Особенности проведения налоговой проверки

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.

Проведение выездной налоговой проверки КГН

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков воплощается налоговыми органами в целях проверки достоверности и правильности ведения налогового учета на отдельных предприятиях.

Проверки в отношении КГН проводятся также, как и стандартные проверки, но с учетом статьи 89.1 НК РФ.

Выездная проверка в отношении КГН проводится по налогу на прибыль.

Налоговые контролеры прибывают на территорию предприятия-налогоплательщика (ответственного члена консолидированной группы).

Решение о проведении проверки прочих участников осуществляется по согласованию с организациями, входящими в КГН.

Если компания, в отношении которой проводится проверка, не в состоянии предоставить помещение для проверки, то контроль осуществляется в помещении налоговых органах по месту регистрации КГН с предоставлением ответственной компанией полного пакета документов, необходимых для проведения качественной проверки:

  • книги учета расходов и доходов;
  • документы, подтверждающие движения по счетам;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • годовую бухгалтерскую отчетность;
  • налоговые декларации;
  • прочие документы по запросу инспекцию.

Решение о назначении выездной налоговой проверки КГН

Организации, сроком работы до 3 лет не подвергаются проверке, поскольку в этот период налоговая не осуществляет строгий контроль за достоверностью предоставляемых сведений.

Инспекция выносит решение о проведении проверки по месту ответственного участника КГН. При этом по запросу участников КГН, налоговая проверка проводиться не может. Ее инициатором должны стать налоговые органы, которые поставили фирму на учет.

В решении о проверке указывается:

  • наименования всех участников КГН: полные и сокращенные названия юридических лиц;
  • периоды, за которые проводится налоговая проверка (месяц, квартал, полгода, 9 месяцев);
  • сведения о проверяющих сотрудниках из налоговых органов: ФИО, должности.

Все лица, указанные в решении, могут проводить налоговую проверку участников КГН, но только если решение утверждено органами власти, утвержденными осуществлять налоговый контроль.

Права налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки КГН

Статья 89.1 НК РФ утверждает следующие права:

проверка может исполняться приоритетно по налогу на прибыль, поскольку он является предметом проверки (проверяется правильность сумм и порядка исчисления, а также достоверность представленной декларации – в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 89.1 НК РФ);

  • законодательством закреплено право проведения проверки на территории ответственного участника, на территории прочих участников КГН, а также, при отсутствии помещения для проверки у участников КГН, на территории налогового контролера (пункт 1, статьи 89.1 НК РФ);
  • налоговая проверка не может длиться более 2 месяцев.
  • В отношении выездной проверки запрещены самостоятельные проверки налоговыми агентами, но согласно пункту 3 статьи 89.1 Налогового кодекса, можно утверждать, что такая проверка не препятствует самостоятельным проверкам в отношении других налогов, исключая налог на прибыль.

    Изъятие документов является приоритетным правом налоговых органов.

    Если полученные налоговой инспекцией данные свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений и, если имеются основания полагать, что сведения могут быть уничтожены, сокрыты, заменены. Изъятие осуществляется в соответствии со статьей 94 НК РФ.

    Налогоплательщик должен помнить, что любое изменение реальных сведений по уплате налога на прибыль может привести к возникновению уголовной ответственности. Также могут быть применены санкции налогового законодательства в виде пеней и штрафов.

    Сроки проведения выездной налоговой проверки КГН

    Сроки проведения проверки составляют около двух месяцев, но могут быть продлены на то число месяцев, которое равно числу участников консолидированной группы (максимум до 1 года).

    Результаты проверки фиксируются в проверочном акте, который передается на хранение ответственному участнику (копия остается у налоговых органов).

    При получении и изучении акта проверки, участник консолидированной группы может оспорить проблемные моменты в течение 30 рабочих дней после вынесения решения по проверке. Это право закреплено пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса России.

    Прочие участники КГН могут участвовать в изучении материалов о проверке.

    Проверка может быть приостановлена согласно пункту 9 стати 89.1 Налогового Кодекса по решению руководителя из налоговых органов или его заместителя, вынесшего решение о проверке.

    Повторная выездная налоговая проверка КГН

    После завершения проверки может быть назначена повторная налоговая выездная проверка с целью проверить недостающие сведения. Эта проверка проводится независимо от того, когда была проведена предыдущая. Также не зависит процедура от налогового периода.

    К повторной проверке не применяются правила статьи 89 НК РФ о том, что налоговые органы не имеют прав проводить более одной проверки в один учетные период в отношении одного и того же налога (в данном случае налога на прибыль).

    Две проверки могут быть проведены в течение года в отношении одного налогоплательщика. При необходимости получения дополнительных сведений назначается повторная проверка.

    Органы по надзору за уплатой налогов не вправе провести выездную проверку за тот период, за который проведен мониторинг и исполнена обязанность по уплате налогов в соответствии с Налоговым Кодексом.

    Если налогоплательщик предоставлял уточненную декларацию по налогу на прибыль, то налоговые орган вправе провести внеочередную проверку.

    Справка о проведении выездной налоговой группы КГН

    Справка о том, что выездная налоговая проверка КГН была проведена, вручается ответственному участнику группы или его представителю. Порядок составления справки регулируется правилами пункта 15 статьи 89 НК РФ.

    Статья гласит, что справка о проделанной работе должна быть составлена в обязательном порядке в заключительный день выездной проверки. В документе фиксируются предмет и сроки проведения проверочных действий.

    Справка может быть передана лично в руки либо выслана участнику КГН по почте.

    Это необходимо, если налогоплательщик уклоняется от ее получения в срок более, чем 30 дней.

    Уклонение не наказывается, однако, если во время проверки были выявлены какие-либо недочеты, то налогоплательщик обязан их устранить. В случае, если требования не будут учтены, то налоговые органы назначат повторную проверку и будут взимать штрафы.

    Таким образом, выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется для проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами.

    Проверка назначается в плановом порядке либо при наличии сведений о том, что налогоплательщик укрывает часть налогов. Регулируются действия налоговых органов статьей 89.1 НК РФ.

    Какие особенности налоговой проверки ИП?

    Что такое налоговая проверка

    Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиками таких обязанностей, как:

    • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
    • правильность расчета налогов;
    • обоснованность применения льгот;
    • своевременность уплаты налогов.

    Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

    1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
    2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

    Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики «Налоговые проверки и их виды в 2018–2020 годах».

    Правила проверки в инспекции

    Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

    • логичность обязанности представления такой отчетности;
    • правильность применения ставок;
    • обоснованность льгот;
    • правильность арифметических расчетов;
    • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
    • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
    • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
    • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

    В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика – своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

    Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

    Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

    Срок этой проверки — 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

    Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1–4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

    Особенности выездной проверки

    Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

    • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
    • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
    • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
    • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3–5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
    • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов – 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6–8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях – до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

    По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

    Что в отношении проверки следует знать ИП

    В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

    Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

    • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
    • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
    • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
    • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
    • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
    • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

    Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

    • часто сдают отчетность с ошибками;
    • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
    • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
    • не платят вовремя налоги.

    Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2020».

    Рекомендации для ИП по проверкам

    В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

    • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
    • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
    • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
    • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
    • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
    • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

    Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по ссылке.

    Итоги

    ИП должен быть готов в налоговым проверкам — камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены – они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

    Особенности проведения налоговой проверки

    Библиографическая ссылка на статью:
    Гуменная Н.С. Особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок по налогу на прибыль организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61918 (дата обращения: 25.03.2019).

    Налог на прибыль организации занимает особое место в налоговой системе страны и в деятельности налогоплательщиков. По сути, он уменьшает желаемый конечный результат любой хозяйственной деятельности – прибыль, саму цель предпринимательства. Основными проблемами, связанными с организацией налоговых проверок по налогу на прибыль, являются: несовершенство налогового законодательства, недостаточный уровень автоматизации, коррупция.

    Данный налог обеспечивает регулярные значительные поступления в государственный бюджет. Налог на прибыль является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата (прибыли). Соответственно, стремясь к сохранению достигнутого результата, организации стараются минимизировать свои налоговые выплаты.

    Налогоплательщиками налога на прибыль являются:

    – российские организации (не применяющие специальный режим налогообложения);

    – иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации (как через постоянные представительства в Российской Федерации, так и без них).

    В качестве объекта налогообложения выступает прибыль организации, полученная налогоплательщиком, и для каждой группы плательщиков существует свой порядок определения прибыли как объекта обложения:

    – для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов;

    – для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ, это доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства;

    – для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, прибыль – доходы от источников в РФ.

    Очевидно, что многие организации ищут разнообразные пути ухода от налога (как в рамках законодательства, так и нелегальные), например, путем уменьшения налоговой базы. Государство, в свою очередь, старается создать условия для соответствующего администрирования и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения. Наиболее эффективным способом налогового контроля являются налоговые проверки. Рассмотрим, как проверяется правильность уплаты и исчисления налога на прибыль в рамках основных налоговых проверок – камеральной и выездной.

    Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации и документов, которые в соответствии с законодательством должны к ней прилагаться (прочие налоговые расчеты, документы, самостоятельно предоставленные налогоплательщиком, а также те, которые имеются у налогового органа о деятельности проверяемого субъекта). Также налоговые органы могут использовать информацию из внешних источников, таких как таможенные органы, миграционная служба, МВД, органы статистики и др.

    Налоговые органы могут дополнительно истребовать документы, подтверждающие налоговые льготы и обосновывающие и подтверждающие право на возмещение НДС.

    Камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль включает в себя проверку полноты предоставления налогоплательщиком документов налоговой отчетности и своевременности предоставления декларации, визуальную проверку правильности оформления документов и проверку правильности арифметических подсчетов.

    При выявлении в декларации ошибок или противоречий налогоплательщик оповещается об этом в течение 5 рабочих дней. Налогоплательщик вносит изменения в декларацию либо дает пояснения относительно неразрешенных моментов с правом предоставления любых документов, подтверждающих достоверность данных в декларации. По итогам проверки выносится акт, но только в том случае, если имело место нарушение налогового законодательства.

    В ходе камеральной проверки по налогу на прибыль изучаются и сопоставляются различные показатели, например, показатели налога на прибыль сопоставляются с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам. Также, разумеется, проверяется соответствие показателей нормам действующего законодательства.

    Межотраслевые показатели – один из главных инструментов инспектора при проведении проверки. Проанализировав среднестатистические показатели в той отрасли, в которой плательщик ведет свою деятельность, можно сделать выводы о добросовестности и законности его действий.

    Результаты проверок могут также рассматриваться аудиторами: “в случае предоставления аудиторам последних актов налоговой проверки анализируются имеющиеся разногласия, а также ведущиеся судебные разбирательства”.

    Хочется отметить, что некоторые процессуальные моменты, связанные с проведением камеральных налоговых проверок, являются спорными. Например, согласно ст. 88 НК РФ налоговые органы могут истребовать лишь определенные документы и “не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей”, однако ст. 93 и 93.1 утверждают, что налоговые органы вправе истребовать любые документы.

    Также есть спорный момент, касающийся права налоговиков нарушения срока камеральной проверки. Статья 88 говорит нам, что установлен 3-месячный срок для проведения проверки, отсчет которого начинается с момента предоставления плательщиком декларации. Налоговые органы не могут провести повторную проверку и вынести по ней решение, если данный срок был нарушен (за исключением случаев предоставления новой уточненной декларации – в этом случае старая проверка прекращается и начинается новая). Однако зачастую налоговые органы требуют от плательщика предоставления документов по истечении установленного срока. Постановление ФАС ЗСО от 24.07.2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37) гласит, что суд признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности за неисполнение требования о представлении документов, выставленного по истечении сроков для проведения камеральной налоговой проверки. В Постановлении ФАС СЗО от 20.12.2007 № А56-45570/2006 суд указал, что решение о привлечении к ответственности, принятое инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной за пределами установленного НК РФ срока, является недействительным. При этом в Постановлении ФАС ПО от 04.10.2007 № А65-29298/06 указано, что 3-месячный срок проведения проверки – организационный, а не пресекательный, следовательно, нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа незаконным.

    Также камеральная проверка решает важнейшую задачу налогового контроля – подготовку базы для отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, которую назначают тогда, когда возможности камеральной проверки исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

    Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или его обособленного подразделения при специальном разрешении руководителя налогового органа. Срок выездной налоговой проверки – 2 месяца, однако он может быть продлен до 4 или 6 месяцев.

    Выездной проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки. Налоговый орган имеет право проводить проверку в отношении одного налогоплательщика по какому-то определенному налогу или сразу по нескольким, но не более одной проверки в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако в случае ликвидации юридического лица или при поручении вышестоящего или правоохранительного органа может быть проведена внеплановая выездная налоговая проверка.

    Датой начала проверки считается день, в который было принято решение о назначении проверки, а датой окончания – день составления справки о ее проведении. Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить представителям налогоплательщика служебное удостоверение и решение о назначении проверки. Принято считать, что выездная проверка – более эффективный метод налогового контроля, чем камеральная, так как большинство налогоплательщиков привлекаются к ответственности именно после проведения выездной проверки.

    При выездной проверке по налогу на прибыль инспекторы занимаются проверкой первичных документов и регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности, различных договоров и приказов, а также осмотром различных объектов и помещений, которые могут использоваться налогоплательщиком для получения дохода.

    Методы проверки определяются исходя из различных факторов:

    – объема документации, которая подлежит проверке;

    – результатов анализа данных по деятельности плательщика, проведенного с целью выявить вероятность выявления нарушений законодательства;

    – особенностей бухгалтерского и налогового учета плательщика.

    В ходе выездной налоговой проверки по налогу на прибыль проверяющие анализируют и контролируют следующее:

    – правомерность применения налоговых ставок и льгот;

    – особенности бухгалтерского и налогового учета на проверяемом объекте и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы;

    – правильность исчисления налоговой базы, сумм налога, подлежащего к уплате;

    – соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, и показателей бухгалтерской отчетности;

    – соответствие показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Следует отметить, что методики, задачи и объекты выездной налоговой проверки и аудита по налогу на прибыль весьма схожи:”Основными задачами этого вида аудита являются:

    – оценка состояния бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль;

    – правильность определения объекта налогообложения;

    – правомерность освобождения от налогообложения отдельных доходов и расходов;

    – проверка формирования налоговой базы;

    – контроль за отражением налогооблагаемых показателей в аналитических регистрах налогового учета;

    – проверка отражения налоговых обязательств перед бюджетом в налоговой отчетности;

    – проверка полноты и своевременности уплаты налога в бюджет”.

    В процессе проверок по налогу на прибыль могут осуществляться дополнительные мероприятия налогового контроля:

    – истребование документов – является самым распространенным мероприятием. Истребуемые документы могут быть предоставлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде. Срок предоставления – 10 дней. В случае отказа или непредставления документов в указанный срок производится выемка документов (НК РФ, ст. 93);

    – выемка документов – производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (НК РФ, ст. 94);

    – допрос свидетеля – для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (НК РФ, ст. 90);

    – экспертиза – на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

    В завершение хочется выделить основные направления решения проблем, касающихся организации налоговых проверок по налогу на прибыль.

    Во-первых, что касается такой проблемы, как несовершенство российского налогового законодательства, которое до сих пор является весьма нестабильным и противоречивым, некоторые статьи Налогового кодекса очень трудны для восприятия как налоговиков, так и налогоплательщиков. Множество ошибок и противоправных действий организации совершают вовсе не с целью ухода от налогообложения, а ввиду невозможности правильно трактовать законодательные нормы. Все это приводит к существенным объемам судебных дел относительно правомерности действий плательщиков и самих сотрудников налоговых органов. Причем в подавляющем большинстве случаев суд выносит решение не в пользу организаций, что пагубно воздействует на развитие предпринимательства. В связи с этим необходимо отметить потребность урегулирования налогового законодательства на самом высоком уровне.

    Во-вторых, в настоящее время существует автоматизированная обработка документов при проведении камеральных проверок, а также специальные программные комплексы, позволяющие формировать рейтинги налогоплательщиков по различным критериям. В зависимости от результата подобного отбора устанавливаются плательщики, которые точно будут включены в план выездных проверок. В этом есть свои плюсы и минусы. В качестве отрицательного момента, на наш взгляд, выступает то, что данные автоматизированные системы, будучи полностью построенными на определенных видах вычислений и алгоритмах, тем самым заменяют интуицию и опыт работника налоговой службы, которые являются практически первостепенными при проведении расчетов и отбора плательщиков. С другой стороны, они снижают вероятность вычислительных ошибок и способствуют снижению риска коррумпированности и выражения субъективного мнения со стороны сотрудников налоговых органов.

    Коррупцию также можно выделить как одну из проблем, связанных с осуществлением налоговых проверок по налогу на прибыль.

    Правительство принимает меры для ее сокращения, в частности, приказ Федеральной налоговой службы об утверждении программы противодействия коррупции в налоговых органах от 19.01.2010 раскрывает основные мероприятия по борьбе с взяточничеством. Данный документ направлен на формирование системы противодействия коррупции и ее внедрению в налоговые органы.

    Эти меры, направленные на снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами, укрепление доверия граждан к налоговым органам, имеют определенные результаты, однако они не являются достаточными, в связи с чем также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

    Выездная налоговая проверка: особенности проведения у ИП

    Вопрос от читателя Клерк.Ру Светланы (г. Ханты-Мансийск)

    Как подготовиться к налоговой проверке? Я бухгалтер без опыта работы и не знаю, что конкретно они будут проверять. ИП на ЕНВД — продуктовый магазин.

    К сожалению, чтобы дать подробный ответ на данный вопрос, нужно обладать сведениями о том, какой тип проверки ожидается и по какому налогу. Поэтому я ограничусь лишь общими рекомендациями относительно выездных налоговых проверок.

    Напомню, что выездная проверка проводится на территории индивидуального предпринимателя (ИП) на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Если предприниматель не может предоставить проверяющим лицам необходимое помещение для проверки, то согласно его заявлению проверка может осуществляться по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п.3 ст.89 НК РФ), а ее предметом является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п.4 ст.89 НК РФ). Порядок истребования документов установлен ст.93 НК РФ. В целом налоговое законодательство не предусматривает существенных особенностей проведения выездных и камеральных налоговых проверок для ИП, пусть и не все положения НК РФприменимы к этому субъекту предпринимательской деятельности.

    Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик должен обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением проверяемых налогов. По общему правилу документы представляются в виде заверенных копий, однако это не лишает налоговиков права ознакомиться с оригиналами. При этом работать с подлинниками налоговики могут лишь на территории проверяемого лица. Из этого правила есть только два исключения:

    — проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;

    — выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.

    Перечислю основные моменты, на которые следует обратить внимание при прохождении выездной налоговой проверки.

    Состав проверяющих лиц. При проведении проверки на территории ИП следует сверить фактический состав проверяющих лиц с указаннымв решении о проведении проверки. В случае несоответствия предприниматель на законных основаниях имеет право отказать в доступе на территорию лишним контролерам. Бывают случаи, когда выездную проверку проводят не указанные в решении лица, однако акт по ее результатам ими не подписывается. В таких случаях доказать превышение полномочий контролеров (например, нарушение порядка проведения проверки) после окончания проверки практически невозможно.

    Сроки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).Согласно разъяснениям ФНС России в Письме от 22.10.2007 № ШТ-6-03/809@ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения соответствующего решения и до дня составления справки о проведенной проверке. Основание и порядок продления срока устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 № А19-4888/07-Ф02-4219/08 по делу № А19-4888/07).

    Период. В рамках выездной налоговой проверки контролеры имеют право проверять период, не превышающий трех лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено положениями ст.89 НК РФ). При этом согласно п.5 ст.89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение одного календарного года. Исключения составляют случаи, когда руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимает решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

    Инвентаризация. Согласно п.13 ст.89 НК РФ уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, при необходимости могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также произвести осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст.92 НК РФ.

    Выемка документов. Если должностные лица, проводящие проверку, имеют достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о правонарушениях, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, они вправе произвести выемку этих документов.Процедуру выемки документов описывает ст.94 НК РФ. А порядок изъятия документов определен соответствующей инструкцией, утвержденной Письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 № 16/176. Согласно п.1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. Данное постановление подлежит утверждению и подписывается руководителем налогового органа (или его заместителем), вынесшего решение о проведении налоговой проверки (согласно Федеральному закону от 16.11.2011 № 321-ФЗ).Постановление вручается уполномоченному лицу налогоплательщика под подпись. Форма постановления утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Эта форма должна быть полностью заполнена, то есть в обязательном порядке должно быть указано, у какого лица производится выемка, где, в связи с чем, а также какие именно документы подлежат изъятию. Особо отмечу то, что указанное постановление должно содержать достаточные основания для того, чтобы выемка документов была признана правомерной. Если же из постановления не следует наличие реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов, то контролеры не имеют права производить выемку. Скорее всего, как показывает арбитражная практика, в данном случае суд вынесет решение в пользу налогоплательщика (например, Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2006 № КА-А40/6276-06 по делу № А40-82103/05-35-67).

    Окончание выездной проверки.В последний день проверяющие лица обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утверждённойПриказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@, в которой зафиксировать предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. ЕслиИП (или его представитель) уклоняется от получения данной справки, ее направляютпо почте заказным письмом.

    Также я рекомендую ознакомиться с положениями Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы».

    Подробнее о прохождении налоговых проверок вы можете узнать из методик экспертов справочно-правовой системы «Норматив». Методики будут доступны сразу после регистрации в демо-версии системы.

    Получить персональную консультацию Тамары Мокеевой в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

    Ссылка на основную публикацию