Какой срок исковой давности по административным делам

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

– речь идет о календарных месяцах;

– отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

– Законом N 130 – с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

– Законом N 94 – с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

– Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 “О лотереях” – с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

– Законом N 118 – с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

– Законом N 214 – с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

– Законом от 27.12.05 – с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах”);

– Законом от 02.02.06 – с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

– Федеральным законом N 65 от 08.05.06 “О внесении изменений в КоАП” – с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

– Федеральным законом N 139 от 27.07.06 “О внесении изменений в КоАП РФ” – с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

– Федеральным законом N 189 от 05.11.06 “О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства” – с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

– Федеральным законом N 262 от 29.12.06 “О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ” – с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

– Федеральным законом N 19 от 09.02.07 “О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ” – с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

– Законом N 141 от 19.07.07 – с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

– Законом N 210 от 24.07.07 – с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

– Законом N 280 от 25.12.08 – с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

– Законом N 281 от 25.12.08 – с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

– Законом N 9 от 09.02.09 – с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

– Законом N 160 от 17.07.07 – с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) – начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

– Законом N 261 от 23.11.09 – с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

– Законом N 380 от 28.12.09 – с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

– одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

– одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

– об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков – со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии – со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Срок давности по административным правонарушениям

09 Ноя Срок давности по административным правонарушениям

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

Данная статья актуальна на 09 декабря 2020 года

Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного. Подавать жалобу на постановление — обязательно.

О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Я, адвокат Владимир Чикин, расскажу о перспективах вашего дела, подготовлю документы и представлю ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже мы приводим ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца

Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

За нарушение законодательства Российской Федерации:

Срок исковой давности по административным нарушениям

Что такое административное нарушение? Какие существуют сроки исковой давности по административным нарушениям, какими статьями КоАП РФ они регулируются и какие последствия возникают вследствие их нарушений? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нижеприведенной статье.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности гл. 2 ст. 1, правонарушение – есть действие, противоречащее закону, совершенное физическим или юридическим лицом. Отметим, что правонарушением является не только уже совершенное действие, но также и его отсутствие, признающееся, как общественно опасное. Административное правонарушение отличается от преступления степенью общественной опасности и является наказуемым. Административная ответственность за совершение противоправных действий регламентируется КоАП и законами субъектов РФ. В соответствии с законодательством РФ, административными правонарушениями принято считать: нарушения в сфере транспортных перевозок, посягательства на права и здоровье граждан, несоблюдение правил охраны окружающей среды и т.д.

В случаях установления судом факта возможности избежать нарушения норм и требований законодательства, но подозреваемый при совершении противоправного действия умышленно этого не выполнил либо выполнил, но не в полном объеме, возникновение административного правонарушения будет доказано.

К административным наказаниям относятся штрафы, административный арест, общественные работы и т.д. Кроме наказания, которое было определено судом, виновный в совершении административного правонарушения обязан возместить принесенный ущерб либо исполнить обязательства, невыполнение которых стало основанием для вынесения наказания.

Что такое исковая давность

В соответствии с действующим ГК РФ исковая давность – это срок, который был установлен судом для защиты законных прав и интересов лица, чьи права были нарушены. Значение исковой давности стимулирует участников гражданско-правовых отношений в случае их нарушения своевременно предъявлять требования о защите своих законных прав и интересов. По истечении срока давности лицо, чьи права были нарушены, лишается судебной защиты.

Какие существуют сроки исковой давности по административным нарушениям

В каждой законодательной отрасли определены свои сроки давности, которые регламентируются конкретным законодательным документом. Так, например, срок исковой давности по гражданским делам определяется ст. 195-208 Гражданского кодекса РФ, а сроки исковой давности по административным правонарушениям устанавливаются ст. 4.5-4.6 КоАП РФ.

Отметим, что по отношению к административным нарушениям применимо понятие давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с законодательной базой определяется следующая давность привлечения виновного в правонарушении лица к административной ответственности:

  1. Постановления по делам об административном правонарушении могут быть вынесены только по истечении 2 месяцев (по делам, рассматриваемым судом, определен срок – 3 месяца) с момента совершения правонарушения.
  2. Постановления по делам о нарушении законодательства РФ (о защите детей, авторском праве, об охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие) выносятся по истечении срока давности – 1 год с момента совершения правонарушения.
  3. В случае совершения административного правонарушения, повлекшего наказание в виде дисквалификации, виновный может быть привлечен к ответственности не позднее 1 года с момента совершения противоправного деяния, при длящемся правонарушении – не позднее 1 года с момента его выявления.
  4. За нарушение Таможенного законодательства РФ и ряд других правонарушений виновное в совершении противоправного действия лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 2-х лет, нарушение закона о противодействии коррупции и ряд других правонарушений предполагает срок исковой давности – 6 лет.
  5. При обнаружении нарушения закона об использовании запрещенных препаратов исковая давность дела начинается со дня подтверждения факта применения запрещенного препарата Общероссийской Антидопинговой Организацией.
  6. Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение при обнаружении признаков административного нарушения предполагает начало исчисления срока исковой давности с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть вопрос, связанный с административными правонарушениями касаемо штрафов за нарушения Правил дорожного движения (ПДД). Сроки исковой давности в этих случаях составляют 12 месяцев с момента обнаружения нарушения. Полученную квитанцию из ГИБДД о штрафе водитель вправе обжаловать в 10-тидневный срок, в противном случае штраф должен быть уплачен в полном размере с предоставлением квитанции об оплате в орган, которым было вынесено постановление.

В случае неисполнения данного обязательства дело об административном правонарушении может быть передано в суд либо судебным приставам, что в свою очередь, может повлечь за собой увеличение суммы штрафа, исполнение обязательных работ на срок до 50 часов, административный арест на срок до 15 суток.

Все дела по административным правонарушениям до передачи их в суд имеют возможность досудебного урегулирования споров. Кроме того, исковая давность по административному делу может быть приостановлена в случаях удовлетворения ходатайства виновного лица о рассмотрении дела по его месту жительства. Приостановление дела начинается с момента удовлетворения представленного ходатайства, срок действия устанавливается до дня поступления материалов уполномоченному лицу либо судье по месту жительства лица, совершившего правонарушение.

Срок давности по административным правонарушениям

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность и наказание в административном праве

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва , Санкт-Петербург или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

– речь идет о календарных месяцах;

– отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

– Законом N 130 – с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

– Законом N 94 – с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

– Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 “О лотереях” – с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

– Законом N 118 – с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

– Законом N 214 – с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

– Законом от 27.12.05 – с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах”);

– Законом от 02.02.06 – с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

– Федеральным законом N 65 от 08.05.06 “О внесении изменений в КоАП” – с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

– Федеральным законом N 139 от 27.07.06 “О внесении изменений в КоАП РФ” – с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

– Федеральным законом N 189 от 05.11.06 “О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства” – с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

– Федеральным законом N 262 от 29.12.06 “О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ” – с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

– Федеральным законом N 19 от 09.02.07 “О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ” – с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

– Законом N 141 от 19.07.07 – с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

– Законом N 210 от 24.07.07 – с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

– Законом N 280 от 25.12.08 – с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

– Законом N 281 от 25.12.08 – с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

– Законом N 9 от 09.02.09 – с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

– Законом N 160 от 17.07.07 – с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) – начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

– Законом N 261 от 23.11.09 – с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

– Законом N 380 от 28.12.09 – с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

– одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

– одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

– об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков – со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии – со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Понятие исковой давности: срок давности по административным делам

По административным правонарушениям, равно как и по иным, существует определенный срок исковой давности. Все нюансы, связанные с любыми административными правонарушениями, регламентируются в КоАП РФ. Об этом кодексе, о сроке исковой давности, вообще об особенностях административных правонарушений пойдет речь в этой статье.

КоАП РФ: особенности

Штраф как наказание за админ. правонарушение

Кодекс РФ, регламентирующий административные правонарушения, считает таковыми действия, противоречащие нормам закона, а также бездействие, которое приводит к последствиям, являющимся общественно опасными.

Однако административное правонарушение — это не преступление. Разница заключается в степени потенциальной опасности для общества. Тем не менее, административные правонарушения также подлежат наказанию.

Степень наказания за случившиеся правонарушения содержится в вышеупомянутом Кодексе. В отдельных субъектах РФ есть свои нормативные акты, которые предполагают ответственность за определенные нарушения. Существует несколько направлений, нарушения в которых обязательно влекут административное наказание. Это такие:

  • транспортные перевозки;
  • нарушение норм охраны окружающей среды;
  • посягательства на любые права граждан, на их здоровье.

При доказательстве факта возникновения административного правонарушения учитывается, мог ли подозреваемый избежать совершения противоправного деяния, умышленно ли он нарушил требования законодательства. Наказанию подлежат и лица, не совсем соблюдающие существующие требования закона. Тяжесть правонарушения является определяющим фактором в установлении вида наказания:

Особенность действия данного Кодекса заключается в необходимости не просто нести ответственность, соотносимую с определенным видом наказания, но и возмещать нанесенный ущерб. Сумма ущерба устанавливается судом в зависимости от опорой на обстоятельствами дела. Как вариант – необходимо обеспечить выполнение обязательств, невыполнение которых в прошлом стало причиной административного разбирательства.

Понятие исковой давности

Как понятие исковая давность фигурирует в ГК РФ. Под ней понимают срок, отведенный законом для защиты нарушенных прав, интересов. Эти нормы введены для стимуляции заинтересованных лиц своевременно заботиться о соблюдении своих прав и об их защите. Если срок давности истечет, то начать дело в суде о защите своих прав будет невозможно.

Сроки исковой давности

Сроки исковой давности зависят от вида правонарушения

Чтобы разобраться в особенностях сроков исковой давности, анализируют тонкости закона. Каждый законодательный акт содержит свои критерии. Например, по делам, попадающим под действие ГК, ее определяют по статьям 195 – 208, а по административным правонарушениям уже по статьям КоАП РФ.

Сроки давности, применимые для привлечения к административной ответственности, напрямую зависит от особенности правонарушений. Для вынесения постановлений по любым делам по правонарушениям, имеющим – не менее 2 месяцев после совершения правонарушения.

Срок немного увеличивается, если дело имело судебное рассмотрение – 3 месяца. Если предмет постановления касается нарушения законов РФ о правах детей, о пожарной безопасности, об охране природы, об авторских правах, тогда срок вынесения этого постановления увеличивается до года от совершения правонарушения.

Если в результате совершившегося правонарушения виновный был дисквалифицирован, то привлечение к ответственности может наступить в продолжение года после совершенного противоправного деяния. Если правонарушение имеет длящийся характер, то отсчет 12 месяцев начинается с момента обнаружения.

Когда нарушается таможенное законодательство, срок давности – 2 года. Этот срок распространяется на лиц, уличенных в совершении противоправных деяний. А вот в делах, имеющих отношение к закону о противодействии коррупции, продолжительность срока увеличится до 6 лет. Это связано с увеличивающейся тяжестью преступления.

Если в качестве виновных выступают лица, связанные с употреблением запрещенных препаратов, например, спортсмены, то отсчет исковой давности начинается со дня, когда устанавливается официальной организацией факт употребления данных средств, например, Общероссийской Антидопинговой Организацией, а не с момента проведения проб.

Когда сроки заканчиваются, дела передаются судебным приставам

Если выявление признаков административного правонарушения стало поводом для отказа в возбуждении уголовного дела либо причиной прекращения такового, то момент отказа / прекращения уголовного дела становится моментом отсчета исковой давности для административного дела.

Нарушение ПДД считается одной из самых распространенных направлений административных правонарушений. Практически каждый водитель, несмотря на все предосторожности, сталкивается с подобными нарушениями. В этом случае особые сроки исковой давности.

Это год с момента установления факта совершения правонарушения. Когда водитель получает квитанцию о необходимости оплатить штраф, у него есть 10 дней, чтобы обжаловать его. Если срок прошел, то платить надо в любом случае. После оплаты надо отнести квитанцию в соответствующий орган ГИБДД. Это тот орган, от которого была получена квитанция на оплату.

Если штраф ГИБДД не оплачен вовремя, то документы передаются судебным приставам либо в судебные органы. В таком случае отсутствие платежей будет наказываться в соответствии с законом.

Особенность административных дел – в возможности досудебного урегулирования. Если все споры решатся между сторонами добровольно до непосредственной передачи в судебные инстанции, дело будет считаться урегулированным. Если виновная сторона будет ходатайствовать о передаче дела в отделение суда по месту жительства, идущий срок исковой давности приостановят. А вот когда документы придут уже к судье по месту жительства, тогда отсчет срока продолжится.

О сроках исковой давности расскажет видеоматериал: