Договор экспедиции: что это такое, описание и особенности

Договор транспортной экспедиции

Перевозка грузов является неотъемлемой частью торгового оборота, при организации которой приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы обеспечения сохранности товара, скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов.

Решать эти задачи призвана транспортная экспедиция, которая позволяет ускорить доставку материальных ценностей, минимизировать всевозможные издержки и риски.

Безусловно, поставщик и покупатель могут и своими силами осуществить все действия по перевозке товара, однако в ряде случаев более целесообразным является привлечение специалиста – экспедитора.

Данных специалистов предоставляют логистические компании. Заключение договора об осуществлении транспортной экспедиции целесообразно в ситуациях:

  • при необходимости срочно отправить груз (у экспедитора имеются налаженные контакты с железной дорогой и автотранспортом);
  • при одноразовых отправках, когда нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций, регламентирующих перевозки;
  • при перевозке опасных грузов, осуществляемой по особым правилам и требующей специального оформления;
  • при отправке товаров на экспорт, поскольку у экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные брокеры и, если требуется, склады временного хранения.

Привлечение экспедитора ведет к возникновению особого рода обязательств — транспортно-экспедиционных.

Услуги и условия их предоставления должны быть согласованы сторонами и закрепалены в Договоре транспортной экспедиции и дополнительных соглашениях, прилагаемых к нему.

Нормативные акты

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии со следующими документами:

  1. Гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).«Транспортная экспедиция»
  2. Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) произвести или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью договора транспортной экспедиции по своей сути является оказание посреднических услуг при заключении и исполнении договора перевозки, а также выполнение связанных с договором обязательств (к примеру, обеспечение отправки груза и его получения, осуществление таможенного оформления, хранения и т.д.).

Важно: договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки, поскольку непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Особенности договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции должен заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ), в противном случае он будет признан недействительным (ст. 162 ГК РФ). При этом стороны не обязаны составлять его в виде единого документа, но заключение обязательств сторон именно в таком формате позволит детально проработать все его условия, откорректировать таким образом, чтобы он был выгоден именно Вам.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 805 ГК РФ).

Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества (п. 3 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту транспортные документы, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Клиент, в свою очередь, обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Доверитель несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации (ст. 804 ГК РФ).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор уплачивает штраф в размере десяти процентов от суммы затрат, понесенных одной из сторон (п. 5 ст. 6 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности).

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере десяти процентов от суммы этих расходов (абз. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Очень важно при предъявлении требований экспедитору не пропустить процессуальные сроки. Так, для обращения в суд с требованиями, вытекающими из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности — 1 год. При этом до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии (ст. 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Пропуск данных пресекательных сроков фактически означает, что клиент не сможет защитить свои нарушенные права, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и исполнения требований к качеству транспортно-экспедиционных услуг определены п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

К документам, подтверждающим факт заключения договора транспортной экспедиции, относятся:

Поручение предназначено для описания заказываемых клиентом услуг и условий, на которых они будут оказаны. Экспедитор рассматривает его, после чего направляет заказчику с пометкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Обязательно указывается причина отказа. Экспедитор должен выполнять только поручение, согласованное сторонами договора. Доверитель на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, понесенных в ходе исполнения поручения (п.п. 9-10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

READ
Договор на разработку сайта. Образец и бланк 2022 года

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки.

Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Вышеуказанный перечень экспедиторских документов не является исчерпывающим. На практике это означает, что стороны договора транспортной экспедиции могут использовать другие документы. Это может быть экспедиторское свидетельство или заявка клиента (в последнее время такие заявки клиенты часто отправляют экспедитору по электронной почте или факсу), коносамент, поручение на отправку экспортных грузов и т.п.

Споры между сторонами транспортной экспедиции.

Многообразие документов, сопровождающих выполнение договора транспортной экспедиции, и нюансы оказания услуг могут послужить предпосылкой разногласий между участниками сделки.

Зачастую стороны не заключают договор транспортной экспедиции, а работают по следующей схеме: клиент направляет экспедитору заявку в письменной форме или по факсу либо по электронной почте, а подтверждением перевозки груза становится транспортная накладная.

Поскольку экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), то их отсутствие может быть расценено судом как свидетельство того, что договор не был заключен. Такая схема нередко приводит к возникновению споров между клиентом и экспедитором, поскольку юридическое соглашение, в котором оговорены все пункты сотрудничества, отсутствует.

В связи с этим, особое внимание нужно уделять правильному оформлению документов. Судебная практика показывает, что заявка является достаточным подтверждением заключения договора транспортной экспедиции, но только в том случае, если она содержит его ключевые условия.

Сложность заключается в том, что судебными органами не выработан единый подход к вопросу о том, какие именно условия договора транспортной экспедиции являются существенными. Одни суды называют существенным условием исключительно предмет договора транспортной экспедиции, а другие к ним относят ряд других условий. Например, такими могут считаться тип используемого транспорта, сроки выполнения, размер вознаграждения экспедитора или условия перевозки груза. Фактически выполнение этих пунктов имеет большое значение для сделки, и во избежание споров их целесообразно включать в договор транспортной экспедиции на этапе его разработки.

Для согласования предмета договора транспортной экспедиции стороны должны указать виды услуг, связанные с перевозкой груза, которые должен будет оказывать экспедитор. При этом стороны могут использовать положения ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».

Чем мы можем быть Вам полезны:

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН помогут вам разработать договор транспортной экспедиции, в котором будут максимально учтены интересы вашей компании. Наши специалисты внимательно проработают каждый пункт. Такая скрупулезность позволит минимизировать риски оспаривания договора или неисполнения его положений контрагентом. Юристы внимательно проанализируют вариант договора оказания услуг транспортной экспедиции, предложенный контрагентом и составят протокол разногласий к нему при необходимости.

В случае когда условия договора транспортной экспедиции не соблюдены, и в результате пострадали ваши интересы, мы приложим все усилия, чтобы решить вопрос мирно. Если этого не получится, наша команда будет отстаивать в суде ваши права, вытекающие из договора транспортной экспедиции. КГ ЭТАЛОН оказывает услуги не только в Москве. За консультациями к нашим юристам, имеющим многолетнюю успешную практику, обращаются из других регионов России. При этом мы помогаем в заключении договора транспортной экспедиции как экспедиторам, так и клиентам и оказываем правовую поддержку на всех этапах его выполнения.

Договор транспортной экспедиции: что это такое и как он заключается — обязанности экспедитора, особенности документа, содержание и предмет

В условиях свободного рынка и стремительного развития торговли и экономики огромное значение имеет перемещение товаров из одной точки в другую. Чем больше расстояние, тем сложнее его совершать. Также препятствием становятся объемы. Поскольку в процессе может возникнуть множество разногласий и недопониманий между участниками, нередко требуется привлечение третьего лица, которое возьмет на себя обязательства по осуществлению перевозок, контроля и другие функции. Договор транспортной экспедиции — это соглашение, которое заключается между заказчиком и посредником. Оно определяет обязанности и права обеих сторон, сроки выполнения поставленных задач, а также юридические и фактические действия, которые нужно совершить. Без него не представляется возможным осуществление грузоперевозок. Подобные отношения между отправителем и получателем регулируются рядом документов. Кроме того, некоторые положения могут устанавливать сами участники процесса.

Чтобы подробно разобраться во всех нюансах этого документа, для начала нужно определить, что такое транспортная экспедиция. Это организация доставки грузов из точки А в точку Б транспортом: наземным, водным или воздушным, а также оказание сопутствующих услуг. Они могут осуществляться частными предпринимателями или крупными компаниями в коммерческих целях. В таких случаях главная задача – получение прибыли. Кроме того, возможно проведение подобных операций по персональным или семейным потребностям, например, переезд.

Подробная информация обо всех тонкостях, ограничениях, претензионном урегулировании споров, а также ключевых особенностях договора транспортной экспедиции представлена в этой статье.

Правовое регулирование

Вопросы, связанные с перевозкой грузов, регламентируются ГК РФ. Им посвящена 41 глава, статьи 801-806. Кроме того, правила для этой сферы деловых отношений прописаны и в некоторых других документах. Среди них: Воздушный кодекс Российской Федерации, а также Закон о “О транспортно-экспедиционной деятельности”. Дополнительно Минтранс разработал Порядок оформления.

Условия

Это определение из области цивилистики. Они представляют собой перечень положений, без выполнения которых сделка по действующему законодательству не может считаться заключенной, а впоследствии – состоявшейся. Соответственно, все указанные пункты подлежат обязательному выполнению как заказчиком, так и исполнителем. По всем из них непременно должно быть достигнуто полное соглашение сторон. Прописанные требования различаются исходя из вида правового акта.

Единственным существенным условием экспедиционного (экспедиторский) договора является его предмет. Размер вознаграждения, порядок выполнения поставленных задач, а также сроки в этот список не входят.

READ
Выписка бывшего собственника

Установленная форма

Как и любой официальный контракт, бумага составляется по определенному шаблону. В этом случае указывается информация: дата, номер, город. Ниже прописывают основные данные. Полный перечень представлен дальше. Оформление соглашения подтверждается сопутствующими документами. Ими могут выступать складская расписка, свидетельствующая о получении товара и поручение посреднику.

Кто является сторонами договора транспортной экспедиции

Как и прописано в законодательстве, контракт заключается между участниками будущей сделки. Это заказчик и исполнитель. Первым может быть абсолютно любой, кто признан в достаточной мере дееспособным для оформления и выполнения прописанных в бумаге условий. В описываемом в статье случае это либо отправитель груза, либо человек или компания, которая его доставляет. В этой роли может выступать как организация, осуществляющая коммерческую деятельность, так и физическое лицо, не занимающееся бизнесом и нуждающееся в услугах по личным, семейным или иным нуждам, не связанным с получением прибыли.

Экспедитором по договору транспортной экспедиции может быть фирма или индивидуальный предприниматель. Именно он и является исполнителем при составлении этого документа. Существуют многочисленные узкоспециализированные корпорации, заточенные именно под выполнение подобных задач. Однако в качестве одной из сторон может числиться также любая ТК или другой перевозчик. Важно, что в этой роли способно выступать исключительно юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с действующим законодательством.

Что является предметом договора транспортной экспедиции

Как было обозначено ранее, этот параметр — единственное существенное условие контракта, без соблюдения которого сделка не может считаться заключенной и состоявшейся. Этим параметром являются действия исполнителя, направленные на организацию процесса доставки груза из одной точки в другую, а также предоставления услуг, которые непосредственно связаны с его осуществлением.

Обязанности определяются статьей 801 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно положениям, указанным в этом правовом акте, обязанностями экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать:

  • организация перевозки товаров при помощи транспорта по заранее обозначенному заказчиком или исполнителем маршруту;
  • заключение контракта от имени клиента или своей фирмы;
  • иные пункты, связанные непосредственно с логистикой.

Существующие виды документа

Различают несколько основных моделей заключаемой сделки. Они применяются в различных ситуациях. Одной из наиболее популярных из них является «Соглашение о полном обеспечении доставки». Он типовый и применяется в большей части деловых отношений. Согласно этой бумаге, компания-перевозчик целиком берет на себя обязательства по осуществлению процесса, а также несет полную ответственность перед второй стороной. Услуга оказывается «под ключ» собственными силами или с привлечением третьих лиц. В задачи фирмы входит вся цепочка необходимых действий: от погрузки товаров в машины до отчета перед получателем. Клиент при этом не принимает никакого участия.

Также популярностью пользуется документ о поставке до определенного места. Он заключается в тех случаях, когда необходимо отправить по железнодорожным путям. При этом с исполнителем подписывается контракт, в котором тот обязуется перевезти товар от склада заказчика до грузовых вагонов и забрать его в пункте назначения.

Соглашения о предоставлении услуг распространены среди небольших предприятий. Цель таких фирм – только в конвоировании груза из точки А в точку Б. При этом названия у бумаги могут быть разными.

Права и обязанности сторон договора о транспортно-экспедиционной деятельности

Чтобы сделка состоялась в срок, должен быть соблюден установленный свод правил. Каждый из участников имеет перечень действий, обязательных для совершения.

Права заказчика

Клиент при осуществлении процесса может:

  • самостоятельно обозначать маршрут следования товаров, а также способ, которым он будет перевозиться;
  • в случаях, прописанных в контракте, требовать у подрядчика предоставления актуальной информации о перемещении;
  • давать указания в соответствии с документами.

Обязанности

Однако также есть перечень необходимых для исполнения действий, которые определяются 804 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации. Потребитель обязан:

  • своевременно обеспечивать вторую сторону данными о свойствах перевозимого груза, а также иные сведения, которые необходимы для выполнения условий соглашения;
  • снабжать всеми бумагами, нужными для прохождения таможенного и иных видов контроля;
  • выплатить подрядчику вознаграждение за проделанную работу в порядке, прописанном в договоре;
  • возместить расходы, понесенные в процессе выполнения контракта.

Права экспедитора

  • отступать от указаний заказчика, в ситуациях, когда это требуется для осуществления действий в его интересах, и при отсутствии возможности согласовать изменения;
  • самостоятельно выбирать вид транспорта для перевозки, а также определять маршрут, если это не противоречит положениям, обозначенным в контракте;
  • хранить на своей территории груз до получения выплат, если это прописано в документе;
  • не начинать выполнение своих прямых функций до момента, пока не будут переданы бумаги, необходимые для этого;
  • привлекать третьих лиц, если это не было оговорено обратное.

Обязанности

Как и в случае с заказчиком, на исполнителя накладываются определенные нагрузки. Он должен:

  • проверять достоверность и актуальность предоставляемой клиентом информации, запросить дополнительную при возникновении потребности;
  • контролировать правдивость данных о свойствах товара и условиях транспортировки;
  • согласовывать возможность отступления от установленного ранее плана действий;
  • оказывать услугу, следуя всем пунктам.

Ответственность подрядчика

За нарушение указанного выше перечня правил подрядчик несет матответственность в соответствии с 25 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Невыполнение обязательств может быть связано действиями привлеченных третьих лиц. Если это будет доказано, исполнитель отвечает перед заказчиком в той же мере, что и субподрядчик перед ним.

Срок договора транспортной экспедиции

Этот параметр определяется по договоренности сторон. Контракты бывают краткосрочными, а также имеющими долгий период действия. Первые зачастую заключаются в тех случаях, когда необходимо выполнить разовое поручение. Вторые – для регулярных деловых отношений.

Отказ от исполнения

Любая из двух задействованных сторон вправе отказаться от своих обязанностей. При одностороннем расторжении контракта заявитель возмещает пострадавшему убытки. Также необходимо уплатить штраф со своего счета. Его размер составляет 10% от понесенных затрат.

READ
Доверенность на открытие ип

Обязательный порядок урегулирования споров

В процессе осуществления транспортировки могут возникнуть различные разногласия. Подобные вопросы можно решить в судебном порядке. Однако прежде чем подавать иск в соответствующую инстанцию, необходимо совершить ряд действий.

Если заказчик убежден, что его права были нарушены во время деловых отношений, а также подрядчик не выполнил условия контракта или сделал это не в полном объеме, то он обязан предъявить исполнителю претензию. Она подается в письменном виде. К заявлению необходимо приложить оригиналы или копии документов, подтверждающих его обоснованность. Например, справки об утрате или порче материального имущества. Бумага должна содержать сведения о количестве и стоимости отправленного груза.

Однако этот момент является обязательным только в том случае, когда перевозка организовывалась с целью получения прибыли. Если транспортировка производилась по личным и семейным нуждам, разрешается миновать этот этап и сразу обращаться в суд.

С момента получения права на претензию, клиент может подать ее в течение полугода. Подрядчику отводится 30 календарных дней на рассмотрение, принятие решения и информирование о нем заказчика.

Также существует такое понятие, как срок исковой давности. В этот период, за который истец имеет возможность обратиться в инстанцию для решения вопросов. Он определяется 13 статьей соответствующего Федерального Закона и составляет 1 год.

Как заполнять договор о транспортно-экспедиционной деятельности

При оформлении бумаги необходимо указать ряд данных. Они нужны для предоставления максимально полной информации о предстоящей сделке.

Как было указано ранее, контракт заполняется по простой письменной форме, указанной 1 пунктом 802 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации. Вверху пишется номер соглашения, дата и город, в котором оно подписывается. Далее обозначаются стороны: заказчик и исполнитель. Большую роль играет предмет договора, так как он является единственным существенным условиям. Основные понятия также должны быть перечислены. Далее указываются права и обязанности обеих сторон. Отдельный пункт посвящен ответственности подрядчика. Внизу страницы предоставляется информация о сроках и реквизитах. Заключительный этап – это подписи. Кроме того, бумага может содержать комментарии

Заключение

Проанализировав статью, можно сделать вывод, что соглашение имеет немало тонкостей и нюансов. Экспедитор по договору транспортной экспедиции совершает действия, направленные на перевозку грузов из точки А в точку Б. Им может быть только компания или предприниматель. При этом работодателем разрешается выступать и частным лицам, не осуществляющим коммерческую деятельность. По соглашению сторон могут быть привлечены субподрядчики, выполняющие часть работы по поручению исполнителя. При этом вся ответственность лежит именно на нем. Однако клиент имеет право потребовать единоличного выполнения всех поставленных задач.

Существует несколько основных видов таких документов. Каждый из них применяется в разных ситуациях. Самый распространенный – это «Соглашение о полном обеспечении доставки». Он наиболее удобен для работодателя. Другой тип используется, когда товар доставляется по железной дороге, а подрядчик обязан лишь подвести его и погрузить в вагоны.

Участниками являются работодатель и исполнитель. Каждый обладает набором прав и обязанностей. Они определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также обеими сторонами. Каждая из них имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке. В таком случае она обязана возместить пострадавшему все расходы, а также уплатить штраф в размере 10% от их суммы.

При возникновении разногласий спор может быть улажен в судебном порядке. Однако перед этим необходимо подать претензию, которая будет рассмотрена в течение 30 календарных дней. Если перевозка осуществлялась не с коммерческой целью, то этот этап разрешается пропустить и подавать иск сразу после возникновения разногласий.

Если вам требуются качественные услуги по грузоперевозке, то обращайтесь в нашу компанию «Точка-Точка». Мы не только оперативно и доставим ваш груз до места, но и корректно оформим всю документацию.
Содержание договора транспортной экспедиции, несмотря на вид документа, является типовым. Бумага составляется в простой письменной форме. При составлении соглашения необходимо указать данные о клиенте и исполнителе, сроки исполнения, права и обязанности. Единственное существенное условие, без удовлетворения которого сделка не может считаться заключенной, это предмет. Он представляет собой перечень юридический и фактических действий, которые должны быть исполнены.

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

Елена Мехоношина

Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

READ
Как открыть мясную лавку с нуля, бизнес-план

Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.

Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

Экспедитор отвечает за груз клиента, если:

— вёз груз на своем транспорте;

— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

READ
Советы для тех, кто разводится: что говорить в суде

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;

— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Статья актуальна на 19.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Транспортные договоры

Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой транспортный договор за 11 минут. Более подробный материал по транспортным договорам ниже.

Транспортные договоры

Транспортные договоры регулируют правоотношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров. Гражданский кодекс не выделяет такие договоры в отдельную группу, но в предпринимательской деятельности понятие транспортных договоров применяется довольно часто.

Транспортировку грузов и пассажиров можно организовать самостоятельно, с помощью собственного или арендованного транспорта, или поручить транспортной компании. А может, ваш бизнес как раз связан с оказанием услуг по перевозке (кстати, наша статистика подтверждает, что такой вид деятельности популярен среди наших пользователей). Предлагаем разобраться в разновидностях транспортных договоров, т.к. права и обязанности сторон по ним разнятся.

К самым популярным транспортным договорам относятся:

  • договор перевозки;
  • договор транспортной экспедиции;
  • договор фрахтования;
  • договор аренды транспорта с экипажем и без него.

Проверьте контрагента

Договор перевозки

Мы уже подробно разбирали этот транспортный договор на примере договора перевозки грузов, поэтому здесь только напомним основы.

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз, пассажиров или багаж в пункт назначения вовремя, в целости и сохранности, а отправитель – оплатить его услуги. Необязательно заключать договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Для подтверждения договорных отношений между сторонами достаточно транспортной накладной, которая в кратком виде содержит все существенные условия договора.

Однако в большинстве случаев, особенно если речь идет о грузах, которые используется в дальнейшем в бизнесе (товары, сырье, материалы), сторонам может потребоваться согласование других условий, поэтому заключать письменный договор рекомендуется.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции (Скачать образец) пример договора транспортной экспедиции .doc Пример подготовки договора транспортной экспедиции (Скачать)

Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Обратите внимание, что экспедиторская услуга – это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ).

Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.

Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.

Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.

Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):

  • поручение экспедитору – определяет перечень услуг экспедитора;
  • экспедиторская расписка – подтверждает факт получения груза экспедитором;
  • складская расписка – подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.

Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:

  • за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
  • за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).
READ
Можно ли продать жилое помещение с прописанным человеком

В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.

Договор фрахтования

Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

Договор аренды транспортного средства без экипажа

Заключая такой транспортный договор, арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство. Арендовать можно не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный, железнодорожный, специализированный. Услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации при этом не оказываются (статья 642 ГК РФ).

Это достаточно простой договор, к существенным условиям которого относят указание предмета договора и описание объекта аренды. Транспорт, который передается арендатору, должен быть описан подробно, с указанием индивидуальных признаков, которые отличают его от похожих транспортных средств. Описание объекта аренды должно включать в себя (на примере автомобиля):

  • марку, модель и цвет транспортного средства;
  • идентификационный номер (VIN);
  • номер и модель двигателя;
  • государственный регистрационный номер (знак).

Срок аренды транспорта без экипажа определяется общими положениями об аренде, поэтому если срок в договоре прямо не указан, то будет считаться, что он заключен на неопределенный срок.

Транспортные договоры относятся к возмездным договорам, поэтому размер и порядок оплаты за пользование транспортом должен быть указан в тексте. Если же условие об оплате не прописано, то она будет равна обычно применяемой при аренде аналогичного транспорта при сравнимых обстоятельствах.

И все же, пренебрегать указанием порядка и размера оплаты не стоит. Это может вызвать не только споры об исполнении сторонами своих обязательств, но и лишить их возможности указать выгодные для себя условия. Арендная плата за транспорт может выражаться не только в виде денежных сумм. Арендатор может рассчитаться с арендодателем и по-другому:

  • определенной долей доходов или продукции, полученных в результате использования арендованного транспорта;
  • оказать арендодателю какие-либо услуги;
  • предоставить арендодателю право пользования какой-либо вещью, находящейся в собственности;
  • передать арендодателю в собственность какую-нибудь вещь, товар, материалы;
  • обязаться улучшить за свой счет арендованное имущество (например, отремонтировать или заменить детали).

По общему правилу, арендатор транспортного средства без экипажа имеет право сдавать его в субаренду, при этом согласия арендодателя на это не требуется. Если собственник транспорта против такой возможности, то такое условие надо включить в текст договора.

Запретить же использовать арендованный транспорт в договорах с третьим лицами арендодатель не может. Арендатору не требуется согласия арендодателя (а указанное в тексте такое условие будет неправомочным) на оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, буксировке, проведении геологоразведочных работ и др. Здесь учитывается только целевое использование транспорта, указанное в договоре аренды, а если оно не прописано, то его основное назначение (например, только для перевозки пассажиров или исключительно для перевозки опасных грузов).

По сравнению с договором аренды помещения, обязанность арендатора транспортного средства по его текущему и капитальному ремонту указана императивно, т.е. переложить эту обязанность на собственника транспорта Гражданский кодекс не позволяет (статья 644).

А вот расходы на содержание транспорта (диагностика, техобслуживание, мойка) и расходы, связанные с его эксплуатацией (ГСМ, расходы на парковку и стоянку), можно переложить на арендодателя полностью и частично. Это же относится к расходам на страхование самого транспорта и ответственности при его эксплуатации. По крайней мере, такое право у сторон договора аренды транспорта без экипажа есть (статья 646 ГК РФ).

Передается транспорт в аренду по акту приемки-передачи вместе с регистрационными документами на него. Если в момент приемки арендатор обнаружил в транспорте недостатки, которые можно устранить, то он может потребовать (по выбору):

  • устранить недостатки за счет арендодателя;
  • уменьшить арендную плату на сумму, равную ожидаемым расходам на устранение недостатков;
  • возместить в дальнейшем расходы на устранение недостатков;
  • заменить транспортное средство на аналогичное, в полностью исправном состоянии.

Арендатор не может впоследствии предъявлять претензии к недостаткам, если они были указаны в договоре, и арендатор был согласен на аренду такого транспорта, а также если он знал о них до заключения договора или не мог их не заметить во время осмотра.

В отличие от договора аренды недвижимости, арендатор транспорта не имеет преимущественного права продления договора на новый срок. Если арендатор заинтересован в длительном пользовании конкретным транспортным средством, стоит заранее предусмотреть условие о его выкупе. Выкупная стоимость транспорта может быть выделена в договоре одной суммой, дополнительно к арендным платежам, а может включаться в арендные платежи. В этом случае после уплаты всех арендных платежей и составления акта взаиморасчетов транспорт перейдет в собственность арендатора.

READ
Как перенести судебное дело?

Договор аренды транспортного средства с экипажем

Договор аренды транспортного средства с экипажем (Скачать образец) пример договора аренды транспортного средства с экипажем Пример подготовки договора аренды транспортного средства с экипажем (Скачать)

По этому транспортному договору арендатор получает от арендодателя транспортное средство и услуги по его управлению и технической эксплуатации. Идентифицировать передаваемый транспорт надо так же подробно, как мы рассмотрели выше.

В целом, договор аренды транспорта с экипажем мало чем отличается от обычного договора аренды транспорта. Дополнительные условия касаются описания оказываемой услуги по управлению и эксплуатации транспортом.

Предмет договора должен включать в себя два обязательства арендодателя:

  • передачу транспортного средства во временное владение и пользование;
  • оказание услуги по управлению и эксплуатации транспортом.

Отсутствие одного из обязательств приведет к переквалификации договора – в обычный договор аренды транспорта или в договор возмездного оказанию услуг по управлению им. Рекомендуем прописывать в тексте договора условие об экипаже (состав, квалификацию, водительский стаж, категорию прав), хотя оно и не является существенным.

Обратите внимание: члены экипажа остаются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, но только в части управления и технической эксплуатации транспорта. Что касается коммерческой эксплуатации транспорта (например, графика пассажирских перевозок), то экипаж здесь должен подчиняться распоряжениям арендатора.

Особенностью этого транспортного договора будет указание арендной платы, состоящей из двух частей: за предоставление транспорта и за оказание услуг по его управлению и технической эксплуатации. Можно указать и одну сумму, но при этом уточнить, что в арендную плату включена стоимость услуги по управлению.

Дополнительно арендодатель может предложить арендатору другие услуги:

  • организацию питания и обслуживания пассажиров;
  • услуги гида или переводчика;
  • проведение видео и фотосъемки на протяжении маршрута;
  • организацию спутниковой связи и др.

Стоимость таких услуг тоже может быть включена в арендную плату или оплачиваться отдельно.

Мы провели обзор транспортных договоров, чтобы вы смогли выбрать подходящий вам вариант договорных отношений при необходимости транспортировки грузов или пассажиров. Надеемся, нам это удалось, свои вопросы вы можете, как всегда, оставлять в комментариях.

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.

Правовые основы

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .

Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Документальное оформление

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

READ
Размер уставного капитала пао

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
  • личные подписи и их расшифровки.

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

  • договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
  • акт выполненных работ;
  • отрывной талон путевого листа автомобиля;
  • третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
  • счет-фактура экспедитора.

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.

Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

  • копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
  • копия железнодорожной накладной;
  • копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
  • копии железнодорожных квитанций разных сборов.

Бухгалтерский учет перевозок

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы»

– отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»*

– начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;

* В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

– принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);

Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51

– оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком»

– стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка»

– отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);

Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»**

– начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);

* В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.

** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20

– списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);

Кредит 002

– товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;

Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»**

– принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).

Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.

1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.

налог на прибыль

READ
Тонкости оплаты длительного больничного листа

При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.

На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.

Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.

Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.

В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.

У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.

Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.

От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.

Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.

Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.

Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.

2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору

В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.

Налог на прибыль

В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.

Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.

Налог на добавленную стоимость

При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.

При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.

В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Особенности заключения договора на перевозку груза

С оформления договора начинается любой вид деятельности, а особенно тот, что связан с организацией грузоперевозок. Оказание транспортно-экспедиционных услуг начинается именно с договора. Оформление документов дает гарантии каждой из сторон. Заказчик не будет волноваться о том, что услуги будут оказаны в полном объеме, а экспедитор уверен в том, что его работа будет полностью оплачена. Правовое регулирование отношений обеих сторон оформляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Транспортно-экспедиционные услуги представляют собой такой вид услуг, который сопутствует организации процесса доставки. В данном случае экспедитор не занимается непосредственно перевозками.

READ
Все тонкости отключения коммунальных услуг за неуплату

В зависимости от пожеланий заказника компания берет на себя обязательства, такие как, например:

  • эффективная и оперативная организация составления или выбора маршрута;
  • заключить соответствующий договор с транспортной компанией и др.

Договор транспортно-экспедиционных услуг относится к консенсуальному типу. Он начинает действовать с момента подписания и согласования. И об этом в первую очередь должен помнить Исполнитель.

транспортно-экспедиционные услуги

Особенности экспедиторских компаний

Для каждой компании важно найти надежного поставщика, чтобы груз транспортировался и в рамках закона и был доставлен в целости. Тогда возникает вопрос: каким видом услуг лучше всего воспользоваться – обычными грузоперевозками или же транспортным экспедитором?
Эффективный способ доставки

Если компании необходима длительная или разноплановая перевозка, тогда лучше всего воспользоваться услугами экспедиторов. Разница в том, что обычные перевозчики используют только один вид транспорта, а экспедиторские услуги берут на себя функции доставки груза различными способами с максимальной быстротой доставки. Самые распространенные в России: железнодорожные, автомобильные, авиаперевозки. Если компании нужно перевезти груз на небольшие расстояния или не выходя за пределы России, достаточно воспользоваться услугами автоперевозчика. Когда возникает вопрос о доставки груза в другие страны – лучше всего заключить договор с транспортными экспедиторами.

Конечно же, экспедиторские компании имею ряд своих преимуществ, ведь они сопровождают груз от начала до конца. В первую очередь это оптимизация процесса на транспортных узлах, также заключение договоров с авиакомпаниями (наличие предварительной брони на авиарейсы). Если груз может испортиться, из-за перепадов температуры, экспедиторы заказывают термальную обработку товара.

Кроме этого экспедиторские компании надают возможность заключение договора и на другие услуги. Среди них наиболее распространенные – хранение грузов, таможенное оформление документов, доставка груза от разных компаний к одному потребителю. В общем, экспедиторы предоставляют максимальное количество услуг для качественной и быстрой доставки груза. Среди российских компаний есть множество которые качественно и надежно надают такие услуги. Все тарифы можно найти в прайсах фирмы, а с доступом в интернет это делается очень быстро. Ведь каждая компания размещает на своем сайте перечень всех услуг, прайсы и свои преимущества над другими.
Заключение договора с транспортными экспедиторами

Очень важную роль для заказчика в выборе компании транспортных услуг имеет цена и быстрота доставки. Но на практике не всегда в заключенных договорах указываются конкретные сроки доставки груза. На это стоит обратить особое внимание, и чтобы избежать повреждения товара, обязательно нужно внести в договор штрафные санкции за потраченное дополнительное время на доставку груза. В итоге, с каждым просроченным днем сумма штрафа будет возрастать.

Очень часто возникают ситуации о точном весе груза. Такое случается, когда у поставщика и экспедиторской компании вес товара не сходится из-за разбалансировки. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно как можно точно установить вес груза, чтобы исключить подобные разногласия между двумя сторонами. Если заказчик не может упаковать товар – экспедиторская компания может взять на себя и эти функции.

международная перевозка грузов

Содержание договора

В Гражданском Кодексе прописано, что экспедитор на основе заключенных договорных отношениях за счет заказчика организует качественное выполнение услуг, которые связаны с перевозкой того или иного груза.

Обычно текст стандартного договора на оказание экспедиторских услуг состоит из нескольких пунктов, основными из которых являются:

  • предмет договора;
  • условия грузоперевозки, где обычно прописывают основные характеристики груза;
  • права обеих сторон;
  • обязанности обеих сторон;
  • порядок проведения расчетов;
  • претензии;
  • реквизиты сторон.

Если сторонам договора кажется, что данных пунктов недостаточно, то можно внести дополнительные пункты. В договоре экспедиторы достаточно часто включают пункт о том, что за компанией закрепляется право не отдавать груз получателю, пока услуга не будет оплачена в полном объеме.

Предмет договора транспортно-экспедиционных услуг

Именно этот пункт в договоре принято считать самым существенным. Именно он рассматривается на суде в том случае, когда между сторонами возникают споры. В данном пункте обычно указывают все те виды операций, которые заказывает клиент.

Так, стороны могут договориться о доставке грузов определенным видом транспорта. Также в договоре необходимо прописать запланированный маршрут следования автотранспорта. Помимо всего прочего, в список основных услуг, которые обязан выполнить экспедитор входит: заключение договора на оказание конкретных видов услуг; отправка товаров, получение груза, оформление необходимых документов, успешное прохождение таможни, проверка качества и комплектации груза, хранение товаров, уплата обязательных сборов и многое другое.

Порядок расчетов

Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:

  • фиксированная сумма;
  • определенный процент от определенной суммы;
  • тариф, который устанавливает экспедитор.

В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.

Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.

Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.

экспедиция

Ответственность Исполнителя

Ответственность экспедитора, как исполнителя по заключенному договору об оказания услуг, закреплена в статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». В тех случаях, когда по вине транспортной компании груз был потерян, испорчен, то именно Исполнитель должен будет покрыть весь ущерб.

Однако есть исключения из данного правила. Если экспедитору удастся доказать, что выполнение обязательств было невозможно по независящим от него причинам. Однако дело это довольно хлопотное.

Ссылка на основную публикацию