Бухгалтерский учет расходов по выделенным субсидиям
В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.
Получение субсидии
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:
- Правительством РФ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- местной администрацией;
- уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
- из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
- из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.
Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).
Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.
Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.
Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС “Доходы”). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).
Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.
Признание доходов текущего года, корректировка показателей
Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС “Доходы”, п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).
Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.
Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе “Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора”, подразделе “Методический кабинет”.
Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.
Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.
Возврат субсидии
Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.
После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.
Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).
Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера
- на текущий год;
- на очередные годы
Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.
Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:
- в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
- в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета (коды ЦСР должны здесь отражаться, в частности, при отражении операций по субсидиям на реализацию национальных проектов (программ));
- в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 150.
Номер счета 303 05 формируется так:
- в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
- в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
- в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).
По счетам аналитического учета счета 201 00 “Денежные средства учреждения” в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.
Учет субсидий в 2022 году: важные нюансы для учреждения и учредителя
Финансовое ведомство подготовило обширные системные разъяснения в части учета операций по предоставлению и получению субсидий на выполнение государственного / муниципального задания и на иные цели с примерами бухгалтерских корреспонденций (письмо Минфина России от 4 февраль 2022 г. № 02-06-07/6939).
На некоторые моменты стоит обратить особое внимание, поскольку они представляют собой определенные новшества в порядке признания доходов в виде субсидий у учреждений и расходов – у органа-учредителя при их предоставлении:
Документ-основание для признания субсидии в доходах текущего года – Извещение (ф. 0504805).
Признание доходов текущего отчетного года по доведенным субсидиям на отчетный период по мере достижения показателей целесообразно отражать в бухгалтерском учете учреждения последним рабочим днем того отчетного периода, в котором выполняются условия предоставления субсидии и достигаются поставленные цели. И основанием для этого должен стать Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания / Отчет о достижении целевых показателей. Такое требование пока закреплено в Инструкциях №№ 174н и 183н.
Однако если срок предоставления такого Отчета установлен позднее даты формирования годовой бухгалтерской отчетности, например, в феврале, то в целях формирования расчетов по полученным субсидиям для составления годовой отчетности документом-основанием может стать Извещение (ф. 0504805). Составить его нужно в двух экземплярах и направить учредителю. Причем для оперативности можно отправить по электронной почте скан-копии документов.
Напомним, в конце прошлого года Минфин России высказывал мнение о том, что документом-основанием для признания доходами текущего отчетного периода субсидии на задание при его выполнении может быть извещение. Но, во-первых, это были разъяснения частного характера. Во-вторых, тогда не конкретизировалось, что речь идет об Извещении формы 0504805.
Теперь же позиция ведомства в отношении документа-основания прописана достаточно четко и подлежит обязательному применению. Соответствующие поправки Минфин планирует внести и в Инструкции. Подробнее об этом здесь.
Обратите внимание: формирование Извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанности представления Отчетов по субсидиям, даже если они должны быть представлены учреждением после годовой бухгалтерской отчетности.
Изменение суммы ранее принятых показателей – это уточнение оценочных значений.
Вполне может быть, что Отчет о выполнении задания / Отчет о выполнении условий предоставления целевой субсидии покажет факт недостижения показателей задания или целевой субсидии. Соответственно, объем субсидии, ранее зафиксированный на основании Извещения (ф. 0504805) подлежит изменению. Минфин прямо указывает: в этом случае корректировка является уточнением ранее принятых оценочных значений. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие корректирующие бухгалтерские записи. Обратите внимание: проводки по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки, и отражаются том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям.
Финансовый результат текущего года по субсидии на иные цели признается в сумме без учета перечисленных авансов.
Минфин России прямо указывает: доходы / расходы текущего финансового года по операциям от получения / предоставления субсидий на иные цели на основании Извещения (ф. 0504805), Отчета о достижении целевых показателей или иного документа, предусмотренного Соглашением для целей завершения в учете финансового года, отражаются в учете учреждения и учредителя в сумме принятых учреждением денежных обязательств по расходам за счет целевой субсидии без учета перечисленных авансов. То есть при наличии одного из этих документов в учете обеих сторон будет учтена одинаковая сумма без учета авансов, отраженная проводками.
Показатели счета 5 205 52 (62) 000 при уменьшении субсидии текущего года обнуляются.
-
Наличие в конце года на лицевом счете и по счету 5 201 11 000 остатка неиспользованные средства субсидии влечет необходимость отражения в учете одной из двух операций:
- Есть остаток средств, но НЕТ подлежащей оплате кредиторской задолженности – остаток субсидии нужно вернуть в бюджет, а значит, отразить задолженость перед бюджетом:
Дт 5 401 40 152 (162) Кт 5 303 05 731 - Есть остаток средств и ЕСТЬ кредиторская задолженность, отраженная на счетах 5 300 00 000 и на 500-х счетах учета обязательств, – признаем сумму остатка в размере “кредиторки” в доходах текущего года:
Дт 5 401 40 152 (162) Кт 5 401 10 152 (162).
Бывает, что учредитель в текущем году перечисляет целевую субсидию в меньшем объеме, нежели было предусмотрено Соглашением изначально. И у учреждения в конце года остается не “закрытым” дебет счета 5 205 52 (62) 000 на сумму не доведенной субсидии. В такой ситуации Минфин рекомендует учреждению обнулить расчеты с учредителем по доходам по этой субсидии обратной проводкой:
Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 205 52 (62) 561.
Причем учредитель остатки принятых бюджетных обязательств по не предоставленной в 2019 году субсидии, отраженные на счетах санкционирования расходов, на 01.01.2022 не переносит.
-
Учитывая вышеприведенный Минфином алгоритм действий, можно проследить ряд закономерностей:
- Если ЕСТЬ остаток на 5 201 11 000, при этом НЕТ начисления на 5 303 05 731 и НЕТ остатка по Кт 0 401 40 152 (162), значит в учете должна числиться “кредиторка”, например, по счету 5 302 ХХ 000.
- При сверке показателей годовой отчетности у учреждения и учредителя будет соблюдаться следующее соотношение:
Остаток Кт 5 401 40 152 (162) = Остаток авансов по Дт 5 206 ХХ 560 (за счет конкретной субсидии) = Дт 1 206 41 (81) 562 (у учредителя по этой субсидии)
-
Обратитие внимание, что такое соотношение будет справедливым в том случае, если:
- субсидия доведена в полном объеме, предусмотренном Соглашением – в таком случае на счет 5 205 52(62) 000 “закрывается”;
- ИЛИ имело место недофинансирование по субсидии, но счет 5 205 52(62) 000 был уменьшен корреспонденцией, указанной выше в п. 5.
Если же субсидия была доведена не в полном объеме, а расчеты с учредителем по счету 5 205 52(62) 000 не были “закрыты” путем их обнуления, то указанное соотношение будет иметь вид:
Остаток Кт 5 401 40 152 (162) – Остаток Дт 5 205 52 (62) 561 = Остаток авансов по Дт 5 206 ХХ 560 (за счет конкретной субсидии) = Дт 1 206 41 (81) 562 (у учредителя по этой субсидии)
Учет расходов по выделенной субсидии
Затраты, осуществленные за счет средств субсидии, отнесены на расходы по обычным видам деятельности. При проверке Счетной палатой РФ указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям ПБУ 10/99. Как предприятию обосновать правильность своих действий?
Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.
Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:
– или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);
– или в составе прочих расходов, чтобы соблюсти требование соответствия доходов и расходов, с учетом того, что в силу п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и Инструкции по применению Плана счетов (описание счетов 86 и 98) средства субсидии подлежат отражению в составе прочих доходов (позиция Счетной палаты РФ).
Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.
Отражение государственной помощи по международным стандартам.
Согласно п. 29 – 31 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.
Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.
В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.
Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.
Как видим, при учете государственной помощи ПБУ 13/2000 предполагает первый метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия как прочие доходы.
Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.
Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.
Дискуссия в отношении альтернативных методов отражения государственной помощи интересна тем, кто поднимает проблему достоверного формирования себестоимости. «Свернутое» представление или отнесение расходов на финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы показатель себестоимости был достоверным и не зависящим от того, за счет каких источников финансируются входящие в себестоимость затраты.
Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете.
Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.
В силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам. При этом не принимаются во внимание цели, на которые получены заемные средства. Единственным исключением является та часть процентов, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, на что есть прямое указание в ПБУ 15/2008. Как резюмировано в Письме Минфина России от 20.02.2017 № 07-01-07/9681, нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов. Однако не разумнее ли было бы отнести проценты по кредиту, взятому на закупку сырья и материалов, на удорожание этих материалов или хотя бы списать проценты на прочие затраты в составе себестоимости? Но в отношении учета процентов по заемным средствам (за исключением процентов, уплачиваемых в рамках финансирования инвестиций) принцип соответствия доходов и расходов не соблюдается. По всей видимости, отдельное отражение процентов важно с точки зрения анализа финансовой отчетности предприятия.
Как прочие отражаются расходы социального характера, хотя, следуя принципу соответствия доходов и расходов, логичнее их списывать за счет нераспределенной прибыли, так как этим расходам никакие доходы не соответствуют. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.2008 № 07-05-06/260, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение расходов организации на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В соответствии с ПБУ 10/99 к прочим расходам организации относятся перечисления средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.
ПБУ 10/99 содержит прямое указание на то, что амортизационные отчисления относятся к расходам по обычным видам деятельности. При этом признаем, что есть практика списания начисленной амортизации по непроизводственным объектам в дебет счета 91-2 «Прочие расходы», в результате чего полностью соблюдается соответствие доходов и расходов. Однако в Письме Минфина России от 26.12.2016 № 07-01-07/77882 специально рассмотрен вопрос учета амортизации по основным средствам, приобретаемым за счет бюджетных средств. Чиновники указали, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, а амортизационные отчисления считаются расходами по обычным видам деятельности. При этом финансистов не смутил тот факт, что в результате одновременного применения п. 8 ПБУ 10/99 и ПБУ 13/2000 нарушается п. 19 ПБУ 10/99 (соответствие доходов и расходов).
Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.
Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов.
Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.
Свобода организации в разработке способов учета.
Напомним: согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:
международные стандарты финансовой отчетности;
положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
рекомендации в области бухгалтерского учета.
Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.
Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:
предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);
закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;
предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.
Бухгалтерский учет расходов по выделенным субсидиям
Одной из форм поддержки бизнеса сегодня является предоставление государственных субсидий. Правительством разрабатываются и реализуются программы развития определенной отрасли, малого и среднего бизнеса, на которые выделяются средства из федерального и муниципального бюджетов. Предприятия обязаны отражать их в бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет и субсидии
Основным счетом для отражения целевого государственного финансирования в бухучете является восемьдесят шестой. Он так и называется — Целевое финансирование. На нем отражаются все поступления, сделанные на безвозмездной основе от государства или других юридических лиц. Восемьдесят шестой счет является активно-пассивным. При поступлении денежных ресурсов они отражаются по кредиту. Если возникает необходимость в детальном учете полученного субсидирования, то открываются субсчета.
- зачисление финансов на счета получателя;
- списание денег со счета целевого финансирования;
- возврат средств бюджету (при необходимости или остатка);
- налогообложение на полученную дотацию, если в этом есть необходимость.
Сумма государственного субсидирования, положенная организации, учитывается по кредиту семьдесят шестого и дебиту восемьдесят шестого. По мере поступления средств происходит уменьшение задолженности бюджета, отраженного на 76 счете, в корреспонденции с дебитом 50, 51, 52 или 55. Допускается учет помощи, минуя 76 счет. В этом случае принятие к бухгалтерскому учету субсидирования осуществляется по мере фактического поступления денежных средств и отражается проводкой Дебет 50, 51, 52 или 55 Кредит восемьдесят шестого.
Как происходит учет расходов по выделенной субсидии
Списание полученной от государства финансовой помощи происходит поэтапно, по мере выполнения условия, заявленного для предоставления субсидии. Если деньги были выделены на приобретение материальных средств, то при списании финансирования с восемьдесят шестого счета на счет доходов будущих периодов происходит начисление амортизации.
- Дт 76 Кт 86 — отражает готовый пакет документов для получения финансовой господдержки;
- 51 76 — поступила сумма пособия;
- 86 98 — сумма зачислена на доходы будущих периодов;
- 20 02 — начисление амортизации на установленные станки;
- 98 91 (субсчет 1) — полученное пособие списано на счет доходов предприятия за текущий период.
Если финансирование выплачено в счет уже произведенных в прошлом налоговом периоде расходов, то в бухгалтерском учете отражение операции будет выглядеть следующим образом:
Дт 76 Кт 91 — произведены расходы в счет будущего субсидирования.
Целевое назначение
Финансовая помощь различным организациям всегда носит целевой характер. Согласно п.4 ПБУ 13/2000 по целевому направлению субсидии подразделяются на:
- полученные для капитальных расходов, они должны быть потрачены на приобретение внеоборотных активов (строительство зданий, покупку земли, оборудования ОС и т.д.);
- финансирование текущих затрат для осуществления деятельности (например, по программе поддержки сельскохозяйственных организаций).
Организация, получившая помощь от правительства, должна строго контролировать ее целевое использование и предоставить отчетную документацию в налоговый орган для подтверждения.
Как отображаются в бухгалтерских счетах
Согласно правилам бухгалтерского учета, целевые поступления должны быть отражены как появление финансирования на определенную сумму (в тот момент, когда решение по выдаче бюджетных средств принято, и вся необходимая документация подготовлена) и возникновение на эту же сумму задолженности.
Учёт коронавирусных кредитов и субсидий
В 2022 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.
Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.
Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2022 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2022 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.
Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.
Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2022 № 576)
В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2022 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2022 № 03-03-06/1/76953).
Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2022 № 03-03-05/54635).
Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2022 № 976
При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2022 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).
Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В КУДиР сумма субсидии отражается так:
- сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
- расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.
Льготный кредит под 2 % годовых
Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2022 № 696.
Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).
Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.
Бухучёт кредита на возобновление деятельности
Если льготный кредит был получен в июне 2022, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).
В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:
Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.
После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:
- Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
- Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.
Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).
Бухучёт коронавирусных субсидий
Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.
Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)
В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.
Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:
- Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
- Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
- Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
- Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
- Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.
Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.
Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)
Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2022 г.
Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.
В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.
В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:
- Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
- Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
- Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).
Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».
Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.
Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств
Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.
Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).
В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.
Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Самые важные статьи на почту раз в месяц
Вы ищете реальную финансовую кредитную компанию для получения кредита от 10 000 до 10 000 000 евро (для коммерческих или бизнес-кредитов, личных кредитов, личных кредитов, ипотечных кредитов, автокредитов, кредитов на консолидацию долга, кредитов венчурного капитала, кредитов на здравоохранение и т. Д. ))
Или ему по какой-то причине отказывают в ссуде в банке или финансовом учреждении? Подайте заявку сейчас и получите реальный финансовый кредит. Обработано и одобрено за 3 дня.
ФИРМА PEN FED-ссуды Мы являемся международным кредитором, который предоставляет реальные финансовые результаты физическим лицам и компаниям по низкой процентной ставке в 2% с действующим удостоверением личности или загранпаспортом вашей страны для проверки. Выплаты по кредиту начинаются через 1 (один) год после заем получен на срок от 3 до 35 лет.
Для немедленного ответа и обработки вашей заявки на границу в течение 2 рабочих дней Свяжитесь с нами напрямую по этой почте: penfedloanfirm@gmail.com
Свяжитесь с нами и предоставьте следующую информацию:
Полное имя: ____________________________
Сумма денег, необходимая в качестве займа: ________________
Срок кредита: _________________________
Цель кредита: ______________________
День рождения: ___________________________
Пол: _______________________________
Состояния в браке: __________________________
Контактный адрес: _______________________
Город / почтовый индекс: __________________________
Страна: _______________________________
Занятие: ____________________________
Мобильный телефон: __________________________
Отправьте свой запрос о немедленном ответе по адресу:
Электронная почта: penfedloanfirm@gmail.com
Веб: penfedloanfirm.wixsite.com/loan
Генеральный директор: Pen Fed
Вы ищете реальную финансовую кредитную компанию для получения кредита от 10 000 до 10 000 000 евро (для коммерческих или бизнес-кредитов, личных кредитов, личных кредитов, ипотечных кредитов, автокредитов, кредитов на консолидацию долга, кредитов венчурного капитала, кредитов на здравоохранение и т. Д. ))
Или ему по какой-то причине отказывают в ссуде в банке или финансовом учреждении? Подайте заявку сейчас и получите реальный финансовый кредит. Обработано и одобрено за 3 дня.
ФИРМА PEN FED-ссуды Мы являемся международным кредитором, который предоставляет реальные финансовые результаты физическим лицам и компаниям по низкой процентной ставке в 2% с действующим удостоверением личности или загранпаспортом вашей страны для проверки. Выплаты по кредиту начинаются через 1 (один) год после заем получен на срок от 3 до 35 лет.
Для немедленного ответа и обработки вашей заявки на границу в течение 2 рабочих дней Свяжитесь с нами напрямую по этой почте: penfedloanfirm@gmail.com
Свяжитесь с нами и предоставьте следующую информацию:
Полное имя: ____________________________
Сумма денег, необходимая в качестве займа: ________________
Срок кредита: _________________________
Цель кредита: ______________________
День рождения: ___________________________
Пол: _______________________________
Состояния в браке: __________________________
Контактный адрес: _______________________
Город / почтовый индекс: __________________________
Страна: _______________________________
Занятие: ____________________________
Мобильный телефон: __________________________
Отправьте свой запрос о немедленном ответе по адресу:
Электронная почта: penfedloanfirm@gmail.com
Веб: penfedloanfirm.wixsite.com/loan
Генеральный директор: Pen Fed
Раздел 3 декларации по УСН заполняют те, кто получил средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 НК (п. 9.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@). Перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, определен в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. А “коронавирусные” субсидии поименованы как необлагаемые в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Согласно подп. 60 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2022 в единый реестр субъектов МСП и ведут деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, Перечень которых утверждается Правительством РФ.
Если плательщик, применяющий упрощенку, соответствует указанным требованиям, он не учитывает в доходах субсидии, полученные согласно Постановлениям Правительства от 24.04.2022 N 576, от 02.07.2022 N 976, и не учитывает расходы, произведенные за счет этих субсидий (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 48.26 ст. 270, п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
При этом налогоплательщики – получатели указанных субсидий не обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках субсидий, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 НК в отношении целевых поступлений.
Следовательно, полученные в связи с коронавирусом субсидии, не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.
Как отражать в учете субсидии: бухгалтерские проводки
Как правильно отразить в бухучете полученные «коронавирусные» субсидии, рассказывается в нашей статье.
Целевое назначение субсидий
Субсидии — это денежные средства, которые государство выплачивает организациям и предпринимателям безвозмездно и безвозвратно для возмещения:
- недополученных доходов;
- затрат на выпуск продукции, производство работ, оказание услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).
Также государство выделяет субсидии бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания и иные цели, однако их учет имеет свои правила и не будет раскрыт в нашей статье.
Поступление субсидий: проводки
Получение из бюджета субсидий отражается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н (далее — ПБУ 13/2000).
Формирование в бухучете информации о госпомощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. Эта государственная помощь отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе аналитического учета (п. 6 информации Минфина РФ № ПЗ-14/2022 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»).
Компания принимает субсидии к бухучету по мере фактического получения денежных средств или при наличии следующих условий (п. 5 ПБУ 13/2000):
- есть уверенность, что требования предоставления госпомощи компанией будут выполнены. Подтверждением могут служить подписанные компанией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;
- есть уверенность, что денежные средства будут получены.
Средства госпомощи, принятые к бухучету, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения субсидии соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
Если госпомощь принимают к учету по мере ее фактического получения, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств (п. 7 ПБУ 13/2000).
Бухгалтерские записи производят в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Отражение в бухучете получения компанией субсидий зависит от принятого в учетной политике способа ее принятия:
- по мере появления уверенности в получении денежных средств из бюджета;
- по мере фактического получения денег.
В бухучете возможны следующие проводки.
1. Субсидия на финансирование предстоящих расходов принята к учету до их фактического получения.
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена сумма выделенной субсидии на финансирование расходов, в том числе затрат капитального характера | Счет 76 | Счет 86 |
Получены бюджетные средства | Счет 51 | Счет 76 |
Бюджетные средства направлены на финансирование расходов (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги, начислена заработная плата и т.п.) | Счет 86 | Счет 98-2 |
Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов (по мере начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство и тому подобное) | Счет 98-2 | Счет 91-1 |
2. Денежные средства на финансирование понесенных расходов приняты к учету до их фактического получения.
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена сумма выделенной субсидии на финансирование понесенных расходов, в том числе затрат капитального характера (в сумме начисленной амортизации) | Счет 76 | Счет 86 |
Сумма субсидии на финансирование понесенных расходов, в том числе затрат капитального характера (в сумме начисленной амортизации), признана прочим доходом | Счет 86 | Счет 91-1 |
Отражена сумма полученной бюджетной субсидии на финансирование затрат капитального характера (в сумме, превышающей начисленную амортизацию) | Счет 86 | Счет 98-2 |
Получены бюджетные средства | Счет 51 | Счет 76 |
3. Субсидия на финансирование предстоящих расходов принята к учету при их фактическом получении
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена сумма полученной бюджетной субсидии на финансирование затрат | Счет 51 | Счет 86 |
Бюджетные средства направлены на финансирование затрат (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги, начислена заработная плата и так далее) | Счет 86 | Счет 98-2 |
Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов (по мере начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство) | Счет 98-2 | Счет 91-1 |
4. Бюджетные средства на финансирование понесенных расходов приняты к учету при их фактическом получении
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена сумма полученной бюджетной субсидии на финансирование затрат | Счет 51 | Счет 86 |
Сумма субсидии на финансирование понесенных расходов, в том числе затрат капитального характера (в сумме начисленной амортизации), признана прочим доходом | Счет 86 | Счет 91-1 |
Отражена сумма полученной бюджетной субсидии на финансирование затрат капитального характера (в сумме, превышающей начисленную амортизацию) | Счет 86 | Счет 98-2 |
Возврат субсидии: проводки
Если компания перестала удовлетворять условиям предоставления субсидии, ее могут обязать вернуть остаток полученных денежных средств или всю госпомощь. Если речь идет о субсидии, полученной в текущем году, то компания должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств, за исключением проводки по получению субсидии. Возврат денег отражают с помощью проводки.
Операция | Дебет | Кредит |
Возврат средств по субсидии | Счет 76 | Счета 51 (08, 10) |
Если компания должна вернуть денежные средства, полученные в предыдущие годы, то в части средств, предоставленных на финансирование капвложений, потребуются следующие проводки.
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена задолженность, связанная с возвратом госпомощи | Счет 86 | Счет 76 |
Восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации | Счет 91-2 | Счет 86 |
Восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов | Счет 98-2 | Счет 86 |
В части денежных средств, полученных на текущие расходы, нужны следующие проводки.
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена задолженность, связанная с возвратом госпомощи | Счет 86 | Счет 76 |
Восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных расходов | Счет 91-2 | Счет 86 |
Субсидия от государства: пример проводки
Компания получила по коронавирусу на расчетный счет:
- 25 мая — субсидию за апрель в размере 242 600 рублей (12 130 руб. х 20 чел.);
- 19 июня — субсидию за май в сумме 218 340 рублей (12 130 руб. х 18 чел.).
Всю полученную в мае субсидию она направила на покрытие расходов по зарплате за апрель. Часть полученной в июне субсидии в сумме 100 000 рублей — на арендную плату за июнь, а оставшуюся часть (118 340 рублей) — на оплату счетов за материалы, которые были приобретены и списаны в производство в мае.
Как отразить это в бухучете? Проводки по начислению зарплаты работникам, начислению арендной платы, по приобретению и оприходованию материалов, а также их списанию в производство в бухучете надо делать как обычно. А на сумму расходов, профинансированных за счет субсидии, нужно признать прочий доход.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма в рублях |
Получена субсидия (25 мая) | Счет 51 | Счет 86 | 242 600 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на зарплату за апрель | Счет 86 | Счет 91-1 | 242 600 |
Получена субсидия (19 июня) | Счет 51 | Счет 86 | 218 340 |
Признан доход в сумме субсидии, потраченной на оплату материалов, списанных в производство в мае | Счет 86 | Счет 91-1 | Счет 118 340 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на арендную плату за июнь (30 июня) | Счет 86 | Счет 91-1 | 100 000 |
Возьмем условия из примера 1. За два месяца компания получила субсидию в общей сумме 460 940 рублей (242 600 руб. 218 340 руб.). Она 25 июня приобрела основное средство (ОС) за 600 000 рублей (в том числе НДС 100 000 рублей). И часть стоимости ОС она решила покрыть за счет субсидии — 460 940 рублей, а оставшуюся часть — 139 060 рублей (НДС в сумме 100 000 рублей и часть стоимости ОС в сумме 39 060 рублей) — за счет своих средств. Срок полезного использования ОС — 36 месяцев.
Когда за счет субсидии финансируют капитальные затраты, то следует использовать счет 98 «Доходы будущих периодов». На него списывают сумму субсидии в момент ввода ОС в эксплуатацию. А потом, по мере начисления амортизации по ОС на ее сумму, признаваемую в расходах и относящуюся к стоимости ОС, которая покрыта за счет субсидии, признается доход в текущем периоде.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма в рублях |
Получена субсидия (25 мая) | Счет 51 | Счет 86 | 242 600,00 |
Получена субсидия (19 июня) | Счет 51 | Счет 86 | 218 340,00 |
Поступило основное средство | Счет 08 | Счет 60 | 500 000,00 |
Отражен НДС по основному средству | 19 | 60 | 100 000,00 |
Основное средство введено в эксплуатацию | Счет 01 | Счет 08 | 500 000,00 |
Принят к вычету НДС по основному средству | Счет 68 | Счет 19 | 100 000,00 |
Субсидия использована на покрытие части стоимости приобретенного ОС | Счет 86 | Счет 98-2 | 460 940,00 |
Начислена амортизация по основному средству (500 000,00 руб. / 36 мес.) на 31 июля | Счет 26 | Счет 02 | 13 888,88 |
Субсидия учтена в доходах в сумме амортизации, начисленной по ОС в части, оплаченной за счет субсидии (13 888,88 руб. / 500 000,00 руб. х 460 940,00 руб.) | Счет 98-2 | Счет 91-1 | 12 803,88 |
Последние две проводки нужно делать ежемесячно в течение всего срока начисления амортизации.
Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!
(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)
Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.