Как получить государственную помощь

Помощь от государства на развитие бизнеса: что получат ИП и ООО

Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП

Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.

Выделяются следующие виды мер поддержки:

  • финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например, по налогам;
  • имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например, в аренду;
  • информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.

Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях пандемии коронавируса и нарастающего экономического кризиса.

Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:

  • стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышению экономической активности;
  • поощрению малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
  • направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.

Чтобы, будучи предпринимателем, рассчитывать на государственную поддержку, важно понимать, какому бизнесу помогает государство — госпомощь ориентирована прежде всего на малый и средний бизнес.

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, описанным в ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. В числе таких критериев, например:

  • среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
  • уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.

В соответствии со ст. 4.1 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задач которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Если лицо открывает свою фирму или регистрируется в качестве ИП, один из видов субсидии на бизнес от государства, на которую он вправе рассчитывать, — единовременная субсидия центра занятости.

Размер ее небольшой — всего несколько десятков тысяч рублей — этого недостаточно для стартового капитала, но хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса:

  • нотариальных действий;
  • услуг юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственных пошлин;
  • первоначальную закупку бланков, оформление печати.

Получить ее вправе только гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес.

Гранты

Компания вправе получить помощь индивидуальным предпринимателям от государства и в форме гранта, например, с помощью Фонда содействия инновациям.

Фонд поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 25 млн рублей.

Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок, от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.

В числе возможных целевых показателей, например, такие как:

  • разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
  • организация деятельности предприятия и найм определенного количества сотрудников;
  • выпуск в производство и продажа собственного продукта;
  • достижение определенного уровня выручки.

При недостижении заявленного результата, Фонд вправе потребовать возврата предоставленных денег.

Как учитывать грант на развитие бизнеса

Вопрос: Мы получили из регионального бюджета финансовую поддержку в виде гранта на развитие бизнеса как малое предприятие. На УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

READ
Правовые аспекты выписки из квартиры по доверенности

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты являются средствами целевого финансирования. Мы применяем УСН с объектом налогообложения “доходы”. Можно ли не включать полученный грант в доходы?

Ответ: Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок такого включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон N 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

Федеральные и региональные программы поддержки бизнеса

Постановлением Правительства РФ №316 от 15.04.2014 утверждена федеральная программа, нацеленная на повсеместное развитие бизнеса и улучшение предпринимательского климата в стране. В частности, программа имеет подпрограмму, ориентированную на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Подпрограмма предполагает выделение средств из бюджета на финансирование льготного кредитования организаций, ведущих свою деятельность в приоритетных областях, например:

  • в сельском хозяйстве;
  • туризме;
  • здравоохранении;
  • общественном питании;
  • науке и разработке новых технологий.

Программа предполагает софинансирование финансовой помощи бизнесу федеральным региональными бюджетами, как получить помощь ИП от государства в рамках программы в конкретном регионе, предприниматель вправе узнать на ресурсе администрации своего региона или сайте регионального органа власти, специализирующегося на проблемах предпринимательства.

Отдельные субъекты РФ организуют собственные региональные меры поддержки малого предпринимательства, суть и требованиях которых содержатся на региональных информационных ресурсах и у местных центров поддержки предпринимательства.

Налоговые каникулы для МСП

Федеральный закон №477-ФЗ от 29.12.2014 ввел еще одну форму, в которой предоставляется помощь государства при открытии малого бизнеса — налоговые каникулы для предпринимателей в первые два года их деятельности.

Налоговые каникулы — это период, в течение которого налог имеет нулевую ставку. Рассчитывать на нее вправе индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие деятельность в таких сферах как научная, производственная или социальная.

Предоставления налоговых каникул урегулировано и на региональном уровне: каждый субъект РФ самостоятельно определяет, какие виды экономической деятельности вправе рассчитывать на фискальное послабление, и устанавливать ограничения, например, по численности сотрудников организации.

Поддержка субъектов МСП, участвующих в госзакупках

Федеральный закон №98-ФЗ от 01.04.2020 установил, что для закупок с ограничениями среди СМП госзаказчик вправе не устанавливать до 31.12.2020 года требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Исключение — когда контракт предусматривает авансирование.

Следует помнить, что независимо от ситуации заказчики обязаны не менее 15% своих закупок проводить исключительно среди СМП и выбирать исполнителя из их числа — законодатель гарантирует, что не менее 15% бюджетных денег, переданных заказчикам в распоряжение, уйдет малому предпринимательству;

Дополнительные меры поддержки из-за коронавируса

Особо важной стала помощь предпринимателям от государства в 2020 году в период эпидемии коронавируса, когда принудительная остановка практически всей мировой экономики привела к беспрецедентному падению активности и прибылей. Многие предприятия в одночасье остались без возможности работать, зарабатывать на оплату труда сотрудников, текущих расходов, налогов, платежей, не говоря уже о формировании активов и резервов.

В такой ситуации адекватной мерой стали прямые деньги на бизнес от государства в 2020 году — всем организациям, которые пострадали от эпидемии, выплачиваются средства в сумме, соответствующей количеству работников бизнеса. На каждого работника в штате полагается выплата в размере МРОТ — 12 130 рублей. Для получения выплаты от государства необходимо соблюсти ряд условий:

  • организация должна относиться к одной из пострадавших отраслей. Отрасли, признанные пострадавшими, перечислены в Постановлении Правительства РФ №434. Важно понимать, что отношение к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭД организации. То есть, если основной код относится к пострадавшей отрасли — компания получит выплату, если нет — не получит. Даже если один из второстепенных ОКВЭДов компании входит в перечень пострадавших и по нему компания ведет большую часть деятельности — выплату она не получит;
  • компания не должна увольнять сотрудников: допускается увольнение не более 10% от численности на 1 апреля 2020 года, при этом, если в компании трудилось два человека, один из которых уволен — то есть уволено по факту 50% сотрудников — фирма все равно получит выплату.
READ
Нюансы опеки и попечительства над детьми — особые случаи

Еще одна форма, в которой оказывается помощь ИП от государства в 2020 году, — это льготное кредитование под 2% годовых. Для получения такого кредита компания должна относиться к пострадавшей отрасли. Кроме того, если в течение следующего года фирма сохранит 90% своих сотрудников, кредит спишут, а при сохранении 80 — 90% сотрудников — спишут половину.

Пострадавшие компании вправе рассчитывать на:

  • приостановление проверок и применения мер взыскания;
  • продление сроков сдачи отчетности и документов по требованию;
  • приостановление банкротств.

На некоторую помощь в связи с коронавирусом вправе рассчитывать и самозанятые — плательщики налога на профессиональный доход:

  • те из них, кто зарегистрировался в этом качестве в 20219 году — это самозанятые Москвы, Московской области, Татарстана и Калуги — получат обратно всю сумму налога, уплаченного в 2019 году;
  • самозанятые, зарегистрировавшиеся в этом качестве в 2020 году, получат налоговый капитал в размере МРОТ, из которого смогут рассчитывать налог, начисленный им в 2020 году. Налоговый капитал не выплатят напрямую — если самозанятый не засчитает его в счет налога, в конце года он сгорит.

Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания

Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретный бизнес, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:

  • в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
  • налоговые органы — проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
  • центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.

Чтобы узнать, вправе ли фирма получить помощь в связи с пандемией коронавируса, достаточно официального сайта ФНС.

На главной странице сайта необходимо выбрать кнопку «Коронавирус: меры поддержки бизнеса»:

Помощь от государства из-за коронавируса

После перехода система предложит простой, трехшаговый, алгоритм проверки возможностей получения помощи:

Шаг 1. Проверить ОКВЭД и убедиться, что он отнесен к списку пострадавших отраслей.

Шаг 2. Проверить, состоит ли компания в реестре СМП.

Шаг 3. Ответить на несколько вопросов и получить перечень мер, на которые компания вправе рассчитывать.

Гольцова Полина

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Как получить 250 тысяч — соцконтракт для ИП и самозанятых

В бизнесе «что-то пошло не так», а ощущать себя банкротом мучительно больно? Трудные жизненные ситуации с началом карантинных ограничений стали почти обыденностью. Но государство щедро не только запретами.

Социальный контракт — это помощь от правительства, которая может помочь справиться с временными трудностями.

Помощь гарантирована всем, даже действующим ИП или самозанятым. Что, кому и сколько — рассказываем дальше.

Новые возможности с социальным контрактом

Соцконтракт — это государственная социальная помощь для активной занятости, в чем и состоит его главное отличие от обычных пособий.

Суть в следующем: органы соцзащиты заключают соглашение с теми, кто временно попал в трудную финансовую ситуацию, но имеет желание твердо стать на ноги, открыть или продолжить развивать свое дело и перейти на полное самообеспечение.

Предыстория:

В 2019-2020 годах пилотный проект по повышению доходов граждан был успешно реализован в Москве. Положительный опыт москвичей дал старт государственной программе «Социальный контракт», которая с 2021 года стала доступной россиянам во всех регионах.

Социальный контракт — это не только «про малоимущих» . Это активная поддержка действующих ИП и самозанятых, а еще — хороший финансовый стимул для тех, кто задумал открыть свое дело, но не имеет для этого средств.

  • на закупку техники и сырья,
  • на расширение производственных помещений,
  • на обустройство новых рабочих мест,
  • на расходные материалы и аренду помещений при открытии нового ИП можно потратить не более 15 % назначаемой суммы.

Государство обязывается профинансировать заявленные предпринимателем цели, а тот, в свою очередь, должен предоставить документы, подтверждающие целевое использование средств.

READ
Регистрационный номер таможенной декларации: пример

Сколько можно получить — условия

Для предпринимателей и самозанятых финансовая помощь по соцконтракту выплачивается единовременно в сумме до 250 тыс.руб. на одного заявителя.

Условия получения помощи от государства:

1. Средний доход каждого из членов семьи заявителя за последние 3 месяца до момента обращения не превышает прожиточного минимума, который утвержден для конкретного субъекта федерации. Средний доход устанавливается в разных регионах отдельно для трех социально-демографических групп.

Средний доход устанавливается для 3 групп:

2. Регистрация в качестве ИП или самозанятого (или отсутствие таковой) на момент обращения в органы соцзащиты.

3. Наличие бизнес-плана на осуществление предпринимательской деятельности в качестве ИП или самозанятого.

Каждый регион устанавливает свои условия (пакет документов для оформления и предельные суммы выплат) для заключения социального контракта.

Для владельцев земельных участков:

В 2021 году в условия для получения помощи по соцконтракту добавлено новое направление — «Для ведения личного подсобного хозяйства», в рамках которого можно получить денежную поддержку в размере до 100 тыс. руб. Главное условие — заявитель (или члены его семьи) должны иметь в пользовании земельный участок для этой цели.

Срок действия соцконтракта для ИП и самозанятых — до 12 месяцев. Но за всё, как уже было сказано, нужно отчитываться.

А если пустить деньги «не туда»?

Деньги, которые получает заявитель, согласно условий соцконтракта должны быть использованы строго по целевому назначению. «Взял обязательства — неси! ». В качестве подтверждения нужно предоставить чеки о покупке, договоры купли-продажи и даже расписки.

« Не выполнил обязательства — верни! ». ИП-получателю придется вернуть все деньги, полученные в качестве помощи, если он:

  • не может подтвердить целевое использование средств,
  • официально закрыл свой бизнес в период срока действия контракта.

Куда и с чем обращаться

Для заключения соцконтракта нужно обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или МФЦ.

Перечень необходимых документов:

  1. Паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий.
  2. Заявление об оказании помощи в рамках программы «Социальный контракт».
  3. Справка о доходах заявителя и всех членов его семьи за последние 3 месяца.
  4. Согласие членов семьи на обработку их персональных данных.
  5. Бизнес-план по организации (реорганизации, расширению) собственного дела.

Пакет документов значительно шире, но органы соцзащиты могут получить все, что понадобится, в рамках межведомственного взаимодействия.

Ведете бизнес и не хотите попадать в «трудные жизненные ситуации»? Вам нужен строгий учет и хороший бухгалтер!

Возможности для малообеспеченных граждан

Это особый вид поддержки малообеспеченных граждан – контракт между государством и гражданином. Государство предоставляет гражданину денежные выплаты и социальные услуги. Взамен гражданин обязан реализовать мероприятия программы социальной адаптации, для того чтобы выйти из кризисной ситуации и поднять уровень своего дохода и дохода своей семьи.

Какие основные мероприятия предлагает программа социальной адаптации:

  1. Поиск работы – срок до 9 месяцев.
  2. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (ИП) – срок до 12 месяцев. В 2022 году будут введены дополнительные возможности в рамках указанного мероприятия:

  • – приобретение лицензий для развития собственного дела (касается сфер бизнеса, требующих специального разрешения – лицензии. Например, на перевозку пассажиров, медицинскую частную практику и т.п.);
  • – содействие в получении консультационных услуг от других органов исполнительной власти, чье участие необходимо для организации бизнес-процессов;
  • – содействие и сопровождение новичков-предпринимателей в центре «Мой бизнес» и корпорации МСП (оказывает полный перечень услуг по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса – лизинг, микрокредитование, обучение, закупки, поддержка сельхоз. кооперации и т.п.).

Кто может обратиться за услугой:

  1. Малообеспеченные семьи, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
  2. Малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.

Поставщик услуги: Региональные органы социальной защиты населения.

Как получить услугу:

Вариант 1. Обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты населения по месту жительства или в МФЦ (при наличии такой возможности в регионе).

Вариант 2. Отправить заявление по почте.

Вариант 3. Через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (при наличии такой возможности в регионе).

Необходимые документы:

    Заявление на предоставление услуги, в котором необходимо указать сведения:

  • – о составе семьи;
  • – о размере доходов каждого члена семьи;
  • – об имуществе семьи на правах собственности;
  • – о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Полный список документов необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства.

Сроки оформления услуги

Необходимо уточнять в органе социальной защиты населения по месту жительства.

На какой срок заключается социальный контракт

Контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года в зависимости от выбранного мероприятия социального контракта. Срок контракта может быть продлен органом социальной защиты населения, но не более, чем на половину срока, заключенного контракта.

Каковы размеры выплат в рамках социального контракта

  • по поиску работы – ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение 1-го месяца после заключения соцконтракта и 3-х месяцев после трудоустройства;
  • по ИП – единовременная выплата до 250 тысяч рублей;
  • по ЛПХ – единовременная выплата до 100 тысяч рублей;
  • по тяжелой жизненной ситуации – выплата в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение срока действия контракта.

Виды государственной социальной помощи:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Кто имеет право получить услугу:

  1. Малообеспеченные семьи, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
  2. Малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.

Поставщик услуги: Региональные органы социальной защиты населения.

Как получить услугу:

Вариант 1. Обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты населения по месту жительства или в МФЦ (при наличии такой возможности в регионе).

Вариант 2. Отправить заявление по почте.

Вариант 3. Через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (при наличии такой возможности в регионе).

Необходимые документы:

    Заявление на предоставление услуги, в котором необходимо указать сведения:

  • – о составе семьи;
  • – о размере доходов каждого члена семьи;
  • – об имуществе семьи на правах собственности.

Полный список документов необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства.

Сроки оформления: Необходимо уточнять в органе социальной защиты населения по месту жительства.

Кто может получить субсидии:

Семьи со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума.

Одиноко проживающие граждане с доходом ниже установленного прожиточного минимума.

Граждане, если их затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг больше максимально допустимой доли расходов на оплату этих услуг в совокупном доходе семьи, установленной в регионе их проживания.

Важное условие получения субсидии:

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ. С 1 января 2022 года решение отказать или приостановить выплату субсидии может быть принято только на основании вступившего в законную силу судебного акта о непогашенной задолженности.

Поставщик услуги: Орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидий (например, орган социальной защиты населения, Центр муниципальных услуг, Управление жилищного и коммунального хозяйства и др.).

Кто может подать заявление на получение субсидии:

  1. Собственник жилого помещения.
  2. Наниматель жилого помещения.
  3. Другой член семьи по доверенности.

Как оформить:

Подать заявление и пакет документов:

  • лично в МФЦ или в орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидий;
  • через Интернет в личном кабинете на Едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru);
  • почтой на адрес территориального органа, уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидий.

Необходимые документы:

Заявление о предоставлении субсидии, содержащее следующие сведения:

  • о документе, подтверждающем право владения или пользования жилым помещением;
  • о лицах, зарегистрированных по месту жительства совместно с заявителем (в случае совместного проживания с членами семьи);
  • об опекуне (если установлено опекунство);
  • о попечителе (если установлено попечительство);
  • о доходах (заявителя и членов семьи в случае совместного проживания);
  • о реквизитах счета для перечисления субсидии.

Исчерпывающий перечень необходимых документов устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Информацию следует уточнять по месту жительства в органе, уполномоченном на принятие решения о предоставлении субсидий

Как получить государственную помощь

от 30 декабря 2013 года N 189/2013-ОЗ

О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области*

(с изменениями на 20 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2015);

Законом Московской области от 4 мая 2018 года N 56/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.05.2018);

Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года);

Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.04.2021) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года);

Законом Московской области от 20 октября 2021 года N 177/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.10.2021) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года).

* Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ . – См. предыдущую редакцию.

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 26 декабря 2013 года N 12/73-П

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.

Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;

2) кризисная ситуация – ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, техногенных и иных аварий (происшествий), катастроф, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа, повлекших за собой человеческие жертвы, вред здоровью, повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являющегося постоянным местом жительства гражданина;

3) экстренная социальная помощь – предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. – См. предыдущую редакцию)

4) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.

5) величина прожиточного минимума – величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленная в Московской области в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

(Пункт дополнительно включен со 2 мая 2021 года Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года; в редакции, введенной в действие со 2 ноября 2021 года Законом Московской области от 20 октября 2021 года N 177/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. – См. предыдущую редакцию)

2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Статья 1_2. Информационное обеспечение назначения (оказания) и выплаты государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи

Информация о назначении (оказании) и выплате в соответствии с настоящим Законом государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, и экстренной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 мая 2021 года Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. – См. предыдущую редакцию)

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Статья 2. Получатели государственной социальной помощи

1. Получателями государственной социальной помощи являются:

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения);

семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;

семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.

2. Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

Статья 2.1. Получатели экстренной социальной помощи

Получателями экстренной социальной помощи являются:

одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, – лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, – лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), – лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), – лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, – лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, – супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных и иных аварий (происшествий), катастроф, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.

(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. – См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта

1. Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту их жительства или по месту их пребывания.

2. Условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим от них причинам среднедушевого дохода ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения) на год заключения социального контракта.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 ноября 2021 года Законом Московской области от 20 октября 2021 года N 177/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. – См. предыдущую редакцию)

3. Государственная социальная помощь, оказываемая на основании социального контракта, назначается на срок действия социального контракта, заключенного с гражданином, исходя из программы социальной адаптации, предусматривающей мероприятия:

1) по поиску работы;

2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

3) по ведению личного подсобного хозяйства;

4) по оказанию содействия в прохождении процедуры банкротства граждан в рамках реализации положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

5) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

4. В рамках реализации мероприятий по поиску работы или по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в малоимущих семьях с детьми.

Приоритетное право на заключение социального контракта, направленного на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, имеют малоимущие семьи из числа:

семей с неработающими трудоспособными членами семьи, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами, получающими компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами”;

семей с детьми, которые нуждаются в уходе родителя и не могут посещать дошкольную образовательную организацию и (или) общеобразовательную организацию по состоянию здоровья, а также в случае отсутствия мест в дошкольной образовательной организации;

неполных семей с несовершеннолетними детьми;

5. Трудоспособным малоимущим гражданам, обратившимся за получением государственной социальной помощи на основании социального контракта, уполномоченным органом разрабатывается программа социальной адаптации по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, установленных пунктом 5 части 3 настоящей статьи, только в случаях, если реализация мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства невозможна в силу причин, объективно препятствующих осуществлению трудовой деятельности и иным формам занятости (болезнь и длительная потеря трудоспособности, осуществление ухода за нетрудоспособными престарелыми гражданами, инвалидами I, II групп и получение компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами”, получение впервые высшего образования по очной форме обучения в государственных образовательных организациях высшего образования до достижения возраста 23 лет и иные причины, объективно препятствующие трудовой деятельности).

6. Социальный контракт заключается на срок:

не более чем на 9 месяцев – при осуществлении мероприятий программы социальной адаптации по поиску работы;

не более чем на 12 месяцев – при осуществлении мероприятий программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства или по оказанию содействия в прохождении процедуры банкротства граждан;

не более чем на 6 месяцев – при осуществлении иных мероприятий программы социальной адаптации, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Социальный контракт, направленный на реализацию мероприятий программы социальной адаптации по поиску работы, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год.

7. В течение последнего месяца действия социального контракта уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

8. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи. При этом может предоставляться либо государственная социальная помощь, либо экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации по выбору получателя государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, при наличии права на их получение.

9. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, а также перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта и перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, устанавливаются Правительством Московской области.

10. Форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации утверждается уполномоченным органом.

(Статья в редакции, введенной в действие со 2 мая 2021 года Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. – См. предыдущую редакцию)

Как неработающим получить помощь от государства

Как получить деньги безработному от государства в связи с коронавирусом:

  1. Встать на биржу труда дистанционным способом.
  2. Подать заявление на компенсации и выплаты, если есть на них право.

Субсидии и льготы предоставляются автоматически, подтверждать право на их получение не нужно.

В 2021 году специальные меры поддержки безработных, которые вводили из-за коронавируса, не действуют! Доступны только стандартные льготы и пособия. Переходите по ссылкам, чтобы узнать больше:

  1. Какое пособие по безработице положено в 2021 году.
  2. Как неработающим получить помощь от государства.
  3. Как получить пособие по безработице.
  4. Когда можно оформить пенсию досрочно и как это сделать.

Какие меры действовали в 2020 году из-за коронавируса

В связи с мерами, принятыми по противодействию распространению коронавируса, пострадала экономика, многие люди потеряли работу и доход. Государство утвердило меры поддержки неработающих россиян, чтобы помочь им в это непростое время. Сейчас продолжает действовать только часть из них, некоторые утратили силу полностью с наступлением октября. Отменен минимальный лимит пособия в размере 4 500 рублей (сейчас 1 500 рублей), больше не платят пособие в размере 12 130 рублей всем уволенным после 1 марта 2020 года, выплаты на детей в размере 3 000 рублей. Кредитные каникулы, право на автоматическое продление субсидии по ЖКХ тоже применялись только до октября. Продолжат действовать материальные и нематериальные меры поддержки безработных в виде повышенного максимального лимита пособия — 12 130 рублей (это не пособие для всех, а только лимит, выше которого оно не начисляется), моратория на начисление неустойки за долги по ЖКХ.

Вся помощь от государства адресная, то есть она предоставляется при соблюдении определенных условий либо в конкретных случаях. Например, повышенное пособие по безработице выплачивается пострадавшим от коронавируса безработным, выплаты осуществляются на детей и т. д. Только из-за отсутствия работы получить материальную помощь от государства безработным не получится. Прямые финансовые выплаты осуществляются только работодателям МСБ, отраслей, получивших ущерб от пандемии.

Как узнавать об изменениях из-за коронавируса

КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.

Увеличенное пособие по безработице

В законодательстве указано, какую помощь можно получить от государства безработному, — это пособие по безработице. В период действия мер режима повышенной готовности оно было увеличено до 12 130 рублей вне зависимости от уровня дохода по прежнему месту работы. Это правило было введено постановлением правительства №346 от 27.03.2020.

Все меры соцподдержки безработных граждан (включая введенную указом мэра столицы по сентябрь компенсацию нетрудоустроенным гражданам в размере 19 500 рублей) прекратили свое действие.

На настоящий момент на федеральном уровне установлена только одна льгота: повышенный максимальный размер пособия до 12 130 рублей. Постановлением №988 от 04.07.2020 этот лимит введен на весь 2020 год вместо ранее запланированного в размере 8 000 рублей.

Все выплаты безработным гражданам в связи с пандемией прекращаются с октября 2020 года. Больше не выплачивается увеличенное пособие безработным во время карантина (применяются стандартные правила расчета для всех) и компенсация 3 000 на детей.

Как оформить получение пособия

До 31 декабря установлен особый алгоритм, как получить деньги от государства по безработице в период самоизоляции, утвержденный постановлением правительства №460 от 08.04.2020.

В соответствии с этим документом действуют следующие принципы оформления пособия:

  • личное посещение центров занятости не предусмотрено, заявление подается дистанционным способом через портал «Работа в России» или через Госуслуги. Для пользования этими порталами необходимо наличие подтвержденной учетной записи;
  • гражданин подает только заявление, все остальные документы будут запрошены сотрудниками центров занятости в порядке межведомственного взаимодействия;
  • работодатель обязан отчитываться об увольнении в течение одного дня в форме СЗВ-ТД;
  • сведения о заработке ЦЗН получает от ПФР;
  • перерегистрация проходит аналогично, в дистанционном формате, посещать центр занятости не нужно;
  • сотрудники ЦЗН предлагают только такие вакансии из походящих работнику, где собеседование можно пройти в дистанционной форме.

Помощь государства безработным на время карантина

Выплаты из-за самоизоляции

Такие компенсации были введены мэром Москвы в самом начале самоизоляции в марте в размере 4 000 рублей. Они предназначались пенсионерам, в том числе осуществляющим трудовую деятельность. В связи с новым введением режима самоизоляции на рекомендательном уровне в Москве вновь заработали службы социального обеспечения товарами и продуктами, вопрос о возобновлении компенсаций пока не поднимался.

Опыт столицы переняли другие регионы, ХМАО, Тюменская область, Санкт-Петербург. Вопрос, как получить компенсацию за самоизоляцию неработающим, регулировался местными нормативными актами, в Москве начисления производились автоматически, без заявлений. На федеральном уровне такие пособия для нетрудоустроенных граждан не вводились.

Другие меры поддержки

До конца года действует мораторий на начисление санкций по долгам перед коммунальщиками, введенный по постановлению правительства №424 от 02.04.2020. Временно неработающие граждане вправе воспользоваться этой льготой наряду с остальными россиянами.

По ФЗ-106 от 03.04.2020 введена возможность воспользоваться кредитными каникулами, но заявление надо было подать до 30 сентября 2020 года. Многие банки продлили опцию отсрочки по кредитам на своих условиях. Реструктуризация по условиям банка, по статистике, гораздо более востребована, чем кредитные каникулы по закону.

Существует еще одна возможность, как получить материальную помощь от государства безработным в минимальном объеме. ЦЗН вправе назначать минимальное пособие за пределами срока для его получения. Это правило утверждено приказом Минтруда РФ №116н от 22.02.2019. Материальная помощь составляет минимальное пособие (1 500 рублей) и назначается по следующим правилам:

  • основания для назначения материальной помощи приказ не приводит, инициатива исходит от ЦЗН, принимается во внимание размер финансирования региона на соцвыплаты;
  • унифицированное заявление на субсидию по безработице не разработано;
  • назначается не более чем на 6 месяцев;
  • решение выносит работник ЦЗН в виде приказа;
  • назначается ежемесячно в случае отсутствия нарушений со стороны работника и отсутствии отказов от работы, переговоров с работодателем.

На федеральном уровне не решен вопрос, какие выплаты безработным можно получить от государства в связи с коронавирусом, таких выплат сейчас нет. Пособия по постановлению №346 в повышенном размере выплачивались до октября. На региональном уровне возможно введение компенсаций в связи с режимом самоизоляции.

Государственная социальная помощь (ГСП) в соцзащите

Не все граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, знают о том, что могут претендовать на получение государственной социальной помощи (ГСП) — одной из форм поддержки, которая может помочь справиться с трудной жизненной ситуацией. ГСП отличается от остальных соц. выплат и пособий тем, что она в первую очередь направлена на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение. О том, кто является субъектами государственной социальной помощи, как ее получить и на что можно потратить, рассказываем в этой статье.

https://pixabay.com/ru/vectors/%D0%B2%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-3580200/

Что такое ГСП и кому она положена

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 178 от 17.07.1999 рассчитывать на государственную социальную помощь от соцзащиты могут только малоимущие граждане, которые по независящим от них причинам не могут получать больше прожиточного минимума. Другими словами, просто не работать недостаточно, у семьи должны быть веские основания, из-за которых она неспособна увеличить свой доход. Например:

  • один из членов семьи — инвалид, который нуждается в круглосуточном уходе;
  • в семье есть ребенок до 1,5 лет;
  • у одного из взрослых есть официальный статус безработного;
  • в семье воспитывается несколько несовершеннолетних детей и т.п.

Этот перечень неполный и он нигде не прописан. Дело в том, что оценивать, насколько плачевно материальное положение семьи, может только сотрудник соцзащиты. Если причин для низкого дохода нет, государственную помощь не окажут.

При этом согласно ст. 12 Федерального закона № 178 адресная социальная помощь от государства может быть предоставлена в двух формах:

  • натуральной — это может быть предоставление каких-либо услуг, помощь продуктами, медикаментами, дровами, товарами для школьников и т.д.;
  • денежной — в виде единовременной выплаты или денежного пособия.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

ГСП от соцзащиты предоставляется на основании социального контракта — соглашения, которое заключается между малоимущей семьей (или гражданином) и центром социальной защиты населения. Чтобы заключить этот договор, нужно обратиться в отделение социальной защиты по месту жительства с необходимыми документами и подробно рассказать работникам службы о финансовых проблемах семьи.

Также потребуется заполнить анкету о материально-бытовом положении. В дальнейшем может быть создана специальная комиссия, которая посетит заявителя, оценит его жилищные условия и составит об этом отчет.

Все сведения, которые предоставит заявитель, будут тщательно проверены. Сотрудники соцзащиты отправляют запросы в налоговую службу, Пенсионный фонд, Росреестр и другие ведомства, чтобы убедиться в том, что семья действительно нуждается в материальной помощи и не скрывает свои доходы. Обычно проверка длится до 25 дней с момента обращения гражданина.

Если положение семьи действительно тяжелое, соцзащита разработает специальный план адаптации с указанием вида и суммы матпомощи, а также требованиями, которые необходимо выполнить (ст. 8.1 закона о ГСП).

Государственная помощь на основании социального контракта не предоставляется просто так — получатель этой меры поддержки обязательно должен отчитаться, на что он потратил выделенные ему средства. Например, если деньги дали на покупку лекарств для ребенка или на обучающие курсы, нужно подтвердить, что лекарства действительно купили, а уроки не прогуливали.

Какие документы нужны для получения ГСП

В зависимости от региона и конкретной жизненной ситуации перечень необходимых документов будет отличаться, но точно понадобятся:

  • паспорта всех членов семьи;
  • свидетельства о рождении для лиц младше 14 лет;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • документы об образовании;
  • справки о доходах за последние три месяца;
  • справка об инвалидности, если ребенок или другой член семьи — инвалид и требует ухода;
  • если человек не работает — документ о постановке на биржу труда.

Нужно предоставить копии и оригиналы документов для сверки. Точный перечень можно уточнить в отделении соцзащиты по месту своего жительства.

Размер выплаты по ГСП в соцзащите

Размер и объемы государственной помощи от соцзащиты для малоимущих устанавливают региональные власти. Например, в Подмосковье сумма выплат на каждого члена семьи не может превышать 6000 рублей в год. В Тверской области размер ГСП зависит от количества детей в семье. Если детей нет — дадут не больше 40 тысяч рублей, если детей не больше 2 — 100 тысяч рублей, а если больше 3 — 150 тысяч.

В каждом конкретном случае размер ГСП определяют работники социальной службы. Перечень направлений, по которым семья может использовать средства финансовой поддержки, также строго ограничен.

Деньги можно использовать на:

  • прохождение профессионального обучения;
  • покупку необходимого оборудования и инструментов;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • покупку сельскохозяйственного скота;
  • оплату задолженности за коммунальные услуги;
  • лечение тяжелобольных членов семьи;
  • приобретение детской одежды, обуви или школьной формы.

Вид и размер помощи обязательно должен быть прописан в условиях социального контракта. Ежемесячно заявителю нужно предоставлять отчет о том, как он распорядился средствами, приложить чеки и другие платежные документы. Обычно соц. контракт заключают на срок от 3 месяцев до года, но при несоблюдении условий договора он может быть расторгнут досрочно.

Ссылка на основную публикацию