Что нужно знать про двойной обгон ПДД

Что нужно знать про двойной обгон ПДД в 2020 году

Из всех известных маневров первенство самого опасного на дороге уверенно удерживает обгон. Еще рискованнее двойной обгон и хотя такого понятия в ПДД нет, водителями он все-таки совершается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

(Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

А расчет на высокие скоростные характеристики автомобиля порой только усугубляет возможные последствия происшествий.

Основные моменты

Несмотря на высокую опасность, возникающую при обгоне, совершать его иногда приходится.

К примеру, для того, чтобы не создавать пробку на участке ДТП, где объехать пострадавшие в аварии машины можно только по полосам встречного движения (ПВД).

В таких случаях нужно всегда четко помнить, где обгон разрешен:

На двухполосных автотрассах С прерывистой разметкой
На двухполосных дорогах С комбинированной разметкой
На трехполосных дорогах С прерывистой разметкой
В зоне действия знаков Отменяющих запрещение поворота

Следует также помнить, что обгоном не считается маневр, совершенный без выезда на ПВД.

Что это такое

Чем же обгон очень опасен? Тем, что машина на какой-то период времени оказывается на встречной полосе.

Чем меньше отрезок времени и пути по ПВД – тем меньше риск, что лучше для водителя и его пассажиров. Водитель обгоняющей машины должен сделать все для сокращения времени пребывания в зоне риска.

До принятия решения о начале обгона водитель должен убедиться в том, что:

Автомобиль находится вне действующей зоны знака Запрещающего маневр на данном участке
Между полосами встречного движения Отсутствует сплошная (две сплошных) разделительная линия
Ни у одного из впереди или позади идущих автомобилей Не работает левый поворотник, предупреждающий о начале обгона
На встречной полосе Отсутствуют автомобили, уже совершающие обгон
Автомобили Движущиеся навстречу, находятся на большом расстоянии

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий следует принимать положительное решение о начале обгона.

После этого водитель обязан:

  1. Включить левый поворотник.
  2. Установить пониженную передачу.
  3. Повысить число оборотов двигателя до максимума.
  4. Выжать педаль газа до упора.
  5. Продолжая ускорение, выехать на ПВД с включенным указателем левым поворотником.
  6. Обогнав автомобиль, или (если возможно) несколько автомобилей, приготовиться к возвращению на свою полосу.
  7. Включить правый поворотник, начать перестраиваться на свою полосу на значительном и безопасном расстоянии от обгоняемого автомобиля.
  8. Выключить указатель поворота.
  9. Повысить передачу, продолжить движение.

Водителям автомобилей, не терпящим монотонной езды по правилам в пределах одной полосы, нужно всегда помнить о рекомендациях, выработанных специально для обгоняющих:

Скорость обгоняющей машины Должна на 15-20 км/час превышать скорость обгоняемой машины
Между обгоняющей и обгоняемой машинам Должно сохраняться расстояние, называемое интервалом, не меньше полутора метров
За городом, за несколько секунд до начала обгона Нужно посигналить, предупредив водителей обгоняемых ТС
Переключить кратковременно фары (с ближнего на дальний) В темное время суток, а при приближении к обгоняемой машине – наоборот, чтобы не слепить ее водителя в зеркалах

Несмотря на то, что опасный маневр обгона должен совершать только один участник дорожного движения, остальным водителям (обгоняемых машин) тоже следует придерживаться определенных правил:

Держаться правой части дороги Максимально близко к обочине
Включение сигнала правого указателя поворота или кратковременное включение дальнего света ночью Означает «намерения о предстоящем обгоне понял, пропускаю
Обнаружив помеху, которая обгоняющему не видна, предупредить о ней Включив левый поворотник, звуковым сигналом, кратковременным включением стоп-сигнала, а, в крайнем случае, переместить машину влево, создавая препятствие для обгона
В случае малейшего подозрения на возникновение аварии Надо перемещать машину в крайнее правое положение и снизить скорость, уступив место обгоняющему на полосе, или, наоборот, увеличить скорость, уступая ему место за собой

Участники нарушения

Для начала следует определиться, что при совершении такого маневра, как обгон, является нарушением.

Нарушениями считаются обгоны:

  • на перекрестках (регулируемом (РП) и нерегулируемом (НРП)), если дорога не главная;
  • на перекрестках с неравнозначными дорогами;
  • на пешеходных переходах, причем, вне зависимости от наличия на нем пешеходов;
  • непосредственно на ж/д переездах, а также за 100 метров до них;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах, тоннелях и под ними;
  • на участках трасс, имеющих плохую видимость, опасные повороты;
  • на вершинах подъемов;
  • по обочине справа;
  • на трассах при отсутствии знака, который обгон запрещает, при наличии сплошной или двойной разделительной полосы.

Во всех перечисленных случаях нарушителями являются лица, необдуманно инициировавшие и приступившие к совершению запрещенного, или разрешенного обгона с нарушениями.

Очень редко, но к числу нарушителей могут быть отнесены и водители обгоняемых ТС, которые не предприняли действий, обозначенных ст.11.3 ПДД РФ, если они препятствовали совершению обгона, что правилами запрещено.

Нормативная база

Понятие обгон, опережение, установка знаков, запрещающих указанные маневры и наказание за нарушение ПДД, в России регулируются в соответствии с нормативными документами:

Понятия обгона и опережения, условия их применения ст.11 ПДД РФ
Знаки, запрещающие обгон легковым и грузовым автомобилям, отменяющие запреты, а также порядок нанесения разметки Постановление Правительства РФ № 1090
За выезд на ПВД в нарушение ПДД наказание Обеспечивается согласно ст.12.15 КоАП РФ

Возникающие нюансы

Даже в случаях совершения обгона, благополучного для всех участников движения, инициатор маневра может быть привлечен к административной ответственности.

Это происходит, если водитель не заметил, что прерывистая линия разметки уже закончилась, а завершать обгон ему пришлось, пересекая сплошную линию.

Двойной обгон ПДД

Термин «обгон» означает опережение транспорта, движущегося в одном направлении, данный маневр подразумевает выезд на сторону встречного движения, после чего автомобиль, совершающий маневр, возвращается в свой ряд. Если авто в условиях двухполосного движения опережает другие, занимает левую часть дороги, то это не считается обгоном. Это же касается ситуаций, когда опережение происходит по средней части трехполосного движения.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с двойным обгоном, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: доб. 844

Обстоятельства, при которых обгон запрещается

  1. Опережение с выездом на встречную полосу не разрешается делать на пересечении нескольких дорог, потому что такие участки считаются опасными.
  2. В целях обеспечения безопасности пешеходов запрещается совершать любые маневры на пешеходных переходах. Правило действует независимо от того, переходит ли в этот момент кто-то дорогу или нет.
  3. Потенциально опасной зоной являются железнодорожные переезды, а именно прилегающая к ним территория в пределах 100 м.
  4. Нельзя выезжать на встречную полосу в тоннелях, во время движения путепроводов, на мостах, эстакадах под ними. Это же касается опасных поворотов, слепых участков, где ограничена видимость.

К типичным ситуациям относится также наличие запрещающего обгон знака. Он имеет вид круга, в котором изображено два автомобиля, справа черный, а слева красный. Такое ограничение действует до первого перекрестка или конечной точки населенного пункта (имеется в виду проезжая часть).

Внимание! Если вы думаете, что обгон автомобилей с правой стороны (по обочине) является официально разрешенным маневром, то сильно ошибаетесь. Это запрещено, за несоблюдение правил грозит административный штраф в размере 1500 рублей.

Правила совершения обгона, когда можно?

«Зеленым светом» для водителей, желающих опередить едущее впереди транспортное средство с выездом на встречную полосу, является:

  • наличие прерывистой осевой линии на двухполосной дороге;
  • смешанная разделительная полоса;
  • две пунктирные линии на трехполосном полотне. Средняя часть дороги может использоваться для обгона участниками движения с обеих соседних сторон.

Интересно! Двойному обгону ПДД не дают конкретного определения, но все водители знают, что подобные маневры строго запрещены. Из названия понятно, что речь идет о попытке опередить одновременно два автомобиля. Этого не рекомендуется делать во избежание дорожно-транспортных происшествий.

Что же касается обычного обгона, то в ПДД детально расписано, какие правила во время маневрирования на дороге следует соблюдать. Первым делом водитель автомобиля должен на 100% убедиться в том, что встречная полоса на безопасном расстоянии свободна. В процессе он оценивает:

  1. скорость движения транспорта, который едет впереди, а также навстречу;
  2. состояние дорожного покрытия;
  3. технические возможности собственного автомобиля.

Если вы видите, что движущийся впереди вас автомобиль собирается совершить обгон, то вы должны подождать, пока он это благополучно сделает. Это же касается ситуаций, когда сзади машина пытается вас обогнать. Выждать нужно и при условии подачи левого сигнала поворота. От того, кого обгоняют, требуется уступить дорогу, не препятствовать движению посредством увеличения скорости.

Есть несколько дорожных знаков, при наличии которых обгон совершать нельзя. Это может быть:

  • круглый указатель с красным обрамлением, где на белом фоне изображено два автомобиля красного и черного цвета;
  • квадратный знак, свидетельствующий о наличии на горизонте пешеходного перехода. На нем обычно изображается дорожная зебра;
  • черный треугольник, в середине которого нарисован дорожный подъем и указан процент наклона;
  • знак, с изображенным красным крестом, дымящимся паровозом, черной оградки, нескольких полос красного цвета, расположенных под углом. Все это является свидетельством того, что скоро на горизонте появится железнодорожный переезд.

Внимание! На дороге действует еще одно неписанное правило «Не уверен — не обгоняй». Его соблюдение является залогом не только вашей безопасности, но и других участников движения.

Порядок действий водителя, планирующего обгон

После того, как вы убедились в безопасности и правомерности опережения с выездом на встречную полосу, нужно включить левый поворотник. Затем устанавливаете пониженную передачу, увеличиваете скорость и выезжаете на полосу со встречным движением, лампочка левого поворота при этом должна оставаться включенной. После того, как ехавший впереди автомобиль благополучно опережен, нужно приступить к возвращению на свою полосу. Для этого включаете правый поворот и на безопасном расстоянии от машины сзади перестраиваетесь на правую полосу. В завершении выключаете лампочку поворота, повышаете передачу и продолжаете движение по дорожному полотну.

Штраф за двойной обгон согласно ПДД составляет 5 тысяч рублей, в качестве наказания также может быть использована мера, подразумевающая лишение прав на вождение сроком от 4 до 6 месяцев. Обгон сразу нескольких автомобилей строго наказывается по причине создания повышенной опасности во время движения.

Если вы не хотите спровоцировать дорожно-транспортное происшествие, тогда прислушайтесь к рекомендациям, которые были выработаны специально для тех, кто не терпит монотонной езды.

  • Скорость обгоняющего автомобиля должна на 15-20 км/ч быть больше обгоняемого транспорта.
  • Интервал между ними должен сохраняться не менее 1,5 м.
  • Если вы находитесь за городом, то перед осуществлением маневра нужно сигналом предупредить водителя транспортного средства, которое планируете опередить.
  • В темное время суток на короткое время следует переключить режим света с дальнего на ближний.

Более детально ознакомиться с тем, как нужно совершать маневр, можно ознакомиться со статьей 11 ПДД РФ.

Уведомления

Мы добавили смайлики в комментарии 🙂

Вести диалоги в комментариях стало проще!

«Все новости» — в мобильном 74.RU

Все новости

«Приземлилась на снег и встала»: в Челябинске из окна 9 этажа выпала школьница

«Я устал, я просто посмотрю»: журналист из Франции приехал на пресс-конференцию Путина в 15-й раз

Челябинцы, которых обвинили в перекрытии ребёнком выезда из двора, рассказали свою версию инцидента

Икона, молдавский рог и платок с Путиным: как журналисты привлекают внимание президента

Двоих бывших сотрудников Росгвардии отдали под суд за наркотические «закладки» в Челябинске

Стало известно, кто построит хаммам в резиденции губернатора в Челябинском городском бору

Клиенты Запсибкомбанка стали всё чаще выбирать пакеты услуг — с ними можно круто экономить

Суд вынес приговор челябинцу, расчленившему женщину на ЧТЗ

Обнять Наташу Краснову, погладить шестипалую кошку, можно наоборот: строим планы на выходные

Владимир Путин сегодня ответит на главные вопросы года

Слово за слово. После критики лингвистов власти объяснили, как перевели названия новых остановок

Новый год с группой компаний «Тополинка» отметят жители нескольких районов Челябинска

МСП Банк разместил облигации, обеспеченные собственным портфелем кредитов субъектам МСП

Приманка для Крысы: 8 нарядов на Новый год, которые можно носить потом каждый день

Yota начала продавать гаджеты Elari

Развлечения, путешествия или сюрприз: мобильный оператор готовит абонентам интригующее предложение

Прокуратура назвала виновника аварийной посадки военного Ан-12, вылетевшего из Челябинска

«Заболит — сами прибежите!»: бесплатные талоны у поликлиники обернулись кредитами для челябинцев

На челябинских дорогах испытают новый низкопольный трамвай от Ростеха

Авто: С новым прайсом! Рассказываем, что будет с ценами на автомобили после больших праздников

Верни стену! 4 ошибки, которые вы совершаете, когда делаете перепланировку

«Если тебе хватает денег, значит, не хватает фантазии»: «секретный миллионер» — о свободе и финансах

Авто: Я паркуюсь, как баран: смотрим, как «газелист» помешал реанимобилю во время экстренного вызова

В Челябинске в доме барачного типа потолок обрушился на детские кровати

Челябинцев поставили перед выбором — нужны ли катания на лошадях возле ледового городка

Закрытое дело экс-губернатора Челябинской области Бориса Дубровского отправили на новую проверку

До конца года Челябинску выделят 17 новых машин скорой помощи

Сплошной каток: челябинцы попросили сделать безопаснее переходы к главному ледовому городку

Наболело! Руководство здравоохранения обсудило с врачами челябинской скорой их зарплаты. И не только

В Испании челябинский ресторатор накормил Юрия Дудя фуа-гра и гаспачо

Покрыты настоящим золотом: южноуральские мастера сделали медали для Матча звёзд КХЛ

Челябинский архитектор придумал, как преобразить дома на гостевом маршруте. Смотрим и голосуем

Челябинке, которая спустя 14 лет нашла сына в Белоруссии, пообещали встречу с ним в шоу Малахова

Крупный пожар в санатории «Увильды» на Южном Урале тушили полсотни человек

Фотограф из Челябинской области победил в международном конкурсе со снимком, сделанным в Гаване

Челябинские олигархи пообещали высадить 1000 сосен в обмен на строительство центра хирургии в бору

В центре города под легковой машиной челябинки провалился асфальт. Глубина ямы — два метра

«Была годовщина свадьбы»: муж челябинки, погибшей в ДТП с такси, ищет записи с регистраторов

От выборов до концерта Коржа: вспоминаем события года, вызвавшие наибольший интерес челябинцев

Кто-то гонит: челябинцу грозит лишение прав за выезд на встречку в разрешённом месте

Инспекторы обвинили автомобилиста в нарушение пункта ПДД, о котором никто не помнит

Проблема возникла из-за попутного автомобиля, который тоже совершал обгон

Фото: читатель сайта

Челябинец Валерий ездил по делам в район Нижнего Тагила, где пошёл на обгон в разрешённом месте, что хорошо видно на записи. Но инспекторы ГИБДД вменили автомобилисту нарушение, за которое грозит лишение прав на срок до полугода. Самое интересное, что речь не о «ментовском беспределе», а о довольно коварном пункте правил, который мало кто помнит. В ситуации разбирался 74.ru.

Обгон вслед за другой машиной могут посчитать нарушение пункта 11.2 ПДД и наказать лишением прав. Видео: читатель сайта

Двойной обгон — лишение

Валерий ехал в хвосте вереницы машин, разбавленной большегрузами. Дорога в этом месте прямая и слегка «вогнутая», что обеспечивало идеальную видимость встречной полосы. На всей дистанции обгона осевая линия была прерывистой.

Экипаж ГИБДД двигался навстречу Валерию. С небывалой расторопностью инспекторы остановили его и вменили нарушение пункта 11.2 ПДД и наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП: штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев.

Что такое пункт 11.2 ПДД?

Этот пункт запрещает обгон «ситуативно», например, если автомобиль впереди также вышел на обгон или объезжает препятствие.

Большинство водителей, даже если помнит этот пункт, интерпретируют его как запрет на обгон «паровозиком», то есть двумя машинами впритык друг к другу. Это действительно опасно.

Классический обгон «паровозиком», когда передняя машина полностью блокирует обзор. Видео: Дорожные происшествия/Youtube.com

Также есть точка зрения, что пункт 11.2 запрещает двойной обгон, как на старом советском плакате, где изображена действительно безумная ситуация: красный автомобиль обгоняет синий, а синий в это время обгоняет грузовик.

Старый плакат, предупреждающий об опасности «двухэтажного» обгона

К сожалению, пункт 11.2 сформулирован размыто, и встречаются его «экстремальные» интерпретации. Согласно им, любая машина впереди, совершающая обгон, запрещает нам выезд на встречную полосу.

Так, посмотрев видео с регистратора Валерия, представитель Комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов пришёл к выводу:

— Нарушение явное — расстояние между обгоняющими машинами навскидку метров 40. Правила запрещают обгон, если впереди идущее транспортное средство производит обгон или объезд, потому что за ним может быть встречный автомобиль, и водитель не успеет среагировать. На трассах это достаточно частый сценарий возникновения опасных ситуаций и лобовых ДТП.

Обгон вслед за другим автомобилем привёл к перевороту. Видео: Mens Chann/Youtube.com

Тогда возникает вопрос: а на каком минимальном расстоянии от нас должен обгонять автомобиль впереди, чтобы мы могли безопасно выехать на встречную полосу? Ведь в ПДД нет никаких инструкций на этот счёт.

— Критерия и вправду нет, — соглашается Дмитрий Ларионов. — Технически инспектор может оформить нарушение, даже если впереди совершался обгон в километре от нас. Но я ни разу не слышал, чтобы они заходили так далеко.

Фактически критерий — даже не само расстояние, а степень загромождённости обзора на встречную полосу. Но это слишком неуловимый показатель.

Если оценивать манёвр Валерия субъективно, Toyota Auris перед ним была на расстоянии нескольких корпусов и за счёт постоянного смещения не создавала «слепое пятно». Но если следовать формулировке пункта 11.2 «в лоб», получается, что он был нарушен.

Так какой совет можно дать водителям?

— Боюсь, в таких ситуациях они действуют на свой страх и риск, — подытоживает Дмитрий Ларионов.

Во время обгона важно соблюдать безопасную дистанцию. Видео: Yamaha YBR 125. Minsk.DNEPR. мотоцикл друг человека/Youtube.com

Судебная практика изменилась

Автоюрист Лев Воропаев также подчеркивает «субъективность» трактовки этого пункта правил, что не позволяет дать однозначную рекомендацию водителям.

— Судебная практика в последнее время изменилась, — говорит он. — Раньше суды квалифицировали данное нарушение по части 1 статьи 12.15 КоАП, то есть наказывали штрафом в 1500 рублей. С недавних пор некоторые суды стали использовать четвёртую часть этой статьи, которая предполагает наказание вплоть до лишения прав.

Эксперт отмечает, что практика по вопросу окончательно не сформировалась, и встречаются совершенно разные решения. Например, Свердловский облсуд в июле этого года дал такую интерпретацию пункта 11.2 ПДД (дело № 4а-396/2018): «Пункт 11.2 Правил дорожного движения Российской Федерации запрещает водителю выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. По смыслу указанной нормы водителю запрещено выполнять обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия». То есть фактически речь идёт о ситуации, изображенной на советском плакате.

Но, случается, российские суды занимают жёсткую позицию, исходя из полного запрета обгона вслед за другим автомобилем.

— Какой-либо конкретики о расстоянии, на котором должны находиться друг от друга обгоняющие автомобили, нет, — объясняет Лев Воропаев. — Всё зависит от оценок сотрудников ГИБДД и судей. Как правило, суды первой инстанции полностью поддерживают решения инспекторов ГИБДД, а далее у водителя остаётся возможность доказывать невиновность в судах высших инстанций.

Как обгонять, чтобы не лишили

Итак, правила однозначно запрещают «двухслойный» обгон и обгон «паровозиком», когда одна машина дышит в затылок другой. Но как быть с пограничными ситуациями, как на видео Валерия?

— Нарушения нет, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — Случалось, что водителей привлекали за нарушение пункта 11.2, но за обгон одной и той же машины на близком расстоянии друг от друга. Абсурдно вырывать пункт 11.2 из контекста: его нужно рассматривать совместно с пунктом 11.1, который требует убедиться, что встречная полоса свободна на расстоянии, достаточном для обгона. И если обгоняющая впереди машина находится на большой дистанции от нас, безопасность манёвра обеспечивается, и нарушения нет.

Юрий Панченко советует Валерию обратиться к эксперту и получить заключение, что его манёвр был безопасен: не было ограничений видимости и рискованного сокращения дистанции до автомобиля впереди. Эксперт также отмечает, что помимо радения о безопасности в задачу властей входит увеличение пропускной способности дорог, и чересчур рьяное наказание водителей лишь усугубляет ситуацию.

Тем не менее полной однозначности в трактовке таких нарушений нет, поэтому имейте в виду подводные камни ПДД, а точнее, их вольные интерпретации.

Ссылка на основную публикацию