Автомобиль для инвалида

Автомобиль инвалиду

Автомобиль зарегистрирован в одном субъекте РФ, а собственник в другом.

В Обеих субъектах инвалиды 2 группы освобождены от уплаты транспортного налога.

Налоговая по месту регистрации автомобиля подала в суд, за не уплату транспортного налога и начислила пени.

Что делать инвалиду?

Инвалид поставил автомобиль на стоянку, на место со значком инвалид. Но его автомобиль не был обозначен знаком инвалид. Могут ли по закону статья 12.19 часть 2 выписать инвалиду штраф 5000 рублей если он предъявил справку инвалида 2 группы?

Здравствуйте! По постановлению ФССП наложен арест на мой автомобиль, у меня на иждивении ребёнок инвалид. Вожу на данном автомобиле ребёнка инвалида в школу, больницу и так далее. Имею ли я право снять арест с авто?

По новым правилам знак Инвалид выдаётся на человека а не на автомобиль. Теперь можно вешать знак на тот автомобиль на котором передвигаешься. Вопрос: Как автомобиль ЦОДД проезжая мимо и фиксируя автомобили определит, что на этом автомобиле пнредвигается Инвалид? Только по знаку Инвалид?

Я инвалид 2 группы, имею право оставлять автомобиль на спецстоянке для инвалидов при этом нет знака на автомобиле инвалида?

Вопрос следующий, у меня ребенок инвалид. Автомобиль занесен в реестр как перевозящий инвалида. Могу ли я использовать знак инвалид на автомобиле, когда нет ребенка инвалида в машине? Допустим я еду за ним в больницу.

Автомобиль оформлен на инвалида по зрению 2 гр. Но за рулем данного автомобиля езжу только я и раз в неделю перевожу собственника авто (т.е. инвалида). Имею ли я право повесить на постоянной основе знак “инвалид”, т.е. не снимать тогда, когда в машине нет инвалида.

Кому должен достаться автомобиль, выданный бесплатно отцу-инвалиду ВОВ, после его смерти? Могу ли я, записанный водителем инвалида, пользоваться автомобилем до решения дела о наследстве?

В ПТС отец вписан как “собственник” автомобиля.

Спасибо за ответ.

Имеется гараж инвалида во дворе многоквартирного дома, договор аренды на земельный участок, автомобиль.

Имеет ли возможность вдова инвалида, проживавшая с ним, инвалид, ветеран ВОВ перезаключить на себя договор аренды на земельный участок, должна ли получить для этого наследство гаража и автомобиля.

Можно ли возвратить подоходный налог при покупке автомобиля с салона, если в семье есть ребенок-инвалид. И автомобиль куплен для того, чтоб возить ребенка-инвалида к месту учебы и обратно? Заранее спасибо.

Эвакуировали автомобиль в ночное время припаркованный частично (одной стороной) на тратуаре. Знаки инвалида на авто отсутствовал, есть справка ребенок-инвалид. Я являюсь опекуном по уходу за ребенком-инвалидом и собственником данного автомобиля. Могу ли я вернуть себе автомобиль без уплаты штрафа за неправильную парковку? Спасибо.

Я инвалид 72 года (нейропатия нижних конечностей) Жена 67 лет (две операции по правому плечевому суставу + рак левой молочной железы операция полное удаление) Оба инвалиды 3 гр. у одного ноги не ходят у другого руки не тянут. Два инвалида на один автомобиль. Инвалид возит инвалида. Парковку во дворе заблокировал сосед Как Жить?

Можно ли ездить на служебном автомобиле инвалиду со знаком инвалид.

Можно ли эвакуировать автомобиль инвалида на котором есть знак инвалид.

Когда на стоянке я ставлю автомобиль на место для инвалидов, то обязательно ли должен быть на моём автомобили знак (за рулём инвалид), если я перевожу инвалида? Или же инвалиду достаточно просто иметь при себе документ, подтверждающий инвалидность? В случае если ко мне подойдёт работник ГИБДД достаточно ли будет предъявить удостоверение, подтверждающее факт инвалидности перевозимого человека? Как действовать? Достаточно ли будет просто прикрепить наклейку на время перевозки?

Возможна ли езда на автомобиле со знаком “Инвалид” если владелец автомобиля инвалид и он отсутствует в автомобиле? Нужна копия заключения об инвалидности нотариально заверенная в автомобиле?

Скажите пожалуйста, сегодня у меня эвакуировали на штраф стоянку автомобиль. Автомобиль был припаркован на месте парковки, но на месте для инвалидов. Я перевожу инвалида 2 группы, владельца автомобиля. Но на стекле не был прикреплен указатель, что в машине инвалид. Автомобиль никому не мешал. Правомочны ли действия сотрудника ДПС и эвакуатора по эвакуации моего транспортного средства.

Я инвалид по опорнодвигательной системе и езжу дома на автомобиле со знаком инвалид. Я гражданин Украины и в РФ имею разрешение на работу и работаю главным инженером. Как правильно мне сесть за руль легкового автомобиля придалежащего организации с украинскими правами украинским удостоверением инвалида наклеить знак инвалида выписать путевой лист. Или как по другому.

Добрый день, автомобиль перешел в наследство инвалиду 1 группы, если автомобиль продан свыше 250000 р, нужно ли платить налог 13% или инвалиды 1 группы освобождены от налога?

Я инвалид 2 группы. Знаки инвалида на автомобиле есть и все документы об инвалидности. Увезли на штраф стоянку в зоне действия знака парковка такси 5.18. Вышли с женой в аптеку за лекарством, автомобиль увезли на штрафстоянку. Законно ли это.

READ
Виза в Нидерланды: нюансы оформления, документы

Я инвалид колясочник 1 группы инвалид детства, хочу узнать есть ли возможность получить от государства легковой автомобиль для инвалида.

Слышал, что инвалиды могут попросить средство передвижения. Положен ли автомобиль инвалиду 2 группы? Инвалидность уже 5 лет.

Автомобиль для инвалида: группы инвалидности, льготные условия получения авто, необходимые документы, правила подачи, сроки рассмотрения, результаты и советы юриста

В 2004 году, 22 августа был издан закон, отменяющий право инвалидов с детства получать льготный автомобиль. Отмена коснулась и обслуживания, и замены транспортного средства. Вместо этого инвалидам полагалась финансовая компенсация. В 2016 г была снова предпринята попытка узаконить выдачу бесплатной машины для инвалидов.

Положение в 2018 году

В федеральном законе об ОСАГО есть статья № 17. Согласно ей, люди с ограниченными физическими возможностями удостаиваются скидки 50% при оформлении этого страхового продукта. Но при этом должно соблюдаться важное условие: автомобиль приобретается организациями соцзащиты. Компенсация берется из государственной казны. Но чиновники и по сей день не определили алгоритм таких возмещений.

Авто для инвалида может эксплуатировать он сам, а также еще одна персона, например, водитель. Легковая машина оформляется на человека с физическими ограничениями, а также специально оборудуется под него.

Критерии для ее двигателя таковы: максимум 109 л. с., либо 73,55 кВт.

Налоговый кодекс также затрагивает эту тему. Особого внимания заслуживают такие статьи:

  1. 358 п. 2. В сделке по приобретению автомобиля посредниками должны выступать социальные службы.
  2. 362. Отражает сведения о параметрах налога и потенциальных преференциях для указанной категории граждан.

Кто удостаивается автомобиля

Как известно, есть разные группы инвалидности. И этим людям положены определенные льготы. Но не все удостаиваются столь лояльных условий при покупке машины.

После процедуры по монетизации льгот предоставлять инвалидам бесплатный транспорт вправе муниципальные власти.

По факту подобная выдача не осуществляется. И во многих регионах администрация ввела новый вид такси – социальное.

Социальное такси

Сегодня законодательство не предусматривает обеспечения людей с инвалидностью автомобилями. Упразднены и прочие снисхождения в этой сфере.

Дата начала нового правового положения – 01.01.2005.

А федеральный закон номер 122, изданный в 2004 году, убрал такие льготы:

  1. Бесплатные автомобили для инвалидов как вид реабилитации.
  2. Компенсация взамен машины.
  3. Замена транспорта.
  4. Финансовое возмещение ценника топлива, ремонтных работ и запчастей.
  5. Бесплатное ТО.

О специальной очереди

Она существовала до обозначенных реформ. Автомобиль для инвалида предоставляли согласно положенному порядку.

Но сегодня записи в очередь невозможны. Ведь машины убраны из списка реабилитационной техники. Эту льготу охватила монетизация. Нынче инвалиды просто получают прибавку.

И во время активности очереди в нее включали только тех, кого одобряла специальная комиссия. Например, подростка с болезнью Бехтерева спокойно могли не записывать.

Инвалид с болезнью Бехтерева

В 2008 году был издан указ, позволяющий инвалидам, числящимся в очереди до 01.01.2005, претендовать на легковые машины или компенсации.

Об обслуживании

Оно является прерогативой страховой организации. Автомобиль для инвалида предоставляется при двух условиях:

  1. У этого человека нет противопоказаний для управления транспортом.
  2. При их наличии машина переоборудуется под ручной контроль. В ней устраиваются подъемники и держатели. Об этих изменениях ставят пометку в техническом документе.

Машина для инвалида

Прочие категории инвалидов не могут претендовать на бесплатные автомобили.

Положение в Москве и Петербурге сегодня

На территории столицы транспортный налог могут не уплачивать следующие категории:

  1. Инвалиды: ВОВ, первой и второй группы.
  2. Участники боевых конфликтов.

Инвалиды в Москве

Сбором не облагается лишь один автомобиль, у которого параметр двигателя не превосходит 200 л. с. Если в собственности имеется вторая машина или мотоцикл, за них платится полный налог.

В Санкт-Петербурге льготы положены тем же категориям. Только допустимый параметр силового агрегата в машине – не более 150 л. с. Альтернатива – минимальный возраст транспорта – 15 лет.

Преференция распространяется и на опекунов инвалидов. Параметр скидки – порядка 50 %.

Первая группа инвалидности

После обозначенной реформы начала 2005 года российские законы не предусматривают снабжение лиц с физическими ограничениями автомобилями.

И таким образом, в дилемме, положена ли инвалиду 1 группы машина, получается отрицательный ответ.

Отменен солидный спектр льгот. И все ранее активные законы, контролирующие льготные условия для инвалидов первых двух категорий, утратили значимость.

Нет сегодня и правовых подоснов для бесплатной операции по замене транспорта по завершении эксплуатационного периода.

И согласно утверждениям многих чиновников, очередь, фигурирующая до 01.01.2005, исчерпана полностью.

Вторая категория инвалидности

Какие есть у нее права в автомобильной сфере? Для этой группы исключены:

  1. Налоги на легковые машины. Но только на один автомобиль в собственности.
  2. Оплаты технической экспертизы и переоборудования транспорта под нужды инвалида.

Что касается абсолютных льгот на получение транспортного средства, то не положена машина инвалиду 2 группы. Так гласит пресловутый закон 2005 года.

READ
Получаем помощь в приватизации квартиры

По сути, обеспечивать машинами граждан с серьезными ограничениями по здоровью должны муниципальные власти. Именно на них государство возложило эту функцию. Однако они сочли, что автомобиль для инвалида – это роскошь. Например, безногий гражданин, по их мнению, может обойтись без этого.

И машину для него приобретают родственники в стандартном порядке: полная оплата или кредит.

Второй пример – инвалид имеет ноги, но они у него отказали, то есть он – не ходячий. Специальная комиссия выносит вердикт: патология с ногами позволяет претендовать на машину, а сердце – нет.

В таком случае гражданин вправе требовать направление на медицинскую и социальную экспертизу.

Автомобили как гуманитарная помощь

В случаях таких поставок организации по управлению труда и социальной защите могут потребовать следующий спектр документов:

  1. Специальное письмо. В нем указывается желание мецената предоставить определенному человеку – инвалиду такой транспорт безвозмездно.
  2. Справка указанных организаций о том, что этот гражданин числится в очереди и нуждается в автотранспорте.
  3. Копия документального доказательства инвалидности.
  4. Доверенность на перегон автомобиля.
  5. Дарственный акт. Он оформляется на Главное ведомство соцзащиты. В нем указывается ФИО инвалида – получателя авто. Документ обязательно имеет нотариальное заверение.
  6. Акт осмотра на таможне.
  7. Провозная ведомость.
  8. Справка ГИБДД, что транспорт не значится в угоне.
  9. Ведомость от специалистов о комплексном изучении машины.

Этот список документов может варьироваться.

Прочие нюансы

На сегодняшний день рынок новых машин довольно шаток. И продажи для инвалидов составляют порядка 8% от всего объема по стране.

Льготы на таможне положены тем инвалидам, которые значатся в той самой очереди. И граждане, в нее не входящие и имеющие 1 или 2 категорию, подобными преимуществами не обладают.

Растаможня автомобилей

Согласно ПДД, та машина, которой управляет инвалид, должна отличаться опознавательным знаком.

В 2015 году был принят закон. Согласно ему, за фиктивную установку такого знака возлагается санкция параметром 5000 руб.

Если персона незаконно управляет автомобилем с этой символикой, она обязана выплатить аналогичный штраф.

Опознавательный знак Инвалид на машине

Вопрос получения транспортного средства

Положен ли автомобиль инвалиду 1 группы, и какие льготы действуют? Здесь уже было сказано о монетизации 2005 года. Бесплатное получение машины не предусматривается. Точнее, этот вопрос решают местные власти. И идти на какие-то уступки они зачастую не желают.

Также в каждом регионе параметры льгот варьируются. А их перечень определяется не одним законом, а большим спектром нормативно-правовых документов.

Некоторые привилегии для инвалидов формируются на муниципальном уровне с основой на целевые программы.

Получение транспортного средства инвалидом

В связи с этими факторами часто фигурирует вопрос о том, как получить автомобиль инвалиду 1 группы.

Ответ уже был обозначен. Если человек входил в очередь до начала 2005 года, он является претендентом на машину. Таков основной критерий, диктуемый государством.

Можно надеяться на жесты снисхождения от местных властей, которым переданы полномочия в этом вопросе.

А есть и третий путь. Это своего рода хитрость – метод переоформления машины на инвалида. Тогда формально он становится ее собственником.

Для чего нужная такая мера? Чтобы не платить солидные налоги. У этого процесса есть свои тонкости:

Как получить инвалиду бесплатный автомобиль от государства

Еще в середине 1990-х годов инвалиды получили возможность встать на очередь для выдачи автомобиля от государства на основании Постановления Правительства РФ от 14.03.1995 №244. На данный момент указанный закон отменен, а льготы гражданам с ограниченными возможностями предоставляются ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ.

Выдаются ли инвалидам автомобили бесплатно в 2022 году

Инвалиды относятся к социально защищенной категории граждан, которым полагаются определенные льготы. В некоторых случаях их подвижность существенно затруднена в виду наличия серьезных заболеваний опорно-двигательного аппарата или отсутствия конечностей. Дабы немного облегчить им жизнь, в 1995 году был введен ФЗ «О ветеранах», согласно которому получить специально оборудованные автомобили могли следующие категории граждан:

  • ветераны боевых действий;
  • участники боевых действий;
  • инвалиды войны.

Главным критерием для граждан было наличие инвалидности. В 2004 году ФЗ №122-ФЗ льгота отменена. Воспользоваться ею смогли только лица, вставшие на учет в Соцзащите до начала 2005 года. Вместо данной привилегии инвалидам предложили получение компенсации в размере 100 000 руб. тем, кто на 2005 год имел инвалидность, но не смогли зарегистрироваться на учете.

Таким образом, с начала 2005 года предоставление транспортных средств инвалидам было отменено. В 2007 году льгота снова учреждена Постановлением Правительства, согласно которому государство обеспечивало машинами и переоборудованными мотоциклами инвалидов, зарегистрированных на очереди до 2005 года. Привилегия действовала в 2008 и 2009 годах, после чего снова была аннулирована.

Сейчас граждане с инвалидностью приобрести автомобиль за счет государственных денег не могут. Вместо этого им начисляются надбавки и денежные компенсации к пенсии. Также при покупке транспортного средства приходится платить налоги, и в большинстве регионов для данной категории лиц предусмотрены налоговые послабления.

READ
Повышение зарплаты госслужащим: на сколько

Социальное такси для инвалидов

Социальное такси – это услуга, предоставляемая инвалидам для обеспечения беспрепятственного передвижения в любые места. В отличие от обычных такси, здесь разные категории граждан с инвалидностью могут пользоваться скидками в размере от 30 до 80%.

Для кого доступно социальное такси:

  • дети-инвалиды до 7 лет и их законные представители: родители, опекуны;
  • инвалиды 1 группы;
  • инвалиды 2 группы старше 80 лет;
  • инвалиды ВОВ;
  • инвалиды, являющиеся членами многодетных семей;
  • граждане, сопровождающие лиц с ограниченными возможностями.

Перечень граждан, для которых доступна услуга социального такси, утверждается нормативно-правовыми актами регионов. Оплата производится почасово. Стоимость зависит от субъекта, в котором зарегистрирован льготник и используются услуги перевозки.

Чаще всего инвалидам предоставляются скидки. Например, если такси пользуется гражданин с 1 группой, а стоимость одного часа поездки составляет 300 руб., оплачивать в большинстве случаев приходится только 50%, т.е. 150 руб.

Пример №1: рентабельность использования социального такси

Адонину В.Г. присвоили первую группу инвалидности по заболеванию опорно-двигательного аппарата. Передвигается он только в инвалидной коляске, следовательно, пользоваться услугами обычных легковых такси для него затруднительно. По медицинским показаниям Адонину В.Г. назначили уколы, на которые он должен ездить в поликлинику 3 раза в неделю.

Чтобы беспрепятственно добираться до медицинского учреждения в нужное время, Адонин В.Г. обратился в городскую службу социального такси, назвав даты, в которые ему понадобится автомобиль, оборудованный для перевозки инвалидов.

Стоимость часа поездки составляет 250 руб. в социальном такси, почасовая оплата в обычном – 300 руб. В обоих случаях водители по договоренности должны дожидаться инвалидов, даже если «заказанное» время вышло, однако при обращении в социальную службу льготникам всегда предоставляются скидки по оплате.

Как воспользоваться социальным такси: пошаговая инструкция

Чтобы пользоваться услугами социального такси, необходимо сделать следующее:

  1. После оформления группы инвалидности обратиться в региональное подразделение Всероссийского общества инвалидов и подать заявку на регистрацию.
  2. Пройти регистрацию в организации «Социальное такси». Представленная документация рассматривается в течение 5-10 дней, по результатам льготник получает уведомление об успешной регистрации и забирает документ, подтверждающий право использования услуг по льготным перевозкам.

Для участия в программе «Социальное такси» предоставляется такой пакет документов:

Наименование

Где взять

Срок действия

Также понадобится социальная карта и ее реквизиты. Она выдается в различных организациях в зависимости от региона проживания льготника. Например, в Москве ее можно получить в территориальном подразделении Соцзащиты или МФЦ.

Для каких целей можно использовать социальное такси

Стоит учитывать, что социальным такси не получится пользоваться для поездки к друзьям или по другим причинам, не имеющим никакого отношения к реабилитации человека с ограниченными возможностями. Услуга предоставляется только для передвижения к следующим учреждениям:

  • аэропорты и вокзалы;
  • больницы и поликлиники;
  • государственные, муниципальные и частные учреждения, оказывающие услуги льготным категориям граждан;
  • аптеки.

Полный перечень учреждений устанавливается муниципалитетом. Ознакомиться с ними можно на сайте Социального такси или администрации города в соответствующем разделе.

Как заказать социальное такси

В каждом регионе устанавливаются отдельные способы заказа соцтакси. Нередко для этого можно использовать социальные сети и другие варианты дистанционного оставления заявки, но чаще всего получается сделать это только посредством звонка.

Заявку рекомендуется оставлять минимум за сутки до предполагаемой даты поездки, потому как при обработке обращений в Социальном такси действует порядок очередности. Если вызывать машину за 30-60 минут до нужного времени прибытия, велика вероятность, что она опоздает ввиду использования для передвижения другими льготниками.

Первоочередное обслуживание таким такси предоставляется инвалидам-колясочникам. За ними следуют граждане с 1 и 2 группами. Также приоритетом пользуются дети-инвалиды.

Льготы для инвалидов

Инвалиды могут пользоваться различными социальным мерами поддержки от государства. Полный перечень льгот выглядит так:

Трудовые

Важно! Полный список льгот устанавливается властями регионов. Чтобы его узнать, рекомендуется обратиться в подразделение Соцзащиты по месту регистрации.

Как инвалиду оформить льготы

Пошаговый алгоритм действий зависит от того, какую именно льготу инвалид хочет использовать. Рассмотрим на примере освобождения от транспортного налога:

  1. Сбор документов. Этим льготник занимается самостоятельно. Понадобятся документы на автомобиль, справка об инвалидности и заявление.
  2. Подача документов в ИФНС по месту прописки инвалида. Рекомендуется сделать это до 1 декабря – крайней даты уплаты налога. Получить компенсацию за прошедший период нельзя, придется оплачивать все полностью.
  3. Получение уведомления с положительным результатом. Нередко ИФНС не информирует заявителей о принятом решении, поэтому желательно уточнить этот вопрос самостоятельно по телефону.

Если речь идет об обеспечении льготными путевками, процедура выглядит несколько сложнее:

  1. Инвалид обращается к врачу с жалобами на плохое самочувствие. Если есть потребность в санаторно-курортном лечении, терапевт выдает направление на комиссию, которая подтвердит это своим заключением.
  2. Льготник проходит комиссию. Перечень врачей зависит от конкретного заболевания. Придется сдавать и анализы.
  3. Оформляется заключение, в котором говорится, что инвалид нуждается в лечении. Документ заверяется подписью главного врача.
  4. Заключение, паспорт, заявление и справка об инвалидности предоставляются в Соцзащиту для постановки на очередь. Как правило, перед льготником есть сотни таких же граждан, поэтому ожидание может занять 1-2 года.
  5. Когда подходит очередь, инвалид об этом узнает самостоятельно или получает уведомление от Соцзащиты. Необходимо явиться в госорган и получить путевку, а затем отправиться на лечение в назначенную дату.
READ
Ограничение полной дееспособности граждан

Как правило, путевки выдаются в близлежащие санатории. Периодичность предоставления составляет 1 раз в 2 года, но все зависит от законодательства региона и количества людей в очереди.

Куда обращаться

Каждым видом льгот занимаются разные организации:

Налоговые вычеты, освобождение от транспортного или имущественного налога ИФНС по месту регистрации инвалида
Путевки в санатории, назначение компенсаций соцпакета, льготные талоны на общественный транспорт Соцзащита
Бесплатные медицинские препараты Муниципальная или частная соцаптека. Узнать адрес можно у лечащего врача
Трудовые привилегии Организация по месту трудоустройства

Документы

Для каждой льготы требуются разные списки документов. Общий перечень выглядит так:

  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС и ИНН;
  • справка об инвалидности;
  • документы на собственность (для льготного налогообложения).

Если от имени инвалида действует представитель, в большинстве случаев потребуется нотариально заверенная доверенность.

«Мы будем стараться улучшать условия социальной поддержки отдельных категорий граждан: инвалидов, многодетных, малообеспеченных семей. На данный момент в РФ действует несколько разных программ, направленных на улучшение условий их проживания, одна из таковых — предоставление бесплатного жилья за счет регионального бюджета. Она доступна для всех вышеперечисленных лиц»

В.В. Путин, Президент РФ.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Может ли инвалид детства оформить страховую пенсию, если никогда не работал официально?

Нет, ключевым условием оформления страховой пенсии является наличие хотя бы одного отработанного дня и достаточного количества ИПК. В данном случае гражданину доступна только социальная пенсия, которая выплачивается в минимальных размерах и не зависит от стажа.

Вопрос №2. Влияет ли группа инвалидности на виды предоставляемых льгот?

Да, влияет. Наибольшее количество привилегий полагается инвалидам детства, детям-инвалидам, а также гражданам с 1 или 2 группой.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Если инвалид встал на очередь до 2005 года и получил компенсацию вместо автомобиля, сейчас можно оформить выплаты повторно.

Нет, повторное оформление не допускается. Ранее действительно разрабатывался законопроект, согласно которым инвалиды могли получить сертификат на 700 000 руб. для покупки переоборудованного автомобиля, но ввиду дефицита бюджета он принят не был.

Ошибка №2. Если автомобиль был выдан Соцзащитой ранее, освобождение от транспортного налога полагается лишь частично.

Нет. Если машина выдана Соцзащитой для инвалида, налог за нее не платится.

Заключение

Программа бесплатного обеспечения транспортными средствами инвалидов в РФ действовала только до 2005 года. Сейчас получить автомобиль за счет государства граждане с ограниченными возможностями не могут, зато им предоставляется ряд других льгот, направленных на облегчение перемещения и улучшение качества жизни.

Автомобиль для инвалидов: требования, преимущества, подходящие модели

Государство предоставляет инвалидам набор социальных льгот и привилегий. Ранее в этот «пакет услуг» обязательно входило обеспечение инвалидов личными автомобилями, отвечающими всем необходимым техническим требованиям. Например, автомобиль для инвалидов непременно должен иметь ручное управление.

Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

Автомобиль, за рулем которого находится инвалид, должен быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД («Правила дорожного движения»). Правилами регламентированы также права инвалидов на автомобиле во время их движения по трассам. Отдельные параграфы посвящены правилам передвижения инвалидов-пешеходов в колясках без двигателя.

Люди, страдающие конкретными заболеваниями и прошедшие специальную медико-социальную экспертизу (присвоение инвалидности), признаются инвалидами. Человек не считается таковым до принятия окончательного решения МСЭ.

Инвалид прикрепляет знак «Инвалид» на автомобиль, чтобы получать неоспоримые преимущества на трассах. Это специальный символ в желтом квадрате 150 на 150 мм. Установка знака «Инвалид» на автомобиль относится к правам водителя, а не к его обязанностям. Вывешивается предупредительный знак впереди и сзади машины, перевозящей инвалидов и детей-инвалидов, или если за рулем инвалид 1 и 2 групп.

Законодательство не предусматривает какие-либо особые требования к правилам перевозки инвалидов – достаточно соблюдать предписания глав 5 и 22 ПДД. То же самое относится к транспортировке детей-инвалидов. Здесь действуют указания по перевозке детей в легковых автомобилях. И все-таки, следует учитывать медицинские показания (например, ребенок с заболеванием ДЦП не может сидеть). В таких случаях водитель предъявляет инспектору ГИБДД медицинские документы, оправдывающие «отклонения от правил».

Помимо установки предупреждающего знака «Инвалид», Правилами предписываются дополнительные требования к «оснащению» автомобиля для инвалидов. У водителя всегда должны быть при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий полис ОСАГО, аптечка и огнетушитель. По первому требованию инспектора ГИБДД, инвалид обязан предъявить ему документ, подтверждающий наличие инвалидности.

READ
Как вернуть деньги, ушедшие с мобильного счета?

«Кодексом РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за незаконное использование знака «Инвалид» (часть 4.1 статьи 12.5 «Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен знак «Инвалид»). К нарушителям применяется довольно серьезная санкция – знак конфискуется и налагается штраф 5000 рублей.

На практике зачастую формулировка статьи вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак установили на автомобиле, предназначенном для перевозки инвалида. Но во время остановки машины инспектором ГИБДД инвалида в ней не оказалось (ни водителя, ни пассажира). Убедившись в отсутствии документов, инспектор имеет право составить протокол (часть 4.1. статьи 12.5. «Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Причем даже в тех случаях, когда автомобиль для инвалидов не пользовался законными преимуществами движения на трассе. Вынесенное постановление (при наличии весомых доказательств) можно обжаловать в судебных инстанциях. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Преимущества управления автомобилем инвалидами

Правилами дорожного движения предусмотрено, что на личные автомобили инвалидов 2 группы или перевозящие инвалидов и детей-инвалидов, не действуют ограничения следующих дорожных знаков:

3.2. Движение запрещено.

3.3. Движение механических средств запрещено.

3.38. Стоянка запрещена.

3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.

3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца.

Значит, автомобиль для инвалидов не подвергнется принудительной эвакуации за игнорирование этих дорожных знаков.

Сейчас практически на всех стоянках имеются специально отведенные места парковки автомобилей для инвалидов. Парковаться на них можете только в автомобиле со знаком «Инвалид», в противном случае рискуете «схлопотать» штраф.

Водитель-инвалид или перевозящий инвалидов, может пользоваться привилегиями на дорогах только при установленном знаке «Инвалид» и наличии документов, подтверждающих инвалидность.

Транспортные льготы инвалидам на автомобиль

Ежегодно налоговыми органами взимается транспортный налог (ТН) на машину, зарегистрированную на имя налогоплательщика. Общие правила его взыскания регламентируются Налоговым кодексом РФ (раздел 9, глава 28). Законом предусмотрена возможность частичного или полного освобождения от уплаты, если местные власти примут соответствующее решение. К примеру, может быть отменен или сокращен налог на автомобиль для инвалидов.

Для автовладельцев-инвалидов «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» «по городам и весям», и зачастую – единственное. Именно этим обстоятельством вызван особый «режим» взимания с них транспортного налога. Ни для кого не секрет, что сейчас в общественном транспорте нет нормальных условий для перевозки инвалидов. Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение людей с инвалидностью от уплаты ТН, при этом должно быть соблюдено одно из двух следующих условий:

управление специально оснащенным автомобилем для инвалидов;

автомобиль приобретен при помощи органов социального обеспечения, и его мощность не превышает 100 лошадиных сил.

Существует ошибочное мнение, что если обычную машину самостоятельно переоснастить в автомобиль для инвалидов, то налог не будет взиматься. В действительности на «переделанный» автомобиль ТН начисляется по общим правилам. Соответствие «нового» механизма установленным стандартам должно быть подтверждено официальной записью в его паспорте.

Водителям-инвалидам, имеющим право на автомобиль, органы социального обеспечения предоставляют его или выдают денежные средства на покупку машины, и впоследствии освобождают от транспортного налога. Такими льготами могут пользоваться инвалиды ВОВ, участники боевых действий в горячих точках, и пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.

Возраст инвалида в таких случаях не имеет значения – на получение автомобиля или денежной компенсации может претендовать даже ребенок-инвалид.

К детям-инвалидам относятся лица в возрасте до 18 лет, имеющие стойкие расстройства здоровья, мешающие полноценной жизни. Их родители освобождаются от уплаты налога на автомобиль для инвалида. Все категории граждан, имеющих право на получение льгот, перечислены в отдельной статье Налогового кодекса.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для инвалидов могут быть также установлены региональные льготы по оплате транспортного налога в каждом конкретном районе проживания. Местные власти решают, инвалиды каких именно групп освобождаются от уплаты налога. Право на получение льгот имеют все инвалиды без исключения, однако в некоторых регионах бывают «перегибы на местах». Например, в Москве от взимания ТН освобождены инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, боевых операций в горячих точках и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В Московской области вышеперечисленные категории и дети-инвалиды освобождены от уплаты транспортного налога при условии управления автомобилем для инвалидов мощностью не более 150 л. с. или мотороллером (мотоциклом) – до 50 л. с. Инвалиды 3 группы оплачивают половину суммы ТН.

Инвалиды всех трех групп инвалидности в Санкт-Петербурге, участники боевых действий в ВОВ и горячих точках освобождены от транспортного налога, если управляют автомобилем мощностью менее 150 л. с. или выпущенным более пятнадцати лет назад. Причем инвалид, имеющий третью группу инвалидности, должен был встать на учет до 1 января 2010 года.

В Ленинградской области льгота по оплате налога на автомобиль предоставляется только владельцам машин, произведенным в СССР и общественным организациям инвалидов. Самих инвалидов здесь «обошли стороной» – ни для одной из категорий не предусмотрены никакие привилегии.

READ
Юрист в Железнодорожном Московской области

В Севастополе от внесения транспортного налога освобождены инвалиды ВОВ, 1 и 2 групп, инвалиды детства и лица, имеющие ограничения по труду 2 и 3 группы. Главное условие, чтобы мощность их автомобиля не превышала 100 л. с.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении инвалидам льготы по оплате транспортного налога. Исключениями стали – Ленинградская и Омская области.

Как инвалиду получить автомобиль

По статистике, миллион граждан России – инвалиды, имеющие право на автомобиль и нуждающиеся в нем, не могут его получить по одной «простой» причине – в РФ нет государственной программы по обеспечению инвалидов собственными машинами. Вот так. Но это не единственная «головная боль» людей с ограниченными физическими возможностями. Им приходится подолгу добиваться компенсации за бензин и запчасти, оплачивать переоснащение обыкновенной машины в автомобиль для инвалидов, они не могут учиться вождению, потому что катастрофически не хватает специализированных автошкол. В дополнение ко всем этим неприятностям они часто «наталкиваются» на неуважительное отношение «обычных» участников дорожного движения.

«Закон о монетизации льгот», принятый в 2005 году, переложил «на плечи» регионов задачу обеспечения инвалидов личными машинами. И тогда большинство из них решили, что автомобиль для инвалидов – это роскошь, а не средство передвижения.

Местные власти большинства областей РФ предлагают инвалидам пользоваться услугами «социального такси», условия перевозки на которых и размер компенсации зависят от территории обслуживания и зачастую оставляют желать лучшего.

Людям, стоявшим в очереди на автомобиль до 2005 года, государство выдало денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Люди, ставшие инвалидами из-за травмы на производстве, имеют право на получение машины и решается этот вопрос за счет предприятия или Фонда социального страхования. Чаще всего инвалиды покупают машины по цене до 220 тыс. рублей (самые дешевые модели «Жигулей» или «малогабаритную» «Оку»).

После покупки обращаются в ГИБДД за информацией об автосервисах, устанавливающих ручное управление на автомобиль для инвалидов (если этого не сделал завод-изготовитель). Ручной привод обходится примерно в десять тысяч рублей. Потом отправляются снова в ГИБДД за сертификатом, подтверждающим безопасность получившейся «конструкции» для водителя и окружающих людей.

Сейчас законодательством предпринимаются попытки «реанимировать» социальную помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В первых числах мая 2016 года депутат от КПРФ Смолин О. Н. предложил на рассмотрение Госдумы законопроект № 1060852-6, предусматривающий внесение следующих поправок в Федеральный закон «О ветеранах»:

Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.

Финансировать программу за счет федерального бюджета.

Реализовать право инвалида на автомобиль путем получения именного сертификата на сумму 700 тысяч рублей.

Стоимость сертификата была «ориентирована» на цены 2017 года, подлежала ежегодной индексации и не облагалась налогом. Полагалась денежная компенсация не всем лицам с ограниченными физическими возможностями, а только инвалидам войны.

sl-0

Законопроектом также рассматривалась возможность предоставления отдельных выплат, направленных:

на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;

на покупку топлива и смазочных материалов.

Этот законопроект в конце апреля 2016 года был отклонен Постановлением Правительства г. Москвы № 2788п-П12. Причина – невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для других целей.

Какой купить автомобиль инвалиду: ТОП-3 подходящих моделей

К устройству и дизайну автомобиля для инвалидов предъявляются определенные требования. Прежде всего, он должен быть удобным, чтобы инвалид мог легко самостоятельно сесть и убрать инвалидное кресло, затратив при этом минимум физических усилий.

С каждым годом модельный ряд растет, и все больше появляется машин, «пригодных» для инвалидов.

Начнем с автомобиля Toyota Sienta.

Toyota Sienta

Удобство этого автомобиля для инвалидов в том, что задние двери «откатываются», это дает возможность легко сложить одну из секций задних сидений и загрузить на них инвалидное кресло, выгрузка которого также не составит особого труда. Не требуется разбирать кресло-коляску, наилучший вариант – коляска со складной рамой (крестовиной). Посадка у машины невысокая, примерно на «колясочном» уровне, поэтому, пересаживаясь в него, инвалиду не придется затрачивать много физических усилий. Несомненный «плюс» модели: довольно вместительный салон – при сложенной коляске помещаются еще трое пассажиров. Топливная экономичность автомобиля также является его бесспорным достоинством.

Следующая модель Honda Element.

Honda Element

Очень удобный автомобиль для инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле – Honda Element. Эта машина класса «кроссовер» имеет оригинальный дизайн – ее задние двери открываются не влево, как у всех автомобилей, а вправо. Благодаря этому отличию, люди с ограниченными физическими возможностями могут самостоятельно и без особых усилий складывать задние сиденья и размещать на них кресло-качалку.

Еще одна удобная модель – Toyota Isis.

Toyota Isis

Семиместный пятидверный минивэн (в переводе с английского – «небольшой фургон»). Модель имеет отличительную особенность: задние двери «откатываются», что превращает ее в очень удобный автомобиль для инвалидов. Довольно вместительный салон – еще одно неоспоримое достоинство машины.

READ
Как быть, если обманул нотариус?

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Как оформить машину для перевозки инвалида: как регистрировать автомобиль, перевозящий человека с ограниченными возможностями

Если вы столкнулись с вопросом, как зарегистрировать автомобиль для перевозки инвалида, эта статья поможет вам получить на него ответы. Вы узнаете, какие группы людей с ограниченными возможностями могут приобрести специальный знак на машину и каковы привилегии этих лиц. Список необходимых документов для оформления авто для инвалидов представлен в тексте. Также здесь перечислены вероятные проблемы, с которыми вы можете столкнуться при соответствующей регистрации авто.

Какие инвалиды имеют право на знак на автоПривилегии Нужные документы для оформления Процесс оформленияПроблемы, которые могут возникнутьvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

Какие инвалиды имеют право на знак на авто

Жёлтый знак «Инвалид» можно установить на стекле спереди или сзади авто, которое либо управляется инвалидами I, II и III групп, либо перевозит их или ребёнка с инвалидностью.

К машинам с этим символом не применяется действие дорожных указателей:

«Стоянка запрещена».Его же «. по нечётным числам месяца». И третьего — «. по чётным числам месяца».

На авто с водителями I и II группы, а также на машины, перевозящие таких взрослых и детей ( I и II группы) не распространяется действие:

Запрета движения.Запрета движения механических транспортных средств.

Глухие или глухонемые водители должны размещать на стекле авто жёлтое изображение «Глухой водитель».

Важно! За незаконную установку символа предусмотрен штраф в 5000 руб. и конфискация символа.

Кроме того, что к автомобилям лиц с инвалидностью (или перевозящих их) не применяются перечисленные знаки, есть список определённых привилегий. Люди с ограниченными возможностями имеют право бесплатно приобрести авто, если они встали в очередь до 2005 г. Это дети-инвалиды и инвалиды от радиоактивного облучения.

Нужно предоставить заключение медицинской экспертизы и освидетельствование, подтверждающее возможность управлять спецтранспортом. Противопоказаний у претендента быть не должно. Вместо бесплатного авто есть денежная компенсация 100 000 руб. для инвалидов и детей-инвалидов.

Но реальное положение вещей таково, что выдача машин от соцзащиты почти не осуществляется. Есть другой бонус — социальное такси. Людям с ограниченными возможностями разные регионы предоставляют возможность оплачивать льготный транспортный налог.

Кстати, от оплаты этой пошлины освобождены:

специально оборудованные авто;машины от соцзащиты с мощностью меньше 100 л. с.

Места парковки, специально обозначенные разметкой и знаком, являются круглосуточными и используемыми лицами с инвалидностью на моторных колясках и транспортных средствах для них. На пятидесятипроцентную скидку ОСАГО имеют право лица, являющиеся владельцами авто. К ним относятся и родители ребёнка-инвалида.

Важно! Знак не является документом. Для доказательства этого факта предоставляются справка или удостоверение.

Нужные документы для оформления

Чтобы оформить автомобиль на человека с инвалидностью, требуются:

заявление о передаче транспорта в собственность;паспорт;удостоверение инвалидности;техпаспорт авто;заключение МСЭК (экспертизы);данные автомобиля.

Чтобы подать документы на социальное такси, следует обратиться в общество инвалидов. После — зарегистрироваться на портале «Социальное такси».

Люди с ограниченными возможностями составляют более 8% населения России.

Сотруднику общества предоставляются:

паспорт;СНИЛС;справка о группе;реквизиты банковского счёта.

Документы для парковочного разрешения такие:

заявление;паспорт заявителя;доверенность и паспорт доверенного лица;удостоверение или справка инвалида;подтверждение полномочий законного представителя.

А сам символ «Инвалид» ранее можно было купить свободно. Изменения произошли после приказа Минтруда от 4 июля 2018 года и коснулись выдачи знака.

Рекомендуем для прочтения:

Правила парковки автомобилей инвалидов

Платёж за автомобиль для инвалидов

Штраф за парковку на месте для инвалидов в 2019 году: размер, порядок назначения, нюансы

Платят ли инвалиды налог на транспортное средство

Чтобы оформить машину, нужно знать о требованиях, которые имеются к транспортному средству для перевозки инвалидов:

это, конечно же, наличие знака;автоматическая коробка передач;гидроусилитель руля;передний привод — как преимущество;под авто должна подходить коляска;установка управляющего джойстика;наличие дверей специальной системы открывания (в сторону, вверх);электронное управление вместо рычажного.

При установлении оборудования для лиц с ограниченными возможностями в автомобиле необходимо иметь сертификат на покупку и установку такового. Все изменения требуется регистрировать в ГИБДД. После заключения технической экспертизы об авто (то есть первый шаг — поиск организации, занимающейся экспертизой) и принятия заявления Автоинспекцией (шаг второй) на установку дублирующего ручного управления, происходит монтирование такого оборудования (результат).

Соответствующие изменения фиксируются в ГИБДД, машина числится как транспорт инвалида либо для его перевозки. Далее нужно вновь обратиться в экспертную организацию для получения протокола о безопасности после внесения в машину изменений. И в конце процесса следует пройти техосмотр в автосервисе. Теперь в ПТС появится информация об установке оборудования.

Сам знак по приказу Минтруда 443н выдаётся в бюро МСЭК по предоставленным документам — паспорту, заявлению и справке об инвалидности (удостоверению). Обновлённый документ содержит данные о получателе, имеет срок и выдаётся именно человеку, а не предоставляется для авто. Парковочные разрешения оформляются на сайте «Госуслуги» или в МФЦ.

READ
Льготы для вдов военнослужащих: размер

Важно! В Воронежской и Ростовской областях транспортный налог не оплачивают инвалиды всех трёх групп.

Проблемы, которые могут возникнуть

По сути, приказ Министерства труда и социальной защиты облегчил распознавание настоящих инвалидов от водителей, которые пользовались доступностью приобретения знака. Несколько хлопотно и долго проходит процесс замены управления на ручное — приходится повторять посещения одних и тех же мест.

Но в итоге автомобиль законно попадает в реестр машин для лиц с ограниченными физическими возможностями, что не может не радовать. Цены на оборудование довольно приемлемы, например, комплект для отечественных машин от 6000 до 10 000 руб. Кстати, иностранные марки авто хуже поддаются необходимой модификации.

Что касается возможных неприятностей с Автоинспекцией на дорогах, то отмечаются случаи ошибочно выписанных штрафов зафиксированную камерой остановку авто со знаком «Инвалид» в зоне дорожного символа 3.28 («Стоянка запрещена»). Такое случается потому, что в обзор камеры не попадает изображение жёлтого символа.

У автомобиля «Лада Ларгус» сзади есть лёгкий в применении складной пандус — человек на коляске может заехать самостоятельно в машину.

Зарегистрировать легковой автомобиль и переоборудовать его для автолюбителя-инвалида сегодня возможно. Значительно изменились правила получения самого «колясочника», подтверждающего, что в авто находится лицо с ограниченными возможностями. Но наличие этого символа, полученного на законных основаниях, гарантирует привилегии и льготы. Важно постоянно при передвижении иметь при себе свидетельство или справку для подтверждения группы инвалидности.

Машины для людей с ограниченными возможностями: своими руками

Ездим на машинах для людей с ограниченными возможностями – и смотрим на мир их глазами. Как оснастить автомобиль органами ручного управления и как оформить транспорт для водителя-инвалида?

Внешне этот Mercedes-Benz B‑класса отличается от обычного только наклейками — но из Штутгарта он пришел уже с дублирующими органами управления.

Внешне этот Mercedes-Benz B‑класса отличается от обычного только наклейками — но из Штутгарта он пришел уже с дублирующими органами управления.

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен — и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей — владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных — Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

Джойстик позволяет инвалиду не только вращать руль, но и управлять световыми и звуковыми сигналами с помощью беспроводной связи.

Джойстик позволяет инвалиду не только вращать руль, но и управлять световыми и звуковыми сигналами с помощью беспроводной связи.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), — но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали — и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, — и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

— Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

READ
Правила пребывания Украинцев в России

В салоне Мерседеса В-класса «инвалидную» комплектацию выдают рычаг управления газом и тормозом, расположенный под правой рукой водителя. Здоровому человеку вполне комфортно управлять разгоном и торможением рычагом под правой рукой, а вот джойстик с обода руля я сразу же снял — неудобно и небезопасно!

В салоне Мерседеса В-класса «инвалидную» комплектацию выдают рычаг управления газом и тормозом, расположенный под правой рукой водителя. Здоровому человеку вполне комфортно управлять разгоном и торможением рычагом под правой рукой, а вот джойстик с обода руля я сразу же снял — неудобно и небезопасно!

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля — иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая — система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

— Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, — продолжает Сергей. — С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ — тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Альтернативный вариант, предложенный конструктором-инвалидом: рычаг управления газом и тормозом — слева от руля. Даже я почувствовал, что это удобнее!

Альтернативный вариант, предложенный конструктором-инвалидом: рычаг управления газом и тормозом — слева от руля. Даже я почувствовал, что это удобнее!

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция — но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

— Вниз — ускоряешься, вверх — замедляешься. Всё просто, — комментирует Алексей. — Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и — это же Mercedes! — стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа — тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, — и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Привод педали тормоза на переоборудованном в Тольятти Мерседесе Е‑класса реализован как положено — с помощью тяги, но тросик не тянет педаль газа, а толкает ее.

Привод педали тормоза на переоборудованном в Тольятти Мерседесе Е‑класса реализован как положено — с помощью тяги, но тросик не тянет педаль газа, а толкает ее.

— Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту — и за такое же время вернуть его на место, — комментирует Сергей. — С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии — сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? —

Наша деятельность не лицензируется, — отмечает Сергей. — Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, — и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ — сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор — здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

READ
Как проверить магазин на мошенничество

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль — обязательно с автоматом, — владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма — и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Для машин с коленной подушкой безопасности навесное оборудование неприемлемо. Кроме того, руль с таким механизмом фиксируется в одном положении — потом его уже нельзя регулировать.

Для машин с коленной подушкой безопасности навесное оборудование неприемлемо. Кроме того, руль с таким механизмом фиксируется в одном положении — потом его уже нельзя регулировать.

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления — например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, — если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение — ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили — с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую. И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

Рычаг управления также слева, рядом со штатным подрулевым переключателем. На Опеле Сергея установлен навесной комплект. Алгоритм работы тут иной: газ — вниз, а тормоз — от себя.

Рычаг управления также слева, рядом со штатным подрулевым переключателем. На Опеле Сергея установлен навесной комплект. Алгоритм работы тут иной: газ — вниз, а тормоз — от себя.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год. В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц. Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя — он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы. Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, — в 20–25 тысяч. Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, — на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта. И выходить на автомобильных производителей — сначала тех, кто развивается на российском рынке. Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.

Ссылка на основную публикацию