Унитарные предприятия

Унитарное предприятие

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Содержание

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования)

УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). [1] Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». [2]

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества [источник не указан 1298 дней] унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов. [источник не указан 1122 дня]

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия, не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится общей совместной собственности его членов физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 7)
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Унитарное предприятие
    • Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
    • Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
    • Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
    • Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
    • Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
    • Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
    • Статья 9. Устав унитарного предприятия
    • Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия
    • Статья 11. Имущество унитарного предприятия
    • Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
    • Статья 13. Порядок формирования уставного фонда
    • Статья 14. Увеличение уставного фонда
    • Статья 15. Уменьшение уставного фонда
    • Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
    • Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
    • Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
    • Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
    • Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
    • Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли
    • Статья 21. Руководитель унитарного предприятия
    • Статья 22. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки
    • Статья 23. Крупная сделка
    • Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
    • Статья 24.1. Открытие банковских счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретение ценных бумаг кредитных организаций федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем
    • Статья 25. Ответственность руководителя унитарного предприятия
    • Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
    • Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия
    • Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия
    • Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия
    • Статья 30. Слияние унитарных предприятий
    • Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию
    • Статья 32. Разделение унитарного предприятия
    • Статья 33. Выделение из унитарного предприятия
    • Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
    • Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 37. Переходные положения
    • Статья 38. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
    “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”

    С изменениями и дополнениями от:

    8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа, 28 ноября 2018 г., 2, 27 декабря 2019 г., 31 июля, 23 ноября 2020 г., 2 июля, 30 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    14 ноября 2002 г.

    В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

    Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:

    – унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);

    – унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

    Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.

    Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).

    Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.

    Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия – не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

    Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.

    Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым – только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

    Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).

    Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.

    Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.

    Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.

    Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

    Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 3 декабря 2002 г. N 230, в “Российской газете” от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 436-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 294-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Унитарное предприятие

    Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

    Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

    Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

    В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Типы унитарных предприятий

    Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

    государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

    муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

    Сущность унитарного предприятия

    Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

    создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

    сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

    закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    неделимость передаваемого имущества;

    наличие единоличного органа управления.

    Основные причины создания унитарных предприятий

    К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

    осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

    осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

    необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

    Цель деятельности унитарных предприятий

    Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

    Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

    При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

    Учредительные документы унитарного предприятия

    Учредительным документом унитарного предприятия являются:

    решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

    Устав унитарного предприятия

    Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

    Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

    Уставный фонд государственного унитарного предприятия

    Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

    Имущество унитарного предприятия

    К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

    При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

    При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

    Источники формирования имущества унитарного предприятия

    Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

    другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

    прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

    полученные кредитные и заемные средства;

    начисленные суммы амортизационных отчислений;

    осуществленные предприятием капитальные вложения;

    полученные дотации из бюджета;

    дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

    добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

    иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    . собственник имущества казенного предприятия (унитарного предприятия, основанного на праве оперативного . Итак, законодательством собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного . делать унитарному предприятию при несогласии с изъятием? Если унитарное предприятие не . принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий. См., например, Постановление . дохода. * * * Собственник унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения .

    . . Муниципальная гарантия предоставлена администрацией (гарантом) унитарному предприятию (принципалу) без права регрессного требования . . Муниципальная гарантия предоставлена администрацией (гарантом) унитарному предприятию (принципалу) без права регрессного требования . , уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных . денежных средств ), которое безвозмездно получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия .

    В декабре 2020 года муниципальному унитарному предприятию на ОСНО переданы собственником в . ? В декабре 2020 года муниципальному унитарному предприятию на ОСНО переданы собственником в . именно эти рекомендации при раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном от . том числе ПНР (ПНД). Пример. Унитарное предприятие начислило в бухгалтерском учете в . к учету основных средств, полученных унитарным предприятием от собственника сверх уставного фонда .

    . госвласти и местного самоуправления (учреждение, унитарное предприятие) В пункте 2 ст. 146 . муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5). Предположим, что вышеперечисленные . местного самоуправления, муниципальному учреждению, муниципальному унитарному предприятию) результатов работ, в том числе . средств при их безвозмездной передаче унитарному предприятию (Определение ВС РФ от 21 .

    . договора банковского вклада для унитарных предприятий? Как отразить эту операцию . в бухгалтерском и налоговом учете? Унитарное предприятие (УП) имеет свободные денежные . договора банковского вклада для унитарных предприятий? Как отразить эту операцию . на депозите? Некоторые сделки унитарные предприятия вправе совершать только при наличии . ФЗ [1] собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия . 8209;18/01). Пример Унитарное предприятие денежные средства заключило договор .

    . уплаты налогов и страховых взносов унитарными предприятиями, получившими статус участника СЭЗ согласно . уплаты налогов и страховых взносов унитарными предприятиями, получившими статус участника СЭЗ согласно . . 26 ст. 381 НК РФ унитарные предприятия, получившие статус участника СЭЗ, освобождаются .

    . стоимость при реализации федеральными государственными унитарными предприятиями прав ограниченного пользования чужим земельным . добавленную стоимость являются федеральные государственные унитарные предприятия и, соответственно, покупатели таких прав . в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество, принимается к . по данным налогового учета реорганизованного унитарного предприятия. Положения абзаца седьмого пункта 1 .

    . государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями указанной . государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти . ) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий. При проведении проверки ревизоры изучают .

    Унитарные предприятия вправе для целей исчисления налога . используется в одном налоговом периоде. Унитарные предприятия вправе для целей исчисления налога . ОТ ) х 100 % Пример 1. Унитарное предприятие в учетной политике для целей .

    . неуплату или несвоевременную уплату налогов унитарное предприятие может быть привлечено к налоговой . неуплату или несвоевременную уплату налогов унитарное предприятие может быть привлечено к налоговой .

    . Как хотели наказать аптеку Муниципальное унитарное предприятие «Краснодарское городское аптечное управление» (далее .

    . /2018, где стороной спора выступило унитарное предприятие, отмечено, что денежная компенсация, предусмотренная .

    . , уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе с предоставлением .

    . прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», Постановлением Правительства РФ от 10 .

    . основе объектов основных средств государственным унитарным предприятиям (подпункт 5 пункта 2 статьи .

    Что такое унитарное предприятие?

    Унитарное предприятие – это коммерческая организация, главная особенность которой в том, что право собственности компании на имущество здесь отсутствует. «Унитарный» означает единый, неделимый, т.е. имущество нельзя разделить на доли, как это делается в акционерных обществах. Унитарным может быть не только предприятие, но даже целое государство.

    Учредители и виды унитарных организаций

    Учредителями унитарного предприятия могут быть:

    1. Российская Федерация
    2. Субъект РФ (республика, край, область, округ)
    3. Муниципальное образование

    И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами. Кроме стандартных сведений, он должен содержать информацию о целях и предмете деятельности УП, а также о величине его уставного фонда.

    Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.

    структура унитарных предприятий

    Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:

    1. оперативное управление
    2. хозяйственное ведение

    Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.

    Государственное унитарное предприятие

    По административно-территориальному делению выделяют:

    1. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)

    ФГУП имеют своим учредителем институты РФ и как коммерческие юридические лица преследуют две цели: реализацию определенных задач государства на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, нередко имеет второстепенное значение. Имущество такого предприятия может формироваться из заемных средств банков, государственных дотаций, собственной прибыли и др. Примеры организаций:

    1. ФГУП «Центр единых научно-технических разработок»
    2. ФГУП «Киноконцерн Мосфильм»
    3. ФГУП «Исследовательский центр инноваций и энергоэффективности»
    4. ФГУП «Инженерно-технический центр министерства обороны Российской Федерации» и т.д.

    Интересный факт : ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь инвестиции для реорганизации деятельности, а также как поиск источника финансирования при наличии долгов.

    Вообще не следует путать государственные унитарные предприятия (как организационно-правовую форму) с юридическими лицами, у которых доля акций принадлежит государству: у унитарных предприятий нет акций. Например, ФГУП «Охрана» Росгвардии – это федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Минфину РФ. Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетной задачей.

    2. Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)

    ГУП очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты РФ. Уставный фонд ГУП должен составлять не менее 5000 МРОТ, величина федерального МРОТ с 2021 года 12 792 руб. в месяц. В регионах допустимы свои ставки, но не ниже федерального значения.

    Банкротство ГУП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался «Ленгипроинжпроект» (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и должен около 20 млн. рублей. Рассмотрение дела пока отложено. В 2018 г. в такой же ситуации находился саратовский ГУП «Сартехинвентаризация» (БТИ), не плативший сотрудникам зарплату, однако все же сумевший погасить долги. Альтернативой банкротству при невыполнении обязательств может служить приватизация, т.е. передача ГУП в частные руки.

    Другие примеры предприятий:

    1. ГУП «Ингушэлектросервис»
    2. ГУП Саратовской области «Облводстрой»
    3. ГУП Курской области «Курский рыборазводный завод» и т.д.

    Муниципальное унитарное предприятие

    В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.

    Понятно, что здесь риск банкротства еще выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году банкротом стало МУП «Автотранспортные перевозки» в Северо-Западном округе, МУП ЖКХ «Энергия» и др. Примеры организаций:

    1. МУП г. Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление»
    2. МУП г. Благовещенска «Банно-прачечные услуги»
    3. МУП г. Приморска «Южный гавань» и др.

    Мнение экономистов : считается, что МУП является неэффективной организационно-правовой формой экономической деятельности. Производительность труда работников МУП по оценкам в 4-5 раз ниже, чем у работников иных организационно-правовых форм. Почему же она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками муниципальных властей.

    Сферы экономики, где обязательны формы собственности УП:

    • производство общественных благ (оборона, наука, культура, водоснабжение, уборка мусора и т.д.);
    • естественные монополии (почта, транспорт, энергетика);
    • предприятия стратегического назначения (судостроение, атомная энергетика, космическая отрасль)

    Производственное унитарное предприятие

    В отличие от российских ГУП и МУП, в Беларуси используется другое разделение:

    производственное унитарное предприятие (ПУП)
    торговое унитарное предприятие (ТУП)

    Основной вид деятельности ТУП – продажа продукции, тогда как ПУП занимаются ее производством. Примеры:

    1. ПУП «Донаприс» — производство плодовых и фруктово-ягодных столовых вин (Гомельская область);
    2. ПУП «Белкоопмех» — производство пушно-мехового сырья (г. Минск);
    3. ПУП «Завод СВТ» — производство контрольно-измерительных приборов (г. Минск);
    4. ПУП «Завод Белит» — производство бытовых электрических приборов и бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры (Витебская область);
    5. ТУП «Минск кристалл трейд», связанный с алкогольной продукцией, и др.

    В России ПУП отсутствуют. Интересно, что в Беларуси УП дают около 70% ВВП (существенно выше, чем в России и Европе), поскольку страна в большой части сохранила советскую модель функционирования экономики.

    Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично идет на экспорт, так что ПУП и ТУП еще и наиболее популярные формы предприятий на территории Беларуси. ПУП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.

    Статистика

    На конец 2019 года в РФ насчитывалось около 17 тыс. унитарных предприятий разного уровня (по данным ФНС России), однако ежегодно наблюдается тенденция к снижению их количества. В России в унитарных организациях работают около 3,5 млн. человек, т.е. примерно 2.5% общего населения страны.

    Топ-3 унитарных предприятия по объему годовой выручки в РФ (по данным СПАРК):

    1. ГУП «Московский метрополитен» – 108 млрд. руб. Транспортные услуги.
    2. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – 93 млрд. руб. Управление воздушным транспортом и его обслуживание.
    3. ГУП «Мосгортранс» – 45 млрд. руб. Транспортные услуги.

    Причины создания, плюсы и минусы УП

    • решение оперативных и стратегических вопросов, социальных задач;
    • использование государственного и муниципального имущества;
    • осуществление экономически убыточных, но необходимых видов деятельности.

    Преимущества по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:

    • надзор и защита вышестоящих государственных органов;
    • субсидии и дотации от государства;
    • очень часто монопольное право на оказание услуг, выполнение работ (электроэнергия, коммунальные услуги, авиа и ж/д перевозки);
    • риски банкротства отсутствуют или минимальны;
    • низкие процентные ставки по кредитам

    Недостатки :

    • отсутствие ведения свободной коммерческой деятельности;
    • жесткий контроль со стороны вышестоящих органов (согласование смет, планов ФХД);
    • длительный процесс согласования крупных сделок;
    • медлительность в принятии управленческих решений, смены стратегии развития, процедурах закупки товаров, работ, услуг

    плюсы и минусы унитарных предприятий

    Мировой опыт

    В зарубежных странах используется различная терминология для обозначения предприятий унитарного типа. В Дании это государственные корпорации, в Италии субъекты публичного права, в Швеции – государственные коммерческие агентства. В России как синоним УП очень часто используют формулировку «госсектор». Влияние госсектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.

    По данным РБК, в Китае госсектор дает около 40% ВВП, в России и других бывших республиках СССР – 35%, странах Восточной Европы – 20-25%, в странах Западной Европы лишь около 10%. В США унитарные предприятия называют государственными корпорациями. Они дают всего 3-4% ВВП.

    В каждой стране свои сферы деятельности, где преобладает госсектор. В Италии это металлургия и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжение. В США на унитарной основе действует космическая отрасль, почта и железнодорожные перевозки, а в Сингапуре – аэропорты, морские порты, мобильные операторы, авиакомпании.

    Новые тенденции

    Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:

    • искусство, культура, кино;
    • естественные монополии;
    • радиоактивные отходы;
    • за пределами РФ;
    • иные случаи (регулируются ФЗ, актами президента и правительства РФ)

    Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).

    Заключение

    Унитарные предприятия (особенно ФГУП) выполняют важные социальные функции, решает оперативные и стратегические задачи, которые перед ними ставятся государством и муниципальными образованиями. Однако они менее эффективны экономически, часто рассчитывают на дотации и больше отягощены бюрократией, чем частный бизнес. Результатом последних изменений в законе должно стать привлечение частного капитала и преобразование заметного числа УП в акционерные общества.

    Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ

    Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

    Статья 2. Унитарное предприятие

    1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

    От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

    От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

    Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

    Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

    2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

    3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

    Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

    4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

    5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

    1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

    2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

    3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

    Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

    1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

    Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

    Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

    Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

    3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

    Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

    1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

    Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

    Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

    Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

    Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

    2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

    3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

    Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

    1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

    Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

    3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

    4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

    Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

    Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

    5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

    Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

    1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

    Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

    2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

    Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

    Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

    1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

    2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

    3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

    Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

    1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

    11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

    2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

    (Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

    Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

    (Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)

    3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

    Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

    Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

    4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

    1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

    3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

    4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

    5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

    6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

    7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

    (Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

    41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев. (Пункт введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

    5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

    Унитарное предприятие — что это и как оно работает

    В условиях современной экономики возникают новые виды организации работы компаний. Путь формирования организации зависит от направления деятельности. Унитарное предприятие (УП), относится к одной из таких разновидностей хозяйственной деятельности. С основными положениями об УП можно ознакомиться в ст. 113 и 114 ГК России.

    1. Что такое унитарное предприятие простыми словами

    Унитарное предприятие (англ. “unitary enterprise”) — это организация, созданная с целью получения прибыли, но не имеющая права собственности на переданное ей в пользование имущество. Им владеет государство, муниципальный орган или другая организация. Это главное отличие УП от остальных разновидностей организации деятельности предприятий.

    Прежде чем приступить к детальному изучению особенностей работы унитарных организаций, стоит понять, к какой форме хозяйствования они относятся.

    УП не обладает правами на имущество. Оно принадлежит одному владельцу, он и является единственным лицом, имеющим право продать его или воспользоваться в других целях.

    Принадлежащие государству и унитарные компании относят к особой хозяйственной форме, которая требует соблюдения определенного перечня требований из законодательных актов. В момент создания такой разновидности компании, следует обязательно учесть, что в названии придётся указать собственника имущества. Также эти данные нужно прописать в уставе.

    Имущество, переданное УП может принадлежать:

    • Одному из органов на местах;
    • Субъекту РФ;
    • Органам на местах;

    Говоря простым языком, казённая собственность или принадлежащая другому юридическому лицу, передаётся организации для возможности работать в направлении, которое поможет покрыть потребности общества. Данное имущество необходимо для внедрения в производственный процесс и соответственно, для помощи в получении прибыли.

    2. С какой целью создаются унитарные предприятия

    Практически все разновидности унитарных предприятий объединены тремя главными факторами, служащими причиной для их создания, а именно:

    1. Работа в определённом направлении, которое в текущий период времени необходимо для общественности. Например, речь может идти даже об убыточных предприятиях, но при этом, они производят продукцию, необходимую населению;
    2. В хозяйственной деятельности необходимо применить имущество, которое по закону нельзя приватизировать. При этом, данный капитал можно использовать для получения дохода или направить на создание востребованных товаров или услуг;
    3. Решение проблем в социальной сфере. Речь может идти о реализации услуг и товаров для населения по доступным ценам. Сюда же относятся реализация закупочных или товарных интервенций в сфере, где создаются товары первой необходимости.

    Чтобы унитарное предприятие имело возможность получить необходимое для работы имущество, перед тем, как его создать, нужно определить его конкретную цель. На основании этого, определяется сущность хозяйственной деятельности компании. Работу УП следует направить на преодоление таких проблем, которые не в силах решить другие организации, созданные с целью получения прибыли.

    Если какое-либо юридическое лицо имеет желание внести долю в уставной капитал УП, она также будет относиться к части того имущества, которым уже владеет другой собственник.

    Ни у одного из работников штата нет возможности претендовать на долю распределяемого дохода. В уставе компании должна прописываться информация о единственном владельце, которому принадлежит право собственности. За каждом из процессов на предприятии следит начальник. Он должен контролировать работу организации и вовремя вносить изменения, если это необходимо.

    3. Формы и виды УП

    Основные виды унитарных организаций:

    • ФГУП . Организация, за которой закрепляется федеральное имущество. 25% прибили организации должны направлять ежегодно в государственный бюджет;
    • ГУП . Имущество принадлежит другим юридическим лицам, чья главная цель, это получение дохода;
    • МУП . Создаются на федеральном или региональном уровне.

    Объединения, созданное по инициативе государства или местными органами, можно разделить в зависимости от размера уставного капитала. Если это городская или региональная единая организация, уставной капитал не должен превышать 1000 минимумов ежемесячной зарплаты согласно МРОТ. Компании, созданные по инициативе государства могут владеть капиталом в более чем 5000 минимумов.

    УП зачастую работают по одной из таких схем:

    • На праве хозяйственного ведения. В основном, такая организация производит необходимые для населения услуги или товары;
    • На базе оперативного управления.

    Если главная цель организации, это получение прибыли, она вправе подписывать контракты, и на основании данного соглашения, передать часть имущества другому юридическому лицу, но только в том случае, если оно не использовалась. Если это государственное предприятие, оно может осуществлять подобные процедуры только после того, как получит соответствующее разрешение. Кроме вышеперечисленных разновидностей, УП могут быть производственными, коммунальными, сельскохозяйственными и частными.

    4. Что является источником формирования собственности УП

    Имущество УП формируют из следующих источников:

    • Гос. дотации;
    • Имущество, передающееся организации, опираясь на решение владельца с целью покрытия уставного фонда;
    • Добровольные взносы граждан, юридических лиц или пожертвования;
    • Любое имущество, передающееся унитарному предприятию на основании решения владельца; , которые подлежат уплате товариществами или хозяйственными обществами, в чьих уставных капиталах есть доля организации;
    • Прибыль, полученная в результате ведения хозяйственной деятельности;
    • Заёмные средства и кредиты;
    • Сумма, образовавшиеся из амортизационных отчислений;
    • Другие источники, которые могут формировать имущество унитарного предприятия и при этом не нарушать законы РФ. Также сюда можно отнести полученную прибыль.

    Когда права на собственность УП переходят другому владельцу (это касается всех форм УП, не включая государственные), организация вправе сохранить это имущество на своём балансе.

    5. По каким признакам распознать унитарное предприятие

    На примере современных УП можно выделить ряд характерных признаков такой разновидности предприятий:

    • У организации есть оригинальный логотип, но его нужно зарегистрировать по процедуре, определённой действующим законодательством. Также УП имеет собственное угловые штампы и фирменные бланки;
    • Перед законом унитарное предприятие отвечает всем находящимся в его распоряжении имуществом. Но, если владелец данного имущества имеет долг перед государством или другим юридическим лицом, УП не имеет к этому никакого отношения;
    • Опираясь на форму собственности учредителя компании, активы предприятия могут находиться в муниципальной или государственной собственности;
    • У компании есть собственная оригинальная печать. По закону, на ней обязательно должно находится её название. В случае необходимости, данное название может быть написано на языке другой стороны;
    • Согласно действующему законодательству, унитарная организация может вести такую деятельность, которая кажется актуальной учредителю;
    • УП самостоятельно ведет документооборот и должно переносить информацию из первичной документации в определенные законом учётные реестры. Кроме этого, необходимо вести бухгалтерию и вовремя подавать отчеты в налоговую.

    6. Примеры государственных и муниципальных УП

    Прежде чем будет создано УП уполномоченные органы должны выдать соответствующее разрешение. Данная процедура сопровождается составлением актов, которые определяют степень компетенции конкретных властных структур. ГУП функционируют в сфере транспортных коммуникаций. Такие компании могут формироваться и в других отраслях. Это одна из распространённых разновидностей деятельности на территории РФ.

    Перечислить все примеры муниципальных УП сложно из-за большого количества разновидностей. Один из самых ярких примеров УП этой разновидности, это ЖКХ. Такие организации работают практически в каждой из областей государства. Многие из муниципальных единых предприятий работают с целью решения проблем конкретного населённого пункта.

    В уставе УП должна отображаться следующая информация:

    • Полное или сокращенное название организации;
    • Информация о том, куда были потрачены деньги;
    • Адрес, который был указан в момент регистрации;
    • Данные о направлении и сфере работы компании;
    • Процедура, по которой происходило назначение начальника;
    • Данные о владельце собственности УП;
    • Список полномочий руководителя организации.

    Назначенные на должность руководителей лица не имеют права самостоятельно распоряжаться полученным имуществом. Если это необходимо, придётся обращаться к собственнику.

    7. Как распределяется полученная прибыль

    Унитарные предприятия отличаются друг от друга особенностями финансовой деятельности. Согласно закону, УП могут заниматься распределением прибыли только после того, как будут оплачены налоги и внесены остальные обязательные платежи. Таким образом средства накопляются в стимулирующих и социальных фондах. Эти же средства могут пойти на пополнение уставного капитала предприятия.

    После уплаты налогов, средства можно направить на развитие предприятия:

    • Модернизация имеющегося оборудования и строительство новых объектов;
    • Применение новейших разработок;
    • Пополнение штата высококлассными специалистами для развития хозяйственной и экономической деятельности;
    • Финансирование программ, направленных на защиту окружающей среды.

    8. Плюсы и минусы УП

    Несмотря на это, что УП зависит от собственника её имущества, но всё равно можно выделить положительные стороны.

    • Постоянно ведется работа, которая покрывает потребности муниципалитета, района или государства;
    • У унитарного предприятия есть возможность осуществлять деятельность в том направлении, которая закрыта для других коммерческих организаций;
    • В своё распоряжение компания может получить имущество, которое не сможет получить другое юридическое лицо.
    • Каждый из финансово-экономических показателей находится под контролем владельца имущества. Кроме этого, это же лицо выбирает направление деятельности предприятия;
    • Определенную часть дохода необходимо ежегодно переводить на баланс муниципального образования, региона или государства;
    • Каждое решение, которое хочет принять начальник предприятия, должно обсуждаться с владельцем имущества. То же самое касается проведения всех разновидностей сделок.

    Большинство из УП преследуют цель удовлетворить конкретные потребности населения. Поэтому, государство иногда направляет дотации, предоставляет субсидии и разрабатывает программы лояльности для развития таких организаций. Но, это возможно только в том случае, если работа компании направлена на борьбу с существенными для народа проблемами.

    READ
    Зачет переплаты по страховым взносам
Ссылка на основную публикацию