Уклонение от уплаты таможенных платежей

Административная ответственность

Текст упомянутой статьи 16.22 КоАП РФ выглядит следующим образом:

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

До 2018 года сроки устанавливались в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, но с 01 января 2018 года, с момента вступления в силу договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, ТК ТС РФ был заменён на ТК ЕАЭС РФ. Необходимо понимать, что приводимые нормы и в целом рассматриваемая сфера невероятно сложны, так как предполагают работу с огромным количеством различной документации. Сроки, упоминание о которых указано в ст. 16.22 КоАП РФ не наличествуют определёнными «твёрдыми» временными интервалами (10 дней, 30 дней и т. п.), а зависят от вида осуществляемых действий.

Например, принимая во внимание положения статьи 216 ТК ЕАЭС РФ, а именно части 1, за помещение товаров иностранного происхождения под процедуру свободного склада, полагается внести пошлину с момента его фактической регистрации до момента его фактического вывоза с территории склада. И подобным образом определяются сроки для всех видов таможенной процедуры, что не позволяет привести в рамках настоящей статьи временной список по обязательствам уплаты пошлин или налогов.


наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Обязанность уплаты таможенных платежей: кто и на каком основании платит

Плательщиками таможенных платежей, согласно ст. 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являются декларанты или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Они же несут ответственность за неуплату таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.

Ст. 55 ТК ЕАЭС определяет порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены ст. 30, 31 и 32 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов также оговорены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Ст. 55 ТК ЕАЭС определяет порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены ст. 30, 31 и 32 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. коммент. к ст. 35.

Уголовное право. Особенная часть (главы I-X)

г) в особо крупном размере, –

Объективная часть

Существующая по ст. 194 УК РФ судебная практика указывает, что в ряде случаев в состав преступления ошибочно включают действия, связанные с заявлением в декларации и прочих документах, необходимых для исчисления сборов, пошлин, недостоверных сведений о режиме, стране происхождения, стоимости продукции и прочих фактах. Такое понимание воспроизводит пояснения Пленума ВС по вопросам уклонения от выплаты налогов. Ответственность за это устанавливается в ст. 198 и 199.

Однако в этих нормах уклонение от совершения платежей, установленных в НК, отличается от преступления, предусмотренного в рассматриваемой статье. В ст. 198 и 199 кодекса ответственность применяется при совершении виновным действия или дополнительного бездействия (непредставление декларации, например). В рассматриваемой норме эти оговорки отсутствуют. Преступление, наказание за которое устанавливает ст. 194 УК, считается завершенным с момента наступления периода, до окончания которого субъект должен быть погасить обязательства, предусмотренные в ТК ТС.


Однако в этих нормах уклонение от совершения платежей, установленных в НК, отличается от преступления, предусмотренного в рассматриваемой статье. В ст. 198 и 199 кодекса ответственность применяется при совершении виновным действия или дополнительного бездействия (непредставление декларации, например). В рассматриваемой норме эти оговорки отсутствуют. Преступление, наказание за которое устанавливает ст. 194 УК, считается завершенным с момента наступления периода, до окончания которого субъект должен быть погасить обязательства, предусмотренные в ТК ТС.

Уклонение от уплаты таможенных платежей

С. Душкин, помощник Краснодарского транспортного прокурора.

В соответствии со ст. 194 УК РФ под уклонением от уплаты таможенных платежей в уголовно – правовом смысле понимается умышленное уклонение в крупных размерах.

Объект преступления – финансовые интересы государства.

Объективная сторона выражается в активных действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

В связи с тем, что описание этого противоправного деяния дано в диспозиции ст. 194 без раскрытия его признаков, на практике есть сложности при квалификации таких преступлений.

В “Словаре русского языка” С. Ожегова слово “уклониться” означает: 1) отодвинуться, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь; 2) отойти от прямого направления.

Таким образом, под уклонением от уплаты таможенных платежей следует понимать: 1) совершение действий, чтобы избежать уплаты таможенных платежей; 2) уход от установленного порядка уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу РФ, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, – государственному предприятию связи, которое перечисляет эти платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определенном ГТК РФ совместно с Министерством связи и Министерством финансов РФ.

Согласно ст. 110 ТК РФ таможенными платежами являются: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Основа для исчисления пошлины, акцизов и сборов – таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе”.

А основа для исчисления налога на добавленную стоимость – таможенная стоимость товаров, к которой добавляется пошлина, а по подакцизным товарам – также и сумма акцизов.

Основной признак уклонения от уплаты таможенных платежей как уголовно наказуемого деяния – крупный размер этих платежей, от которых лицо уклоняется. Понятие “крупного размера” дается в примечании к статье 194 УК РФ. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных размерах следует понимать уклонение, при котором стоимость неуплаченных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам Таможенного кодекса: ст. 282 (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение); ст. 283 (действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей); ст. 284 (нарушение сроков уплаты таможенных платежей).

Рассмотрим каждую из них.

Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, – это заявление в таможенной декларации и иных необходимых документах недостоверных сведений о таможенном режиме, стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.

При декларировании товаров декларант сам выбирает таможенный режим, в соответствии с которым ввозит или вывозит товары, и указывает его код в грузовой таможенной декларации.

Таможенный режим – это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Согласно ст. 23 ТК РФ в целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Кроме этого в Приложении к Приказу ГТК РФ N 162 от 25 апреля 1994 г. указан таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

Приказом ТК РФ N 136 от 2 марта 1995 г. утверждено Положение о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР.

Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” и используется для обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово – экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами РФ.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территории РФ, производится с применением таких методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Основной метод – по цене сделки с ввозимыми товарами.

Таможенной стоимостью для вывозимых товаров является: для сделок купли – продажи или мены – стоимость товаров, определяемая по на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары и указанной в счете – фактуре (счете – проформе) с учетом расходов по доставке товаров (транспортировка, погрузка, выгрузка, страхование) до места вывоза с таможенной территории РФ, а также других необходимых корректировок; для иных случаев – стоимость, определяемая на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых или идентичных (однородных) товаров с учетом расходов по доставке товаров до места вывоза с таможенной территории РФ.

Страной происхождения товара считается та, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом “О таможенном тарифе”.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза его оттуда.

Иные документы для таможенных целей необходимы для подтверждения достоверности заявляемых в декларации сведений. Это транспортные, товаросопроводительные, а также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Перечень конкретных документов, необходимых для таможенного оформления, в отношении конкретных товаров и транспортных средств определяется должностным лицом таможенного органа, производящего оформление.

Под иными недостоверными сведениями следует понимать любые, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера. Ими могут быть: сведения о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о сроках непрерывного временного пребывания в иностранных государствах; сведения о работе лица на российском судне заграничного плавания; сведения о работе лица в качестве члена экипажа российского воздушного судна, выполнявшего регулярные полеты за границу, а также другие.

Действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, – это представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей.

Таможенные органы производят возврат уплаченных взысканных сумм платежей в случаях:

  • неправильного исчисления сумм таможенных платежей, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости;
  • взыскания ранее таможенными органами платежей в соответствии с таможенным режимом.

Для возврата сумм таможенных платежей необходимо предъявить таможенными органами следующие документы:

  • заявление плательщика о возврате уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей;
  • заполненную грузовую таможенную декларацию, в соответствии с которой исчислялись и взимались платежи;
  • платежное поручение на оплату причитающихся сумм таможенных платежей с отметкой банка о принятии к оплате, подтверждающей произведенный платеж;
  • товаросопроводительные документы с отметкой пограничной таможни о фактическом пересечении границы.

Для возврата излишне начисленных сумм или в случае неправильного исчисления сумм таможенных платежей необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие, что уплаченная или взысканная сумма является излишней или неправильно начисленной.

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей – это неуплата таможенных платежей в установленные сроки. Они уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока ее подачи. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Лицам, пытавшимся уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка не предоставляется.

Преступление считается оконченным с момента: 1) когда виновный обманным путем получил полное или частичное освобождение от платы таможенных платежей; 2) возврата таможенных платежей; 3) неуплаты таможенных платежей в установленные сроки.

Рассматриваемое преступление – с материальным составом. Между действиями лица, уклонившегося от уплаты таможенных платежей, и причинением материального ущерба необходима причинная связь.

Для квалификации противоправных деяний по ст. 194 УК не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей либо не уплатило их в установленный срок.

Субъектом преступления могут быть как граждане РФ, так и иностранцы либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. К ним могут относиться должностные лица и иные работники российских и иностранных предприятий, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иные физические лица, которые в силу требований Таможенного кодекса и другого законодательства РФ обязаны в установленные сроки уплачивать таможенные платежи соответствующему таможенному органу.

Это преступление может совершаться только с прямым умыслом, т.е. его субъект осознает, что в результате своих действий уклоняется от уплаты таможенных платежей, и желает действовать таким образом.

Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием правонарушителям, несут ответственность за соучастие по ст. ст. 33, 194 УК.

Если работники таможенных органов до этого совершили должностные преступления, то они несут дополнительную уголовную ответственность и по соответствующим статьям главы 30 УК.

Привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности по ст. 194 не освобождает само юридическое лицо, в интересах которого совершено преступление, от административной ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения по одной из статей Таможенного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 194 УК уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

В ч. 2 ст. 194 предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное неоднократно. В соответствии с ней преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята. Неоднократное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В “Словаре русского языка” С. Ожегова слово “уклониться” означает: 1) отодвинуться, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь; 2) отойти от прямого направления.

Обстоятельствами, отягчающими вину субъекта, являются:

  • совершение преступление в составе группы субъектов по предварительному сговору, а равно неуплата платежей в особо крупном размере (более 6 млн рублей);
  • совершение преступления физлицом с использованием своего должностного положения, а равно с применением насилия по отношению к субъекту, осуществляющему пограничный или таможенный контроль;
  • совершение преступления в составе организованной группы.

Если лицо допустило неуплату платежей в меньшем размере, ему грозит административная ответственность по ст.16.22 КоАП РФ.

  • таможенные платежи (ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акцизы, взимаемые при ввозе продукцию на территорию ТС);
  • таможенные сборы (обязательные платежи, взимаемые сотрудниками таможни за совершение ряда операций, связанных с выпуском товаров, сопровождением транспортных средств и т.д.).
  • Объективная сторона: неисполнение гражданами или юрлицами обязанности по уплате таможенных платежей. Обязательный признак – крупная сумма неуплаченных таможенных платежей (от 2 млн до 6 млн рублей).
  • Субъект: лицо, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей. По ст.50 ТК ЕАЭС, это декларант и прочие субъекты.
  • Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.
  • Неуплата таможенных платежей — не выход из ситуации

    В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.

    Также при возникновении подобной неприятной ситуации необходимо помнить, что существуют различные способы уплаты таможенных платежей, есть вероятность договориться с получателем сборов об отсрочке или рассрочке. Содействие юриста нашей компании в подобных делах позволит получить максимально выгодные условия даже в самых сложных случаях. Пишите в комментариях свой вопрос и мы поможем найти решение: профессионально и в срок.

    Читайте также наш новый пост про разглашение персональных данных, содержание материалов в блоге направлено на просвещение граждан, содержит много полезной информации.


    Смотрите видео по советам адвоката по уголовным делам:

    Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: увеличение рисков

    Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» существенно расширил основания для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Так, в соответствии с предыдущей редакцией статьи 194 Уголовного Кодекса Российской Федерации уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, считалось преступлением только в случае, если сумма неуплаченных таможенных пошлин в крупном размере составляла: 1 млн. рублей – для физического лица, 2 млн. рублей – для юридического лица; в особо крупном размере – 3 млн. рублей для физического лица, 10 млн. рублей – для юридического лица. При этом на практике в большинстве случаев преступление считалось совершенным, если вышеуказанные суммы таможенных платежей были неуплачены по одной таможенной декларации (за одну товарную партию).

    В настоящее время правила ужесточились. Так, физические лица, вне зависимости от того, действовали они самостоятельно или от имени организации, подлежат уголовному наказанию за неуплату таможенных платежей в крупном размере – 1 млн. рублей, в особо крупном размере – 3 млн. рублей. Кроме того, установлена возможность учета нескольких товарных партий при определении наличия крупного и особо крупного размера сумм неуплаченных таможенных платежей. При этом закон не устанавливает, что это могут быть только те товарные партии, которые поставляются в рамках одного внешнеторгового договора. В диспозиции ст. 194, в отличие, например, от налоговых составов (ст. 198 и 199 УК РФ), способы уклонения от уплаты таможенных платежей (т.е. какими действиями или бездействием может быть совершено указанное деяние, влекущее уголовную ответственность) законодателем по-прежнему не определены. Кроме того, в соответствии с примечанием к ст. 198 и ст. 199 УК РФ крупным размером для целей применения данных статей признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более определенной суммы. Таким образом, законодатель установил специальную норму, в результате которой уголовная ответственность может наступить, если сумма налогов, неуплаченных за указанных 3-летний период, в совокупности превысит определенный размер. В отношении деяния, квалифицируемого по ст. 194 УК РФ, такой специальной нормы не установлено.

    Следует также отметить, что в отличие от налоговых составов, по которым уголовное дело может быть возбуждено только в случае неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате сумм недоимки, пени и штрафов в установленный срок, если соответствующее требование налогового органа не было обжаловано налогоплательщиком, в отношении ст. 194 УК РФ такого правила не установлено.

    Таким образом, в результате внесенных изменений таможенные органы, которые в соответствии с данным законом вновь получили полномочия органов дознания по ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ, смогут возбуждать уголовные дела, если общая сумма недоимки по таможенным платежам превысит 1 млн. рублей с учетом всех таможенных деклараций, зарегистрированных в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, который по данной категории дел составляет 6 лет.

    Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2013 года, но, как ухудшающие положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, обратной силы не имеют.

    Указанные изменения законодательства существенно повышают риски уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности руководителей компаний, а также сотрудников, ответственных за организацию совершения таможенных операций. При этом нововведения в первую очередь влекут негативные последствия для крупных производственных и торговых организаций, регулярно перемещающих через таможенную границу товарные партии. Таким компаниям рекомендуется провести анализ осуществляемой внешнеэкономической деятельности на предмет полного соответствия таможенному законодательству для выявления возможных ошибок, следствием которых может являться неполная уплата таможенных платежей.

    Таким образом, в результате внесенных изменений таможенные органы, которые в соответствии с данным законом вновь получили полномочия органов дознания по ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ, смогут возбуждать уголовные дела, если общая сумма недоимки по таможенным платежам превысит 1 млн. рублей с учетом всех таможенных деклараций, зарегистрированных в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, который по данной категории дел составляет 6 лет.

    Методика расследования

    Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо доказать факт совершения преступления. Когда речь заходит об уклонении от уплаты таможенных платежей, возникает немало проблем с расследованием. Например, для этого по закону предоставляется только 15 дней.

    В течение этого времени необходимо проверить большое количество документов и совершить иные следственные мероприятия. Что касается документов, то это не только налоговая декларация, но и другие официальны бумаги, черновики, блокноты и т. д. Естественно, 15 дней мало, особенно если действует группа лиц и нужно определить личности всех преступников.

    Таможенные органы могут самостоятельно проводить дознание. Но только в том случае, когда подозреваемое лицо уже установлено. На практике большая часть следственных мероприятий, осуществляемых сотрудниками таможни, проводятся без реального подозреваемого.

    Во время следствия необходимо выяснить следующее:

    • установление места, времени и субъекта, который переместил товар через границу;
    • определение размера неуплаченной суммы;
    • определение способа, с помощью которого злоумышленник нарушил закон.

    После этого возможно изъятие товара и преодоление вмешательства нарушителя в расследование.

    Справка: что касается проблем с привлечением лица к ответственности, то к ним относится несовершенство процедуры поимки нарушителя, длительные судебные разбирательства и т. д.


    Если потенциальный плательщик налогов смог уклониться от своей обязанности, его может ожидать административная ответственность. Но только тогда, когда дело идет о пропуске установленных для оплаты сроков (ст. 16.22 КоАП). Санкции статьи предусматривают:

    Уклонение от уплаты таможенных платежей

    С. Душкин, помощник Краснодарского транспортного прокурора.

    В соответствии со ст. 194 УК РФ под уклонением от уплаты таможенных платежей в уголовно – правовом смысле понимается умышленное уклонение в крупных размерах.

    Объект преступления – финансовые интересы государства.

    Объективная сторона выражается в активных действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

    В связи с тем, что описание этого противоправного деяния дано в диспозиции ст. 194 без раскрытия его признаков, на практике есть сложности при квалификации таких преступлений.

    В “Словаре русского языка” С. Ожегова слово “уклониться” означает: 1) отодвинуться, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь; 2) отойти от прямого направления.

    Таким образом, под уклонением от уплаты таможенных платежей следует понимать: 1) совершение действий, чтобы избежать уплаты таможенных платежей; 2) уход от установленного порядка уплаты таможенных платежей.

    Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу РФ, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, – государственному предприятию связи, которое перечисляет эти платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определенном ГТК РФ совместно с Министерством связи и Министерством финансов РФ.

    Согласно ст. 110 ТК РФ таможенными платежами являются: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

    Основа для исчисления пошлины, акцизов и сборов – таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе”.

    А основа для исчисления налога на добавленную стоимость – таможенная стоимость товаров, к которой добавляется пошлина, а по подакцизным товарам – также и сумма акцизов.

    Основной признак уклонения от уплаты таможенных платежей как уголовно наказуемого деяния – крупный размер этих платежей, от которых лицо уклоняется. Понятие “крупного размера” дается в примечании к статье 194 УК РФ. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных размерах следует понимать уклонение, при котором стоимость неуплаченных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам Таможенного кодекса: ст. 282 (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение); ст. 283 (действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей); ст. 284 (нарушение сроков уплаты таможенных платежей).

    Рассмотрим каждую из них.

    Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, – это заявление в таможенной декларации и иных необходимых документах недостоверных сведений о таможенном режиме, стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.

    При декларировании товаров декларант сам выбирает таможенный режим, в соответствии с которым ввозит или вывозит товары, и указывает его код в грузовой таможенной декларации.

    Таможенный режим – это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

    Согласно ст. 23 ТК РФ в целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

    Кроме этого в Приложении к Приказу ГТК РФ N 162 от 25 апреля 1994 г. указан таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

    Приказом ТК РФ N 136 от 2 марта 1995 г. утверждено Положение о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР.

    Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” и используется для обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово – экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами РФ.

    Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

    Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территории РФ, производится с применением таких методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Основной метод – по цене сделки с ввозимыми товарами.

    Таможенной стоимостью для вывозимых товаров является: для сделок купли – продажи или мены – стоимость товаров, определяемая по на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары и указанной в счете – фактуре (счете – проформе) с учетом расходов по доставке товаров (транспортировка, погрузка, выгрузка, страхование) до места вывоза с таможенной территории РФ, а также других необходимых корректировок; для иных случаев – стоимость, определяемая на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых или идентичных (однородных) товаров с учетом расходов по доставке товаров до места вывоза с таможенной территории РФ.

    Страной происхождения товара считается та, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом “О таможенном тарифе”.

    Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза его оттуда.

    Иные документы для таможенных целей необходимы для подтверждения достоверности заявляемых в декларации сведений. Это транспортные, товаросопроводительные, а также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Перечень конкретных документов, необходимых для таможенного оформления, в отношении конкретных товаров и транспортных средств определяется должностным лицом таможенного органа, производящего оформление.

    Под иными недостоверными сведениями следует понимать любые, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера. Ими могут быть: сведения о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о сроках непрерывного временного пребывания в иностранных государствах; сведения о работе лица на российском судне заграничного плавания; сведения о работе лица в качестве члена экипажа российского воздушного судна, выполнявшего регулярные полеты за границу, а также другие.

    Действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, – это представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей.

    Таможенные органы производят возврат уплаченных взысканных сумм платежей в случаях:

    • неправильного исчисления сумм таможенных платежей, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости;
    • взыскания ранее таможенными органами платежей в соответствии с таможенным режимом.

    Для возврата сумм таможенных платежей необходимо предъявить таможенными органами следующие документы:

    • заявление плательщика о возврате уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей;
    • заполненную грузовую таможенную декларацию, в соответствии с которой исчислялись и взимались платежи;
    • платежное поручение на оплату причитающихся сумм таможенных платежей с отметкой банка о принятии к оплате, подтверждающей произведенный платеж;
    • товаросопроводительные документы с отметкой пограничной таможни о фактическом пересечении границы.

    Для возврата излишне начисленных сумм или в случае неправильного исчисления сумм таможенных платежей необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие, что уплаченная или взысканная сумма является излишней или неправильно начисленной.

    Нарушение сроков уплаты таможенных платежей – это неуплата таможенных платежей в установленные сроки. Они уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

    Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока ее подачи. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

    Лицам, пытавшимся уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка не предоставляется.

    Преступление считается оконченным с момента: 1) когда виновный обманным путем получил полное или частичное освобождение от платы таможенных платежей; 2) возврата таможенных платежей; 3) неуплаты таможенных платежей в установленные сроки.

    Рассматриваемое преступление – с материальным составом. Между действиями лица, уклонившегося от уплаты таможенных платежей, и причинением материального ущерба необходима причинная связь.

    Для квалификации противоправных деяний по ст. 194 УК не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей либо не уплатило их в установленный срок.

    Субъектом преступления могут быть как граждане РФ, так и иностранцы либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. К ним могут относиться должностные лица и иные работники российских и иностранных предприятий, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иные физические лица, которые в силу требований Таможенного кодекса и другого законодательства РФ обязаны в установленные сроки уплачивать таможенные платежи соответствующему таможенному органу.

    Это преступление может совершаться только с прямым умыслом, т.е. его субъект осознает, что в результате своих действий уклоняется от уплаты таможенных платежей, и желает действовать таким образом.

    Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием правонарушителям, несут ответственность за соучастие по ст. ст. 33, 194 УК.

    Если работники таможенных органов до этого совершили должностные преступления, то они несут дополнительную уголовную ответственность и по соответствующим статьям главы 30 УК.

    Привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности по ст. 194 не освобождает само юридическое лицо, в интересах которого совершено преступление, от административной ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения по одной из статей Таможенного кодекса РФ.

    Согласно ч. 1 ст. 194 УК уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

    В ч. 2 ст. 194 предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное неоднократно. В соответствии с ней преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята. Неоднократное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Под иными недостоверными сведениями следует понимать любые, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера. Ими могут быть: сведения о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о сроках непрерывного временного пребывания в иностранных государствах; сведения о работе лица на российском судне заграничного плавания; сведения о работе лица в качестве члена экипажа российского воздушного судна, выполнявшего регулярные полеты за границу, а также другие.

    Приговоры судов по ст. 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

    # Название Cуд Решение
    544756 Приговор суда по ч. 2 ст. 194 УК РФ

    в дд.мм.гггг, Зародышев А.И. принял решение об организации предприятия по производству светодиодных светильников и приобретения необходимого оборудования. В связи с тем, что необходимое оборудование отсутствовало в продаже у отечественных производ.

    Г.М. Хведелидзе совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица, в особо крупном размере при следующих обстоятельствах:дд.мм.гггг в 14 часов 17 минут сотрудниками ОРО и ОБКН таможни в павильоне «» Централизованного п.

    Голыжбин В.В. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, в крупном размере, а именно:дд.мм.гггг, будучи в достаточной степени осведомленным о порядке перемещения товаров и транспортных средств через таможенную грани.

    Иванов А.В. уклонился от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации в особо крупном размере при следующих обстоятельствах.Иванов А.В., являясь директором (ИНН №), осуществлял общее руководство деятельностью данной компании, связанное с ор.

    ФИО3 своими умышленными действиями совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.Не позднее августа 2015 года у ФИО3, являвшегося директором ООО «УфаТрансОйл» (ИНН 02779.

    ФИО1 обвиняется в совершении двух пособничеств ФИО2, уголовное дело в отношении которого прекращено в связи с применением акта амнистии, в уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации в крупном размере, оказав содействие путем .

    Копылов Д.М. в период с начала июля 2014 года но не позднее 04.07.204 по 09.02.2015 совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров в крупном размере, пу.

    Пермяков В.Л. виновен в том, что совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное в крупном размере группой лиц по предварительному сговору.Преступление совершено при следующих обстоятельствах.Так он, 06 апрел.

    Мирошниченко Е.И. виновен в том, что совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное в крупном размере группой лиц по предварительному сговору. Преступление совершено при следующих обстоятельствах.Так он, дат.

    Власенко В. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица в крупном размере.Так, Власенко В., имея прямой умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей, сознательно желая совершить данное преступлени.

    Шакур Э.С. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей,взимаемых с физического лица, в крупном размере.Так, Шакур Э.С., имея преступный умысел, направленный насовершение уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых сфизического лица, ра.

    Садыков М.Х. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица, в крупном размере.Так, , Садыков М. Х., находясь в зале терминала международного аэропорта при прохождении таможенного контроля по «зеленому» коридору, пр.

    Щербан А.М., используя паспорт гражданином совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица в крупном размере, а именно: он, имея прямой умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей и, сознательно жела.

    Апостол В. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица в крупном размере, а именно:Он, Апостол В., имея прямой умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей, сознательно желая совершить данное прес.

    Деева Г.П. и Мурашко В.В. совершили уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору. Так, Деева Г.П., являясь на основании протокола № от дд.мм.гггг генеральн.

    Тукан Д.Н. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица в крупном размере. Тукан Д.Н., имея прямой умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей, сознательно желая совершить .

    Садыков М.Х. совершил уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица, в крупном размере.Так, , Садыков М. Х., находясь в зале терминала международного аэропорта при прохождении таможенного контроля по «зеленому» коридору, пр.

    Комментарий к статье 195 УК РФ

    1. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Признаки банкротства имеют место, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Если должником является гражданин (индивидуальный предприниматель), то сумма его обязательств должна к тому же превышать стоимость принадлежащего ему имущества. В отношении должника, являющегося кредитной организацией, предусмотрен 14-дневный срок неисполнения соответствующих обязательств и условия недостаточности стоимости его имущества (активов) для погашения соответствующей задолженности.

    2. Предметом преступления является имущество несостоятельного должника.

    3. Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 195) включает в себя деяние (сокрытие, передачу, отчуждение или уничтожение имущества должника, а также сокрытие, уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов), совершенное при наличии признаков банкротства (см. п. 1 комментария), и последствие этого деяния, выраженное в причинении крупного ущерба (свыше 1 млн. 500 тыс. руб.). Между деянием и последствием должна существовать причинная связь.

    4. Субъект преступления — лицо, которое фактически или на основании правового акта вправе выполнять соответствующие действия:

    — учредитель (участник) юридического лица — должника;

    — лицо, входящее в состав временной администрации, назначенное судом в целях проведения различных процедур банкротства;

    — арбитражный управляющий, а также различные управленческие работники организации-должника.

    5. Объективная сторона преступления по ч. 2 комментируемой статьи включает в себя деяние, выраженное в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, совершенное при наличии признаков банкротства. Указанное деяние заключается в нарушении правил и очередности удовлетворения требований кредиторов, установленных законодательством.

    6. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.

    7. Субъект преступления (ч. 2 ст. 195) специальный: руководитель юридического лица, его учредитель (участник) либо индивидуальный предприниматель.

    8. Объективная сторона преступления по ч. 3 ст. 195 характеризуется воспрепятствованием деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации или иной финансовой организации, совершенным в определенной обстановке несостоятельности (когда функции руководителя возложены на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации). Последствия преступления выражаются в причинении крупного ущерба.

    9. В отношении кредитной организации или иной финансовой организации (страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов) сфера применения ч. 3 комментируемой статьи является более широкой. Это объясняется тем, что функции руководителя могут быть возложены на руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации еще в преддверии появления признаков банкротства.

    10. В комментируемой статье не указаны все возможные виды действий (бездействия), которые образуют объективную сторону, преступлением следует признавать любые действия (бездействие), если они мешают арбитражному управляющему или руководителю временной администрации кредитной или иной финансовой организации выполнять возложенные на них законом обязанности, что повлекло последствие в виде крупного ущерба. Уклонение или отказ от передачи документов или имущества упомянуты в законе как разновидность воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего или руководителя временной администрации.

    11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

    12. Субъектом преступления по ч. 3 ст. 195 может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

    • возбуждение уголовного дела;
    • принудительное взыскание.

    Статья 314 УК РФ. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера

    Новая редакция Ст. 314 УК РФ

    1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания –

    наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки –

    наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

    3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера –

    наказывается лишением свободы на срок до одного года.

    Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

    2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

    2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки –

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию