Правомочия органов опеки и попечительства

Правомочия органов опеки и попечительства

Данной проблеме семейных правоотношений в СК РФ посвящен специальный раздел, в котором предусмотрено правовое регулирование таких важных вопросов, как выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 – 123 СК РФ), усыновление (удочере­ние) детей (ст. 124 – 144 СК РФ), опека и попечительство над детьми (ст. 145 – 150 СК РФ), приемная семья (ст. 151 – 155 СК РФ).

Законодатель в целях защиты прав и интересов детей, оставшихся в силу тех или иных причин без попечения родителей, возлагает на органы опеки и попечительства решение вопросов, связанных с содержанием и воспитанием детей. Органы опеки и попечительства обязаны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, брать их на соответствую­щий учет и, исходя из конкретных обстоятельств, избирать форму уст­ройства жизни детей и осуществлять необходимый контроль за их содер­жанием, воспитанием и образованием. В качестве органов опеки и попе­чительства выступают органы местного самоуправления (ст. 121 СК РФ).

Согласно ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (усыновление, удочерение, опека, попечительство, приемная семья), в воспитательные, лечебные либо в другие учреждения социальной защиты. При этом необходимо учитывать национальное происхождение ребенка, отношение к опреде­ленной религии, культуре, родной язык и ряд других обстоятельств, свя­занных с преемственностью воспитания и образования.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение)– юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми.

Усыновление (удочерение) детей может иметь место только в отно­шении несовершеннолетних и только в их интересах. В принципе, СК РФ запрещает усыновление (удочерение) братьев и сестер разными ли­цами, а также усыновление (удочерение) детей иностранными граждана­ми и лицами без гражданства. Правда, из этого правила есть исключения (пп. 2, 3 ст. 124). Особенность их в том, что они предусмотрены в инте­ресах детей.

Вопрос об усыновлении (удочерении) ребенка решается судом в по­рядке гражданского судопроизводства в закрытом заседании. На основа­нии судебного решения, вступившего в законную силу, усыновление (удочерение) ребенка подлежит государственной регистрации в органах загса. В качестве усыновителей не могут выступать: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособ­ным; лица, лишенные судом родительских прав или ограниченные в ро­дительских правах; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попе­чителя) за ненадлежащее выполнение своих обязанностей; бывшие усы­новители, если усыновление было отменено судом по их вине; лица, не могущие осуществлять родительские права по состоянию здоровья; лицо, не состоящее в браке, если разница в возрасте усыновителя и усынов­ляемого ребенка составляет менее шестнадцати лет.

Закон также запрещает совместное усыновление (удочерение) ребенка лицами, не состоящими между собой в браке. Для усыновления (удоче­рения) ребенка необходимо согласие его родителей, а если они отсутст­вуют, то согласие органов опеки и попечительства. Согласие родителей должно быть выражено в письменной форме и удостоверено в нотари­альном учреждении или руководителем учреждения, в котором содер­жится ребенок, или органом опеки и попечительства. Оно может быть также засвидетельствовано непосредственно в суде при производстве усыновления.

Вместе с тем согласие родителей на усыновление (удочерение) их ре­бенка не требуется, если родители признаны судом безвестно отсутст­вующими, недееспособными, лишенными родительских прав или в связи с другими важными обстоятельствами (например, если суд установил, что родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания).

Если ребенок находится под опекой (попечительством), в приемной семье или в воспитательном, лечебном либо в другом учреждении соци­альной защиты, то на его усыновление (удочерение) требуется согласие в письменной форме соответственно опекуна (попечителя), родителей приемной семьи, руководителей указанных учреждений. При усыновле­нии (удочерении) ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга, за исключением случаев, когда супруги прекратили семейные отношения или не проживают совместно более года, или неизвестно ме­сто жительства другого супруга. Для усыновления (удочерения) ребенка, достигшего десятилетнего возраста, также требуется его согласие. Однако такое согласие не обязательно, если ребенок уже проживает в семье усы­новителя и считает его своим родителем.

READ
Истребование судом доказательств по гражданскому делу

При усыновлении (удочерении) ребенка в принципе сохраняется его имя, отчество и фамилия. Однако закон предусматривает возможность присвоения ребенку фамилии и отчества усыновителя, а также имени, которое назовет сам усыновитель.

Изменение фамилии, имени и отчества усыновленному ребенку, дос­тигшему возраста десяти лет, допускается только с его согласия. Все из­менения должны быть отражены в решении суда (ст. 134 СК РФ). В це­лях обеспечения тайны усыновления законом предусматривается воз­можность изменения в судебном порядке даты и места рождения усы­новленного ребенка и записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений. Усыновленные (удочеренные) дети в правовых вопро­сах полностью приравниваются к родным детям.

При наличии достаточных оснований Семейный кодекс РФ преду­сматривает возможность отмены усыновления. Этот вопрос решается также в судебном порядке и влечет за собой соответствующие правовые последствия как для ребенка, его родителей и родственников, так и для усыновителей и родственников (ст. 141 – 144 СК РФ).

Статья 34 ГК РФ. Органы опеки и попечительства (действующая редакция)

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом “Об опеке и попечительстве”.

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Комментарий к ст. 34 ГК РФ

1. В комментируемой статье речь идет о правомочиях, правовом регулировании и функциях органов опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке и попечительстве, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

READ
255 ФЗ в новой редакции с комментариями

Таким образом, органами опеки и попечительства могут быть как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы местного самоуправления муниципальных образований. В последнем случае законом субъекта Российской Федерации они должны быть наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Так, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с данным Законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Помимо комментируемого ГК вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются и другими правовыми актами. В п. 1 комментируемой статьи указаны такие правовые акты, как Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Данный перечень не является исчерпывающим.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

После получения этой информации на органы опеки и попечительства возлагается обязанность по назначению опеки или попечительства. Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

3. Статьей 24 ФЗ “Об опеке и попечительстве” и п. 3 комментируемой статьи на органы опеки и попечительства возложены функции по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В частности, Постановлением Правительства РФ N 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, согласно положениям которого в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки.

READ
Перечисление зарплаты на карту

Каковы полномочия органов опеки и попечительства?

К полномочиям органов опеки и попечительства ст.8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» относит:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным;

3) установление опеки;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение опекунов от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст.38 ГК РФ;

8) представление законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов по представлению интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами;

10) оказание содействия опекунам, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов, определенных в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона.

Вменяя в обязанность органам опеки и попечительства выявление граждан, нуждающихся в установлении опеки, Федеральный закон не уточняет, кто относится к данной категории граждан. Либо это граждане, в отношении которых органы опеки получили решение суда о признании их недееспособными (но тогда проводить работу по их «выявлению» нет необходимости), либо это граждане с тяжелыми психическими расстройствами, в отношении которых целесообразно ставить вопрос перед судом о признании их недееспособными для защиты их прав и законных интересов. Не ясно, какие методы «выявления» должны в этом случае применяться.

Полномочия органов опеки по выявлению лиц, нуждающихся в установлении опеки, а также по подбору граждан, выразивших желание стать опекунами, согласно ч.4 ст.6 Федерального закона могут быть возложены на образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также иные организации. Правила осуществления указанных полномочий утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927. Организации осуществляют такие полномочия на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки. Для этого руководитель организации подает в орган опеки заявление с приложением документов, подтверждающих возможность организации выполнять такие полномочия. Органу опеки отводится 30 дней на рассмотрение документов и принятие решения. При выявлении обстоятельств, указывающих на необходимость установления над гражданином опеки, организация обязана в течение 1 дня сообщить об этом в орган опеки по месту фактического нахождения гражданина. Орган опеки, получивший указанную информацию, вносит сведения о гражданине в журнал первичного учета граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, обращается в суд с заявлением о признании его недееспособным, а также при необходимости обеспечивает временное устройство такого гражданина до решения вопроса о его передаче под опеку либо в организацию.

Закрепляя за органами опеки и попечительства полномочия по представительству интересов подопечного (если действия его опекуна противоречат законодательству либо интересам подопечного), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не описывает процедуру перехода указанных полномочий от опекуна к органу опеки. Не указывается, должно ли этому предшествовать принятие акта об освобождении (или отстранении) опекуна от исполнения своих обязанностей. Не учитывается кроме того выполнение органом опеки опекунских функций в случаях, когда опекун недееспособному еще не назначен.

READ
Как оплачивать баллами спасибо от сбербанка

Перечень полномочий органов опеки и попечительства, содержащийся в ст.8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», не является исчерпывающим. Другими федеральными законами и законами субъектов РФ предусматриваются и иные полномочия указанных органов. Так, в соответствии с нормами ГПК РФ органы опеки участвуют в рассмотрении в суде дел о признании гражданина недееспособным и дают заключение по делу. Согласно ст. 41 Закона о психиатрической помощи органы опеки выносят решение о помещении недееспособного гражданина в ПНИ.

Однако некоторые полномочия органов опеки, предусмотренные законами субъектов РФ, противоречат федеральному законодательству, а также постановлениям Конституционного Суда РФ. Это относится, в частности к такой функции органов опеки, как принятие решения о помещении недееспособного лица в психиатрическое учреждение (п.16 ч.1 ст.1 Закона г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства»). Госпитализация недееспособного лица в психиатрический стационар без его согласия осуществляется в судебном порядке.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку. При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение 3-х дней со дня получения от опекуна извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган со дня получения личного дела подопечного (п.1 ст.34 ГК РФ, ст.9 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав детей

Государственные органы попечительства призваны обеспечить граждан страны защитой в случае наступления негативных событий и берут на себя функции надзорного органа, который заботится о несовершеннолетних и лицах, нуждающихся в помощи. Чтобы пользоваться полнотой гражданских прав, предстоит изучить полномочия органов опеки, их обязанности и подконтрольность вышестоящим ведомствам.

Что такое ООИП

Полномочия органов опеки

Прежде, чем определить список действий, чем занимается отдел опеки и попечительства, предстоит разобраться с принадлежностью этой инстанции к вышестоящей госструктуре. Органы опеки – это выделенный отдел, относящийся к исполнительной власти, нацеленный на защиту россиян, неспособных самостоятельно позаботиться о себе и адекватно оценивать собственные поступки.

В зоне повышенного внимания ООИП – дети, не достигшие совершеннолетия, которые зависят от действий или бездействия своих родителей, опекунов, иных законных представителей. Ни одна сделка с нарушение интересов и прав несовершеннолетних не может состояться, поскольку все юридически значимые действия и сделки взрослые должны совершать с предварительным согласованием с ООИП.

Помимо аббревиатуры ООИП используют сокращенный вариант ООП, расшифровывающийся как орган опеки и попечительства. Если в малолетнем возрасте часто стоит вопрос о назначении опекуна и организации полноценной помощи подопечному, то в старшем возрасте человек более нуждается в попечении, а лицо, несущее ответственность за благополучие подростка, называют попечителем.

Все свои действия государственная структура определяет в строгом соответствии с законодательством, касающимся социальной защиты и заботой о соблюдении прав и потребностей недееспособных. Отдел функционирует в рамках общей структуры исполнительной власти, но обязано взаимодействовать с самыми различными структурами, включая правоохранительные органы, суды, жилищные и социальные службы.

Есть свод законов, направленных на защиту социально уязвимых граждан, дополнительно ООП обязан руководствоваться специальными законодательными актами (ФЗ «Об опеке»).

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.
READ
Как рассчитать налог на имущество физических лиц и недвижимость?

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Кому подчиняются

Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.

Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:

  • Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
  • Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.

На федеральном уровне иных вышестоящих служб не предусмотрено, а в рамках отдельного региона могут быть установлены особые меры по надзору за работой опеки.

Если выявлены нарушения или допущена халатность в отношении опекаемых граждан, при несправедливых и неправомочных решениях, действия ООП подлежат обжалованию в прокуратуре и дальнейшему разбирательству в суде. Иными словами, ООП не является последней инстанцией, которая будет рассматривать вопросы по собственному усмотрению, решая судьбу подопечных и опекунов. Всегда есть возможность оспорить принятые решения, если есть веские основания считать их несправедливыми.

Чтобы ознакомиться со всем перечнем функций представителей органа, рекомендуется обратиться к положениям ГК РФ, а именно: ст. 77, 121-123.

В процессе деятельности ООП обязаны взаимодействовать с инстанциями, работающими в социальной, образовательной, медицинской сферах. Также работа ведется с коммунальными, жилищными и иными службами, в зависимости от решаемого вопроса.

Функции опеки и попечительства

Поскольку от качества исполняемых функций зависит жизнь граждан, оказавшийся в трудном и уязвимом положении, важно знать, по каким вопросам можно обращаться в ООП и каковы функции отдела опеки и попечительства.

В любой из следующих ситуаций граждане вправе обращаться в ООП и получить помощь уполномоченных государственных служащих:

  • обнаружение фактов несоблюдения прав недееспособных;
  • учет нуждающихся в опеке, включая сирот и детей, оставшихся без попечения;
  • отслеживание судьбы несовершеннолетних;
  • размещение нуждающихся в помощи граждан в специальных учреждениях и организация подбора опекунов, которые смогли бы взять на себя родительские и попечительские обязанности;
  • участие в семейных спорах в качестве арбитра, решение конфликтов, в которые оказались вовлечены дети.

Не только несовершеннолетние вправе рассчитывать на помощь опеки. Все категории граждан, нуждающиеся в заботе посторонних и материальном обеспечении, могут обращаться в надзорную инстанцию для организации необходимой поддержки и оформлении льгот. Если человек признан недееспособным, в дальнейшем его судьбой будет заниматься ООП в сотрудничестве с другими госслужбами, родственниками или иными заинтересованными лицами.

Как органы опеки помогают семьям с детьми

Вокруг работы органов опеки и попечительства в обществе существует немало мифов и предрассудков. Как только разгорается какой-либо громкий скандал в СМИ с участием детей, сотрудников опеки часто упрекают в бездействии или, наоборот, в произволе. Как же на самом деле устроена работа опеки, как она может помочь семье и стоит ли ее опасаться, рассказывают сотрудники московских органов опеки и попечительства.

READ
Как правильно прописывается гражданство РФ в документах

ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ СИГНАЛ «SOS»

Первый вариант: москвичи самостоятельно обращаются в опеку. Есть приемные дни, когда любой человек может прийти со своей проблемой и получить бесплатную консультацию. С собой нужно иметь паспорт и документы, непосредственно относящиеся к сути обращения.

«Обычно речь идет о семейных конфликтах или судебных спорах. Например, по определению места жительства ребенка, установлению порядка общения, назначению алиментов и так далее», — рассказывает Дмитрий Иващенко, начальник отдела опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Молжаниновский.

Другая ситуация: семья оказывается в кризисе. «Сотрудники органов опеки обязаны „выходить в семью“ по любому сообщению о семейном неблагополучии. Это может быть сообщение от соседей, звонок на горячую линию, письменное обращение из школы, МВД, поликлиники или больницы», — рассказывает Дмитрий Иващенко.

Цель такого выхода — подтвердить или опровергнуть наличие в семье семейного неблагополучия. Если все в порядке, то работа с семьей на этом заканчивается. «Бояться этого выхода не стоит — это всего лишь работа сотрудников органов опеки, и они обязаны ее сделать. Перед сотрудниками не стоит задача отобрать ребенка или поставить семью на учет», — комментирует Дмитрий Иващенко.

При посещении семьи специалист опеки прежде всего обращает внимание на то, какие сложились отношения в семье, какой характер они носят, как родитель обеспечивает базовые потребности ребенка в еде, одежде, безопасности и развитии. «Специалисты опеки не оценивают ремонт в квартире или материальный достаток, но могут посмотреть, в рабочем ли состоянии сантехника и предметы первой необходимости — холодильник или плита для приготовления горячей пищи», — рассказывает Мария Прохорова, советник по вопросам опеки, попечительства и патронажа района Северное Бутово.

Какие условия в семье препятствуют нормальному развитию ребенка:

  • родители злоупотребляют алкоголем;
  • родители употребляют наркотики;
  • в квартире антисанитарные жилищно-бытовые условия;
  • ребенок длительное время не посещает школу и так далее.

План индивидуальной-профилактической работы определяется совместно с семейным центром: сюда входит психологическая и юридическая помощь, социальная и экономическая поддержка.

«Надо понимать, что отобрание детей из семьи — это исключительная и крайняя мера, которая применяется в случаях, когда ребенку опасно для его жизни находиться дома. Опека никогда не заберет ребенка из семьи, где недостаточный уровень доходов или есть конфликтные ситуации, не угрожающие ребенку напрямую. Как правило, опека, школа, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних стараются предотвратить ситуацию, которая может привести к отобранию ребенка», — объясняет Дмитрий Иващенко.

НА КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ СЕМЬИ

«Профилактическая работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, напрямую связана с балансом прав ребенка и прав родителей. Наша цель — в любое время поддержать семью с детьми, чтобы она сохранилась. Опека вместе с семейным центром и школой, в которой учатся дети, организуют комплексную работу с семьей», — отмечает Ольга Куликова, замначальника ОСЗН района Марьино.

Что такое трудная жизненная ситуация? К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.

Помощь. Родителей, нуждающихся в юридической помощи, специалисты семейного центра готовы проконсультировать бесплатно. Чаще всего родители интересуются вопросами, связанными с получением адресной социальной помощи в органах соцзащиты, бракоразводным процессом и назначением алиментов, постановкой на учет малообеспеченных семей.

READ
СЗВ-М и СЗВ-ТД надо сдать вовремя

Семьям, где случаются конфликты между супругами, родителями и детьми, зачастую требуется психологическая помощь. В таких случаях к работе привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты.

Что такое социально опасное положение? Это категория семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, ненадлежаще исполняют родительские обязанности по содержанию, уходу и воспитанию детей. В подобных ситуациях сотрудники опеки регулярно посещают семьи, запрашивают информацию о детях из школ и поликлиник.

Помощь. Окажут содействие в получении медицинской помощи родителей от алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости родителям помогут устроить ребенка в детский сад или школу.

Орган опеки и попечительства вправе направить ходатайство в управляющую компанию о реструктуризации долга по оплате коммуналки и снятии заглушек. Если у родителей нет постоянного дохода, их направят в Центр занятости населения на переобучение или трудоустройство. Если семья имеет статус малоимущей или многодетной, районная управа может помочь отремонтировать квартиру.

Летом школьники из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут проводить время в детских городских лагерях. Особенно это важно для тех семей, которые по различным причинам не могут отправить своих детей отдыхать в загородные лагеря или на дачу.

ЦИФРА: На базе 30 семейных центров семьи с детьми могут получить:

  • Консультации юристов
  • Психологическую помощь
  • Адресную социальную помощь (сертификаты на продукты, технику, одежду)
  • Помощь специалистов по социальной работе

ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ: СОПРОВОЖДЕНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка приемных семей, в которых воспитываются дети, осуществляется постоянно. За каждой семьей закреплен специалист опеки.

К нему родители обращаются по всем вопросам, касающимся финансовых выплат и льгот (вознаграждение приемного родителя, выплаты на содержание подопечного и так далее). Одновременно специалист опеки может решить юридические вопросы, затрагивающие интересы подопечных детей. Например, оформление и получения жилья при наступлении совершеннолетия у ребенка.

«Замещающая семья ни в коем случае не чувствует себя оставленной один на один со своими проблемами. Опека всегда заинтересована в том, чтобы ребенку в семье было хорошо и комфортно», — считает Дмитрий Иващенко.

Специалист опеки и психолог, закрепленные за семьей, планово и регулярно посещают ее. Если выясняется, что родители или дети, например, нуждаются в психологической помощи, то опекуну предлагается заключить договор сопровождения с индивидуальным планом работы.

«Мы постоянно говорим приемным родителям, что не стоит скрывать сложности, с которыми они сталкиваются. Сообща легче решать возникшие проблемы и преодолевать трудные ситуации. Например, при необходимости специалисты встречаются с учителями и администрацией школ для решения возникших проблем с обучением подопечных детей, присутствуют на заседаниях советов профилактики школы, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних», — отмечает Мария Прохорова.

  • профессиональные консультации;
  • помощь юристов;
  • помощь педагогов;
  • социальную поддержку.

ЦИФРА: Сопровождением приемных семей занимается порядка 50 учреждений по всей столице — это ЦССВ, семейные центры, центры социального обслуживания, некоммерческие организации и другие.

«Наша основная задача — найти каждому ребенку семью. В настоящее время в столичных Центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ) находится 1409 детей. С 2013 года семью обрели почти 13 тысяч детей. Также увеличен размер ежемесячного пособия на содержание подопечных или усыновленных, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Например, при принятии в семью ребенка-инвалида на его содержание выплачивается более 29 тысяч рублей ежемесячно. Также ежегодно выделяется более 800 квартир для выпускников ЦССВ и приемных семей», — рассказала Елена Зайцева, начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и соцзащиты населения.

READ
Образец акта приема-передачи доли

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

С марта 2019 года сигналы о возможном семейном неблагополучии и жестоком обращении с ребенком поступают на горячую линию «051». Они обрабатываются и фиксируются специалистами Московской службы психологической помощи населению.

Так, за прошлый год поступило около 1500 обращений, из которых 39% касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. За ними закреплены помощники из социальных семейных центров для сопровождения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве проживает 1,5 млн семей, в которых воспитывается 2 млн детей и подростков.

Семьи с детьми — предмет особой заботы и внимания Правительства Москвы. Каждая семья может рассчитывать на социальную поддержку, включая выплаты и различные льготы.

Все дети Москвы имеют право на:

  • Бесплатный проезд в городском транспорте (до 7 лет)
  • Бесплатное лекарственное обеспечение (до 3 лет)
  • Бесплатное горячее питание — с 1-го по 4-й класс школы
  • Бесплатные школьные учебники
  • Бесплатное посещение городских театров и музеев (до 7 лет)
  • Продукты детской молочной кухни (до 3 лет)

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Полномочия органов опеки и попечительства

Что такое опека и попечительство и как работают органы опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д.

Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

что такое органы опеки и попечительства

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения. Что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Что же представляет собой органы опеки и попечительства?

Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

Что делают представители органов опеки?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.
READ
Освобождение от ндфл при продаже квартиры

опека и попечительство над детьми

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Задачи органов опеки и попечительства

Сам же закон об органах опеки и попечительства РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что сама опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности органов опеки и попечительства

Работа органов опеки и попечительства на местах

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.
READ
Как правильно прописывается гражданство РФ в документах

Говоря также об обязанностях органов опеки и попечительства, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться сохранность имущества подопечного?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки.

Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

Органы опеки никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Гарантий, что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом случае органы опеки должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия органов опеки

Проведение праздников для детей от соц опеки

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует органы опеки

Но если для органов опеки предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос.

Кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за органами опеки. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций. Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Ссылка на основную публикацию