Акцизы на бензин с 1 января 2022 года

Торопливный демпфер

Правительство спешит доплатить нефтяным компаниям за поставки на внутренний рынок

Власти могут ускорить принятие законопроекта о корректировке параметров топливного демпфера — механизма, который компенсирует потери нефтяных компаний от продажи топлива на внутреннем рынке при увеличении цен на нефть. По данным “Ъ”, проект должен быть одобрен 10 февраля на заседании правительства. По словам собеседников “Ъ” в отрасли, скорректированный механизм может заработать уже с 1 апреля, хотя в январе Минфин прогнозировал его вступление в силу с июля. Изменение параметров демпфера, по оценкам аналитиков, может увеличить выплаты нефтяным компаниям на 200–300 млрд руб. в зависимости от того, когда поправки вступят в силу.

Чтобы удержать в руках традиционный рост оптовых цен на топливо весной, власти могут скорректировать демпфер уже с 1 апреля

Чтобы удержать в руках традиционный рост оптовых цен на топливо весной, власти могут скорректировать демпфер уже с 1 апреля

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Чтобы удержать в руках традиционный рост оптовых цен на топливо весной, власти могут скорректировать демпфер уже с 1 апреля

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Правительство на заседании 10 февраля рассмотрит законопроект Минфина о корректировке параметров демпфера, рассказали источники “Ъ”, знакомые ситуацией. По мнению источников “Ъ”, проект будет одобрен и уже на следующей неделе внесен в Госдуму. Два источника “Ъ” сообщили, что в начале этой недели проект прошел одобрение комиссии по законопроектной деятельности правительства. В пресс-службе правительства сказали “Ъ”, что «проект будет внесен в Госдуму после рассмотрения в установленном порядке на заседании». В Минфине и Минэнерго от комментариев отказались.

Демпферный механизм придуман для того, чтобы стабилизировать стоимость топлива на внутреннем рынке при скачках цен на нефть. В рамках него НПЗ получают компенсации, которые рассчитываются как 65% от разницы между экспортной ценой и индикативной (фиксированной) внутренней ценой топлива. Взамен НПЗ не допускают резкого роста оптовых цен, удерживая их в определенном коридоре. Так, компенсации по демпферу перестают выплачиваться, если реальная оптовая цена превышает индикативную более чем на 10% для бензина и на 20% для дизтоплива. Наличие демпфера важно, поскольку правительство неформально сдерживает розничные цены на заправках, настаивая, чтобы они не росли быстрее инфляции. Но оптовые цены на топливо могут увеличиваться гораздо быстрее — на десятки процентов в год,— что ставит АЗС перед необходимостью работать с нулевой рентабельностью или даже в убыток.

По данным “Ъ”, согласно проекту Минфина, индикативные цены на бензин и дизтопливо в демпфере сохранятся в 2022 году на прежнем уровне 55,2 тыс. руб. и 52,25 тыс. руб. за тонну соответственно.

При этом размер компенсации вырастет с 65% до 83%.

По словам источников “Ъ”, проектом также предлагается сузить коридор действия для дизтоплива до 15%.

По словам источников “Ъ”, у правительства и отрасли есть понимание о необходимости ускорить принятие законопроекта, чтобы скорректированный демпфер заработал уже с 1 апреля, перед уходом НПЗ на весенние ремонты. В этот момент также сезонно увеличивается спрос на топливо, что обычно приводит к существенному росту оптовых цен. Кроме того, существуют риски дальнейшего увеличения цен на нефть, что может стать дополнительным фактором для роста цен на топливо. Тем не менее, по словам источников “Ъ”, срок вступления в силу поправок «будет зависеть от конъюнктуры». В конце января замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил, что поправки заработают только с 1 июля.

READ
Образец заявления о переносе отпуска по болезни

Почему бюджет может не заработать на налоговом маневре в нефтяной отрасли

Для Минфина более ранняя корректировка демпфера означает снижение поступлений в ФНБ. Из-за высоких цен на нефть размер демпфера стал весьма значительным и в январе, по оценке Reuters, составит рекордные 120 млрд руб.

Новые параметры демпфера должны остановить рост топливных цен за счет дополнительного снижения суммы выпадающих доходов НПЗ от реализации топлива на внутреннем рынке, отмечает партнер KPMG Виктория Тургенева. Дополнительным фактором обеспечения адекватной доходности АЗС должно стать сужение коридора изменения оптовой цены на дизтопливо.

По оценке Виктории Тургеневой, при текущих макропараметрах дополнительные выплаты за счет увеличения коэффициента компенсации могут составить 200–300 млрд руб. в 2022 году в зависимости от того, когда поправки вступят в силу.

Как анонсировал Минфин, компенсация бюджетных потерь от ожидаемых корректировок будет осуществляться поровну за счет увеличения нагрузки на нефтедобытчиков и средств ФНБ, напоминает она.

Когда может заработать увеличенный демпфер

По ее мнению, возможность отложить корректировку демпфера до июля во многом будет зависеть от динамики цен на нефть и конъюнктуры топливного рынка в ближайшее время. Эксперт напоминает, что изначально корректировка демпфера планировалась с января 2022 года, но сезонное снижение топливных цен позволило отложить этот вопрос.

Что ждет российских водителей с января 2022 года

Ряд поправок в законы, одобренные российскими властями, в новом году уже вступили в силу: одни ужесточат наказание за безответственное вождение вплоть до уголовной ответственности, другие — затронут кошельки. Подробнее о том, какие изменения ждут российских автомобилистов на дорогах, заправках, в автосалонах и на парковках, — в материале Mafin Media.

Уголовное наказание для злостных нарушителей

Прошлый год запомнился чередой трагических ДТП , причем смертельные столкновения были драматически похожи — превышение скорости, выезд на встречную полосу, громкие имена и систематическое нарушение правил дорожного движения (ПДД) .

С 10 января 2022 года за злостное нарушение ПДД любителю быстрой езды грозит тюремный срок.

лишение прав

Акцизы на автомобили, мотоциклы и бензин

Ставки акцизов на легковые автомобили, мотоциклы, бензин и дизельное топливо с 1 января были проиндексированы в среднем на 4% .

По закону акцизом в России облагаются авто с двигателем мощностью свыше 90 л. с. и мотоциклы свыше 150 л. с.

Так выглядят актуальные значения ставок акцизов на авто (в расчете на 1 л. с.) в 2022 году по сравнению с предыдущим годом:

  • автомобили до 90 л. с. — 0 руб.;
  • автомобили 90–150 л. с. — 53 руб. против 51 руб.;
  • автомобили 150–200 л. с. — 511 руб. против 491 руб.;
  • автомобили 200–300 л. с. — 836 руб. против 804 руб.;
  • автомобили 300–400 л. с. — 1 425 руб. против 1 370 руб.

Акциз на мотоциклы мощностью свыше 150 л. с. вырос на 4% и составил 511 руб. за л. с. против 491 руб. в 2021 году.

READ
Миграция из России в Польшу

Акцизы с 1 января 2022 года выросли и на бензин, дизельное топливо, моторные масла и сжиженные углеводородные газы (СУГ) . Последние, к слову, ранее акцизами не облагались. Акциз на бензин класса «Евро 5» подорожал до 13 793 руб. за тонну с 13 262 руб., на дизель — до 9 556 руб. за тонну с 9 188 руб., ставка акциза на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей выросла до 6 075 руб. за тонну с 5 841 руб. За тонну СУГ , направленного на переработку, с 1 января 2022 года установлен акциз 4 500 руб .

ОСАГО и тарифный коридор

Новые границы тарифного коридора ОСАГО вступили в силу 9 января 2022 года. Соответствующее указание Банка России, увеличивающее их для легковых автомобилей на 10% , было опубликовано под конец 2021 года.

Напомним, что цена полиса ОСАГО формируется из базовой ставки, коэффициентов (КБМ, КВС, КТ и др.) и тарифного коридора, которые определяет Банк России. Ориентируясь на тарифный коридор, страховщики и устанавливают базовую ставку по ОСАГО для каждого водителя.

Так, минимальная базовая ставка для легкового автомобиля физлица теперь составляет 2 224 руб. , а максимальная — 5 980 руб .

Одновременно с этим вступили в силу и новые территориальные коэффициенты , влияющие на конечную стоимость полиса в зависимости от региона, и новый коэффициент возраст-стаж водителя (КВС) .

Страховой полис ОСАГО

Финансовый омбудсмен

Обратиться в службу финансового уполномоченного с 1 января 2022 года в электронном виде можно будет только через обязательную идентификацию с помощью учетной записи портала госуслуг .

Закон о финомбудсмене вступил в силу в сентябре 2018 года, и в настоящее время большая часть решений службы приходится на споры по ОСАГО . В досудебном порядке финуполномоченные рассматривают споры потребителей со страховщиками, банками, микрофинансовыми организациями и НПФ, если размер требований не превышает 500 000 руб.

Пошлины на электромобили

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение обнулить ставку ввозной пошлины на электромобили с 4 мая 2020 года. Нулевая ставка на электромобили действовала до 31 декабря 2021 года, и продлевать ее не стали. Такое решение было принято на фоне планов правительства России по поддержке развития рынка электромобилей .

С 1 января 2022 года электромобили ввозятся по общим правилам со ставкой пошлины 15% .

Дооснащение автомобилей «ЭРА-ГЛОНАСС»

С января автопроизводители, получившие отсрочку по оснащению транспортных средств системой «ЭРА-ГЛОНАСС», начнут доустанавливать «тревожные кнопки».

Из-за дефицита электронных компонентов , который, в свою очередь, случился по причине распространения новой коронавирусной инфекции , данная мера была призвана снизить административную нагрузку на транспортную отрасль , которая оказалась в числе пострадавших.

Строящиеся объект недвижимости

Отмена госпошлины за водительские удостоверения призывников

С нового года от уплаты госпошлины за выдачу водительского удостоверения на управление транспортными средствами категории D и подкатегории D1 освобождены призывники и прошедшие подготовку по военно-учетным специальностям солдаты, матросы и сержанты.

Госпошлины за право управления транспортными средствами и самоходными машинами составляют от 500 руб. до 3 000 руб .

Обязательный техосмотр

С 30 декабря 2021 года также отменен обязательный техосмотр для оформления полиса ОСАГО. Теперь он добровольный для частного пользования авто, а обязательным остался для транспорта, предназначенного для пассажирских или грузовых перевозок, — автобусов, грузовиков и машин такси.

READ
Хранение графика отпусков 2022

Отложенные правки

С января 2022 года на март было перенесено введение новых правил медосмотра водителей . Тем, кто был лишен прав за управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, будет необходимо сдавать на анализ кровь и мочу .

Еще одно нововведение вновь было отложено до лучших времен, оно касалось покупки «красивых» госномеров через портал госуслуг с 1 января 2022 года . Проект постановления правительства, предусматривающий официальную продажу таких государственных регистрационных знаков (ГРЗ) на аукционах, был разработан Минэкономразвития в 2019 году.

Однако документ не раз сталкивался с критикой и так и не был одобрен кабинетом министров.

Повышение акциза на бензин в 2022 году

Содержание

Содержание

  • Повышение акциза на бензин в 2022 году
  • Ставки акциза на бензин и нефтепродукты
  • Новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин
  • Срок уплаты акциза на прямогонный бензин

03.09.2022 года Президентом России подписан закон, согласно которому предусматривается поэтапное увеличение ставок акциза на бензин и нефтепродукты. 04.09.2022 года закон, зарегистрированный под номером ФЗ-301 и вступивший в силу, опубликован на официальном интернет-портале Госдумы. В статье разберем, предусмотрено ли повышение акциза на бензин в 2022 году.

Повышение акциза на бензин в 2022 году

В течение первого полугодия 2022 года вопрос о предстоящем повышении акциза на бензин и нефтепродукты активно обсуждался в кулуарах власти. В то же время представители нефтяных компаний заявляли, что с ростом акцизов возрастут и цены на бензин для потребителей.

В результате переговоров чиновников и представителей нефтебизнеса было принято решение об отсрочке повышения ставок акциза на нефтепродукты до 1 января 2022 года. По мнению властей, данный шаг временно «заморозит» рост цен на топливо.

Напомним, что ранее законодатели планировали повысить акцизы на бензин и нефтепродукты со 2-го полугодия 2022 года. Об этом неоднократно заявляли чиновники, в том числе Николай Козак, курирующий вопросы ТЭК и промышленности.

Ставки акциза на бензин и нефтепродукты

В соответствие с ФЗ-301, с 01.01.2022 года ст. 193 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой повышены акцизные ставки на бензин и нефтепродукты.

Согласно закону, в 2022 – 2022 гг. акциз на бензин, масла, авиационный керосин, прочие нефтепродукты останется без изменений. Повышение акцизных ставок предусмотрено с 1 января 2022 года в объеме 5-10% к ставкам акцизов, действующим ранее.

Актуальная информация о ставках акциза на бензин и нефтепродукты в период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года представлены в таблице ниже:

№ п/п Подакцизный товар Ставка акциза на 1 тонну подакцизного товара
с 01.07.2022 года 2022 год 2022 год 2022 год
1 Автомобильный бензин 5 класса 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб. 13.624 руб.
2 Автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу 8.213 руб. 12.314 руб. 12.752 руб. 13.262 руб.
3 Дизельное топливо 5.665 руб. 8.541 руб. 8.835 руб. 9.188 руб.
4 Моторные масла 5.400 руб. 5.400 руб. 5.616 руб. 5.841 руб.
5 Авиационный керосин 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб.
6 Средние дистилляты 6.665 руб. 9.241 руб. 9.535 руб. 9.916 руб.
7 Прямогонный бензин 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб.
8 Бензол, параксилол, ортоксилол 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб.
READ
Выдел супружеской доли в 2022 году

Новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин

Помимо повышения твердых ставок акциза на бензин, дизтопливо, масла и нефтепродукты, ФЗ-301 предусмотрен новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин.

Новая редакция ст. 193 НК РФ дополнена пунктами 6-9, согласно которым ставка акциза на прямогонный бензин определяется с учетом корректирующего коэффициента (Коэфф):

Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф.

Согласно заявлениям чиновников, дополнение расчета акциза на прямогонный бензин новым показателем (корректирующим коэффициентом) подразумевает поэтапное повышение ставки акциза в период с 2022 года по 2024 год включительно. На основании установленных значений корректирующего коэффициента, с 01.01.2022 года ставка акциза на прямогонный бензин будет повышена на 6%, в период с 2022 по 2024 – ежегодно на 5%.

Динамика повышения ставок акциза на прямогонный бензин в период с 2022 года по 2024 год представлена в таблице ниже:

Отчетный период С 01.01.2022 С 01.01.2022 С 01.01.2022 С 01.01.2022 С 01.01.2023 С 01.01.2024
Значение корректирующего коэффициента (Коэфф) 0,167 0,333 0,5 0,667 0,833 1
Ставка акциза на прямогонный бензин 13.912,45 руб. 14.720,05 руб. 15.532,50 руб. 16.344,96 руб. 17.152,54 17.965 руб.

Отчетным периодом для расчета акциза на прямогонный бензин является календарный месяц. Налогоплательщик рассчитывает сумму акцизного сбора как произведение количества прямогонного бензина (в тоннах), с которым в течение отчетного месяца совершены подакцизные операции, и налоговой ставки, определенной ст. 193 НК РФ.

В 2022 году, как и в предыдущие годы, плательщики акциза на прямогонный бензин вправе уменьшить сумму налоговых обязательств, применив налоговый вычет в порядке, предусмотренном ст. 200 НК РФ.

Формула расчета акциза на прямогонный бензин имеет следующий вид:

Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,

где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершение подакцизных операций с прямогонным бензином;
ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина на основании ст. 193 НК РФ.

Рассмотрим пример. На основании договора, заключенного между АО «Нефть Пром» и НПЗ «Южный», «Нефть Пром» осуществляет поставку прямогонного бензина на склады ПНЗ в общем количестве 6,8 тонн. Поставка производится в 2 этапа – часть бензина отгружается в декабре 2022, часть – в январе 2022.

Первую поставку прямогонного бензина в количестве 4,3 тонны «Нефть Пром» осуществил 17.12.2022. Остаток нефтепродуктов в количестве 2,5 тонны отгружен на склад НПЗ «Южный» 21.01.2022. Поставка бензина сопровождается оформление товарно-транспортных накладных и актов приема-передачи.

НПЗ «Южный» начисляет акциз на прямогонный бензин по факту оприходования товара на склад (17.12.2022 и 21.01.2022), в соответствие с действующими ставками.

Уплата акциза производится по итогам отчетного периода:

  • за декабрь 2022 – в размере 56.330 руб. (4,3 тонны * 13.100 руб.);
  • за январь 2022 – в размере 34.781,13 руб. (2,5 тонны * (13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167)).
READ
В каких случаях может возникнуть переплата НДФЛ

Срок уплаты акциза на прямогонный бензин

В 2022 году срок уплаты акциза на бензин и нефтепродукты остался прежним. Налогоплательщики, осуществляющие подакцизные операции с бензином, дизтопливом, моторным маслом, прочими нефтепродуктами, оплачивают акциз в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет акцизного сбора и применяемых налоговых вычетов отражается в налоговой декларации, срок подачи которой – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

При нарушении сроков оплаты акциза к налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ, а именно:

  • штраф в размере 20% от суммы неустойки;
  • пеня, начисленная за каждый день просрочки платежа;

Кроме того, за нарушение сроков подачи налоговой декларации по акцизам с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 5% от суммы начисленного акциза.

Насколько и почему могут вырасти цены на заправках в январе

С начала следующего года вырастет размер акциза на бензин – на 6,8% и на дизельное топливо – на 4%. Не оказать влияние на цены на АЗС это повышение не может. Благодаря государственному регулированию розничных цен на топливо скачок будет не очень сильным, но это заложит основание для дальнейшего роста цен.

На стыке 2020 и 2021 года бензин подорожал на 21 копейку, а дизельное топливо на 10 копеек, что для того периода было рекордным ростом. В этот раз скачок цен может быть больше. По мнению руководителя проектов ИГ “Петромаркет” Анны Лишневецкой, в условиях, когда рост розничных цен на топливо директивно ограничен уровнем инфляции, средняя цена на бензин марки АИ-92 на АЗС в январе 2022 года вряд ли сможет прибавить более 0,5%.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

В прошлом году рост составил 0,4%. То есть относительно последних данных Росстата бензин на заправках в начале января может подорожать в среднем на 25 копеек. При этом изменения не в лучшую сторону фискальных условий для нефтепереработчиков могут ухудшить рентабельность работы АЗС в 2022 году. А именно отсутствие маржинальности в течение большей части этого года многие эксперты называют причиной сильного роста розничных цен.

Но акцизы будут не единственной причиной подорожания. С января не в пользу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) изменятся параметры демпфирующего механизма. Он работает на оптовом рынке, компенсирует нефтяникам часть недополученной прибыли при высоких ценах на автомобильное топливо в Европе, когда они отказываются от экспорта и поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Рассчитываются выплаты при превышении индикативной (базовой) цены, которая устанавливается государством. Планируется, что она будет повышена для бензина с 52 300 рублей за тонну до 55 200 рублей за тонну, а для дизельного топлива с 50 700 до 52 250 рублей за тонну. Соответственно, выплаты по демпферу уменьшатся.

Ранее в минэнерго уточняли, что проводят постоянный анализ достаточности системных экономических мер, таких как демпфер, сдерживающих негативное влияние внешней ценовой конъюнктуры. В настоящее время продолжается проработка целесообразности, и просчитываются возможные варианты корректировок демпфера как по автомобильному бензину, так и по дизельному топливу с 1 января 2022 года, уточняли в ведомстве.

READ
Как в госуслугах создать личный кабинет после регистрации

Если бы налоговые новации, вступающие в силу с 1 января, начали действовать уже сейчас, то выплаты по демпферу для бензина снизились бы на 990 рублей за тонну, а для дизельного топлива – на 190 рублей за тонну, уточняет Лишневецкая. Соответственно вырастут и оптовые цены, что окажет влияние на розницу. Причем, даже если чистая маржа мелкооптовой торговли продуктом будет сокращена до минимально разумного уровня в 1000 рублей за тонну, чистая маржа операторов АЗС от продажи АИ-92 все равно не превысит 0,2 рубля за литр, считает эксперт.

Не меньшее значение для уровня цен будет играть ситуация на топливном рынке Европы и динамика нефтяных котировок. Сегодняшние параметры демпфирующего механизма рассчитывались в апреле-мае 2021 года при ценах на нефть в районе 50-60 рублей за баррель, и никто не прогнозировал их рост до 80 долларов и выше, как произошло осенью. Сейчас цены на нефть под влиянием нового штамма коронавируса “омикрон” немного снизились к 70 долларам, но если они возобновят рост, это станет дополнительным фактором для подорожания бензина и дизельного топлива в России.

Фото: istock

Наибольшее влияние рост оптовых цен на топливо окажет на работу независимых АЗС, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям и их дочерним структурам. На их долю приходится около 60% всех заправок в России. Причем наибольшая их концентрация – на Дальнем Востоке – самом проблемном регионе России по поставкам топлива. Независимые АЗС не могут создавать большие запасы бензина и дизеля, поскольку у них часто нет свободных средств для этого, а также компенсировать низкую рентабельность работы другими сферами деятельности.

В минэнерго ранее сообщали, что для сохранения стабильных поставок топлива на Дальний Восток в правительстве продолжается проработка механизма субсидирования перевозок нефтепродуктов, который должен заработать в 2022 году, его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка.

Транспортный налог и акцизы

Михаил Кобрин

Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.

Транспортный налог и акцизы

Акциз на топливо

Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.

С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

READ
Порядок поставки товара по договору поставки

Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.

Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

Акциз на автомобили

Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

  • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
  • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
  • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
  • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
  • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
  • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

READ
Как выкупить долг у коллекторов

Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

Транспортный налог

Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

  • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
  • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
  • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

Двойное налогообложение

Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.

Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

READ
Как проходит оформление внутреннего совместительства

С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

Замена транспортного налога акцизом

Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

Транспортный налог — региональный налог

За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

Рост цен на бензин

Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

Рост инфляции

Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.

Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.

С Новым годом — и с новыми налогами

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС –>

С 1 января государство, как обычно, увеличивает акцизные сборы. И рядовой потребитель в первую очередь ощущает это, покупая сигареты, алкоголь и заправляя машину.

Табак

В 2021 году был довольно существенный подъем табачных акцизов, они выросли на 20%. Это не означало, что на такую же величину изменится стоимость сигарет. На личном опыте — пачка за год подорожала примерно на 10%. Произошло это не сразу, а в течение года. С 2022-го акцизы вновь повышаются, на этот раз на 4%. О том, как может измениться стоимость сигарет, рассуждает член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли Антон Воронов:

Антон Воронов член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли «Цена никогда не изменяется скачкообразно или с 1 января. В принципе, это всегда ползучее повышение в течение года. Просто рост акцизов с нового года закладывается в цены. Конечно, все производители повышают цены плавно в течение года, чтобы это не было шоком для потребителя. Какие-то 10-15 рублей вполне можно ожидать».

READ
Арест Имущества До Суда

Таким образом, пачка сигарет среднего сегмента, которая пока стоит в районе 180-190 рублей, может подорожать примерно до 200. Изменяется и минимальная стоимость пачки — с 1 января не дешевле 112 рублей.

Алкоголь

Как сообщало со ссылкой на экспертов РИА Новости, с нового года акциз вырастет в среднем на 4-5%. В стоимости спиртного много других составляющих, в частности, у водки — пшеница, которая с прошлого года подорожала на мировых рынках. И производители предупреждали, что из-за этого цена на алкоголь может вырасти на 15%. Продолжает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз:

Вадим Дробиз директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) «Ставка акциза на крепкий алкоголь растет, и минимум на 5% российский крепкий алкоголь должен подорожать. Но тут влияет еще целый ряд факторов, который связан и с инфляцией, и со всем. Ведь бутылка водки вроде бы, кажется, при всей своей простоте — это совокупность целого ряда других продуктов: это и бутылка, и этикетка, и пробка, и логистика, и зарплата рабочих, и цена спирта, которая тоже растет, и вода, и различные ингредиенты, и прочее».

Топливо

С начала года вырастут топливные акцизы: 4% на дизель и почти 7% на бензин. Согласно соглашению, которое крупнейшие нефтяные компании заключили с правительством еще в 2018-м, внутренние топливные цены должны расти максимум в пределах официальной инфляции. При высоких мировых ценах на нефть власти выплачивают бизнесу компенсацию, при низких, когда премиальным становится внутренний рынок, компании платят деньги государству. Этот механизм позволяет сдержать цены. Инфляция, по предварительным данным Росстата, в 2021 году составит 8,4%. Соответственно, в этих пределах может подорожать топливо. Комментирует президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Что касается розничных цен, то всеми силами их будут удерживать в рамках инфляции, может, чуть выше инфляции. Говорить, что будет какой-то резкий скачок в январе, нет, не приходится. Рост, безусловно, продолжится. Но в целом то, что 2022 год будет, скорее всего, таким же сложным, то, что мы будем очень часто с вами общаться и то, что топливо у нас не выйдет из дискурса, точно можно гарантировать».

Кроме того, в 2022 году россиянам впервые придется заплатить новые налоги на доходы с депозитов. Необлагаемая сумма процентного дохода составляет 42,5 тысячи, за все, что свыше, нужно будет заплатить налог в 13%. А еще в 2021 году в Москве прошла очередная переоценка недвижимости. Из-за роста цен на жилье его кадастровая стоимость выросла больше чем на 20%. Соответственно, вырастут и налоги на имущество. Но до этих «писем счастья» еще далеко. Налоги на доход по вкладам и на имущество нужно будет заплатить до 1 декабря 2022 года. Так что еще есть время об этом подумать.

Ссылка на основную публикацию