Росприроднадзор подготовил формы проверочных листов

Разработка и применение Росприроднадзором форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)

1 РОСПРИРОДНАДЗОР Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Разработка и применение Росприроднадзором форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) Викулов Вадим Геннадьевич заместитель начальника Управления-начальник отдела правоприменительной практики Управления правового обеспечения деятельности и экологических экспертиз

2 2 Основания разработки проверочных листов Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Паспорт реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Росприроднадзора, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Этапность разработки проверочных листов согласно паспорту Росприроднадзора 1 На 2017 год запланирована разработка проверочных листов, применяемых при проведении государственного надзора в области обращения с отходами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ государственного надзора в области использования и охраны водных объектов государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр государственного земельного надзора 2 На 2018 год запланирована разработка проверочных листов, применяемых при проведении иных видов федерального государственного экологического надзора

3 3 источники информации, использованной для разработки проверочных листов Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденный приказом Росприроднадзора от Разработанные Службой для применения при проведении отдельных видов федерального государственного экологического надзора методические рекомендации по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и/или иную деятельность Предложения территориальных органов Службы к проекту приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)», подготовленные с учетом наработанной ими практики проведения проверок

4 4 Объем проверочных листов сфера использования проверочного листа федеральный государственный экологический надзор (общий список контрольных вопросов) федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр государственный земельный надзор государственный надзор в области обращения с отходами надзор в области охраны атмосферного воздуха государственный надзор в области использования и охраны водных объектов государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой количество вопросов

5 5 апробирование проверочных листов 12 территориальными органами Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю

6 6 Типовые замечания, поступившие в рамках общественного обсуждения проекта приказа замечания возражения Росприроднадзора Из столбца «реквизиты нормативных правовых актов» проверочных листов необходимо исключить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, так как КоАП не является нормативным актом, содержащим обязательные требования Необходимо исключить из проверочных листов вопросы о требованиях, об исполнении которых Росприроднадзор обладает информацией В отдельных случаях в отраслевых НПА отсутствуют обязательные требования, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьями КоАП РФ, и возбуждать дела об административных правонарушениях по которым уполномочен Росприроднадзор, в связи с чем исключить ссылки на КоАП РФ из проверочных листов не представляется возможным. Также согласно общим требованиям к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), форма проверочного листа должна содержать соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты НПА. КоАП РФ является нормативным правовым актом федеральным законом, использование которых допускается в качестве источника обязательного требования Вопросы, включенные в формы проверочных листов, определяют содержание проверки/ее предмет. Соответственно, исключение из проверочного листа вопросов о требованиях, об исполнении которых Росприроднадзор обладает информацией, сделает невозможным проверку соблюдения таких обязательных требований

READ
Грозят коллекторами, если не выкуплю товар, что делать?

7 7 прогнозируемые результаты применения проверочных листов минимизация степени вариативности принятия решений должностными лицами посредством установления четких оснований и критериев принятия решений подробная регламентация организационного процесса контрольнонадзорной деятельности профилактика коррупции обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур

8 8 использование проверочных листов в Личном кабинете природопользователя позволит осуществлять первичное профилирование осуществлять формирование персонального проверочного листа предлагать природопользователю заполнить или актуализировать свой проверочный лист заполнять и направлять в Росприроднадзор природопользователем форму проверочного листа направлять инспектором Росприроднадзора природопользователю в рамках документарной проверки запроса о представлении дополнительных обосновывающих документов и их получение инспектором использовать в рамках выездной проверки полученные инспектором Росприроднадзора через Личный кабинет природопользователя сведения и обосновывающие документы использовать Мобильное автоматизированное рабочее место инспектора, содержащее данные Досье природопользователя, его проверочного листа фиксировать выявленные в ходе проведения проверки нарушения обязательных требований и учитывать факты таких нарушений при динамическом расчете категории риска

“Разъяснения по вопросу использования проверочных листов (списков контрольных вопросов)”

1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ);

2. постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 “Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)”;

3. постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 N 762 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”;

4. постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 “О федеральном государственном экологическом надзоре”;

5. постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 “Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр”;

6. постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 “Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре”;

7. постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 “О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”, которым утверждены, в том числе:

7.1. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;

7.2. Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;

7.3. Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

7.4. Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах;

8. постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 “Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)”;

9. постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 1391 “О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения”;

10. постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 29 “О федеральном государственном охотничьем надзоре”;

11. приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 “Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)” (зарегистрирован Минюстом России 09.11.2017, регистрационный N 48820);

12. паспорт реализации проектов стратегического направления “Реформа контрольной и надзорной деятельности” Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденный протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития “Реформа контрольной и надзорной деятельности” от 21 февраля 2017 г. N 13(2).

II. Сроки введения проверочных листов (списков контрольных вопросов)

В соответствии с частью 11.1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее – проверочный лист).

READ
В чем разница между техническим паспортом и планом

Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 N 762 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – постановление N 762) и установлена обязанность должностных лиц Росприроднадзора при проведении плановых проверок использовать проверочные листы.

Постановлением внесены изменения в 10 положений о видах федерального государственного экологического надзора.

Порядок применения проверочных листов при осуществлении плановых проверок в соответствии с изменениями, внесенными постановлением N 762:

федеральный государственный экологический надзор (общие вопросы)

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

государственный земельный надзор

государственный надзор в области обращения с отходами

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации

федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения

федеральный государственный охотничий надзор

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения

Необходимо отметить, что обязанности по использованию проверочных листов при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обращению с отходами постановлением N 762 не устанавливалось.

III. Общие положения о применении проверочных листов

В соответствии с изменениями, внесенными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:

возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;

угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.

Применение проверочных листов при проведении внеплановых проверок Законом N 294-ФЗ не предусмотрено.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

IV. Порядок заполнения проверочных листов при проведении проверок

Частью 11.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее – общие требования), в том числе, в п. 4 установлены требования к содержанию формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).

В соответствии с общими требованиями подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 “Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)”.

В формах проверочных листов, утвержденных Росприроднадзором, предусматривается 3 варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: “да”, “нет”, либо “н/р” – требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

В случае, если в проверочном листе ставится отметка “нет”, свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки “сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований”.

READ
Какой штраф за заклеенный государственный номер

Отметка “н/р” указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) не возложено обязанностей по исполнению соответствующего обязательного требования, например:

– проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы) – вопрос 22 приложения 1;

– у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов) – вопросы 1, 5 приложения 5, вопрос 1 приложения 6;

– проверяемое лицо соблюдает предельно допустимые выбросы (в этой связи отсутствует обязанность по установлению временно согласованных выбросов) – вопрос 2 приложения 5.

Отдельные вопросы, включенные в проверочные листы, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р).

Проверочные листы заполняются по тем видам государственного надзора, которые указаны в п. 5 приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении проверки.

В случае, если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора в части отдельных его видов (земельный надзор, геологический надзор и т.д.) заполнению подлежат форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу Росприроднадзора “Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)”), а также соответствующие формы по видам надзора.

В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.

В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.

При перечислении проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо указывать присвоенные им при постановке на государственный учет коды.

В п. 4 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, (приложение 1 к приказу) указываются все объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.

В п. 4 форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2 – 17 к приказу) указываются объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами; объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка; объекты, связанные с образованием и обращением с отходами, объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух, лесные участки, охотничьи угодья и т.д.).

Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.

V. Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа

При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки.

Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

READ
Индексация пособий в 2022 году: инвалидам, ветеранам

В случае отсутствия уполномоченных представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт (с приложением копии проверочного листа) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе, с информацией, указанной в проверочном листе), в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.

Применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки четко определен до ее начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.

Проводится анализ применения проверочных листов, в том числе:

– выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;

– выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;

– ведение статистики нарушений обязательных требований;

– профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.

Формы проверочных листов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ и официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Формы проверочных листов могут быть использованы для разработки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований.

Экологический надзор по новому чек-листу – Приказ от 08.12.2022 № 1694

Росприроднадзор внес изменения в проверочные листы (чек-листы) по экологии. Приказ ведомства от 08.12.2022 № 1694 вступил в силу 6 апреля 2022 года и с этой даты будет применяться при надзорных проверках.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.12.2022 № 1694 «О внесении изменений в пункт 8 приложения 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»

Часть изменений носит «косметический» характер — автор просто учел изменения в природоохранном законодательстве. Природопользователям будет интереснее, какие дополнительные вопросы включил Росприроднадзор в чек-лист, ведь это означает расширение области проверки.

Для чего нужны проверочные листы?

Проверочные листы (их еще называют чек-листы) содержат перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований законодательства.

Некоторые пункты касаются наличия определенных документов или сроков подачи этих документов в надзорные органы. В ответах на вопросы указывают реквизиты отдельных правовых актов, требования которых подлежат проверке.

Чек-листы решают две задачи:

Инспектор с их помощью систематизирует свидетельства аудита и не выходит при этом за рамки утвержденного плана проверки, не превышает свои полномочия.

Предприятие — природопользователь может с помощью чек-листов проводить самоаудит на предмет выполнения законодательных требований. Это полезно перед плановой надзорной проверкой.

Утвержденные чек-листы опубликованы на сайтах ведомств, осуществляющих контроль.

Вот некоторые виды проверок, при которых используют чек-листы:

надзор в области транспортной безопасности

в области промышленной безопасности (в том числе при эксплуатации ОПО)

в сфере охраны окружающей среды (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, экологический надзор)

надзор за соблюдением трудового законодательства

READ
Срок действия патента на работу

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов.

Что нового в чек-листе по экологии по приказу № 1694?

Росприроднадзор теперь дополнительно проверит:

Имеет ли ОПО I категории опасности комплексное экологическое разрешение либо разрешение (или лимиты) на выброс (или сбросы) загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

Выполнение условий комплексного экологического разрешения;

Сроки предоставления ОПО II категории опасности разрешения или лимитов на выбросы загрязняющих веществ в Росприроднадзор;

Предоставлена ли ОПО II категории декларация о воздействии на окружающую среду по утвержденной форме;

Достоверность предоставленной информации, которая указана в декларации, в том числе вид и объем производимой продукции, выполнение природоохранных мероприятий, количество загрязняющих веществ и отходов, аварии и инциденты с негативными последствиями для окружающей среды, программа производственного экологического контроля;

Обновление декларации, если были изменения в технологическом процессе, изменилось количество загрязняющих веществ или их качество;

Сроки внесения изменений в декларацию и сроки актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

Определение НДВ, НДС для стационарного источника загрязнения;

Соблюдается ли запрет на превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

Разработка технологических нормативов для ОПО I категории;

Для ОПО II и III категории план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения НДВ и НДС;

Для ОПО I категории программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения НДВ и НДС;

Ежегодное предоставление в Росприроднадзор отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Что делать природопользователям?

Мы рекомендуем предприятиям провести экологический самоаудит по новому чек-листу. Это позволит выявить «пробелы» в документации и закрыть их к плановой проверке Росприроднадзора, чтобы избежать административных штрафов за нарушения в сфере природопользования. Кстати, им в КоАП посвящена целая глава.

Новый чек-лист не страшен тем предприятиям, где в штате есть профессиональные инженеры-экологи. Эти специалисты и так следят за изменениями в законодательстве, и всегда готовы к ведомственным проверкам.

Если же вы не уверены в своих силах, воспользуйтесь нашей услугой экологического аудита.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Об утверждении формы проверочных листов (списка контрольных вопросов) для использования при проведении плановых проверок в рамках регионального государственного экологического надзора

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»,
п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить форму проверочных листов (списка контрольных вопросов) для использования при проведении плановых проверок в рамках регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, а также при осуществлении контроля соблюдения законодательства об экологической экспертизе, за осуществлением хозяйственной и иной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на объектах негативного воздействия на окружающую среду II, III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (приложение).

2. Должностным лицам Природнадзора Югры, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду II, III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, ограничиваться перечнем вопросов, включенных в форму проверочных листов (список контрольных вопросов).

3. Начальнику информационно-аналитического управления (Яворук С.А.) обеспечить размещение формы проверочных листов (списка контрольных вопросов) на официальном сайте Природнадзора Югры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

READ
Ставки налога на игорный бизнес

4. Приказ Природнадзора Югры от 20.12.2017 № 352-п признать утратившим силу.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель Службы С.В. Пикунов

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «_09_» ___01___ 2019 г № _02-п_

Проверочные листы (список контрольных вопросов)

применяемые при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, а также при осуществлении контроля соблюдения законодательства об экологической экспертизе, за осуществлением хозяйственной и иной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на объектах негативного воздействия на окружающую среду II, III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

(в редакции приказа Природнадзора Югры от «01» февраля 2022 г. № 15-п)

1. Настоящий проверочный лист (список контрольных вопросов) (далее – проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, а также при осуществлении контроля соблюдения законодательства об экологической экспертизе в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду II, III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

2. Проверочный лист (список контрольных вопросов) содержит вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (список контрольных вопросов).

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (ИНН) _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

4. Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указание на используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Реквизиты распоряжения руководителя, заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханы-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзора Югры) о проведении проверки__________________________________________________________________________________

6. Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в Едином реестре проверок ___________________________________________________________________________

7. Должность, фамилия и инициалы должностного лица Природнадзора Югры, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист______________________________________________________________________________________

8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:

Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования

Что нужно знать про проверочные листы с 2022 года

Для оптимизации проведения проверок и контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы органов контроля (надзора) могут использовать проверочные листы. С 1 марта 2022 года постановление Правительства РФ от 27.10.2022 № 1844 утвердило требования к проверочным листам и случаи их обязательного применения. Разбираем их в этой статье.

Регламент для проверочных листов

Постановление Правительства РФ от 27.10.2022 № 1844 (далее – Постановление № 1844) с 01.03.2022 регулирует следующие вопросы:

  • требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов;
  • требования к утверждению, применению и актуализации форм проверочных листов;
  • случаи обязательного применения проверочных листов.
READ
Оформление туристического приглашения в Россию

Далее разберём все эти моменты.

Проверочные листы, по сути, это списки контрольных вопросов, ответы на которые говорят о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Их формируют и утверждают контрольные (надзорные) органы – каждый по своему виду контроля, надзора.

Проверочные листы не могут обязывать соблюдать обязательные требования, не предусмотренных законодательством РФ.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы, указанные в решении об их проведении, инспектор заполняет в электронной форме путём внесения ответов на контрольные вопросы и заверяет своей усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 53 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).

Кто утверждает проверочный лист

Формы проверочных листов утверждают нормативными правовыми актами:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • уполномоченные на осуществление федерального госконтроля (надзора) государственные корпорации и публично-правовые компании;
  • органы исполнительной власти регионов, уполномоченные на осуществление регионального гоконтроля (надзора);
  • органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля.

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕДСТВИЕ

Виды проверочных листов

Контрольный (надзорный) орган может утверждать формы проверочных листов по:

  • объектам государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ);
  • категориям рисков;
  • контрольным (надзорным) мероприятиям.

Когда применение проверочных листов обязательно

Согласно п. 10 Постановления № 1844, использование проверочных листов обязательно при двух плановых контрольных (надзорных) мероприятиях – рейдовом осмотре и выездной проверке.

В этом случае контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа предусмотрен список вопросов, отражающих их соблюдение или несоблюдение. Однако иное может быть предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа.

Если в Федеральной государственной информационной системе «Реестр обязательных требований» изложено содержание обязательных требований, формы проверочных листов формируются на их основе.

Минэкономразвития России в письме от 21.10.2022 № Д24и-33301 пояснило, что до 1 марта 2022 года обязательное применение проверочных листов при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Закона № 248-ФЗ не предусмотрено.

Когда возможно применение проверочных листов

Контрольный (надзорный) орган вправе применять (т. е. не обязан) проверочные листы при проведении и других плановых контрольных (надзорных) мероприятий (кроме указанных выше), а также внеплановых.

Но есть 2 исключения, когда проверочные листы не фигурируют в проверках. Это:

  • внеплановое мероприятие, основание проведения которого – истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проведение контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.

Общественное обсуждение проектов проверочных листов

Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851. Общественное обсуждение проекта нормативного акта такого органа об утверждении формы проверочного листа должно происходить в соответствии с таким порядком.

Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта госкорпорации, публично-правовой компании, органа исполнительной власти региона, органа местного самоуправления не может длиться менее 15 календарных дней со дня размещения указанного акта на официальных сайтах этих органов. Они также обязательно должны предоставить возможность направления предложений, поступающих в рамках общественного обсуждения, на электронную почту указанных контрольных (надзорных) органов.

Поданные в период общественного обсуждения предложения рассматривают госкорпорация, публично-правовая компания, орган исполнительной власти региона, орган местного самоуправления. По каждому предложению они формируют мотивированную позицию об их учете (в т. ч. частичном) или отклонении.

Затем проект нормативного акта об утверждении формы проверочного листа направляют в общественный совет при контрольном (надзорном) органе (при его наличии) для обсуждения.

Результаты общественного обсуждения с учётом всех предложений, заключений, отклонений публикуют на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

Обязательные реквизиты проверочного листа

Форма проверочного листа должна включать следующие элементы:

  1. Название вида контроля, включенного в Единый реестр видов федерального государственного/регионального контроля (надзора), муниципального контроля.
  2. Наименование контрольного (надзорного) органа и реквизиты нормативного правового акта, которым утверждена форма проверочного листа.
  3. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые говорят о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.
  4. Графы для ответов «да», «нет», «неприменимо» на контрольные вопросы и графа «примечание», которую обязательно заполняют в случае ответа «неприменимо».
  5. Соотнесенные со списком контрольных вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов.
  6. Поля, предусматривающие внесение других сведений.
READ
Порядок получения прав на управление маломерным судном

В последнем пункте речь идёт о следующих реквизитах:

  • вид контрольного (надзорного) мероприятия (кроме случая, когда форма проверочного листа утверждена в отношении конкретного такого мероприятия);
  • дата заполнения проверочного листа;
  • объект государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которого проводится мероприятие;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина или ИП, его ИНН и/или ОГРН, адрес регистрации гражданина или ИП, наименование юрлица, его ИНН и/или ОГРН, адрес юрлица (его филиалов, представительств, обособленных подразделений) – контролируемых лиц;
  • место (места) проведения контрольного (надзорного) мероприятия с заполнением проверочного листа;
  • реквизиты решения контрольного (надзорного) органа о проведении мероприятия, подписанного уполномоченным должностным лицом этого органа;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица контрольного (надзорного) органа, в обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входят полномочия по виду контроля, в т. ч. проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проводящего мероприятие и заполняющего проверочный лист (инспектор);
  • QR-код в правом верхнем углу первой страницы формы проверочного листа (на основании постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 604 в рамках формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий).

Если контрольное (надзорное) мероприятие проводит группа инспекторов, проверочный лист должен заверить каждый из них + руководитель группы.

Размещение проверочных листов в Интернете

Формы проверочных листов после дня их официального опубликования должны быть:

  1. Размещены на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.
  2. Внесены в Единый реестр видов федерального/регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Если положением о виде контроля предусмотрено проведение профилактических мероприятий в форме самообследования, формы проверочных листов должны быть в формате, позволяющем гражданам, юрлицами, ИП самостоятельно оценить соблюдение обязательных требований.

Обновление проверочных листов

Закон обязывает актуализировать формы проверочных листов в случае изменения/отмены обязательных требований. Это происходит путём внесения изменений в нормативный правовой акт, которым утверждена форма проверочного листа.

Экологический контроль по-новому: порядок применения проверочных листов

Проверочный лист — это инструмент проверки, позволяющий оценить соблюдение нормативных требований. Его основной элемент — вопросы, которые отражают содержание этих требований. Такие конструкции должны однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли поднадзорное лицо соответствующее требование или нет.
Использование проверочных листов в контрольно-надзорной деятельности инспекторов Росприроднадзора устанавливают следующие нормативно-правовые акты:
– Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
– Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
– Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 г. № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
которым были внесены изменения в положение об видах надзора, осуществляемого Росприроднадзором;
– Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
– Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

В формах проверочных листов, утвержденных Росприроднадзором, предусматривается три варианта ответа: «да», «нет», либо «н/р» — требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

Отметим, что проверочные листы будут использоваться при плановых проверках организаций или предпринимателей, являющихся объектом федерального экологического контроля. Во время внеплановых проверок проверочные листы использоваться не будут. Применение проверочных листов при проведении внеплановых проверок Законом № 294-ФЗ не предусмотрено.
Заполнять проверочный лист и принимать решение о том, каким образом ответить на вопрос, будет должностное лицо контролирующего органа. Причем происходить это будет по итогам анализа всех собранных материалов. Поэтому проверочный лист — это не просто опросник. Для того чтобы сформулировать ответ на вопрос, одного лишь мнения проверяемого лица будет недостаточно.

READ
Можно ли дослужить, если был комиссован?

Польза для бизнеса
Сегодня многие требования к бизнесу избыточные или устаревшие, практически 90 % из них — с дублированием. Проверочный лист — это ограничитель предмета проверки. В таком ракурсе он дает преимущество для лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю.
Предметом проверки является соблюдение нормативных требований. Соответственно, ограничение предмета будет заключаться в определении круга требований, выход за который недопустим. Эту функцию как раз и выполняют вопросы проверочных листов: они показывают, чем государственные инспектора вправе интересоваться, а чем нет.
Основное преимущество проверочного листа в том, что он заранее раскрывает ограничения предмета проверки до ее начала. На сегодняшний день подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)». Данный приказ вступил в законную силу 20.11.2017 г.
Теперь лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.
В отдельных случаях проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: станут ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства. Организации и предприниматели будут более четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

Общие положения применения проверочных листов
С 2017 г. введены проверочные листы по семи направлениям надзора:
– геологический;
– земельный;
– обращение с отходами;
– охрана атмосферного воздуха;
– охрана водных объектов;
– обращение с озоноразрушающими веществами;
– общие требования.
По остальным видам экологического надзора — надзор на ООПТ, на шельфе, во внутренних водах, — проверочные листы будут применяться с 01.07.2018 г., в том числе по объектам, отнесенным к I категории.

Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки четко определен до ее начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.

В соответствии с изменениями, внесенными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:
– возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;
– угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора будет ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Порядок заполнения проверочных листов при проведении проверок
В формах проверочных листов, утвержденных Росприроднадзором, предусматривается три варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: «да», «нет», либо «н/р» — требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.
В случае, если в проверочном листе ставится отметка «нет», свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки «сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».
Отметка «н/р» указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо индивидуального предпринимателя не возложены обязанности по исполнению соответствующего обязательного требования, например:
– проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы);
– у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов).
Отдельные вопросы, включенные в проверочные листы, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.

Проверочный лист — это ограничитель предмета проверки. Предметом проверки является соблюдение нормативных требований. Соответственно, ограничение предмета будет заключаться в определении круга требований, выход
за который недопустим.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
– удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
– оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.
В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.
В п. 4 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу), указываются все производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.
В п. 4 формы проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2-7 к приказу), указываются производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами, объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка, объекты, связанные с образованием и обращением с отходами, объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух и т.д.).
Проверочный лист по результатам проверки заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.

READ
Ставки налога на игорный бизнес

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа
При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после ее завершения.
Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. Отметим, что у проверяемых лиц есть право в случае несогласия с информацией, изложенной как в акте проверки, так и проверочном листе,
в течение 15 дней с даты получения документов направить в орган контроля письмо с возражениями, которые должны быть рассмотрены. На такое письмо контрольно-надзорный орган обязан дать ответ по существу.

Польза проверочных листов очевидна
Применение проверочных листов не ухудшит положение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, поскольку как и до применения проверочных листов должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.
Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки четко определен до ее начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.
Будет проводиться анализ применения проверочных листов, в том числе:
– выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;
– выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;
– ведение статистики нарушений обязательных требований;
– профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.
Утвержденные формы проверочных листов опубликованы на официальном сайте Росприроднадзора в Интернете.

Ссылка на основную публикацию