Таможенное право как отрасль российского права

§ 4. Таможенное право Российской Федерации как отрасль законодательства

До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению относительно места таможенного права в системе отраслей российского права5. Долгие годы таможенное право рассматривалось как подотрасль и даже институт административного права.

Это было оправданно в 70- летний период существования монополии государства на внешнюю торговлю. С начала 90-х гг. XX в. наблюдается существенная трансформация таможенного права и норм, составляющих его содержание. Функции таможенных органов значительно расширились по сравнению с компетенцией «полицейской» таможни в годы советской власти.

Наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли таможенного законодательства6. В си стеме права немало образований, выступающих в качестве комплексных отраслей законодательства: предпринимательское право, торговое право. Нормы таможенного права включают в себя источники различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регламентируется финансово-правовыми нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов регулируется источниками административного и уголовного права. В таможенном праве действуют и нормы международного права. Кодификация таможенного права подчеркивает значимость данной отрасли для государства.

Итак, таможенное право — это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В системе отраслей таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.

Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права.

Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.

Административное право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов Обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и Муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительной осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности — немалая со ставляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших йсточников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.

Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие общественно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода. Основной источник данной отрасли — Уголовный кодекс РФ содержит гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В ней изложены составы неправомерных деяний, совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений.

В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданского законодательства. Договоры, об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.

Систему таможенного права составляют Общая и Особенная части. В Общую часть входят положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства. Они раскрывают предмет и метод права, его принципы, источники, правовой статус субъектов таможенных правоотношений, характеристику объектов таможенно-правового регулирования, содержание таможенной службы. Особенная часть посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, дифференциации таможенных режимов, производству таможенного оформления, классификации таможенных платежей, формам таможенного контроля, а также материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидности общественных отношений, выступают в качестве институтов таможенного права (институт таможенного оформления, институт таможенных платежей, институт таможенного контроля и т.д.). Комплексность отрасли таможенного законодательства отражается и на характеристике его институтов. Так, институт таможенного оформ- ления является отраслевым; а институт валютного контроля носит смешанный (межотраслевой) характер, так как состоит из норм таможенного и банковского законодательства.

READ
Жалоба в прокуратуру по факту бездействия

Таможенное право

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенными операциями , таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

Содержание

Предмет отрасли

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.

Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:

  • организацию таможенного дела;
  • перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
  • регулирование таможенных режимов;
  • взимание таможенных платежей;
  • предварительные операции;
  • таможенное оформление;
  • таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
  • валютный контроль;
  • совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;
  • обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;
  • организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций;

Цели таможенного права

Основными целями таможенного права являются:

  • создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию;
  • обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики;
  • создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела; обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях;
  • обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов РФ, экономического суверенитета и экономической безопасности, защиты рынка. Стимулирование развития национальной экономики, а также активизация связей национальной экономики с мировым хозяйством.

Субъекты таможенного права

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы;
  • должностные лица таможенных органов;
  • юридические лица;
  • физические лица;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Методы

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

READ
Инвалид без рук в 2022 году - дети - Все пособия

Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений

Принципы таможенного права

Принципами таможенного права являются:

Отраслевые принципы

  • принцип охраны государственной и общественной безопасности;
  • принцип защиты экономических интересов государства;
  • принцип единства таможенной территории.

== Источники права == Под источниками таможенного права имеются в виду правовые акты различных государственных органов, в которых устанавливаются нормы таможенного права — общие правила поведения в таможенной сфере.

Основные источники таможенного права в РФ:

Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами федерального уровня

Спор о таможенном праве

До настоящего времени не разрешен спор между учеными, как рассматривать таможенное право: как отдельную отрасль или как подотрасль административного права.

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.
  • Таможенное право
  • Таможенное дело

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “Таможенное право” в других словарях:

Таможенное право — как отрасль законодательства подотрасль административного права; совокупность нормативно правовых актов, регулирующих таможенно правовые отношения. Синонимы: разновидностях таможенных режимов, таможенно правовой ответственности и т.д. См. также:… … Финансовый словарь

Таможенное право — (англ. customs law) система норм права, регулирующих национальную таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей … Энциклопедия права

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль законодательства РФ; представляет собой совокупность нормативно правовых актов, регулирующих отношения по экономической охране границы таможенными органами путем установки: порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц … Юридический словарь

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО — отрасль законодательства, представляющая собой совокупность нормативно правовых актов, регулирующих таможенно правовые отношения. В настоящее время в отечественной юридической науке продолжает преобладать мнение, что Т.п. является не… … Юридическая энциклопедия

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО — отрасль права; совокупность юридических институтов и норм права, регулирующих общественные отношения по экономической охране государственной границы таможенными органами путем установления порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через… … Энциклопедия юриста

таможенное право — самостоятельная отрасль законодательства РФ; представляет собой совокупность нормативно правовых актов, регулирующих отношения по экономической охране границы таможенными органами путем установки: порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц … Большой юридический словарь

Таможенное право — совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность таможенных органов по экономической охране государственных границ, проведению таможенной политики (См. Таможенная политика) государства. Контроль за осуществлением ввоза и вывоза… … Большая советская энциклопедия

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО — отрасль законодательства, представляющая собой совокупность нормативно правовых актов, регулирующих таможенно правовые отношения. В настоящее время в отечественной юридической науке продолжает преобладать мнение, что Т.п. является не… … Энциклопедический словарь экономики и права

Таможенное право — комплексная подотрасль административного права, представляющая собой совокупность норм права, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела … Теория государства и права в схемах и определениях

Таможенное право — комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с… … Таможенное право. Глоссарий

Таможенное право как отрасль российского права

Понятие таможенного права отражает комплексность отрасли таможенного законодательства.

READ
Как обменять коляску?

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Приведенное понятие таможенного права сравнительно «молодое».

Комплексность таможенного права заключается в том, что правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права, включая:

  • конституционное право, например, в части отнесения таможенного регулирования к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), что означает регулирование таможенных правоотношений только на общефедеральном уровне, или положения статьи 74, не допускающие установление таможенных границ на территории Российской Федерации, что гарантирует свободу перемещения товаров, транспортных средств и лиц в пределах территории Российской Федерации;
  • административное и административно-процессуальное право – в значительной части правоотношений в сфере таможенного дела, это связано с тем том, что деятельность таможенных органов представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, государственно-властные полномочия которых реализуются в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией, например, при выявлении, предупреждении, пресечении административных правонарушений, возбуждении и расследовании дел об административных правонарушениях, привлечении лиц к административной ответственности, обжаловании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, взаимодействии таможенных и иных органов государственной власти и управления;
  • гражданское право, например, по вопросам размещения на хранение товаров изъятых или задержанных таможенными органами;
  • уголовное и уголовно-процессуальное право, например, при выявлении, предупреждении, пресечении преступлений, дознании, производстве неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях в сфере таможенного дела;
  • международное право, роль которого в регулировании таможенных правоотношений постоянно возрастает в связи с усилением процессов унификации и упрощения взаимной торговли между странами, и их стремлением к обеспечению международной безопасности, развитием международного сотрудничества, усилением интеграционных процессов;
  • финансовое право, например, при проведении валютного контроля;
  • налоговое право, в части взимания налогов, относящихся к таможенным платежам (НДС и акцизы);

Таким образом, приведенное понятие таможенного права означает, что будучи в основном административно-правовыми по своему характеру, правоотношения в сфере таможенного дела в каждом отдельном случае тесно переплетаются с различными отраслями права.

Основными целями таможенного права являются:

  • установление правовых основ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершения таможенных операций, применения таможенных процедур, деятельности таможенных органов;
  • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу;
  • создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.

Таможенному праву как отдельной отрасли права присущ свой предмет регулирования. Предметом регулирования в таможенном праве следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела.

Круг этих отношений очень широк, по своей природе они характеризуются как разнородные, т.е. носят комплексный характер. Структура отношений в сфере таможенного дела определена ТК ЕАЭС, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, в том числе федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Отношения в сфере таможенного дела являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве. Основу таких отношений составляют:

  • отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, их нахождением и использованием на таможенной территории Союза или за ее пределами;
  • отношения, связанные с совершением таможенных операций;
  • отношения, связанные с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • отношения, связанные с проведением таможенного контроля;
  • отношения, связанные с применением таможенных процедур;
  • властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами;
  • отношения, связанные с определением прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  • отношения, связанные с применением запретов и ограничений;
  • установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации.
  1. Субъекты таможенного права
READ
Единая декларация по налогу на имущество – 2022

Субъекты таможенного права – лица, наделенные государством определенными правами и обязанностями, для реализации своих потребностей, либо возложенных на них полномочий в сфере таможенного дела.

К субъектам таможенного права относятся:

  • должностные лица и работники таможенных органов;
  • таможенные органы;
  • организации;
  • физические лица.

Среди этих групп субъектов можно выделить специальных субъектов таможенного права, которые обладают специальной таможенной правосубъектностью, к ним относятся:

  • таможенные органы;
  • должностные лица и работники таможенных органов;
  • лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;
  • уполномоченные экономические операторы.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Основы таможенного права: структура таможенных органов РФ

Рисунок 1 — Территориально-структурное деление таможенных органов

Таможенными органами являются:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России);
  • региональные таможенные управления (РТУ);
  • таможни;
  • таможенные посты.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации не только функции по контролю и надзору в области таможенного дела, но и ряд других функций, к которым относятся:

  • функции органа валютного контроля;
  • функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности»
  • функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах.

Основы таможенного права: Стурктура таможенных органов РФ

Рисунок 2 — Структура таможенных органов РФ и организаций ФТС России

Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах их компетенции.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Основы таможенного права: Схема размещения региональных таможенных управлений

Рисунок 3 — Схема размещения региональных таможенных управлений

Таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах ее полномочий.

В зависимости от функциональных полномочий выделяют два вида таможен:

  • электронные таможни — обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах своих полномочий, осуществляют руководство деятельностью таможенных постов, реализующих функции по электронному декларированию (центры электронного декларирования — ЦЭД), и являются по отношению к ним вышестоящими таможенными органами;
  • таможни фактического контроля — обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах их полномочий, осуществляют руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и являются по отношению к ним вышестоящими таможенными органами.
READ
Потерялась посылка на почте Росии в Самаре

Таможенный пост является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах его полномочий.

В зависимости от функциональных полномочий таможенные посты могут создаваться в виде таможенного поста (центр электронного декларирования — ЦЭД), полномочия которого ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного декларирования товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Регион деятельности РТУ, таможни и таможенного поста определяет ФТС России.

Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Сотрудники таможенных органов проходят службу в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания.

Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов замещают должности в таможенных органах в соответствии с федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов (например, в подразделениях бухгалтерского учета, документационного обеспечения, тыловой службы). Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

К лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела относятся:

  • таможенные представители;
  • таможенные перевозчики;
  • владельцы складов временного хранения;
  • владельцы таможенных складов;
  • владельцы свободных складов;
  • владельцы магазинов беспошлинной торговли.

Их деятельность контролируется таможенными органами и регулируется ТК ЕАЭС и федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов Союза и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. Уполномоченный экономический оператор пользуется специальными упрощениями на таможенной территории Союза, что позволяет экономить как временные, так и материальные ресурсы.

Таким образом таможенным законодательство определен специальный административно-правовой статус указанных субъектов таможенных правоотношений.

Таможенное право

Гост

ГОСТ

Введение в таможенное право

Таможенное право представляет собой отрасль российского законодательства, состоящую из системы правовых норм и регулирующую общественные отношения, которые связаны с перемещением товаров и транспортных средств через границу.

Таможенное право – это комплексная отрасль, включающая в себя положения из множества отраслей права:

  1. международного,
  2. конституционного,
  3. уголовного,
  4. административного,
  5. гражданского,
  6. финансового

Нормы таможенного права

Нормы таможенного права должны удовлетворять интересам участников ВЭД и непосредственно интересам самого государства. Данное правило установило само государство, и оно регулирует отношения в сфере таможенного права. Таможенному праву характерны следующие признаки:

  • распространение норм происходит на всех участников, которые связаны с перемещением товаров через границу (всеобщность),
  • нормы таможенного права обязательны для всех (общеобязательность),
  • юридическая ответственность за неисполнение таможенного права – правонарушения в этой области регулируются Кодексом РФ и Уголовным кодексом

Полномочиями в отношении ВЭД закреплены за таможенными органами.

Под предметом таможенного права понимают общественные отношения, возникающие в результате перемещения товара или транспортного средства через государственную таможенную границу. Одним из ключевых словосочетаний в таможенном праве является: «перемещение через границу». Все, что перемещается через государственную границу попадает под отрасль таможенного права

Для таможенного права характерен свои методы:

  • административно-правовой метод – это основной метод, таможенного права -метод властных предписаний. Данный метод основан на отношениях власти и подчиняющейся ей стороне,
  • гражданско-правовой метод
  • Таможенное дело достаточно специфичная сфера, в которой установлены жесткие порядки передвижения товаров или транспортных средств через границу.
READ
Как вернуть деньги за товар из Интернет магазина?

Готовые работы на аналогичную тему

В своей деятельности таможенные органы используют следующие способы деятельности.

  • запрет,
  • дозволение,
  • обязывание.

Данные способы характерны для любого правового регулирования. Альтернативные действия в отношении лиц, которые осуществляют перемещение товара через границу могут допускаться только в определенных параметрах. Данная альтернатива позволяет регулировать их с помощью гражданско-правового метода. Данный метод редко используют в таможенном праве, так как он характерен гражданскому праву. Примером может послужить обращение участника ВЭД за помощью к таможенном брокеру.

Взаимоотношения, возникающие в момент перемещения товара или транспортных средств через границу и регулируемые нормами таможенного права, называют таможенными правоотношениями.

Таможенные правоотношения достаточно специфичны. Это связано с тем, что таможенные правоотношения функционируют только на основе таможенных норм. Таможенные нормы по своей специфики индивидуализированы, потому что в них выступают субъекты, являющиеся носителями юридических прав и обязанностей.

Данный правоотношения носят имущественный характер, так подразумевают перемещение материальных ценностей и денежных средств.

Правоотношения в таможне специфичны из-за своих непосредственных участников-таможенного органа.

Таможенный орган — это субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями.

Данные полномочия даны таможенному органу таможенным законодательством. В таможенном законодательстве идет взаимодействие разных видов субъектов, причем зачастую цели и интересы не совпадают или противоположные.

Структура таможенных правоотношений

Состав таможенных правоотношений включает:

Субъекты, которые входят в состав таможенных правоотношений наделены юридическими обязанностями, другими словами у субъекта существуют полномочия, которые регламентированы таможенным законодательством. Под субъектами понимают конкретных участников:

  • государственных служащие таможенных органов,
  • таможенных органов,
  • юридических лиц,
  • физических лиц

Данные субъекты подразделяют на группы:

  1. специальных субъектов,
  2. иных субъектов

Специальные субъекты – это таможенные органы и государственные служащие таможни, которым свойственна своя специфика.

Эта специфика определяется таможенным правом.

Иные субъекты – это «российские лица» и «лица», на которых распространяется таможенное право:

  • физические и юридические лица
  • международные организации, которые имеют непосредственное отношение к таможенному праву

Объектом выступает то, на что направляются права и обязанности участников. В таможенных правоотношениях – это порядок в отношении перемещения товара или транспортного средства через границу.

В таможенном праве выделяют две составляющие – это Общая и Особенная часть

В Общую часть включаются положения с общим значением таможенного законодательства и раскрывающие следующие институты:

  • метод,
  • предмет,
  • правовой статус,
  • понятие и особенности,
  • должностные лица.

Особенная часть посвящена непосредственно вопросам перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу.

Источниками таможенного права являются нормативные, федеральные и правовые акты, Таможенный кодекс Российской Федерации, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», закон «О таможенном тарифе».

Таможенное право придерживается своих принципов: законности, демократизма, четкого регулирования, эффективности принципа перемещения товаров и транспортных средств.

Таможенное право направлено на регулирование взаимоотношений в пределах свое компетенции. Таможенные органы стараются придерживаться всех необходимых мер, направленных на решение таможенных вопросов.

Вопрос 3. Принципы таможенного права

Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) федеральными органами государственной власти и уполномоченными органами Таможенного союза и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенное право как комплексная отрасль законодательства во многом уникально:

v никакая другая отрасль не вбирает столько частных нормативных механизмов из других правовых образований;

v одновременно в него включены правовые режимы и понятия, присущие только таможенному праву (понятие таможенного представителя, определение таможенной границы, классификация таможенных процедур и др.);

v в связи с созданием Таможенного союза особая роль в таможенном праве отведена международно-правовымнормам, поскольку большинство таможенных отношений России, Белоруссии и Казахстана регулируется на наднациональном уровне;

v уникальность таможенного права обусловлена его разветвленной структурой и многоаспектностью внешнеэкономической деятельности, что предполагает необходимость целого массива таможенного законодательства.

READ
Что делать если надоедают коллекторы

Предметом таможенного права являются общественные отношения, функционирующие по поводу перемещения товаров через таможенную границу. То есть все отношения, возникающие из самого факта перемещения, входят в предмет таможенного права.

Основным в таможенном праве является императивный метод – метод властных предписаний. Лицо, перемещающее товары через таможенную границу Таможенного союза, обязательно вступает в определенные отношения с государственными (в первую очередь – таможенными) органами, которые контролируют соблюдение им установленных правил поведения в данной области. В таких правоотношениях физическое или юридическое лицо не имеет альтернативы обращения к другим органам исполнительной власти и обязано выполнять все требования, не противоречащие таможенному законодательству.

Кроме императивного метода, в таможенном праве применяется диспозитивный метод, однако, пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела, он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами (например, помещение ввезенных товаров на склад временного хранения по договору хранения).

Вопрос 2. Система таможенного права

Система таможенного права включает Общую и Особенную части.

В Общую часть входят вопросы, имеющие общее значение для отрасли таможенного права:

þ предмет и метод его правового регулирования,

þ принципы, источники таможенного права,

þ правовой статус субъектов таможенных правоотношений,

þ характеристика объектов таможенно-правового регулирования,

þ содержание института государственной службы в таможенных органах.

С образованием Таможенного союза система таможенного права претерпела некоторые изменения – при изучении Общей части в нее включаются также следующие вопросы:

þ цели и задачи Таможенного союза;

þ его организационно-правовые основы;

þ управление таможенным делом на уровне Таможенного союза.

Особенная часть отрасли посвящена:

þ правовым основам перемещения товаров через таможенную границу,

þ дифференциации таможенных процедур,

þ производству таможенного оформления,

þ классификации таможенных платежей,

þ формам таможенного контроля,

þ материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела.

Группы правовых норм, регулирующих данные виды общественных отношений, выступают в качестве институтов таможенного права (институты таможенного оформления, таможенных платежей, таможенного контроля и т. д.).

Вопрос 3. Принципы таможенного права

Таможенное право строится на основополагающих началах – принципах, которые классифицируются на общие и специальные. Общие принципы имеют межотраслевое значение и лишь проецируются на таможенное право.

К общим принципам таможенного права относятся:

1) принцип законности(ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Он имеет общеправовой характер и означает: как действия таможенных органов, так и действия подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международно-правовым нормам.

В Российской Федерации отношения в области таможенного дела регулируются как таможенным законодательством Таможенного союза, так и законодательством РФ о таможенном деле (п. 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании). Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу должно производиться в порядке, установленном законодательством.

2) принцип равноправия – выступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В силу п. 1 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу (ввоз-вывоз), равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при условии соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов. По общему правилу, никто из физических и юридических лиц не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

3) принцип интеграции между странами – членами Таможенного союза. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предполагает создание единого экономического пространства с режимом свободного перемещения на таможенной территории Таможенного союза товаров, услуг, финансового капитала и рабочей силы. Объединение трех стран основано на унификации таможенного законодательства и соблюдении взаимных обязательств. Интеграция государств – членов Таможенного союза обусловливает действие на всей его таможенной территории единых правовых норм, что закреплено в п. 2 ст. 3 ТК ТС.

READ
Топографическая съемка земельного участка что это такое

4) принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Он выражается в функционировании трех ветвей государственной власти, отражается и на правовом регулировании таможенного дела.

Федеральное Собрание как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенного дела. Их непосредственную реализацию обеспечивают органы исполнительной власти, в данном случае – таможенные органы.

Одна из основных задач таможенных органов – контроль и обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов – закреплена в ст. 6 ТК ТС. Место таможенных органов в системе государственных органов РФ определяется в ст. 9 Закона о таможенном регулировании;

5) принцип федерализма – в области таможенного дела означает строгое подчинение нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Во главе российских таможенных органов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится ФТС России. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 9 Закона о таможенном регулировании);

6) принцип сочетания публичных и частных интересов. Преследуя публичные цели (формирование доходов бюджетной системы, борьба с контрабандой и иными нарушениями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала. В современных условиях одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу, в пределах своей компетенции (п. 1 ст. 6 ТК ТС).

Характерные черты таможенного права как отрасли законодательства выражены в его специальных принципах:

1) принцип сочетания союзного и федерального таможенного регулирования. В п. 2 ст. 1 ТК ТС устанавливается, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с союзным законодательством, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств-членов ТС. В России национальное регулирование отношений в области таможенного дела находится в исключительном ведении Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

2) принцип единства таможенной территории. В соответствии с Договором от 6 октября 2007 года «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» три государства в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон сформировали единую таможенную территорию.

3) принцип соблюдения запретов и ограничений. Он отражает объективную необходимость вмешательства государства в процесс внешней торговли. Так, при перемещении товаров через таможенную границу устанавливается запрет на провоз «нежелательных» предметов (наркотических средств, оружия, боеприпасов и др.). Такой запрет может устанавливаться по соображениям национальных интересов. Согласно п. 2, 5 ст. 152 ТК ТС товары, запрещенные к ввозу, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, а при невозможности вывоза – задержанию.

4) принцип обоснованности и минимальной необходимости требований таможенных органов. С учетом нацеленности таможенных органов на содействие развитию внешней торговли их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, ограничены. Статьей 11 Закона о таможенном регулировании должностным лицам таможенных органов запрещается возлагать на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и иных лиц чрезмерные и неоправданные издержки при осуществлении полномочий в области таможенного дела.

Требования таможенных органов, предъявляемые лицам при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров, их выпуска, для осуществления деятельности в сфере таможенного дела – в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

В соответствии с п. 1 ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Применяя принцип выборочности, таможенные органы не должны допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров (п. 3 ст. 161 Закона о таможенном регулировании).

READ
Ууголовное преследование: виды и характерные признаки

5) принцип подконтрольности перемещаемых товаров означает, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. Однако при его проведении таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством (п. 3 ст. 150 ТК ТС).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 6011 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ГОСЫ_1 / 6. Таможенное право как отрасль права. Таможенные правоотношения

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

Соотношение с другими отраслями права

В Конституции Российской Федерации в ст. 71 (пп. «ж», «з», «л») четко обозначено, что в ведении Российской Федерации находятся таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы, а также внешнеэкономические отношения.

Согласно ст. 78 Основного закона федеральные органы исполнительной власти (Федеральная таможенная служба) могут для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы (в частности, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и назначать соответствующих должностных лиц.

В ст. 8 и 74 Конституции РФ говорится о едином таможенном пространстве, о недопустимости установления на территории России таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ст. 106 Конституции РФ предписывает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов, затрагивающих таможенное регулирование.

Таможенное право взаимодействует с финансовым правом в вопросах определения компетенции таможенных органов в осуществлении:

– контроля при перемещении через таможенную границу объектов валютного контроля: валюты, ценных бумаг РФ, валюты и валютных ценностей – иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и камней и т.д.

– документального контроля за валютными операциями и учета таких операций, ведения банка данных по валютным расчетам при экспортно-импортных операциях, перемещения иностранной наличной валюты как юридическими, так и физическими лицами.

Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и СВХ и других случаях. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере, например:

– взыскание по суду штрафов и денежных сумм за нарушение таможенных правил

– исполнение постановлений о наложении взысканий через судебного исполнителя

– в случае подачи в суд жалобы на решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц и др.

Таможенное право связано с международным правом в вопросах государственной, нейтральных и прибрежных вод, приграничной территории, континентального шельфа, дипломатического иммунитета, РНБ, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций и т.д .

Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах России.В данной области применима аксиома: то, что не урегулировали специальные законы, регламентирует общее законодательство.

Таможенное право тесно взаимодействует с некоторыми другими отраслями права, в частности, с правом интеллектуальной собственности, правом в сфере экспортного контроля, экологическим правом, уголовным правом.

Принципами таможенного права являются:

READ
Как вернуть деньги за товар из Интернет магазина?

полномасштабное и четкое таможенное регулирование;

обеспечение эффективности таможенное-правовых средств и инструментов;

принципы перемещения товаров и транспортных средств.

Отраслевые принципы

принцип охраны государственной и общественной безопасности;

принцип защиты экономических интересов государства;

принцип единства таможенной территории.

Принцип законностипринцип четкой определенности норм права, принцип права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований.

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению РФ, как это предусмотрено пунктом «ж» ст.71 Конституции; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела

Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их рационализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и рационализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов. Многое в этом плане уже намечено в ТК ТС

Правоотношение – это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.

Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права.

Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

таможенные органы;

должностные лица таможенных органов;

юридические лица;

физические лица;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

лицо без гражданства;

учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

Таможенный брокер (представитель) — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

Таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей. (ТК ТС ст. 60)

Таможенный перевозчик – это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории Российской Федерации, например, в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Уполномоченный экономический оператор в Таможен­ном союзе – это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансо­вые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

Ссылка на основную публикацию