Трудоустройство инвалидов в РФ в 2022 году

Как передавать сведения в службу занятости: новые правила для работодателей

Правительство РФ утвердило правила, по которым работодатели с 1 января 2022 года должны передавать сведения в службу занятости. Рассказываем, на кого распространяется нововведение и даем инструкции работодателям.

Из статьи вы узнаете:

  • Какие сведения и когда нужно подавать в службу занятости
  • Новые обязанности работодателей
  • Как размещать сведения на портале «Работа в России»
  • Как могут наказать за невыполнение новых правил

Какие сведения и когда нужно подавать в службу занятости

Сдавать отчеты в службу занятости — не новая обязанность для работодателей. Они должны передавать сразу несколько сведений и делать это в определенных случаях (п. 2 и п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) от 19.04.1991 № 1032-1):

О принятии решения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров

Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников

(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)

О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства

(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)

Сведения о применении в отношении работодателя процедур банкротства.

Информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов

(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)

Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)

Новые обязанности работодателей

В конце 2021 года Правительство РФ опубликовало Постановление, а в нем — правила, которые регламентируют, как, когда и какие сведения должен подавать работодатель в службу занятости с 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576).

Новые правила регулируют порядок предоставления работодателем сведений, которые предусмотрены п. 3 ст. 25 Закона о занятости. Правила по передаче сведений из п. 2 ст. 25 остаются прежними. Работодатели могут подавать сведения в службу занятости любым из этих способов (п. 3 Правил):

  • размещать на единой цифровой платформе «Работа в России»;
  • подавать почтовым отправлением с описью вложения;
  • отправлять в виде электронного документа.
Что такое единая цифровая платформа

С 1 июля 2021 года единой цифровой платформой в сфере занятости населения считается портал «Работа в России» (Федеральный Закон от 28.06.2021 № 219 ФЗ). Он — федеральная государственная информационная система (ст. 16.2 Закона о занятости).

Некоторые работодатели обязаны представлять сведения и информацию, размещая их на платформе «Работа в России». Это касается следующих категорий (п. 5 Правил):

  • органы госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • юридические лица, в уставном капитале которых есть доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • работодатели, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год превышает 25 человек.

Эти работодатели, кроме сведений из п. 3 ст. 25 Закона о занятости, должны размещать на единой цифровой платформе информацию:

  • о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
  • наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях;
  • наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Такие требования установлены п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости, который действует с 1 января 2022 года.

Как размещать сведения на портале «Работа в России»

Каждая организация, которая размещает информацию на портале, должна создать «Личный кабинет работодателя». Для этого она может зарегистрироваться непосредственно на сайте «Работа в России» или сделать это через Госуслуги. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для работодателей:

Шаг 1. Зарегистрироваться на портале

В правом углу портала нужно нажать кнопку «Войти и зарегистрироваться». Ввести личные данные: e-mail, фамилию, имя, отчество, придумать пароль. Ниже ввести данные работодателя: ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП (если есть), наименование организации и полное юридическое наименование организации, для ИП в этой строке указать ФИО.

Если компания зарегистрирована на портале Госуслуг, то на сайте «Работа в России» нужно нажать лишь «Войти через Госуслуги». В личный кабинет сразу загрузятся данные с Госуслуг, которые нужны будут для размещения сведений на платформе.

Шаг 2. Ввести сведения о вакансии

Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях из п. 3.2 ст. 25 Закона работодатель может опубликовать сам либо обратиться за помощью к кадровому агентству, службе занятости или сотрудникам МФЦ.

Чтобы добавить их самостоятельно, нужно нажать кнопку «Добавить вакансию» и заполнить 10 разделов. В некоторых полях можно выбирать сведения из базы данных, в других — следует вносить самим. Затем нажать кнопку «Сохранить и опубликовать». Вакансии не должны содержать информацию и условия, которые бы дискриминировали работника (п. 6 ст. 25 Закона о занятости).

READ
Сестра клеветой хочет оспорить дарственную, что делать?

Для информации о рабочих местах для инвалидов порядок тот же. Дополнительно в разделе «Данные по вакансии» в пункте «Возможность работы для социально незащищенных групп» в виде раскрывающегося списка можно выбрать социально-незащищенные группы, которым будет доступна данная вакансия. Здесь же можно указать, предусматривает ли вакансия трудоустройство инвалидов по квоте или нет.

Вакансия появится в течение одного дня после того, как администраторы портала проверяет введенные данные.

Шаг 3. Работа с соискателями

Искать работников на портале можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно в разделе «Поиск работников»: установить необходимые фильтры и искать среди кандидатов, которые разместили информацию о себе на портале.
  2. В личном кабинете: смотреть, кто заинтересовался вакансией, знакомиться с резюме кандидата, вести переписку, отправить приглашение на собеседование.
  3. Воспользоваться бесплатной государственной услугой по подбору сотрудников в разделе личного кабинета «Помощь в подборе сотрудников». В инструкции на портале «Работа в России» подробно описано как ее получить.

Если работодатель принимает человека, которого направила служба занятости, то в течение пяти дней должен сообщить об этом на цифровой платформе (п. 5. ст. 25 Закона о занятости). Пока эта функция на портале недоступна. Отметку нужно сделать в бумажном направлении, которое кандидату выдала служба занятости.

Обязательно ли брать кандидатов с портала «Работа в России»?

Нет. Соискатели, которые откликнулись на вакансию на единой цифровой платформе и на любых других площадках по поиску работы имеют одинаковый шанс трудоустройства (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).

Однако, когда работодатель отказывает кандидату от службы занятости, то должен ее уведомить на цифровой платформе о дне проведенных переговоров, о вариантах подходящей работы и причине отказа (п. 5 ст. 25 Закона о занятости)

Шаг 4. Публикация отчетов на едином цифровом портале

Как публиковать сведения из п. 3 ст. 25 Закона РФ служба занятости пояснила в конце января 2022 года. Делать это нужно в пункте меню «Формы отчетности» на вкладке «Заполнение отчетов». Формы отчетности утверждены Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» от 26.01.2022 № 24 и размещены на Портале «Работа в России».

После того, как работодатель заполнит все необходимые данные, отчет проверят сотрудники службы центра занятости. Если они найдут недочеты или неточности, то рядом с отчетом отобразится статус «Отправлено на корректировку» и станет доступна кнопка «Отредактировать». Если у ведомства вопросов нет, то появится статус «Принято».

Как могут наказать за невыполнение новых правил

Игнорировать новую обязанность опасно, так как специалисты Роструда могут узнать о вакансиях работодателя через другие платформы. Если работодатель не предоставит эти данные, сделает это несвоевременно, неполно или искаженно, то может получить штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП).

Ольга Касмынина, ведущий менеджер по кадровому учету
Ирина Алексеенко, специалист по документообороту

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Отчеты в центр занятости в 2022 году: на один стало больше

Законодательство обязывается отчитываться всех, кто нанимает на работу персонал. Но, на практике внимательно к этой отчетности относятся только государственные, крупные и средние компании. Малый бизнес чаще всего игнорирует эти отчеты. Но нужно иметь в виду, оштрафовать могут любую компанию, вне зависимости от размера.

Отчеты в центр занятости в 2022 году: на один стало больше

Работодатели должны сдавать в центр занятости несколько отчетов. В том числе, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; о количестве работающих инвалидов; о начале процедуры банкротства или полной ликвидации организации; о введении режима неполного рабочего времени или простоя; о сокращении.

Документы, установившие отчетность в центр занятости

Требования сдавать отчетность в центры занятости установлены в нескольких документах.

  1. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
    • сведения о применении процедуры банкротства,
    • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
    • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. О сокращении персонала работодатели обязаны отчитываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (с изменениями и дополнениями). Отчетность для работодателей предусмотрена пунктами 4 и 5 этого постановления.

Работодатели не менее чем за три месяца обязаны представить в службу занятости информацию о массовых увольнениях по форме, утвержденной в приложении №1 вышеуказанного постановления и за два месяца – сведения о сокращении по форме согласно приложению № 2.

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 486 (в ред. постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401) обязывает работодателей предоставлять сведения о в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» через «Личный кабинет работодателя» не позднее рабочего дня, следующего за днем появления либо закрытия вакансий.

READ
Имущественное право на землю

Таблица. Отчетность в центры занятости для организаций и ИП с работниками

Виды отчетов в центр занятости

О наличии свободных мест и вакантных должностей

пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

О количестве работающих инвалидов

пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

О предстоящих сокращениях

За 2 месяца, при массовом сокращении за 3 месяца

Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401

Приложение № 1 и № 2 постановления № 99

О введении неполного рабочего времени

В течение трех рабочих дней

пункт 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения»

приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

О ликвидации организации или банкротстве

пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401

приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

О приостановке производства

В течение трех рабочих дней

пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

О вакансиях: открытие и закрытии.

пункт 3.2 в статьи 25 Закона № 1032-1

О потребностях в работниках, условиях их привлечения, наличии свободных рабочих мест для работы инвалидов размещать информацию на сайте «Работа в России»

По мере наличия вакансий

пункт 3.2 в статьи 25 Закона № 1032-1

Уведомление о приеме на работу соискателя, направленного сайтом «Работа в России»

В пятидневный срок

пункт 5 в статьи 25 Закона № 1032-1

Вакансии на сайте Работа России и новая отчетность с 2022 года

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес новый пункт 3.2 в статью 25 Закона № 1032-1 о занятости населения в РФ.

Теперь свои вакансии на сайте «Работа в России» обязаны размещать организации и ИП, если выполняется одной из условий:

  • среднесписочная численность работников превышает 25 человек;
  • в уставном капитале есть доля государства.

Эта обязанность не установлена только для госучреждений и госсектора, публиковать свои вакансии по требованию Закона, должны все, у кого численность работников превысит 25 человек.

Если организация принимает на работу соискателя, направленного сайтом «Работа в России», нужно уведомить об этом службу занятости в пятидневный срок. Сделать это нужно также портал «Работа в России». Если соискателю отказано в приеме на работу, нужно направить электронное уведомление, в котором следует указать день собеседования и причины отказа в приеме на работу.

За размещением вакансий на сайте «Работа в России» следует и ежемесячная отчетность о наличии и, или закрытие вакансий.

Больше Ранее по теме:

Кто вправе отчитаться только в электронном формате

Отчетность можно сдавать в центр занятости лично, курьером, по почте, электронно на сайте Минтруда – через портал «Работа в России».

Но, большинство организаций с 2022 года обязаны отчитывать только в электронном формате через портал «Работа в России».

Это те же организации, которым вменили в обязанность размещать на госсайте вакансии. То есть, это независимо от формы собственность, все организации, у которых:

  • среднесписочная численность работников превышает 25 человек;
  • в уставном капитале есть доля государства.

Отчет по квоте для инвалидов

Квоты на прием инвалидов установлены статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. А, требование сдавать отчетность – пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.

Квоты установлены не для всех компаний. Они должны соблюдаться в компаниях с численностью не менее 35 работников.

Компании, в которых численность работников превышает 100 человек, обязаны соблюдать квоты по приему на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для компаний, где численность работников составляет не менее 35 и не более 100 человек, квота на прием инвалидов может устанавливаться местными властями в размере не выше 3 % от среднесписочной численности работников.

Таблица. Размер квот на прием инвалидов

Для кого установлена квота

Организации и ИП с работниками

От 35 до 100 работников

Более 100 работников

Отчетность о приеме на работу инвалидов по квотам сдается в службу занятости ежемесячно.

Конкретные сроки отчетности устанавливают региональные власти. Единого для всех дня сдачи отчетности не установлено.

Единой для всех формы отчетности также нет. Поэтому форму, установленную в конкретном регионе нужно искать на сайте региональной службы занятости.

По общим правилам в отчете о квотировании рабочих мест для инвалидов указывают:

  • общее число сотрудников-инвалидов;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных в организации мест для инвалидов;
  • количество вакантных мест для людей с ограниченными возможностями;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения рабочих местах.

Отчет о незакрытых вакансиях в центр занятости

Отчитываться о наличии свободных вакансий должны все работодатели.

READ
Перевод денег колибри сбербанк как отправить

Требование предоставлять отчет в центр занятости установлено пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.

Этот отчет, как и отчет о по квотированию рабочих мест для инвалидов, сдается ежемесячно.

Форма отчетности о вакансиях утверждена в Приложении № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90н.

  • сведения о работодателе;
  • наименование вакантной должности;
  • условия, характер, режим работы;
  • размер зарплаты;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

Отчетность о сокращении персонала

Организация, планирующая сокращение, за два месяца до этого, одновременно с уведомлением работников, обязана подать в центр занятости уведомление о сокращении штата.

Если планируется массовое сокращения штата, сведения об этом нужно подать в центр занятости за три месяца до начала сокращений.

Форма сведений утверждена в дана в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.

Сведения заполняются о каждом работнике, нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество;
  • образование;
  • профессию или специальность;
  • квалификацию;
  • размер и условия оплаты труда.

Отчет о введении режима неполного рабочего времени, простоя

Сообщать о введении режима неполного рабочего времени в органы службы занятости работодатели обязаны с 2009 года.

Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Единой для всех установленной формы этого отчета нет. Центры занятости вправе разработать свои формы. Обычно отчет включает в себя следующие данные:

  • дату введения режима неполного рабочего времени;
  • период, на который он вводится;
  • причину;
  • численность работников, которых затронет этот режим.

К отчету нужно приложить копию приказа о введении на предприятии режима неполного рабочего времени.

Кроме того, организациям (кроме МСП) сведения о неполной занятости работников нужно ежемесячно представлять в органы статистики по форме статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 25.12.2008 г. № 325 (изменения к данной форме утверждены приказом Росстата от 13.03.2009 г. № 42). Срок ­предоставления – ­не позднее 3-го числа после отчетного месяца.

Отчет в центр занятости по охране труда

Центры занятости регионов России вправе запрашивать у работодателей отчетность по охране труда.

Как правило, отчет предусматривает наличие сведений о:

  • наличии либо отсутствии производственного травматизма;
  • проведении инструктажа и обучения работников;
  • проведении спецоценки условий труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;
  • наличии в организации санитарно-бытовых помещений;
  • иных сведений.

Ответственность за не сдачу отчетности в центр занятости

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в службу занятости сведений о введении режима неполного рабочего времени, а равно их представление в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб.

За нарушение законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов грозит штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей на основании ст. 5.42 КоАП РФ

Несданная отчетность может спровоцировать проверку со стороны трудовой инспекции. В итоге штрафы могут оказаться намного больше.

Штрафы за невыполнение квоты по инвалидам в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за невыполнение квоты по инвалидам в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

25.01.2021 Обычная важность

В случае невыполнения установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов работодатель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

Работодателей обяжут фактически трудоустраивать инвалидов для выполнения квоты

Часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места
1. В каком размере и кому устанавливается квота для приема на работу инвалидов?
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере:
1) для некоммерческих организаций — 2 процента к среднесписочной численности работников;
2) для коммерческих организаций, физических лиц — 3 процента к среднесписочной численности работников.

2. Какие рабочие места относятся к созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов?
Рабочее место считается созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов с момента определения его соответствующего статуса локальным нормативным актом работодателя.
При этом, не может быть отнесено к категории созданного или выделенного для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой рабочее место, замещаемое в настоящее время работником, не имеющим инвалидности.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.

READ
Можно ли бесплатно получить землю под родовое поместье?

3. Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:

  1. от 100 до 400 человек – два специальных рабочих места;
  2. от 401 до 600 человек – три специальных рабочих места;
  3. от 601 до 1000 человек – четыре специальных рабочих места;
  4. свыше 1001 человека — пять специальных рабочих мест.

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
READ
Не пришел налог на землю: что делать, куда обращаться

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

Установлено, в каком случае квота по приему инвалидов считается выполненной

Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»

Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.

Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

23.11.2021 Обычная важность

Законом Краснодарского края от 3 ноября 2021 г. №4563-КЗ внесены изменения в Закон Краснодарского края «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» (вступил в силу 14 ноября 2021 г., за исключением пунктов 1 и 3 статьи 1, вступающих в силу с 1 марта 2022 г.)

Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном ТК РФ порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

При этом оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

На федеральном уровне каких-либо специальных субсидий организациям, использующим труд инвалидов, не предусмотрено. Однако такие меры поддержки могут включаться в региональные или местные программы. В частности, в рамках региональных госпрограмм субсидии часто выдаются на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов.

Инвалидам отработают трудоустройство

Минтруд изменил учет выполнения квот работодателями

Правительство изменит требования к выполнению работодателями квот на трудоустройство людей с инвалидностью — и теперь будет вести учет фактически заключенным на предприятиях трудовым договорам, а не только созданным рабочим местам. Без этого, считают в Минтруде, повысить уровень занятости среди инвалидов — сейчас он в 2,2 раза ниже общероссийского — будет невозможно. В то время как работодатели оценивают нововведения положительно, сами инвалиды сомневаются в их работоспособности, указывая на сложности с транспортной доступностью мест работы.

READ
Правила дистанционной продажи товаров

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

С 1 марта 2022 года в РФ начнут действовать новые правила учета выполнения квот на трудоустройство инвалидов работодателями, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства «Об утверждении порядка и случаев выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» — документ разработал Минтруд.

Теперь квота для приема на работу инвалидов будет считаться исполненной работодателем, если он заключит с такими сотрудниками необходимое количество трудовых договоров — обычных или срочных.

Альтернативный способ состоит в трудоустройстве инвалидов на работу в другую организацию в рамках соглашения с ней — при этом к числу таких организаций отнесены и индивидуальные предприниматели, и общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Последние, в свою очередь, освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Размер квот ведомство пока менять не планирует. Для средних и крупных организаций (со штатом более 100 человек) она будет составлять 2-4% от общего числа работников, для более мелких (от 35 до 100 человек) — в пределах 3%. Они будут применяться как к государственным, так и частным организациям, за исключением тех, которые находятся в стадии банкротства. Штрафы за их неисполнение пока также останутся без изменений.

Сейчас, по данным ведомства, занятость инвалидов, «несмотря на активно принимаемые комплексные мероприятия содействия их трудоустройству», остается невысокой.

Действующий подход, напомним, предлагает считать выполнением квоты сам факт создания рабочего места для инвалида — без учета, был ли нанят на него такой сотрудник. В результате сейчас в РФ официально трудоустроены только 26,3% (1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 2,2 раза ниже аналогичного показателя для всего трудоспособного населения.

Как рынок труда для инвалидов выходит из рабских условий

Как отмечает управляющий директор управления труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина, предложенные Минтрудом новые правила учета выполнения квот в целом поддержаны работодателями. «В то же время нужно использовать потенциал стимулирующих мер. Можно было бы предусмотреть работодателям какие-то выплаты за наем инвалидов или ввести повышенные квоты для государственных учреждений, чтобы они подавали остальным пример»,— говорит она. Как отмечает руководитель общественного движения «Доступная среда всем» Ольга Небесная, повышение занятости среди инвалидов — комплексная задача, которая должна включать в себя не только способы решения проблем с рабочими местами, но и с обеспечением их транспортной доступности. «Даже до самого удобного рабочего места сначала нужно доехать, а инвалиды зачастую не могут даже выйти из дома без помощи нескольких человек, потому что жилищный фонд не приспособлен под их потребности. То же самое касается и транспорта. Например, до сих пор в российских городах не хватает автобусов с пандусами, а специальные такси для инвалидов-колясочников сейчас существуют только в одном городе страны»,— говорит она. Отметим, что решение этих вопросов также находится в ведении Минтруда — создание доступной среды для инвалидов является целью одноименной государственной программы, с момента запуска которой прошло уже более десяти лет.

Почему изменилось регулирование квот

История вопроса

Летом 2021 года правительство одобрило поправки к ФЗ-1023 «О занятости населения в РФ», благодаря которым регулирование порядка трудоустройства инвалидов стало частью этого закона в виде новой статьи 13.2 «Установление квоты для приема на работу инвалидов» (ранее оно содержалось в ФЗ-178 «О социальной защите инвалидов в РФ»). В ней, однако, были описаны только самые общие положения, а детали процедуры должно было установить соответствующее постановление правительства.

Трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2022 году — образец трудового договора с инвалидом. Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности. Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2022 г. Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.

С 2022 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель ВОИ М. Терентьев

Нормативное регулирование трудоустройства инвалидов

В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:

Акт Регулирование
«Конституции РФ» возможность реализации своего труда
ТК РФ защита инвалидов как трудовых ресурсов
Постановление от 20.02.2006 N 95 признание граждан инвалидами
Приказ от 24.11.2010 N 1031н документы, подтверждающие инвалидность
Указ от 02.10.1992 N 1157 меры поддержки инвалидов
Распоряжением от 15 октября 2012 г. №1921-р содействие трудоустройства и проф. образования инвалидов
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 регулирует занятость населения, в т.ч. инвалидов
ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ требование установления квот работодателями для трудоустройства инвалидов
Локальные акты организаций установление квот для инвалидов
READ
Продление выплаты материнского капитала на три года

Предоставление рабочих мест инвалидам

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:

Численность работников, чел. Размер квоты, %
Более 100 2-4
35-100 3

В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.

Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.

Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту

Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.

Основание для трудоустройства инвалидов

Для того, чтобы гражданину трудоустроиться как инвалиду, ему необходимо подтвердить инвалидность справкой МСЭ. Деятельность МСЭ регулируется приказом от 11 октября 2012 г. N 310н. На МСЭ могут быть направлены лица, имеющие ограничения и нуждающиеся в определенной защите. Направление на МСЭ оформляется по приказу от 31 января 2007 года N 77 форма N 088/у-06. При признании инвалидности оформляется справка, подтверждающая инвалидность по форме, утвержденной Приказом от 24.11.2010 № 1031н. Выделяют в зависимости от уровня ограничения 3 группы инвалидности и категория «ребенок-инвалид» на определенный срок. Специалисты бюро, по результатам МСЭ, разрабатывают (ИПРА), утвержденную Приказом от 13.06.2017 №486н. ИПРА отражает помимо рекомендованных процедур и условия труда, важные для работодателя в плане создания мест инвалидам.

Порядок поиска работы и трудоустройства инвалидам

Чтобы приступить к самостоятельному поиску работы важно оценить имеющиеся навыки и определить требования к месту работы.

Инвалидам, как и прочим гражданам, можно получить помощь от центра занятости при поиске работы не зависимо от того, есть ли работа или желаете поменять ее.

Также можно воспользоваться базой вакансий «Работа в России» (регистрироваться не обязательно и порталом можно пользоваться при наличии пароля от Госуслуг). На портале выделены вакансии для инвалидов по квоте.

Также можно разместить резюме для работодателей, которое можно сформировать посредством мастера создания резюме, помогающего выделить важную информацию о соискателе. Сформированное резюме можно отправить работодателям.

Подписка на обновления, где будут указаны требования к работе, будет направлять подходящие вакансии.

Также на портале можно уточнить адрес ближайшего центра занятости, который будет содействовать поиску работы посредством: направления на работу и предоставления перечня вариантов.

Регистрация в качестве безработного

Также инвалид имеет право зарегистрироваться в центре занятости в качестве безработного. При регистрации гражданин предъявляет:

Граждане Документы
Ранее работавшие паспорт
трудовая книжка
документы, удостоверяющие образование (квалификацию
справки о средней зарплате за 3 предыдущих месяца на последнем месте работы по форме Минтруда
ИПРА
Впервые ищущие паспорт
документ об образовании
ИПРА

Важно! Гражданин считается безработным при отсутствии подходящей работы в течение 10 с даты регистрации для поиска подходящей работы.

В России действует программа стимулирования мобильности граждан, по которой можно получить материальную помощь при переезде. Условиями участия являются:

  • помощь на переезд 1 работника составляет 225 тыс. руб.
  • средства направлены на компенсацию проезда, оплату жилья и на другие направления в зависимости от региональной программы
  • заключение трудового договора более 3 лет
  • осуществляется контроль за выполнение работодателем условий предоставления помощи
  • граждане привлекаются из регионов. которые не особо нуждаются в трудовых ресурсах
  • при расторжении трудового договора по собственному желанию работника до 3 лет с даты заключения работник возмещает сумму помощи в полном размере

Порядок заключения трудового договора

Отношения работника и работодателя должны быть оформлены для подтверждения непосредственно трудовых в следующем порядке:

— трудовая книжка, кроме впервые трудоустраивающихся или по совместительству

— документы воинского учета

— документ об образовании или о квалификации

Трудовой договор оформляется в первый день работы (если уже приступил к работе с ведома работодателя, то договор нужно подписать в 3-дневный срок без условия испытания), после подписания которого работник получает экземпляр под подпись, подтверждающую факт получения своего экземпляра.

В трудовом договоре могут не отражаться то, что на работу принимается инвалид, а только дополнительные условия в соответствии с законодательством.

READ
Как открыть букмекерскую контору

Пример оформления режима рабочего времени для инвалида

Инвалидам I или II групп по ТК РФ нужно установить сокращенную продолжительность недели в пределах 35 часов (для III группы – не предусмотрена). Также нужно учесть ИПРА, обязательную для работодателя. Если в ИПРА эта информация не отражена, то работодатель может:

  • определить продолжительность самостоятельно
  • обратиться МСЭ, разработавшее ИПРА, для уточнения информации

Формулировка в договоре может иметь такой вид:

«Работнику устанавливается 30-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Время начала работы – 09:00, время окончания работы – 15:30, перерыв для приема пищи: с 12:00 до 12:30».

Льготы инвалидам по ТК РФ

В РФ каждый гражданин, в т.ч. инвалид, может реализовать свои возможности в труде. Но инвалидам еще предусмотрены определенные льготы, отраженные в ТК РФ:

— ограничивать работу с вредными и опасными условиями

— переводить инвалидов по ИПРА на легкую работу

— определять для отдыха перерывы в течение рабочего времени

Оформление инвалида как дистанционного работника

Для оформления инвалидов, как и других работников, допускается дистанционная работа, т.е. работа, которая выполняется вне рабочего места организации. Для ее выполнения не обязательно присутствовать в офисе при наличии средств связи. Такая работа для инвалида может быть предпочтительна в связи с работой в удобной ему обстановке и нет необходимости преодолевать ограничения среды. Работодателю такой работник выгоден, т.к. не будет дополнительных затрат, например на оборудование специального рабочего места, но законодательством о квотировании работодатель обязан создать стационарные места работы, т.е. квота не будет выполнена (уход от квоты).

Наказание работодателя при неисполнении закона

Президентом РФ утверждены штрафы, если обязанности по созданию мест для инвалидов не исполняются

не сдача (в т.ч. несвоевременная) обязательных сведений по квотам:

на должностное лицо: 300 – 500 руб.

на юридическое лицо: 3 – 5 тыс. руб.

Ошибка при действиях с квотированными местами

В организации при сокращении работников работодатель должен предлагать имеющиеся вакансии сокращаемым с учетом его квалификации, опыта и состояния здоровья. Так, работодатель при наличии вакантных мест по квоте сокращаемым (не инвалидам) не может быть правомерен.

Ошибка в сдаче отчетности по квотам

Руководитель обязан предоставлять информацию в центр занятости о вакансиях для инвалидов и выполнении квот, но за не предоставление этой информации его оштрафовать не смогут, потому что по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривается наказание за: не выделение мест по квоте (2-4% от общего числа рабочих мест) и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Должен ли инвалид III группы при оформлении на работу предоставить работодателю ИПРА?

Ответ: При трудоустройстве ИПРА предоставляется инвалидом III группы только при оформлении в счет квоты. На места без квоты инвалид может предоставить программу по своему усмотрению. Но это важный для работодателя документ, который определяет допустимые отдельные виды деятельности.

Вопрос №2: Каким документом отражается оформление выделения мест для инвалидов?

Ответ: Работодатель вправе самостоятельно решить каким внутренним актом оформить места по квоте для оформления на работу инвалидов. Но такое выделение мест не может быть основанием для проведения СОУТ.

Сотрудник‑инвалид в организации: прием на работу, льготы работодателям, начисление зарплаты, налоги и взносы

Сотрудник‑инвалид в организации: прием на работу, льготы работодателям, начисление зарплаты, налоги и взносы

При участии Юлия Бусыгина

Появление в штате сотрудника, имеющего инвалидность, вызывает вопросы даже у опытных кадровиков и бухгалтеров. Как правильно заключить с ним трудовой договор? Какие льготы предоставить? Как начислять зарплату, платить налоги и страховые взносы? Какие дополнительные права и обязанности появляются у работодателя? Ответы на все эти вопросы — в нашей статье.

Кто признается инвалидом

Определение термина «инвалид» дано в статье 1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Человек считается инвалидом, если он имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. Признать гражданина инвалидом может бюро медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма устанавливается I, II или III группа инвалидности, а если человек не достиг 18 лет — категория «ребенок-инвалид» (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства от 20.02.06 № 95). Отличается и срок, на который в общем случае «дается» инвалидность. Так, I группа устанавливается на два года, а II и III — на один год (п. 9 Правил).

ВНИМАНИЕ

Срок инвалидности истекает 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование, то есть проведение очередной медико-социальной экспертизы (п. 12 Правил).

Льготы работодателям при трудоустройстве инвалидов

Для работодателей, у которых трудятся лица с ограниченными возможностями, предусмотрены некоторые льготы по налогам и страховым взносам. Также им могут выдаваться субсидии.

Налогообложение

Если работодателем является организация — плательщик налога на прибыль, то при соблюдении определенных условий она может уменьшить доходы на расходы, потраченные на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Речь идет о затратах, связанных с обеспечением социальной защиты инвалидов (см. справку). Учесть расходы можно при соблюдении двух условий: инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности, а на оплату их труда приходится не менее 25% от общего объема выплат работникам.

READ
Образец и содержание рапорта на контракт
СПРАВКА

Согласно статье 264 НК РФ, целями социальной защиты инвалидов признаются:

  • улучшение условий и охраны труда инвалидов;
  • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация рабочих мест для надомников);
  • обучение и трудоустройство инвалидов;
  • изготовление и ремонт протезных изделий;
  • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (в том числе приобретение собак-проводников);
  • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  • защита прав и законных интересов инвалидов;
  • проведение мероприятий по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные);
  • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
  • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
  • приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
  • осуществление взносов общественным организациям инвалидов на их содержание.

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

В части НДС льгота для обычных коммерческих организаций и ИП, использующих труд инвалидов, не предусмотрена (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Каких-либо льгот по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам для организаций, имеющих в своем составе работников-инвалидов, на федеральном уровне не предусмотрено. Также наличие в штате людей с ограниченными возможностями не дает преференций при уплате налогов в рамках специальных режимов — УСН, ЕСХН и ПСН.

ВНИМАНИЕ

Лица, являющиеся инвалидами с детства, а равно инвалиды I и II групп имеют право на стандартный вычет по НДФЛ в размере 500 руб. ежемесячно (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Социальное страхование

С выплат работникам, имеющим любую группу инвалидности, взносы в ФСС на «травматизм» начисляются в размере 60% страхового тарифа, установленного для организации (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.05 № 179-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 22.12.20 № 434-ФЗ). Льгот по остальным страховым взносам для организаций, использующих труд инвалидов, не предусмотрено.

Еще одна особенность связана с выплатой инвалидам пособия по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом). Таким лицам больничные перечисляются не более 4-х месяцев подряд или не более 5-ти месяцев в календарном году (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Это означает, что по одному заболеванию или по одной травме (вне зависимости от количества оформленных в этом случае бюллетеней) пособие выплачивается не более чем за 4 месяца (отсчет ведется со дня выдачи первого больничного). По всем таким случаям, произошедшим в течение календарного года, пособие начисляется не более чем за 5 месяцев.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

ВАЖНО

Исходя из конструкции указанной нормы (использование союза «или»), данные лимиты являются взаимоисключающими. Соответственно, если сотруднику-инвалиду пособие выплачено с учетом лимита в 4 месяца подряд, то второй лимит (5 месяцев за календарный год) значения не имеет. Права на получение пособия за «оставшийся» месяц у сотрудника нет.

С 2022 года пункт 3 статьи 6 закона № 255-ФЗ будет действовать в новой редакции: положение о выплате больничных не более 4-х месяцев подряд исключается. Как и сейчас, пособие (за исключением выплаты за первых 3 дня болезни) будет назначать и перечислять ФСС. Необходимые для этого сведения должен передать работодатель (см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям»).

Сформировать и сдать в ФСС документы для выплаты пособий Сдать через интернет

Субсидии для работодателей

На федеральном уровне каких-либо специальных субсидий организациям, использующим труд инвалидов, не предусмотрено. Однако такие меры поддержки могут включаться в региональные или местные программы. В частности, в рамках региональных госпрограмм субсидии часто выдаются на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов.

Квота для приема на работу

Квотирование — это резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц. Как указал Верховный суд в определении от 11.05.11 № 92-Г11-1, квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Основанием квотирования рабочих мест для инвалидов является статья 21 Закона № 181-ФЗ.

Данной статьей введены следующие нормы квотирования:

  • в организации с числом работников больше 100 человек — от 2% до 4% среднесписочной численности;
  • в организации с числом работников от 35 до 100 человек — не выше 3% среднесписочной численности.
ВАЖНО

При расчете квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным (ч. 2 ст. 21 Закона № 181-ФЗ).

READ
Можно ли не сообщать нотариусу о других наследниках

Для компаний с меньшей численностью персонала и предпринимателей обязательное квотирование не устанавливается.
Конкретный размер квоты определяют власти субъекта РФ. В связи с этим если головной офис организации и ее филиал (представительство) находятся в разных местностях, квоты для организации и для обособленного подразделения рассчитываются отдельно (определение ВАС РФ от 03.09.12 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

Также важно учесть, что в квоту включаются рабочие места, на которых уже трудятся инвалиды (определение ВС РФ от 11.05.11 № 92-Г11-1). Другими словами, число рабочих мест, которое должно быть зарезервировано в пределах нормы квотирования, уменьшается на число рабочих мест, которые уже заняты инвалидами.

Требования к условиям труда для инвалидов

Такие требования прописаны в статье 23 Закона № 181-ФЗ. В частности, установлено, что работодатель обязан создать для каждого инвалида те условия труда, которые предусмотрены его индивидуальной программой реабилитации или абилитации. При этом для инвалидов I и II групп в любом случае вводится сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением работника-инвалида (абз. 4 ч. 1 ст. 94 ТК РФ).

ВАЖНО

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96, 99 и 113 ТК РФ).

Также нужно помнить, что инвалид имеет право на удлиненный ежегодный отпуск — его продолжительность не может быть меньше 30 календарных дней (п. 5 ст. 23 закона № 181-ФЗ). Помимо этого, работодатель обязан по заявлению инвалида предоставить ему в любое время отпуск без сохранения зарплаты. Общая продолжительность такого отдыха — до 60 календарных дней в рабочем году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ, письмо Минтруда от 06.10.16 № 14-2/ООГ-8948).

Прием на работу инвалида

Для оформления на работу инвалид должен принести те же самые документы, что и другие соискатели. Медицинские документы, подтверждающие статус инвалида, он предъявляет только по собственному желанию. Работодатель не вправе их требовать даже если инвалидность соискателя очевидна (ст. 65 ТК РФ).

Это правило не действует, если инвалид трудоустраивается в счет квоты на специальное рабочее место (ст. 24 Закона № 181-ФЗ). В этом случае у соискателя нужно запросить документы, подтверждающие инвалидность. Также работодатель вправе знать, какие требования предъявляются к рабочему месту, где может трудиться этот человек (обычно они указаны в программе реалибилитации или абилитации, либо в медзаключении).

Сам трудовой договор с таким сотрудником заключается в обычном порядке (см. «Трудовой договор с работником: образец 2020 года, скачать бланк»). Инвалидность не является поводом для оформления срочного трудового договора. Исключение составляет ситуация, когда временный характер работы рекомендован медицинским заключением (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При составлении текста договора с работником-инвалидом нужно, помимо прочего, отразить условия его работы, а также сведения о режиме рабочего времени и времени отдыха, которые у инвалида, как отмечалось выше, отличаются от общепринятых (ст. 57 ТК РФ).

Начисление зарплаты инвалидам

Несмотря на то, что продолжительность рабочего времени для инвалидов I или II группы не должна превышать 35 часов в неделю, заработная плата им выплачивается в полном размере, а не пропорционально отработанному времени.

Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни осуществляется работникам-инвалидам в общем порядке, установленном статьей 149 ТК РФ.

Ответственность работодателя

За нарушение трудовых прав инвалидов (в т.ч. невыплату зарплаты, непредоставление отпусков, незаконное привлечение к сверхурочной или ночной работе, а равно за невыполнение положений медзаключения об условиях труда и требованиях к рабочему месту) работодатель несет такую же ответственность, как и в отношении прочих сотрудников. Напомним, что это может быть административная ответственность (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ) или материальная (ст. 236 ТК РФ).

Отдельные штрафы установлены за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах квоты. Штраф для должностных лиц компании составит от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Нарушением будет несоздание специальных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты или невыделение таких мест из уже имеющих (т.е. отсутствие соответствующих документов о квотировании — см. постановление ВС РФ от 08.04.14 № 32-АД14-2). Также штраф выпишут за необоснованный отказ в приеме на работу на эти места. Если отказ связан с деловыми качествами соискателя или медицинскими показаниями, то состава правонарушения не будет (ст. 64 ТК РФ; п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом ВС РФ 17.06.20). Кроме того, ответственность за нарушения в данной сфере может устанавливаться региональным законодательством.

Ссылка на основную публикацию