международные следственные и согласительные комиссии

Комиссии создаются на основе особо соглашения между государствами

Следственные комиссии – комиссии, имеющие своей задачей точное установление фактов связанных со. спором

Согласительные комиссии – помимо установления точных фактов спора, имеют своей задачей внесение предложений для урегулирования спора.

Комиссии не решают спор, а лишь помогают его решить конфликтующим государствам.

Для рассмотрения дела судом все государства, участвующие в споре, должны выразить согласие на рассмотрение дела судом.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию