Источники уголовно-процессуального права

Источники уголовно-процессуального права

Источники уголовно-процессуального права — это содержащие уголовно-процессуальные нормы акты, образующие систему уголовно-процессуального права, обусловленную предметом его регулирования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире. К их числу относятся:

а) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ). В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно-процессуальных законов. Среди них — принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.

б) Федеральные конституционные законы, регламентирующие судопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации. Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно- процессуального характера. В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» устанавливает порядок привлечения данного должностного лица к уголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

в) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки и порядок введения в действие. УПК РФ является главным источником уголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

д) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ они являются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного

Стоят отдельного упоминания следующие редкие источники:

е) Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В 90-е годы прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировали и вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но тем не менее реально действовали и исполнялись. Это, в частности, Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен. В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появления в будущем.

ж) Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречат Конституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству. Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр.

Внимание! Это спорный вопрос. Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна. С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:

а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права. Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иные положения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, а также выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно- процессуального права. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Как показала практика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводили к настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многие нормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.

б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех. Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в России вправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ и Конституционный Суд РФ. Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели, стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ, ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. Принятые Пленумом Верховного Суда РФ акты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующего уголовно-процессуального законодательства указания, основанные на многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовного судопроизводства.

READ
Можно подать на алименты, если уже есть 18 лет?

в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы. Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные акты играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства. Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов — Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких вопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113 УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения. Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии с которой условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ, было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно- процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ не могут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводства на своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.

Уголовно-процессуальное право

Источники уголовно-процессуального права — это совокупность правовых актов, содержащих сведения о правилах, которые должны соблюдаться при производстве по уголовному делу, и регулирующих порядок уголовного судопроизводства.

Статья 1 УПК РФ определяет, что «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации», а также «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство».

Система источников права построена иерархически, т.е. один источник имеет большую юридическую силу по сравнению с другим. С учетом этого к источникам уголовно-процессуального права относятся: (1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; (2) Конституция РФ; (3) УПК РФ; (4) федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью ее правовой системы. Заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя Союза ССР 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». , — также часть правовой системы Российской Федерации.

Как определено ч. 1 ст. 2 УПК РФ, производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии УПК РФ, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. Тем самым подчеркивается приоритет международного права, его принципов и норм в регламентации уголовного судопроизводства.

Эти принципы и нормы содержатся во множестве международных правовых актов. В первую очередь к ним следует отнести Всеобщую декларацию прав человека , принятую 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство видам обращения и наказания (ст. 5); все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7); никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9); каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11); никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию (ст. 12).

Источником российского уголовно-процессуального права является также Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), ратифицированный СССР в 1976 г. и вступивший в силу 23 марта 1976 г. В этом пакте закреплены такие важные принципы уголовного судопроизводства, как гласность, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность жилища, защита частной жизни, недопустимость произвольных арестов и др.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Римская конвенция, 1950 г.) стала источником российского уголовно-процессуального права после ее ратификации Государственной Думой 20 февраля 1998 г. (подтверждено Советом Федерации 13 марта 1998 г. Конвенция запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание (ст. 3); провозглашает и гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает строго ограниченное число оснований задержания и ареста, основные требования к процедуре этих процессуальных действий, в частности необходимость немедленного доставления задержанного к судье для проверки законности задержания: условия экстрадиции (выдачи) арестованного иностранному государству; право незаконно арестованного на компенсацию причиненного ему ущерба (ст. 5); предусматривает право подсудимого на справедливое публичное разбирательство его дела в течение непродолжительного (разумного) срока независимым и беспристрастным судом; содержит требование о состязательном построении судебного процесса; формулирует презумпцию невиновности и определяет минимальные права обвиняемого (ст. 6).

READ
Жилищный кодекс: основные положение, права и обязаности

В развитие и обеспечение применения указанных положений приняты и утверждены: (1) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); (2) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984); (3) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.); (4) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); (5) Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993) и др.

В уголовно-процессуальном праве нашли свое отражение положения Конституции РФ. Основной закон обладает высшей юридической силой, и его нормы имеют прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Конституция РФ содержит ряд норм, являющихся принципами, основными положениями уголовно-процессуального права, в частности; получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление; запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона; право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ст. 50); право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51); доступ потерпевшего к правосудию, обеспечение государством компенсации причиненного ущерба (ст. 52); недопустимость умаления достоинства личности; применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения или наказания; ограничения гарантий на судебную защиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 3 ст. 56); возможность ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22); тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц на основании судебного решения (ст. 23 и 25). Отдельный блок конституционных положений касается правосудия, неприкосновенности и несменяемости судей, а также основ судопроизводства — гласности, состязательности, языка судопроизводства, полномочий высших судов (ст. 118-128 Конституции РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 18 декабря 2001 г. и вступивший в законную силу с 1 июля 2002 г., также один из источников уголовно-процессуального права. Ему предшествовали УПК РСФСР 1922 г., УПК РСФСР 1923 г., УПК РСФСР 1960 г.

Предусмотренный УПК РФ порядок уголовного судопроизводства является обязательным по всем уголовным делам и для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1).

УПК РФ не единственный источник уголовно-процессуального права. Имеются и другие федеральные законы, содержащие отдельные уголовно-процессуальные нормы: Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»; Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный закон «О полиции» и многие другие.

Следует иметь в виду, что при выявлении коллизий между нормами УПК РФ и других законов предпочтение должно быть отдано нормам УПК РФ. Приоритет в решении уголовно-процессуальных вопросов может принадлежать только кодифицированному уголовно-процессуальному закону. Данное положение закреплено в ч. 1 ст. 7 УПК РФ, которая гласит. « Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу ».

В большинстве отраслей права в силу указаний самого закона источниками права являются не только законы, но и нормативные акты ведомств, администрации учреждений, а также исполнительных и распорядительных органов. В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон, т.е. принимаемый высшим законодательным органом нормативный правовой акт. Он содержит положения, рейдирующие порядок судопроизводства по уголовным делам и возникающие при этом отношения. Это обусловлено тем, что в данной сфере деятельности государства могут быть ограничены либо затронуты действиями или решениями соответствующих должностных лиц конституционные права и свободы граждан. Поэтому основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав регламентируются только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления.

Подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, не содержат уголовно-процессуальных норм и поэтому не относятся к источникам уголовно-процессуального права. В частности, указы

Президента РФ не могут дополнять, изменять, конкретизировать уголовно-процессуальный закон.

Постановления и определения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики норм права не содержат, но имеют большое значение для совершенствования судебной практики и способствуют правильному применению закона всеми органами государства и должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение. Признак обязательности выполнения разъяснений, в которых сформулированы процессуальные правила, делает их по юридической силе подобными уголовно-процессуальным нормам, содержащимся собственно в законах, но это вовсе не означает, что они им тождественны и приобретают все свойства актов высших законодательных органов, так как могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.

READ
Сколько делается новая карта сбербанка

Приказы, указания, инструкции Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел РФ могут касаться организации следственной работы, розыска преступников, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, а также содержать разъяснения закона, регламентирующего порядок производства по уголовному делу. Но такие указания и разъяснения не должны содержать уголовно-процессуальных норм. Не являются источниками уголовно-процессуального права и нормативные акты, издаваемые министром юстиции РФ, директором Федеральной службы безопасности РФ, другими федеральными службами, министерствами и ведомствами.

Несколько сложнее решается вопрос о том, относятся ли постановления и определения Конституционного Суда РФ о проверке конституционности уголовного и уголовно-процессуального законодательства к источникам, содержащим уголовно-процессуальные нормы.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона и иных актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, признает эти акты в соответствующих случаях не имеющими юридической силы, а при наличии пробелов в законодательстве инициирует их устранение законодательной властью. Разрешая противоречия между нормативными актами, он во многих случаях создает новые нормы права, в том числе и уголовно-процессуальные, т.е. занимается правотворчеством 2 На это обстоятельство указал бывший Председатель Конституционного Суда РФ В.А. Туманов (см.: Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992-1996 / Сост. и отв. ред. Т.Г. Морщакова. М., 1997. С. 5), а также обращено внимание и в определении Конституционного Суда РФ № 6-О от 13 января 2000 г. (см.: СЗ РФ. 2000. №11. Ст. 1244). .

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Иными словами, государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, при разрешении дел должны руководствоваться не положениями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Конституции РФ, а порядком, установленным в постановлении Конституционного Суда РФ, формализующим данное решение. Несомненно, что Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях констатирует лишь соответствие или несоответствие рассматриваемой нормы Основному закону государства. Однако последствия принятия решения о несоответствии вытекают далеко за пределы простой констатации данного факта, так как это обстоятельство само по себе, без дополнительного законодательного закрепления служит основанием для применения порядка, отличающегося от установленного в правовой норме закона.

Тема 4. Источники уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальный закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый представительным законодательным органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно процессуальное законодательство должно обеспечивать защиту каждого гражданина, общества и государства от противоправных посягательств посредством создания условий раскрытия преступлений, привлечения виновного к ответственности, возмещения ущерба, причиненного преступлением, при строгом соблюдении прав и законных интересов, чести и достоинства всех участников уголовного процесса.

Предписания уголовно-процессуального закона в равной степени обязательны как для органов расследования, прокуратуры, суда, так и для иных субъектов судопроизводства.

Особенностью процессуального законодательства является то, что оно действует лишь в связи с применением уголовного закона, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании преступления и судебном разбирательстве.

Внешней формой выражения уголовно-процессуального права являются нормативные акты, закрепляющие государственные волеизъявления в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальные нормы имеют следующее значение :

1. Они устанавливают наиболее рациональный порядок деятельности органов расследования, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью. Каждое правило уголовного судопроизводства продиктовано проверенной на практике целесообразностью, которая обеспечивает наиболее эффективные пути и методы отыскания, закрепления доказательств и их оценки.

2. Регламентируя деятельность органов, осуществляющих судопроизводство, они определяют их компетенцию (права и обязанности) и тем самым способствуют не только раскрытию преступления и изобличению виновного, но также и правильному применению уголовных законов.

3. Уголовно-процессуальные нормы определяют характер и границы взаимоотношений правоприменительных органов (должностных лиц) с иными участниками судопроизводства, предоставляют им необходимые права и возлагают определенные обязанности.

В уголовно-процессуальном праве основным источником является федеральный закон, т. е. принимаемый высшим законодательным органом РФ нормативно-правовой акт. Он содержит положения, регулирующие порядок судопроизводства по уголовным делам и возникающие при этом отношения. Это обусловлено тем, что в данной сфере деятельности государства могут быть ограничены либо затронуты действиями или решениями соответствующих должностных лиц конституционные права и свободы граждан.

Поэтому основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав регламентируются только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления.

Совокупность (систему) правовых актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, составляют следующие федеральные законы :

1. Конституция Российской Федерации. Основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории России, служит юридической базой для любого отечественного законодательства. Все иные законы и правовые акты не должны ей противоречить.

Конституционные положения, которые касаются уголовного судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти. Эти предписания содержат базисные институты, лежащие в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.

READ
Угрозы через социальные сети

Конституцией утвержден правовой институт судебной власти в действующем законодательстве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти. Так, в Основном законе провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и закреплены нормы, согласно которым:

а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50);

б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51).

Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказывания и реального осуществления всего комплекса законных прав на защиту от предъявленного обвинения. «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ содержат некоторые правила введения в действие конституционных норм, в том числе и уголовно-процессуальных, порядка рассмотрения дел судом с участием народных заседателей, ареста, содержания под стражей и задержания лиц по подозрению в совершении преступления.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Наиболее полно и всесторонне регламентирует все производство по уголовным делам – Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.

Структура действующего УПК РФ построена в прямой зависимости от содержания и этапности производства по уголовным делам. Он состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей.

3. Иные федеральные законы. Источниками уголовно-процессуального права служи не только УПК РФ, но и иные федеральные законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы государственной деятельности.

К ним относятся законы, определяющие устройство судов, их компетенцию, статус судей, структуру и полномочия милиции, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, прокуратуры, а также принципы организации, права и обязанности адвокатов.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких , бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания (1984).

Практическое значение для регулирования уголовного судопроизводства имеют также договоры о правовой помощи, в которых решаются многие вопросы сотрудничества правоохранительных органов при расследовании и осуществлении правосудия по уголовным делам. Такие договоры заключены Россией со всеми восточноевропейскими странами, с государствами – членами СНГ и некоторыми иными странами.

5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд России, к компетенции которого относится разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ, в том числе и норм УПК РФ, играет заметную роль в формировании уголовно-процессуального права.

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что закон в целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

6. Указы Президента Российской Федерации. Источником уголовно-процессуального права могут быть Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции России он является гарантом Основного закона страны, т. е. высшим должностным лицом, которое обязано реально обеспечивать осуществление всех конституционных норм, в том числе о равной защите всех форм собственности, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства.

Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы в области уголовного судопроизводства, носят исключительный характер. Они необходимы в качестве механизма, обеспечивающего оперативную корректировку федерального законодательства в условиях разгула преступности и чрезвычайной медлительности и не упорядоченности законотворческого процесса в стране.

Также существуют нормативные документы, которые не входят в структуру источников уголовно-процессуального права, но широко используются в судопроизводстве. В частности, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.

Важное юридическое значение имеют также ведомственные акты, адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры: приказы и указания Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел РФ и руководителей других министерств и ведомств страны, правомочных возбуждать и расследовать уголовные дела. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (ведомств) в пределах предоставленных им полномочий. Эти полномочия закреплены в актах, которые определяют основы организации и деятельности конкретного министерства или ведомства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 4. Источники и общая характеристика уголовно-исполнительного права

Глава 4. Источники и общая характеристика уголовно-исполнительного права 4.1. Конституция России и иные федеральные правовые актыКонституция России 1993 г. имеет высшую юридическую силу и действует на всей территории нашего государства, являясь одновременно и основным,

READ
Что мне делать, если поддался на уловку мошенников?

14. Источники уголовно-исполнительного права

14. Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Источники уголовно-исполнительного права

Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

1.3. Источники гражданского процессуального права

1.3. Источники гражданского процессуального права Под источником права понимается форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источниками гражданского процессуального права являются нормативные акты, включающие

2. Источники уголовного процессуального права

2. Источники уголовного процессуального права Среди всех правовых актов по вопросам уголовного судопроизводства особое место, разумеется, занимает Конституция РФ, так как она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15) и занимает вершину иерархической лестницы

5. Источники гражданского процессуального права

5. Источники гражданского процессуального права Источники гражданского процессуального права– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по

Тема 2. Источники международного права

Тема 2. Источники международного права Общеизвестно, что нормы международного права в основном закрепляются в двух источниках (формах существования норм международного публичного права) – договорах и обычаях. Согласованный список источников международного права

§ 5 Источники гражданского процессуального права

§ 5 Источники гражданского процессуального права Источниками гражданского процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся гражданские процессуальные нормы,

2. Источники гражданского процессуального права

2. Источники гражданского процессуального права Источниками гражданского процессуального права являются способы или формы выражения данной отрасли права; правовые нормативные акты, содержащие нормы, в которых закреплены правила, регулирующие порядок организации и

Какие существуют источники гражданского процессуального права?

Какие существуют источники гражданского процессуального права? Источниками гражданского процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся гражданские

7. Источники гражданского процессуального права

7. Источники гражданского процессуального права Источники гражданского процессуального права – совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени. В ст. 4. УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона во времени» сказано: «При производстве по уголовному

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.Меры

Источники уголовно-процессуального права: понятие, значение и виды

Источники уголовно-процессуального права – это те или иные формы юридического выражения норм права, носящих законодательный характер и регулирующих уголовное судопроизводство.

Источники уголовно-процессуального права нашли закрепление в 1 части 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Помимо этого, источниками являются Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Приоритет Конституции Российской Федерации обуславливается иерархией законов, которые существуют в РФ и основной такой закон – это Конституция, которая имеет высшую юридическую силу и напрямую действует на всей территорией страны. В других законах не могут содержаться нормы, которые противоречат закрепленным в Конституции положениям, включая уголовно-процессуальную деятельность. Исходя из этого, если возникает ситуация, при которой нормативные правовые акты, занимающиеся регулировкой уголовно-процессуальных отношений, будут включать в себя нормы, противоречащие положениям Конституции, то их должны привести в соответствие к требованиям Конституции или непосредственно применить соответствующие нормы самой Конституции.

В Конституции закрепляются основные права и свободы человека и граждан в уголовном судопроизводстве: все равны перед законом и судом, личность и частная жизнь неприкосновенна, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилья, право на то, чтобы получать квалифицированную юридическую помощь и другие. В тот же момент Конституцией РФ устанавливается: компетенция России в вопросах, связанных с формированием уголовно-процессуального законодательства; порядок, в котором в правовую систему включаются общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров, которые заключаются Россией, а также основы судебной власти. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» сформулированы разъяснения о применении Конституции Российской Федерации в качестве источника всех отраслей права и законодательства в России.

READ
Калькулятор страхования ипотеки

Уголовно-процессуальный кодекс

Второй по значимости источник уголовно-процессуального права, который определяет порядок судопроизводства в России – это Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, он основывается на Конституции страны в соответствии с 1 частью 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Данный Кодекс является систематизированным сводом правовых норм, который также обеспечивает единообразие и согласованность того, как регулируются уголовно-процессуальные отношения в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальный кодекс, который действует в стране на данный момент, приняла Государственная дума 22.11.2001 года, одобрил Совет Федерации 05.12.2001 и подписал Президент Российской Федерации 18.12.2001.

В Уголовно-процессуальном кодексе содержатся принципиально новые положения, которые определяются посредством изменившегося предназначения уголовного судопроизводства, ориентированного в первую очередь на состязательное построение уголовного процесса. Это отличает его от предыдущих уголовно-процессуальных кодексов РСФСР. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации выделяются принципы уголовного судопроизводства, определяются процессуальные функции его участников, расширяются диспозитивные права граждан, включая право, позволяющее обжаловать действия и решения, принимаемые в суде лицами, которыми осуществляется уголовное судопроизводство, включая право на заявление по ходатайствам; подробно регламентируются процессуальные процедуры досудебной и судебной стадии, зависящие от категории уголовного дела или отдельной категории лиц.

По своей структуре Уголовно-процессуальный кодекс состоит из 6 частей, которые делятся на 19 разделов и 57 глав.

Юридическая значимость Уголовно-процессуального кодекса обуславливается тем, что порядок уголовного судопроизводства, который им установлен – обязателен для суда, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, включая других лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, в соответствии с 2 частью 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Приоритет Кодекса перед иными законами федерального характера, которые регламентируют определенные вопросы в уголовном судопроизводстве, также определяется на основании того, что нормы, которые в них содержатся, не должны быть противоречивыми по отношению к Уголовно-процессуальному кодексу.

Международно-правовые принципы

Общепризнанными международно-правовыми принципами в уголовном судопроизводстве являются такие принципы, которыми: не допускается распространение юрисдикции одного государства на территории других; невозможно использование силы или угроз ее применения в процессе решения вопросов, касаемых выдачи лиц, которые имеют обвинения в совершении преступлений и находятся на территории другой страны; обязывают государство на выполнение взятых на себя обязательств в уголовно-процессуальной сфере деятельности; предусматривается практика заключения договоров между государствами, которые касаются оказания помощи в уголовных, гражданских и семейных делах.

Нормы международного права отражаются в большом количестве международно-правовых актов: декларации, конвенции, пакты, резолюции, своды принципов, минимальные стандартные правила, итоговые документы международных форумов и другие. К таким актам также может относится Всеобщая декларация прав человека 1918 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых любой форме задержания или тюремного заключения 1988 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и другие. Нормами, которые в них содержатся, закрепляются определенные положения, связанные с порядком производства в уголовных делах, включая права лиц, которые вовлечены в процесс уголовного судопроизводства, а также гарантии данных прав.

Также это относится к обеспечению гуманного отношения и уважения личности, презумпции невиновности, прав на получение защиты и квалифицированной юридической помощи, прав на то, чтобы не давать свидетельства против себя и близких.

Международные договоры, которые заключаются Россией в уголовно-процессуальном производстве, бывают:

  1. двусторонние (к примеру, договоры о правовой помощи в уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сферах, которые заключены Россией с Азербайджаном (1994 г.), Египтом (1997 г.), Латвией (1993 г.) и другими странами);
  2. многосторонние (к примеру Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 и 2002 гг. (между странами СНГ) и другие).

Международные договоры с другими странами в уголовном судопроизводстве заключаются от имени России и являются межгосударственными, Правительством Российской Федерации – межправительственными, федеральными органами исполнительной власти – межведомственными. Роль и значение данных договоров достаточно велики – если международный договор устанавливает правила, отличные от предусмотренных законодательством, применимыми являются правила международных договоров, в соответствии с 15 статьей Конституции Российской Федерации и 3 части 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса.

Источниками уголовно-процессуального права являются федеральные конституционные и федеральные законы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения в сфере уголовно процессуального права, если они не противоречат Уголовно-процессуальному кодексу (1 и 2 части 7 статьи УПК).

На сегодняшний день действует большое количество федеральных законов, которые содержат нормы, относящиеся напрямую к сфере уголовного судопроизводства, таковыми являются: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»; от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; от 29.11.2001 № 160-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.

Уголовный процесс и суды в РФ

Теория уголовного процесса не включает в себя единое мнение, связанное с постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, а также с разъяснениями, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации с точки зрения того, относятся ли они к источникам уголовно-процессуального права.

READ
Экстрадиция как процедура в уголовном производстве

Конституционным Судом Российской Федерации при принятии постановлений определяется только соответствие Конституции той или иной норме права, но не создаются новые правовые нормы. Решением, которое принимает Конституционный Суд, норма права может быть признана несоответствующей Конституции и этим меняется содержание определенных нормативных актов. Это не затрагивает определения Конституционного Суда.

Разъяснения Верховного Суда, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда, в первую очередь относятся к толкованию норм уголовного процессуального права и располагают к их единому пониманию и применению в судах на судебных разбирательствах схожих преступлений. Разъяснения Верховным Судом Российской Федерации даются на основании обобщения результатов деятельности судов.

Исходя из этого, определения Конституционного Суда Российской Федерации, так же как и Верховного Суда Российской Федерации не относятся к источникам уголовного процессуального права.

Источниками уголовно-процессуального права также не являются приказ, указание, распоряжения, которые издает Генеральная Прокуратура, Следственный комитет, иные ведомства. Помимо этого, они обладают важным теоретическим и практическим значением при толковании норм права и их единообразном применении.

Источники уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальное законодательство – это весь комплекс нор­мативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство.

Важнейшим из этих нормативных актов является закон. Положение, согласно которо­му порядок производства по уголовным делам определяется лишь зако­ном, т. е. актом высшего органа государства, подчеркивает особый под­ход к режиму законности в сфере уголовно-процессуальных отношений, затрагивающих существенные интересы как общества в целом, так и конк­ретных его личностей. Тот факт, что уголовное судопроизводство не регу­лируется ведомственными нормативными актами, свидетельствует о важ­ности интересов, защищаемых уголовно-процессуальными законами, свя­занности правосудия по уголовным делам волей законодателя, при которой судебная власть получает возможность охранять права граждан от субъективного усмотрения политиков и чиновников.

Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, согласно ст. 1 УПК, устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ. Порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Источники:

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры РФ являются составной частью за­конодательства РФ, регулирующего уголовное судо­производство. Если международным договором РФ ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются пра­вила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

К источникам уголовно-процессуального права следует отнести пред­писания международного права в сфере прав человека, а также междуна­родные договоры РФ, которые являются составной частью ее системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).

– Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года III сессией Генеральной Ассамблеи ООН, содержит нормы, устанавливаю­щие право человека на неприкосновенность (ст. 3), равенство перед зако­ном (ст. 7), свободу от произвольного ареста и задержания (ст. 9), гласность и обоснованность предъявленного уголовного обвинения (ст. 10), презумп­цию невиновности (ст. 11), неприкосновенность жилища, тайну корреспон­денции (ст. 12).

– Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 де­кабря 1966 года, ратифицированный СССР в 1973 году, дополняет указан­ную Декларацию, провозглашая право каждого человека на правовую за­щиту (ст. 2); право арестованного или задержанного на судебную проверку обоснованности ареста, задержания, а также право на компенсацию в слу­чае незаконного ареста (ст. 9); право на гуманное обращение и уважение достоинства в случае лишения свободы, а также право на раздельное содер­жание под стражей обвиняемых и осужденных, совершеннолетних и несовер­шеннолетних (ст. 10); право не быть принужденным к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным, право на подачу жалобы для пересмотра дела вышестоящей судебной инстанцией (ст. 14) и т.д.

Кроме описанных, к международным актам, определяющим процедуру уголовно-процессуальной деятельности, относятся:

– Европейская Конвен­ция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года;

– Ми­нимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые кон­грессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонару­шителями 30 августа 1955 года;

– Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и нака­зания, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 19 декаб­ря 1984 года;

– Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смерт­ной казни 1984 года;

Многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуаль­ные законы РФ за последние годы, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека. Более того, если международным догово­ром РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосудар­ственным законом, то применяются правила международного договора. В силу п. 3 ст. 5 ФЗ “О международных договорах РФ” положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответ­ствующий внутригосударственный акт, принятый для осуществления по­ложений международного договора (п. 5 постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8).

2) Особое место среди законодательных актов принадлежит Конституции РФ. В ней содержатся положения, приводящие россий­ское законодательство в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав человека. Положения Конституции являются пер­вичными, учредительными, поэтому она выступает как основа правовой системы и юридическая база развития отраслевого законодательства. В Конституции нашли свое закрепление основополагающие процессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права и обязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства. Конституция имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15), поэтому в случае, если отсутствует закон в отрасле­вом законодательстве, ее нормы применяются непосредственно.

READ
Как рассчитывают срок владения жильем

В соответ­ствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении право­судия” суд непосредственно применяет Конституцию:

а) когда закреплен­ные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуют до­полнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения:

б) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший в РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с ней;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совмес­тного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а ФЗ, который должен регулировать рассматриваемые судом право­отношения, отсутствует (Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1).

Составной частью Конституции стала Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Она содержит развернутую регламентацию прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве. Декларация подтвердила примат между­народных норм, относящихся к правам человека, перед законами России и предусмотрела равенство всех перед законом и судом (ст. 3), неприкосно­венность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, теле­графных сообщений (ст. ст. 9, 11), право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения (ст. 37), возмож­ность задержания и лишения свободы исключительно на основании судеб­ного решения (ст. 8), право на возмещение государством вреда, причинен­ного незаконными действиями государственных органов и их должност­ных лиц (ст. 38).

3) Источниками уголовно-процессуального права являются федеральные конституционные и федеральные законы, законы РСФСР и РФ, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Среди них Уголов­но-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года, является основным источником уголовно-процессуального права. УПК вве­ден в действие с 1 июля 2002 года, за исключением положений, для которых ФЗ “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ” установлены иные сроки.

– Действующий УПК состоит из 5 частей, 18 разделов, 55 глав, 473 ста­тей. В первой части “Общие положения”, состоящей из 6 разделов, 18 глав, 139 статей, изложены принципы уголовного судопроизводства, права уча­стников процесса, правила доказывания, избрания мер процессуального принуждения, реабилитации, заявления ходатайств, обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопро­изводство, исчисления сроков и судебных издержек.

В последующих 2-5 частях, 7-15 разделах УПК (главы 19-49) регламен­тируется порядок производства в различных стадиях уголовного процесса. В 16-17 разделах (главы 50-52) содержатся правила, регулирующие произ­водство по отдельным категориям уголовных дел (особые производства). Последняя часть 5 (раздел 18, главы 53-55) УПК посвящена правилам меж­дународного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уго­ловно-процессуальный кодекс РФ имеет приложение, введенное в действие с 1 июля 2002 года, с едиными для всей территории РФ образцами бланков процессуальных документов (в количестве 121 образец). Их перечень не является исчерпывающим. ФЗ “О введении в действие УПК РФ” возложил разработку блан­ков тех процессуальных документов, которые упоминаются в тексте УПК, для досудебного производства – на Генеральную прокуратуру РФ; для судебного производства – на Верховный Суд РФ (ст. 13).

Кроме УПК отдельные вопросы уголовно-процессуальной деятельнос­ти регулируют:

– ФКЗ от 31 декабря 1996 года “О судебной системе РФ” (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1);

– ФЗ от 15 июля 1995 года “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759);

– ФЗ от 31 мая 2002 года “Об адвокатской деятельнос­ти и адвокатуре в РФ” (СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102);

– ФЗ от 22 февраля 1995 года “Об органах федераль­ной службы безопасности в РФ” (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);

– ФЗ от 21 июля 1997 года “О судебных приставах” (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590);

– ЗРФ “О милиции” (Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964);

– ЗРФ от 17 января 1992 года “О прокуратуре РФ” в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472);

– ЗРФ “О статусе судей в РФ” (Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 4086; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399);

– ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349);

– ЗРФ “О федеральных органах налоговой по­лиции” от 24 июня 1993 года (Ведомости РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973);

– ЗРФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” от 11 марта 1992 года (Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст.

– Закон СССР от 2 ноября 1989 года “О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должно­стных лиц, ущемляющих права граждан” (Ведомости СССР. 1989. № 22. Ст. 416);

– Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, про­куратуры и суда, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 18 мая 1981 года (Ведомости СССР. 1981. № 21. Ст. 741; № 26. Ст. 840) и др.

READ
Журнал кассира-операциониста

Вместе с тем ФЗ “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ” устанавливает, что впредь до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодек­сом федеральные законы и иные правовые акты, связанные с УПК, приме­няются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу РФ (ст. 4). Указанный закон предписывает также при­ведение федеральных законов и иных нормативных актов, связанных с УПК, в соответствие с вновь принятым Уголовно-процессуальным кодек­сом в шестимесячный срок со дня вступления в силу ФЗ “О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ” (ст. 14).

4) Особое значение в уголовно-процессуальном правоприменении имеют решения Конституционного Суда РФ (ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” от 24 июня 1994 года – СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447).

Согласно ч. 1 ст. 97 этого Закона, если правоприменитель сталкивается с положением уголовно-процессуального закона, явно противоречащим конституционным установлениям, он впра­ве обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ, наделенный полно­мочиями принимать решения:

1) по индивидуальным или коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод законом, приме­ненным или подлежащим применению в конкретном деле;

2) по запросам судов о соответствии Конституции законов, подлежащих правопримене­нию в конкретном деле. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Закона может быть внесен судом первой, кассационной и надзорной инстанцией в любой стадии рассмотрения дела (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8).

Нормы уголовно-процессуального законодательства, признанные Кон­ституционным Судом РФ не соответствующими Конституции, не могут ис­пользоваться в правоприменительной практике, подлежат отмене или изме­нению. Решение Конституционного Суда РФ о признании закона, приме­ненного в конкретном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ, служит основанием для пересмотра этого дела в обычном порядке ком­петентным органом (ч. 2 ст. 100). Судебная деятельность Конституционно­го Суда нацелена на проверку соответствия конкретного закона Конститу­ции РФ, на необходимость его изменения, устранение пробелов или (и) при­нятие новых законов. При этом Конституционный Суд определяет основ­ные положения и содержательные параметры будущего закона.

Например, анализируя средства правовой защиты, предоставленные обвиняемым УПК РСФСР, под углом зрения их соответствия нормам международного права, и принимая во внимание невозможность пересмотра уголовного дела после того, как приговор был предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о недостаточной эффек­тивности средств правовой защиты, поскольку и высшая судебная инстан­ция может допустить ошибку. Опираясь на этот вывод, Конституционный Суд предложил законодательно расширить основания пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам по сравнению с существующими (СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2950), что и было учтено при создании нового УПК.

5) В регулировании уголовно-процессуальных отношений определенная роль принадлежит постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и приказам Генерального прокурора РФ. Основаниями для таких актов являются обнаруженные при изучении след­ственной и судебной практики недостатки в деятельности следователей и судей по применению уголовно-процессуального закона. Недостатки мо­гут быть вызваны неясным и сложным содержанием закона, отсутствием единообразия в его толковании. Разъяснение Пленумом содержания уго­ловно-процессуальных норм в целях достижения единообразия в практике его применения и дача на этой основе обязательных указаний не могут рас­сматриваться как правотворчество, а постановления Пленума и приказы Генерального прокурора как источники уголовно-процессуального права. Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается только Уголовно-процессуальным кодексом, осно­ванным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК).

Аналогичным образом решается вопрос о постановлениях Пленума и приказах Генерального прокурора по вопросам, не урегулированным за­конодателем и разрешаемым по аналогии. Если какой-либо вопрос, воз­никший в следственной или судебной практике, не имеет прямого разреше­ния в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, Пленум Верховного Суда и Генеральный прокурор могут такого рода пробелы ус­транить, ссылаясь на процессуальный закон, который предусматривает наиболее сходный случай.

Вместе с тем суд в процессе каждодневной судебной деятельности при­ходит в соприкосновение с конкретными юридическими аспектами соци­альной действительности, получая от нее необходимую для создания права информацию. В процессе деятельности, связанной с применением права, судебные органы обнаруживают пробелы в праве, противоречия в законо­дательных актах, анализируют, обобщают, доводят о них до сведения за­конодателя через вышестоящие судебные инстанции. Они не только сигна­лизируют о необходимости законодательного регулирования, но в лице своих высших судебных органов определяют основные направления раз­вития законодательства, решают вопросы о содержании нормативных ак­тов, конкретизируют его отдельные положения, участвуя тем самым в про­цессе правотворчества.

Творческий характер судебной деятельности особо проявляется в тех случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела возникает необходи­мость конкретизировать содержание правовых норм в соответствии со сво­еобразными обстоятельствами. Понятием “конкретизации права” охваты­вается, во-первых, сама деятельность по детализации правовых норм, ко­торая начинается в суде, рассматривающем дело по существу; во-вторых, результат деятельности – создание правовых актов, развивающих основ­ную норму права. Результаты правоконкретизирующей деятельности су­дов получают свое обобщенное закрепление в актах высшей судебной ин­станции, в постановлениях Верховного Суда РФ и его Пленума.

Эти судебные решения чаще всего являются прецедентами тол­кования правовых норм, судьи используют их в судебной практике как эталон при вынесении судебного решения. Поэтому следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о необходимости предос­тавить судам право ссылаться в своих решениях на постановления Верхов­ного Суда РФ по конкретным делам именно как на пре­цедент в области толкования применяемой правовой нормы наряду с пра­вовой нормой и после ссылки на нее.

Источники уголовно-процессуального права

Гост

ГОСТ

Понятие источника уголовно-процессуального права

Источники уголовно-процессуального права – это официальные юридические формы выражения и последующего закрепления правовых норм, которые действуют в данном государстве.

READ
Как стать гражданином Кипра в 2022 году

Разные правовые системы имеют свои приоритеты в сфере источников права. Каждое государство, в зависимости от политической ситуации, традиций, уровня развития права, обладает собственным уникальным перечнем источников права.

Основные источники закрепления норм внутригосударственного права:

  • законы и нормативно-правовые акты;
  • судебные прецеденты, правотворческое значение судебной практики;
  • международные договоры, конвенции, пакты, ратифицированные государством, признанные принципы международного права;
  • религиозные источники (трактаты, книги, священные писания);
  • обычаи, сложившиеся в практике государственной и экономической жизни.

В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее основной источник права – нормативный правовой акт. При определении источников процессуального права опираются на следующие факты: уголовный процесс является сферой публичного права; уголовное законодательство выступает предметом исключительного ведения РФ.

Классификация источников уголовно-процессуального права

Наиболее распространенные критерии классификации источников уголовно-процессуального права:

  • значение источника;
  • сфера действия;
  • юридическая сила.

В зависимости от значения все источники процессуального права подразделяются на: основные (содержат основную долю процессуальных норм); дополнительные (содержат отдельные, не включенные в уголовно-процессуальную кодификацию, нормы). По сфере действия источники права делятся на национальные и международные.

Готовые работы на аналогичную тему

В зависимости от юридической силы формируется система источников процессуального права. На вершине этой иерархии находится Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ: понятие, характеристика и содержание подробнее , международно-правовые акты. Для практического, повседневного применения при рассмотрении уголовных дел основным источником права является УПК.

По правовой природе источники уголовного права подразделятся на две взаимосвязанные группы: информационные и нормативные (нормативные акты, принятые на уровне федерального законодательства) источники. Информационные источники отличаются от нормативно-правовых актов отсутствием выраженной иерархии, что обусловлено: различной правовой природой разных источников; возможностью использовать источники и правоприменителем, и законодателем; разной степенью обязательности исполнения закрепленных в информационных источниках положений.

В зависимости от того, насколько сильно информационные источники воздействуют на процесс формирования процессуального права их делят на основные и неосновные. Некоторые правоведы к информационным источникам процессуального права относят: прокурорскую, судебную и следственную практики.

Конституция как источник уголовно-процессуального права

В системе источников уголовно-процессуального права Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционная модель деятельности Прокуратуры РФ. подробнее занимает главенствующее место, то есть все конституционные нормы обладают верховенством над законами и другими нормативно-правовыми актами. Конституция закрепляет базовые, основополагающие положения, регулирующие принципы уголовного судопроизводства, нормы о судебном контроле при производстве следственных действий, применении мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы.

При осуществлении правосудия суд непосредственно применяет Конституцию в следующих случаях:

  • если положения, закрепленные нормой Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , не содержат указания на ее применение, не требуют дополнительной регламентации при принятии федерального закона;
  • если Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее выявил пробелы в правовом регулировании, пробел образовался в результате признания не соответствующими Конституции нормативно-правового акта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Пределы действия нормативных правовых актов. подробнее (его отдельных частей), с учетом особенностей, сроков, порядка и исполнения решения Суда.

Если норма Конституции является отсылочной, то суды должны применять закон, который регулирует соответствующие правоотношения.

В РФ Конституция, в силу суверенитета государства, имеет приоритетное положение над нормами международных договоров. Конституционный Суд обладает правом проверять международные договоры, не вступившие в силу, на предмет их соответствия Конституции. УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право. Общая часть подробнее и Конституция РФ признают общепризнанные международные нормы и договоры частью российского уголовно-процессуального законодательства, в результате чего суды могут напрямую ссылаться на их положения.

Законы, регламентирующие уголовно-процессуальное право

Важнейшими источниками уголовно-процессуального права являются конституционные и простые федеральные законы (ст. 71). Применению подлежат только опубликованные законы. Федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный процесс в Российской Федерации. подробнее считается официально опубликованным, если первая публикация полного текста была произведена в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Доверенность, перспективы и тенденции российской законодательства подробнее , или закон был размещен на Официальном интернет-портале правовой информации.

Субъекты РФ не имеют права принимать в сфере уголовного процесса какие-либо нормативно-правовые акты. Федеральные конституционные законы обладают значительной юридической силой. Обычные федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Судоустройство в России регулируется на уровне федеральных конституционных законов, а уголовное судопроизводство – на уровне федеральных законов.

Уголовно-процессуальное право России является кодифицированным. По содержанию и значению УПК является главным источником уголовно-процессуального права. Внесение изменений в УПК разрешено только некоторыми федеральными законами.

В настоящее время существует вертикальная и горизонтальная коллизия. Вертикальная коллизия возникает между Уголовно-процессуальным кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовно-процессуальное право подробнее и федеральным конституционным законом. В УПК не конкретизировано, какой ФЗ не имеет право применять прокурор, суд, следователь, дознаватель и орган дознания в случае противоречия УПК. Конституционный Суд сформулировал правило, согласно которому при установлении несоответствия между УПК и федеральным конституционным законом, применению подлежит федеральный конституционный закон.

Горизонтальная коллизия возникает при соотношении федеральных законов и УПК. Конституционный Суд признает приоритет в установлении порядка уголовного судопроизводства в отношении УПК по сравнению с федеральными законами, равными по юридической силе.

Ссылка на основную публикацию