Понятие и виды источников трудового права

Понятие и виды источников трудового права.

Источникамитрудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В ст. 5 ТК РФ приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: 1) Трудовой кодекс Российской Федерации; 2) федеральные законы и законы субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права; 3) указы Президента Российской Федерации; 4) постановления ПравительстваРФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 5) нормативноправовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 6) акты органов местного самоуправления. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ). По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ приравнивается к федеральным законам.

Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации

– Принятие локальных нормативных актов >>>

– Отмена локальных нормативных актов >>>

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

истечением срока действия;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

(часть шестая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

READ
ПФР в Брянской области официальный сайт

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

(часть восьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 20. Стороны трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, – также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями – физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее – работодатели – индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей – индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее – работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

READ
Таро прогноз для Тельца на октябрь 2022

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмойдесятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей – казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источники трудового права и их особенности

Под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования тру­довых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники ТП различаются по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере действия. При этом закреплен приоритет ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий по своей юр силе НПА не может противоречить вышестоящему.

Классификация источников:

1. По юридической силе:

– КРФ; ТК РФ и иные ФЗ; указы Президента РФ;

– постановления Прав-ва РФ;

– акты фед-х органов исп власти;

– конституции (уставы), законы и и ные НПА субъектов РФ;

– акты органов МСУ;

2. По содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА:

– регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);

– регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);

– регулирующие трудовые правоотношения спец-х субъектов (н-р, ФЗ «О гос гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

3. По сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).

Система источников имеет свои особенности, главными из которых яв-ся:

1) соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений.

Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых отношений и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) зак-ва, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) зак-вом.

2) наличие в системе большого числа межд-х актов, ратифицированных бывшим СССР и РФ. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Медж-ой организации труда (МОТ).

3) определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня.

READ
Объединение комнаты с балконом

4) участие в формировании системы источников работников, профсоюзов и работодателей. Такое участие осущ-ся через систему соц партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров.

Главное место отводится КРФ .

Она имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей тер-ии РФВ Конституции закреплены основные принципы трудового права (свобода труда, запрещение дискриминации и принудительного труда и др.)

В соответствии с КРФ признанные принципы и нормы межд права и международные договоры РФ явл составной частью ее правовой системы. В современных условиях придается большое значение конвенциям и рекомендациям МОТ. НЕ все ратифицированы, но многие учитываются в законотворческой и правоприменительной деят-ти.

Второе место занимают законы (как федеральные, так и субъектов Федерации).

В соответствии с КРФ труд зак-во находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, компетенцию разграничивается также на основании КРФ.

Среди ФЗ важнейшее место отводится Трудовому кодексу – важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей тер-ии РФ.

Новый ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, вкл 62 главы, а всего 424 статьи. По сравнению с КЗоТом введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.

Так же значительное место занимают и иные ФЗ, н-р,«Об основах охраны труда в РФ» и т.д.

Среди подзаконных актов главенствующее значение имеют указы Президента РФ, которые играют ведущую роль среди среди подзаконных актов источников тр права. Они обязательны для исполнения на всей тер-ии.

Постановления Правительства РФ стоят вслед за ФЗ и указами През-та и должны им соответствовать. В случаях их противоречия КРФ, ФЗ, указам През-та они могут быть отменены През-ом РФ. Так же обязательны для исполнения на всей тер-ии РФ.

Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и соц развития РФ, др министерств и ведомств, принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов гос управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.

Наряду с ФЗ, указами През-та, постановл Прав-ва, иными НПА к источникам относятся также законы и иные НПА субъектов РФ, которые действуют в пределах субъекта РФ. Их действие основано на конституциях и уставах субъектов РФ. Не должны противоречить КРФ и федеральным НПА.

ОМСУ вправе принимать в установленном порядке некоторые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты, регулирующие деят-ть органов занятости и трудоустройства либо определяющие режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и др акты, действующие в пределах их территорий.

С развитием соц партнерства в условиях рынка труда получает распространение новые источники права. К ним относятся соглашения различного уровня: генеральное, заключаемое на фед уровне, региональное, на уровне субъектов, отраслевое – на уровне отрасли, территориальное– на территории мун образования.

Все они явл результатом договоренностей участвующих в соглашениях представителей работников в лице соответствующих органов.

К источникам в рамках организации относится нормативная часть коллективного дог-ра, а также иные локальные нормативные акты, принимаемые в конкретной организации.

Акты ВС РФ НЕ!! Являются источниками трудового права, но они имеют важную форму для правоприменения.

Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во времени и в пространстве.

Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц. Положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Правила, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, распространяются на территории Российской Федерации на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

READ
У меня сгорел частный дом

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются в соответствии с ТК РФ (гл. 40-55).

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Перечень лиц, на которых не распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (если в установленном порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей), содержится в ч. 8 ст. 11 ТК РФ.

Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в нем либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: а) истечением срока его действия; б) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обратной силы не имеют и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие указанных актов распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных самими этими актами.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Трудовым кодексом (ст. 13) установлены следующие правила:

– федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ действуют на всей территории России, если в этих нормативных актах не предусмотрено иное;

– законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации;

– нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования;

– принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Понятие и виды источников трудового права

Источники трудового права – это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

READ
Вселение, доля квартира

В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Особенности источников ТП:1) издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. 2) могут быть приняты не только гос-ми органами, но и по их ОМС, субъектами ТП. 3) источники ТП отражают как общие, так и спец-е формы регулир-я труда. 4) могут применяться не только исходя из приданной им юр-й силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. 5) многие источники ТП не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению.

Виды источников ТП:

По юридической силе:

1. Конституция РФ. 2. Международно-правовые акты о труде. 3. ТК РФ 4. ФКЗ, ФЗ, подзаконные акты 5. Указы Президента РФ.

6. Постановления Правительства РФ. 7. Акты Министерств и ведомств РФ. 8. Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 9. НПА органов местного самоуправления. 10. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 11. Постановления Пленума ВС РФ. 12. Соглашения и коллективные договоры. 13. Локальные акты организации.

По формальному выражению источников ТП:

законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

По степени обобщенности:

1) Кодифицированные: ТК РФ

2) Некодифицированные: все остальные источники ТП РФ.

По субъектам:общие (отношения всех работников) и специальные (отдел-е категории работ-в).

По территории применения:международные, межгосударственные,общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные, индивидуально-договорные.

Конституция РФ как источник трудового права РФ.

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям.

С принятием КРФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 КРФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, КРФ является источником трудового права. При регулировании отношений, составляющих предмет ТП, применяются и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 КРФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана к-х объявлена обязанностью гос-ва. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законод-ва, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда.

В ст. 7 КРФ РФ провозглашена социальным гос-м, политика к-го направлена на создание условий, обеспеч-х достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей.

В ст. 18 КРФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосред-но действующими, опред-ми смысл, содержание и применение законов, деятельность органов гос-й власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Поэтому каждое решение органов гос-й власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда.

В ст. 19 КРФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 КРФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способ-ми к труду, право на труд в условиях, отвечающих треб-м безопас-ти и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискрим-ции, право на индивид-е и коллект-е трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

READ
Договор долевого участия с ипотекой: образец 2022 года

В ч. 5 ст. 32 КРФ гражданам РФ гарантировано право на участие в отправлении правосудия

В ст. 39 КРФ гарантируется соц-е обеспечение, в том числе при утрате трудоспособ-ти.

В ст. 43 КРФ сказано, что каждый имеет право на образование. трудовым законодательством льгот в связи с обучением.

В ч. 3 ст. 41 КРФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей.

В ч. 2 ст. 45 КРФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

Источники трудового права

Трудовое право регулирует отношения между работниками и работодателями. Оно представляет собой систему норм, которые в письменной форме фиксируются в специальных документах. Узнаем кратко об источниках трудового права.

Понятие и виды источников трудового права

Под источниками трудового права понимают те нормативные акты, которые направлены на регулирование трудовых и связанных с ними отношений.

Приведем классификацию источников трудового права, расположив их силе действия:

Принятая в 1993 году Конституция РФ заняла особое место в трудовом законодательстве. Особенность ее состоит в том, что она обладает высшей силой на территории нашей страны, поэтому все остальные законы и нормативные акты принимаются с учетом закрепленных ею норм. Согласно статье 37 Конституция провозглашает право всех граждан на труд и определяет основные принципы действия трудового законодательства.

Права граждан в области труда по Конституции РФ:

которые читают вместе с этой

  • право на свободный труд без принуждения;
  • право выбирать профессию и вид деятельности;
  • право на безопасные условия труда;
  • право на заработную плату не ниже установленного минимума;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на отдых;
  • право на защиту своих трудовых прав.

Также все граждане, независимо от их положения, национальности, пола имеют равное право на создание и участие в профессиональных союзах, на предпринимательскую деятельность.

Данные законы могут вносить некоторые изменения в разделы Конституции РФ.

В Конституции РФ зафиксировано, что общепризнанные международные нормы в области трудового законодательства являются составной частью системы источников трудового права.

На международной арене в качестве правозащитника трудовых прав людей, центра объединения стран по этому вопросу выступает Международная организация труда, действующая в рамках Организации Объединенных Наций.

  • Трудовой Кодекс РФ и другие федеральные законы

Действует в нашей стране с 2002 года. Он охватывает все возникающие по трудовым вопросам отношения. В нем отражены все права и обязанности работников и работодателей, что позволяет использовать данный документ и при заключении трудового договора, и при определении его условий, и при нарушении каких-либо трудовых прав.

Также к источникам трудового права относятся:

  • Законы субъектов РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные акты министерств;
  • Локальные нормативные акты.

Другие классификации

  • по сфере, в которой действуют, источники делятся на федеральные и местные;
  • по органам – на принимаемые Президентом РФ, высшими законодательными органами, Правительством РФ и так далее.

Что мы узнали?

В качестве источников трудового права выступают различные документы, которые полностью или частично посвящены регулированию трудовых вопросов. В первую очередь, к ним относятся Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, международные нормативные акты.

Понятие источников трудового права

Отношения в сфере труда между работниками, профсоюзами и работодателями регулируются трудовым правом.

READ
ПДД: штраф на остановку на пешеходном переходе

Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием.

Данная отрасль права возникла на стыке XIX-XX веков и является гарантом трудовых прав граждан и по сей день.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94 . Это быстро и бесплатно !

Общая информация

Источниками трудового права являются правовые и нормативные акты (указы, законы, постановления), регулирующие отношения в сфере применения труда.

Особую нишу среди них занимают Трудовой кодекс и Конституция Российской Федерации.

Необходимо отличать источники трудового права от актов правоприменения: так, Указ о награждении или присвоении работнику почетного звания источником права не является.

Определяющим фактором является наличие нормативного характера – общих обязательных правил поведения.

Основными видами являются международные и федеральные источники труда.

Международные

Международными источниками трудового права является совокупность стандартов регулирования труда, установленных международно-правовыми актами.

Используются эти стандарты трудовым законодательством государств, присоединившихся к соответствующему договору (т. е. ратифицировали его).

Созданием и регулированием международных стандартов труда занимаются ООН (Организация Объединенных Наций) и специализированная структура МОТ (Международная Организация Труда).

Федеральные

Федеральными источниками трудового права являются нормативные акты, являющиеся следствием правотворческой деятельности государства.

Акты Конституционного, а также Верховного Судов РФ не рассматриваются как источники трудового права. Напротив, постановления Пленума Верховного Суда (а также постановления Конституционного Суда) и другие разъяснения играют большую роль в провоприменительной практике.

Классификация

По правовой иерархии (по юридической силе) рассматриваются:

  • Конституция РФ;
  • пакты, конвенции международного регулирования труда;
  • законы;
  • подзаконные акты;
  • коллективные договоры и соглашения о труде;
  • локальные акты.

По форме акта:

По характеру принятия:

  • законы и постановления, принимаемые Государственной Думой;
  • распоряжения и указы Президента государства;
  • постановления Правительства страны;
  • акты министерств;
  • акты органов местного управления.

По сфере действия:

  • федеральные (общие) источники трудового права, регулирующие трудовые отношения всех работников на территории каждого региона в государстве, независимо от отрасли применения труда;
  • региональные (действуют в отдельном субъекте РФ);
  • отраслевые – действующие в определенном ведомстве народного хозяйства;
  • территориальные (местные и муниципальные);
  • локальные, которые действуют только для работников определенной организации или предприятия. Принимаются данные акты работодателем в соответствии с кодексом, коллективным соглашением и с учетом мнения (либо по согласованию) органа, представляющего работника.

Локальные источники трудового права могут приниматься:

  • только работодателем (должностные инструкции);
  • с учетом мнения специализированного объединения по защите прав работника – работодатель учитывает мнение профсоюза касательно проекта, но вправе утвердить его в любом случае.

Система

Под системой источников трудового права подразумевается единый комплекс нормативно-правовых актов, находящихся в определенной взаимосвязи.

Особенности системы источников трудового права:

  • Конституция, законы о труде федерального характера и положения ТК РФ имеют приоритетный характер на всей территории регионов государства;
  • содержание норм правовых актов должно соответствовать Трудовому Кодексу и повышать уровень его гарантий;
  • в систему входят не только нормативные акты федерального характера, но и правовые акты субъектов государства, а также международные акты и коллективные договоры;
  • участие профсоюзных органов, регулирующих охрану труда, в правотворческой деятельности государства;
  • регулирование труда федерального и локального характера.

Примеры

Международные источники трудового права:

  1. Всеобщая декларация прав человека, которая является 1-м документом международного масштаба, принятым после нарушения практически всех прав человека во Второй Мировой войне (1948). В нем отражены основные гражданские трудовые права: право на выбор работы, справедливое вознаграждение, отдых, оплачиваемый отпуск, создание профсоюзов и др..
  2. Международный пакт о культурных, экономических и социальных правах человека (1966), где более развернуто закреплены все трудовые права Всеобщей декларации. В Пакте ООН указано право на возможность заработка и получение вознаграждения независимо от пола, происхождения, расы, политических и иных убеждений, вероисповедания, языка, и прочих обстоятельств.
  3. Международный пакт о гражданских правах (1966 год, в СССР ратифицирован в 1976 году), который устанавливает, что человек не может быть принуждаться к какой-либо трудовой деятельности (за исключением работы в местах лишениях свободы; военной службы; необходимый труд при чрезвычайном положении, угрожающем жизни населения).
  4. Конвенция о ликвидации ущемления в отношении трудовых прав женщин (1979 год, в СССР ратифицирована в 1980 году), где предусмотрены меры для уничтожения всех форм дискриминации женского пола в трудовой деятельности.
  5. Конвенция о сокращении рабочего времени, которая установила международный стандарт (40 часов) рабочего времени.
  6. Конвенция о политической деятельности в области занятости (1964) провозгласила содействие государства в продуктивной занятости населения.
  7. Конвенция №95 (1949), которая обязывает государство обеспечить систематическую оплату труда.
  8. Конвенция № 52 (1936) установила ежегодные оплачиваемые отпуска.
  9. Ряд конвенций, декретов и рекомендаций, которые посвящены охране труда, правам на профсоюзы и коллективные переговоры.
READ
Внеплановая проверка Ростехнадзора – основания

Федеральные источники трудового права:

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой кодекс как кодифицированный правовой акт.
  3. Закон «О занятости населения РФ», устанавливающий право на защиту от безработицы.
  4. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии регулятивного характера в социальных и трудовых отношениях», который предусматривает систему формирования специального органа, регулирующего проекты нормативно-правовых актов, согласование позиций сторон и др.
  5. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях труда», регулирующий создание, деятельность и ликвидацию профсоюзов.
  6. Федеральный закон, регулирующий обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Данный закон дополняет положения ТК РФ в вопросах возмещения вреда, который был причинен здоровью и жизни работника в процессе рабочей деятельности.
  7. ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», предусматривающий особые условия для работников, занимающихся производством и уничтожением химического оружия.

Договор как источник трудового права

Договор как источник трудового права рассматривается при условии, что он является результатом соглашения после переговоров и содержит нормы права.

В трудовом праве к источникам относятся коллективный договор и соглашения, регулирующие трудовые отношения.

Коллективный договор имеет локальный характер – подписывается работодателем и работниками. Соглашение – более длительный процесс согласования интересов между организациями и предприятиями, являющийся результатом развития торговых отношений.

Выделение индивидуального трудового договора как правового источника является спорным: с одной стороны та же регулятивная функция, что и у коллективного договора, с другой – признание законотворческого статуса его участников.

В связи с активным развитием рыночной экономики трудовая система нуждается в постоянном регулировании структуры.

Трудовое законодательство периодически корректируется, принимаются меры по оптимизации правовой базы (поправки к законам, дополнительные акты и декреты).

Уровень совместного регулирования трудовых отношений федерального и местного характера позволяет дополнить многообразие трудовых отношений.

Указанные источники трудового права призваны улучшить положение граждан в трудовой сфере.

  • наибольшую юридическую силу на территории нашего государства имеет Конституция РФ;
  • основными видами являются международные и федеральные источники труда;
  • акты правоприменения не являются источниками трудового права;
  • выделяются источники трудового права по форме акта, по юридической силе, по характеру и сфере влияния;
  • акты Конституционного, а также Верховного Судов РФ не могут рассматриваться в виде источников трудового права;
  • индивидуальный договор имеет двойную юридическую природу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Источники трудового права: понятие и виды

Содержание

Содержание

  • Источник трудового права: подробнее
  • Трудовое законодательство
  • Источники трудового права: классификация
  • Вторая классификация
  • Что такое кодификация
  • Что такое Трудовой Кодекс?
  • Что необходимо каждому рабочему знать о трудовых правах?
  • Собеседование
READ
Авансы выданные: проводки

Под источниками трудового права подразумеваются нормативно-правовые акты, задача которых – выполнять регулирование трудовых взаимоотношений, а также устанавливать права и обязанности сторон, которые вступают в такие правоотношения.

Источник трудового права: подробнее

Итак, источник трудового права фактически являет собой форму, в которой трудовое законодательство выражается в конкретном нормативно-правовом акте.

Согласно пятой статье Трудового Кодекса Российской Федерации, есть определённый список нормативно-правовых актов, который служит источником трудового права. Они выстроены в четко определенной иерархической структуре. Там они распределяются таким образом:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральные законы.
  3. Указы Президента Российской Федерации.
  4. Постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  5. Конституции, законы, а также другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
  6. Акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные документы, в которых приводятся нормы трудового права.

Трудовое законодательство

К другим нормативно-правовым документам, включающим нормы трудового права, можно отнести следующие документы:

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства.
  • Постановления, разъяснения и инструкции различных государственных органов, которые связаны с нормативно-правовыми документами, которые находятся выше по иерархии либо восполняют белые пятна в российском законодательстве, отвечая на распространенные вопросы.
  • Акты исполнительных органов на уровне субъектов.
  • Акты органов местного самоуправления.

В целом, нормативно-правовые акты могут быть разделены на:

  1. Локальные нормативно-правовые акты. Для них характерна ограниченная сфера действия. Они принимаются прямо в организации. К таковым относятся уставы, правила внутреннего распорядка, различные положения, касающиеся оплаты труда (например, премирование или увеличение зарплаты). Важно учитывать, эти нормативные акты не могут вступать в противоречие с теми, которые имеют более высокую юридическую силу.
  2. Акты высших судебных органов не являются источниками трудового права, так как постановления Пленума Верховного Суда правоприменительную практику судов обобщают, могут трактовать трудовое законодательство, но не являются его источниками. Задача Конституционного суда – определять то, является определенный нормативно-правовой акт конституционным.

Источники трудового права: классификация

Каждый нормативно-правовой акт, который является источником трудового права, имеет определенную юридическую силу. И по этому параметру они выстроены в четко определенной последовательности.

Вопрос того, в каком порядке располагаются эти источники, регулируется Трудовым кодексом РФ. На первом месте находится Конституция страны, поскольку она является главным законодательным актом, который регулирует все остальные. За ней они выстраиваются в следующем порядке:

  1. Федеральные конституционные законы.
  2. Международные нормативно-правовые акты, а также договоры, которые прошли ратификацию Российской Федерацией.
  3. Федеральные законы. Что касается вопросов трудового законодательства, здесь особую роль играет Трудовой кодекс РФ.
  4. Законы субъектов Российской Федерации.
  5. Указы Президента.
  6. Постановления Правительства.
  7. Нормативные акты министерств и ведомств. Что касается трудового законодательства, особую роль играют те постановления, которые связаны с Министерством Труда и социального развития РФ, а также Министерства здравоохранения и социального развития РФ (он пришел на смену первому).
  8. Нормативно-правовые документы органов местного самоуправления.
  9. Локальные нормативные акты, принятые на определенном месте работы. Если говорить о них, то они также являются источниками права, поскольку соответствуют основным критериям, по которым они определяются. Тем не менее, у них сфера действия маленькая, равно как и юридическая сила. Все существующие нормативно-правовые акты имеют большую юридическую силу.

Вторая классификация

Как еще можно классифицировать источники трудового права?

  1. По форме акта. Здесь есть большое количество разновидностей источников, к которым можно относить приказы, инструкции, рекомендации, указы, законы, и так далее.
    Помимо этого, сюда относятся коллективные договоры и соглашения, поскольку в последнее время трудовые отношения все чаще обретают договорной характер.
  2. По органам, которые приняли нормативный акт источники разделяются на акты, которые принимаются высшими законодательными органами Российской Федерации, Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, и так далее.
  3. По области применения. По этому параметру источники права действуют по всей российской территории. В таком случае они называются федеральными. Типичный пример – Трудовой Кодекс Российской Федерации. Если говорить об источниках права, которые касаются непосредственно определенного субъекта, то такие называются республиканскими, областными, краевыми, в зависимости от того, как этот субъект называется. Помимо этого, стоит выделить отраслевые, межотраслевые, территориальные и локальные источники трудового права.
  4. По степени обобщенности. Они могут быть кодифицированными и некодифицированными. К кодифицированным источникам относится Трудовой Кодекс.
  5. По отраслевой принадлежности. Сюда относятся как комплексные, так и отраслевые. В первом случае речь идет о нормах, которые затрагивают несколько отраслей. Типичный пример – Конституция. Она касается не только трудового законодательства, а и всех остальных сфер жизни человека и российского общества. Что касается отраслевых нормативно-правовых актов, типичным их примером служит закон о профсоюзах, который регулирует определенную сферу трудовых отношений.
  6. По характеру норм. Акты в этом случае могут быть нормативными либо специальными. В первом случае речь идет о Трудовом Кодексе в целом. Во втором же, например, мы можем говорить о законах, регламентирующих определенные профессии. Например, полицию либо деятельность госслужащих.
READ
Руководитель центробанка рф

Таким образом, источников трудового права выделяют большое количество.

Что такое кодификация

Кодификация – это почти что систематизация. Следовательно, кодифицированным может называться такой нормативно-правовой акт, в котором сформулированы общие нормы. Это высокая степень обобщения. В свою очередь, некодифицированные нормативные акты – это такие, которые имеют низкую степень обобщенности.

Что такое Трудовой Кодекс?

Одним из наиболее специфичных нормативно-правовых актов, которые служат источниками трудового законодательства, является Трудовой кодекс.

Что под ним подразумевается (официальным языком)? Трудовой кодекс являет собой набор законов, которые регламентируют правоотношения между наемным работником и работодателем. Это документ, который является обязательным по всей территории Российской Федерации. Нормы трудового кодекса касаются всех работников, независимо от того, они являются государственными служащими либо работниками коммерческих органов.

В целом, тот Трудовой Кодекс, который действует сейчас, был подписан 21 декабря 2001 года. Вступил же он в силу 1 февраля 2002 года. Всего в него входит 6 частей. Документ охватывает вопросы взаимодействия работодателя и наемного работника на всех существующих уровнях. Также в нем прописаны те права, которые имеют работодатель и наемный работник, а также их обязанности.

Особенность этого документа в том, что его надо знать, независимо от того, какой вы профессии. Без этого тяжело самостоятельно защищать трудовые права.

Что необходимо каждому рабочему знать о трудовых правах?

К сожалению, ситуации, когда нарушаются трудовые права, случаются довольно часто. Причем они очень разнообразные, начиная невыплатой заработной платы и заканчивая отказом в официальном оформлении. Тем не менее, у всех подобных злоупотреблений есть одна общая черта: из-за низкой юридической грамотности работников они даже не понимали, что это нарушение законодательства. Со всеми вытекающими последствиями.

Некоторые ошибочно считают, что работники и работодатели являются одной большой семьей. Это не так, поскольку интересы работников и работодателей во многом расходятся. Последним надо получить максимум труда за минимальные деньги. Первым же нужно как раз наоборот, работать меньше, а получать как можно больше. Поэтому конфликт этот будет всегда. И именно трудовое законодательство помогает его разрешить с пользой для обеих сторон.

Собеседование

Первый этап, когда уже можно заподозрить неладное – это собеседование. Поэтому необходимо еще при трудоустройстве прояснить следующие вопросы:

Ссылка на основную публикацию