Каковы сроки проведения камеральной проверки

Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?

Камеральная проверка – сроки проведения для этой формы налогового контроля определены законодательством о налогах и сборах. Рассмотрим подробнее, с какого момента начинается данная проверка, сколько длится, когда заканчивается, а также расскажем о других особенностях указанной формы контроля.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах – бланк и образец».

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте здесь.

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Камеральная налоговая проверка: сроки проведения и выплаты налогового вычета, результаты

Камеральная налоговая проверка — это контроль соблюдения законодательства, посредством изучения отчетности и иных документов, которые организации сдают в ИФНС.

Как проходит налоговая проверка

Процесс осуществления камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. Проверяется отчетность любых налогоплательщиков (юридические, физические лица и ИП). Налоговикам не требуется уведомлять компанию о начале процесса, он следует сразу после подачи сведений. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в отделе камеральных проверок. Изучается информация только за отчетный год.

Специалисты обращают внимание на следующие моменты:

  • Правильность расчета налоговой базы;
  • Точность подсчета показателей;
  • Правильность применения вычетов;
  • Соответствие применяемых ставок и льгот законодательству.

Запрос дополнительной информации

Одно из различий между выездной налоговой проверкой и камеральной состоит в том, что государственный орган не может по своему усмотрению запрашивать дополнительные документы. Однако если в результате проверки декларации обнаружатся искажения сведений, юридическому лицу будет направлено требование о даче пояснений или корректировки показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Ситуации, при которых запрашивается уточняющая информация:

  1. Выявление ошибок. В этом случае налоговики просят подать уточненную декларацию.
  2. Корректировка суммы налога. Если предприятие подало уточненную декларацию, в которой была уменьшена сумма сбора или увеличен убыток, могут быть запрошены первичные документы, подтверждающие правомерность этих действий.
  3. Подтверждение льгот.
  4. Объяснение размера убытка.
  5. Возмещение НДС из бюджета.

Важно! При электронной сдаче отчетности по защищенным каналам связи пояснения должны предоставляются таким же образом. Бумажные пояснения приниматься не будут.

Организации обязаны дать ответ на требование в течение 5 дней, на подготовку документов дается 10 дней.

Справка! В ходе проверки инспектор может прибегнуть к дополнительным мерам для выявления нарушений. Например, допрос свидетелей, запрос документов контрагентов, проведение экспертизы и другие мероприятия (ст. 90, 93, 95 НК РФ).

Сколько длится камеральная налоговая проверка

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца после сдачи отчетности.

Важно! Для всех видов отчетности существуют крайние даты их сдачи. При нарушении сроков более чем на 10 дней, банковские счета налогоплательщика могут быть заблокированы налоговым органом (ст. 76 НК РФ).

Государственный орган может закончить проверку и до истечения установленного срока. Если отчетность вызывает сомнения и требуются дополнительные действия для сбора данных, камеральная налоговая проверка может быть продлена на месяц (п.6 ст. 101 НК РФ).

Оформление результата

Если никаких недостатков и неточностей в отчетности не выявлено, проверка прекращается. Уведомление о ее завершении налогоплательщику не отправляется (кроме возмещения НДС).

При наличии нарушений действует следующая процедура:

  1. Составление акта (ст. 100 НК РФ) — 10 рабочих дней.
  2. Передача акта предприятию (5 рабочих дней).
  3. Подача пояснений или корректировка отчетности – производится, если компания согласна с найденными нарушениями.
  4. Подача возражения на акт (если организация не согласна с нарушениями). Установленного образца возражения на акт нет, поэтому его можно составить в свободной форме.
  5. Рассмотрение возражений руководителем ИФНС (10 рабочих дней). Руководитель выносит решение о наличие нарушений и необходимости привлечения предприятия к ответственности. Также, если требуется сбор дополнительной информации, он может продлить период аудита.
  • Скачать Форму акта о проведении камеральной налоговой проверки.
  • Скачать Форму решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • Скачать Форму решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Что такое камеральная налоговая проверка физического лица

Это изучение отчетности 3-НДФЛ. Она заполняется гражданами, имеющими право на налоговый вычет. Срок камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ стандартный — 3 месяца.

Как проверить камеральную проверку налоговой отчетности

Сведения о ходе камеральной проверки налоговой декларации отражаются в личном кабинете по ссылке nalog.ru. Там будет отображаться статус, находится ли декларация в процессе обработки. Там же, после завершения процедуры можно узнать ее результат и сумму к перечислению.

Срок возврата налогового вычета после проверки

Конечно же, всех налогоплательщиков волнует вопрос, когда перечисляют деньги после завершения камеральной налоговой проверки? Сроки выплаты налогового вычета после подачи документов зависят от длительности проведения камеральной проверки. Государственный орган может закончить ее до истечения установленного периода. Максимальный срок — 4 месяца. Первые три уходят на изучение документов. Еще 30 дней — срок на перечисление налогового вычета после камеральной проверки.

Как подготовиться к камеральной проверке налогов?

Спикер — Пиримова Евгения, генеральный директор ООО «ОЛИМП ГРУПП».

В первую очередь, нужно обратиться к налоговому кодексу, в котором прописаны нормы. В статьях 21 и 23 указаны права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 перечислены права и обязанности налоговых органов. Изучите эти нормы, знание своих прав и обязанностей придадут уверенности при прохождении камеральной проверки.

Затем следует провести полную инвентаризацию документов: учредительные документы, протоколы, решения, разрешительные документы, лицензии и др. Правоустанавливающих документы о назначении генерального директора, главного бухгалтера. Оригиналы документов должны быть в наличии. Важно также проверить наличие учетной политики, потому что если ее нет, вас могут оштрафовать.

Далее проверьте всю первичную документацию, начиная от договоров с контрагентами, заканчивая счетами, счет-фактурами, актами, ТОРГ-12. Все документы должны быть в оригиналах и они должны быть идентичны документам у контрагентов. Часто возникают ситуации, что у контрагента старая версия договора, что вызывает много вопросов.

Кроме того, все документы должны быть подписаны, составлены на бумаге, никаких факсимиле на них не должно быть. Если в оформленных документах есть значительные ошибки, то естественно контрагенту нужно направить просьбу исправить, и у себя это письмо тоже сохранить, подколоть к документу.

Расходные документы, которые отражаются в декларации налогов на прибыль, тоже должны быть в наличии. Это является подтверждением расходов.

Естественно, обязательно нужно проявлять и должную осмотрительность. Желательно иметь на руках досье на контрагента, где тоже запрошены уставные документы, оценены риски, есть предыдущая отчетность, особенно отчетность важна в строительной сфере. Потому что когда компания берет на себя подрядные работы, она должна подтвердить свою работоспособность. То есть ей необходимо показать, что в компании есть штат, а не один директор,техника необходимая для выполнения работ.

Можно воспользоваться сервисом по проверке контрагентов, например “Прозрачный бизнес”, либо в любом другом сервисе. Ряд сведений о контрагенте можно найти в открытом доступе в Интернете, на сайте налог.ру: проверить выписку, узнать есть ли арестованные счета у компании. Все это нужно для того, чтобы можно было проверить достоверность документов контрагента.

Важный пункт: наличие экономической обоснованности сделок. Это когда предоставляется комплект первичных документов по сделке налоговому органу. А вместе с ним и ряд других документов: деловая переписка, свидетельство о личной встрече. Должны быть какие-то явки и пароли: телефоны офиса, сотрудников — все это тоже подтверждает обоснованность сделки. Если этого нет, то у налоговиков возникнут вопросы, что усложнить прохождение камеральной проверки и возможно затянет процесс.

Еще один момент, на который обращают внимание налоговики — это офис. Одного стола и стула недостаточно: нужно чтобы офис был рабочим. В зависимости от оборота компании налоговики могут придраться к этому моменту, и их претензии вряд ли будут в пользу налогоплательщика. Конечно, идеальный вариант — проходить все процедуры у налоговика, но ситуации бывают разные.

Не мало важно провести инструктаж персонала. Во время проверки сотрудники многих фирм почему-то начинают пугаться, наводить порядок и суетиться. Ничего этого делать не нужно. Нужно спокойно сидеть на своем рабочем месте и выполнять свой функционал. Персоналу не следует вести какие-либо диалоги с налоговиками. Сотрудники не обязаны этого делать, если нет соответствующего постановления.

И конечно, все присутствующие в офисе должны быть штатными сотрудниками, по которым у компании есть документы.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Сроки налоговых проверок

Сроки налоговых проверок: что об этом следует знать

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что представляет собой налоговая проверка
  • Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки
  • Сколько длится камеральная налоговая проверка
  • Как подготовиться к налоговой проверке

Налоговая инспекция проверяет практически каждую коммерческую организацию. Некоторым компаниям и индивидуальным предпринимателям удается избежать выездных проверок, в ходе которых инспекторы лично осматривают имущество, изучают документы и т. д. Но с камеральными проверками сталкиваются абсолютно все предприятия. В нашей статье мы расскажем, каковы сроки налоговых проверок и на основании чего они определяются.

Что представляет собой налоговая проверка

В мире нет государств, которые бы не взимали с населения налогов. Благодаря фискальным сборам формируется бюджет страны, который необходим для выполнения государством своих функций. Органом контроля за начислением и своевременной уплатой налогов в России является Федеральная налоговая служба. Проверки помогают ей выявлять недобросовестных налогоплательщиков и заставлять уплачивать все взносы. Государственный бюджет от этого только выигрывает.

Итак, каков же порядок и сроки проведения налоговых проверок?

Чтобы ФНС могла осуществлять контроль, все предприниматели, юридические и физические лица должны быть зарегистрированы в территориальном отделении инспекции по месту их деятельности. Сведения обо всех предприятиях заносятся в государственные реестры.

Налоговые проверки проводят инспекторы ФНС, это входит в их должностные обязанности. Налоговики имеют право требовать предоставления им необходимой документации (деклараций, балансовых ведомостей, платежных документов, расчетов по налогам). Проверяющие сопоставляют задекларированные сведения с данными из других предоставленных налогоплательщиком бумаг.

Существует два типа проверок – камеральные и выездные.

Проведение камеральной проверки

Камеральные проверки налоговые инспекторы проводят на своем рабочем месте. Они анализируют документы, которые отправляет им организация в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ – декларации по налогам и др. Как только отчетные документы поступают в ФНС, их сразу проверяют на достоверность данных и правильность расчетов. Если декларации заполнены с ошибками либо неправильно обоснованы налоговые льготы, то ФНС доначисляет компании недостающую сумму.

Что проверяют в ходе камерального аудита:

  • все ли бумаги предоставил налогоплательщик, были ли соблюдены сроки их подачи;
  • правильно ли оформлена документация;
  • верно ли рассчитаны налоги;
  • имеются ли документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
  • верно ли рассчитана налогооблагаемая база.

В случае выявления ошибок или недостоверных данных проверяющие уведомляют об этом проверяемого. Ситуацию разъясняют, приглашая представителя организации в ФНС. Возможно привлечение для этого нужного специалиста. Если выявляется нарушение, то формируется акт проверки.

Читайте также

Проведение выездной проверки

Выездные контрольные мероприятия проводятся инспекторами ФНС на территории налогоплательщика. Проверяющие просматривают всю первичную бухгалтерскую и налоговую документацию в оригинале, регистры бухгалтерского учета, отчетные документы, договоры и другие бумаги.

Если предприятие не может выделить помещение для выездной проверки, то допускается ее проведение в территориальном отделении налоговой службы. В таком случае налогоплательщик должен привезти в ФНС всю запрошенную проверяющим оригинальную документацию, имеющую отношение к проверяемому периоду.

Назначением выездных проверок занимается руководитель налоговой инспекции либо его заместитель. Они составляют документ, содержание которого должно быть следующим:

  • наименование налогоплательщика, деятельность которого необходимо проверить;
  • список подвергаемых анализу налоговых взносов;
  • продолжительность функционирования организации;
  • данные о проверяющих (должность и Ф. И. О.).

Цель выездных налоговых проверочных мероприятий – убедиться, что налоги рассчитываются верно и уплачиваются в срок. Поскольку при этом изучаются первичные документы только в оригинале, объем работы гораздо больше, чем при камеральной проверке.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Многие субъекты налогообложения задаются вопросом: каков срок выездной налоговой проверки? Ее проведение не может затягиваться до бесконечности. В соответствии с установленными правилами проверяющие должны укладываться в 2 месяца. В некоторых случаях возможно увеличение этого срока до 4 месяцев, а при наличии определенных обстоятельств даже до полугода.

Срок выездной проверки филиалов и представительств инспектируемой организации не должен превышать 1 месяца.

Увеличить срок проверки налоговой инспекцией документации можно только при наличии тех или иных оснований. Они определены в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Перечислим некоторые из них: налогоплательщиком является очень крупная организация, либо он имеет несколько самостоятельных филиалов; в ходе выездной проверки от правоохранительных, контролирующих органов или из других источников поступили сведения о том, что предприятие нарушает налоговое законодательство. Такую информацию проверяют дополнительно. Список оснований для увеличения срока проверки является открытым.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Срок выездной инспекции – это период с момента, когда она была назначена, до дня оформления справки о проведенном мероприятии.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ инспекция вправе приостанавливать выездные проверочные действия. Решение об этом принимает руководитель территориального отделения ФНС либо его заместитель. Какие могут быть основания для приостановки:

  • необходимо запросить бумаги (данные) у контрагентов проверяемой организации;
  • требуется получить сведения от государственных органов других стран в рамках международных договоров РФ;
  • нужно провести экспертизу;
  • необходимо перевести документы, которые были предоставлены на иностранном языке.

Допускается неоднократное приостановление выездных налоговых проверок, но есть ограничение по общему сроку приостановок – он не должен быть больше полугода. При наличии исключительных обстоятельств (к примеру, когда мероприятия приостанавливаются для получения сведений от государственных органов других стран) возможно продление общего срока приостановок до трех месяцев.

Читайте также

Когда аудит приостановлен, проверяющие инспекторы не вправе требовать у налогоплательщика предоставить какие-либо бумаги. Кроме того, обязателен возврат всех оригинальных документов и прекращение проверочной деятельности на территории подконтрольного предприятия.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Когда осуществляется камеральная налоговая проверка? Срок ее проведения – 3 месяца после сдачи отчетных документов. Любая отчетность имеет крайний срок сдачи. Если он нарушается более чем на 10 дней, то ФНС блокирует счета налогоплательщика в банке.

Камеральная проверка необязательно должна длиться три месяца. Допускается более быстрое ее проведение. А при наличии сомнений в правильности ведения отчетности и необходимости собрать дополнительные сведения возможно продление сроков налоговой проверки на месяц.

Поговорим немного о том, как оформляются результаты. Если нареканий к организации нет, то контрольные мероприятия завершают, причем налогоплательщика об этом не уведомляют (сообщают только о возмещении НДС). Если же выявлены нарушения, то запускается следующая процедура:

  • Составляется акт налоговой проверки. Срок – 10 рабочих дней (ст. 100 Налогового кодекса РФ).
  • Акт передается в компанию в течение 5 рабочих дней.
  • Если компания признает выявленные нарушения, то она подает пояснения или переделывает отчетные документы.
  • Если налогоплательщик не согласен с замечаниями, то он подает возражение на акт. Единой формы для этого документа нет, он составляется свободно.
  • ФНС рассматривает полученные возражения в течение 10 рабочих дней. Руководитель по итогам рассмотрения решает, присутствуют ли нарушения на самом деле и нужно ли привлекать организацию к ответственности. При необходимости сбора дополнительных сведений возможно продление срока проверки.

Безусловно, каждому налогоплательщику интересно, каков срок перечисления денег после завершения камеральной проверки. Когда будет возвращен налоговый вычет, зависит от того, как долго длился анализ отчетных документов. ФНС может провести проверочные действия быстро, а может закончить их ближе к концу отпущенного срока – через три месяца. В таком случае компания получит вычет через 4 месяца после сдачи отчетности (на перечисление средств отводится 30 дней).

Ограничения по выездным и камеральным налоговым проверкам

В Налоговом кодексе РФ содержатся ограничения для инспекций по проведению выездных проверок. Всего таких ограничений шесть:

1. По месту проведения: контрольные мероприятия должны проходить на территории проверяемой организации (в принадлежащем ей помещении). Если она не может обеспечить место для работы инспекторов, то допускается проведение выездных проверочных действий непосредственно в территориальном отделении ФНС.

2. По количеству процедур:

  • проведение двух и более выездных проверок по одним и тем же налоговым взносам за один и тот же период не допускается;
  • проведение двух выездных проверок в отношении одной организации в течение календарного года не допускается, только если не принято соответствующее решение о необходимости анализа деятельности налогоплательщика сверх этого ограничения.

3. По проверяемому периоду: в ходе инспекции возможен анализ документов не более чем за три календарных года, предшествующих году вынесения решения о контрольной процедуре.

Читайте также

4. По самостоятельной проверке филиалов и представительств:

  • проведение двух и более выездных инспекций в отношении филиала или представительства компании по одним и тем же фискальным платежам за один и тот же период неправомерно;
  • проведение ФНС более двух выездных проверок в отношении одного филиала или представительства организации в течение одного календарного года не допускается.

5. По срокам инспекции: длительность его не должна превышать 2 месяцев. Возможно продление срока проверки налоговыми органами до 4 месяцев, а при наличии исключительных обстоятельств – до полугода.

6. Инспекторы не могут проверять, соответствуют ли цены, примененные в контролируемых сделках, средним по рынку.

Проверяющие после выездного мероприятия составляют справку о его проведении, после чего 3 месяца отводится на формирование акта о полученных результатах. То есть результаты проверки оформляются документально, причем как при наличии нарушений налогового законодательства, так и в случае безупречной отчетности.

Принятие окончательного решения по результатам анализа отчетных документов налогоплательщика остается за руководителем (или его замом) инспекции, инициировавшей и проводившей проверку.

Разберемся, какие полномочия имеют инспекторы при проведении камеральных контрольных действий. Если ИП в ходе процедуры не предоставил затребованные бумаги, сотрудники ФНС не вправе проводить их выемку и осматривать помещения бизнесмена. Для этого необходимо постановление должностного лица инспекции, которая получает и анализирует отчеты.

Нередки случаи подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций в целях снижения налоговой нагрузки на предприятие. Такие декларации могут подаваться в любое время, срок не ограничен.

Правомерно ли в таких случаях проведение повторной камеральной проверки и вынесение по ее результатам нового решения? Хотя в Налоговом кодексе РФ нет понятия «повторная камеральная проверка», ФНС может провести ее, если организация подала уточненную декларацию.

После контрольных действий специалисты фискальной службы решают, применять санкции к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства или нет.

Как подготовиться к налоговой проверке

Если в организации известно, что проверяющие на подходе, необходимо подготовиться к предстоящей инспекции.

Главным в списке подготовительных мероприятий является наведение порядка в первичных документах и бумагах, подтверждающих проявление должной степени осмотрительности при выборе контрагентов (особенно тех, у которых имеются признаки фирм-однодневок). Также необходимо сообщить о грядущей процедуре контрагентам, поскольку вероятно проведение встречной инспекции и у них. Обязательно нужно убрать из офиса все бумаги и печати, содержащие лишние данные.

Следует заранее выбрать, кто из специалистов будет контактировать с проверяющими, и определиться, как они будут преподносить информацию.

Помимо этого, рекомендуется обратиться за помощью в консалтинговое агентство и к юристам, чтобы они провели оценку рисков и обеспечили грамотное сопровождение компании в ходе инспекции.

Когда проверяющие приедут, следует сначала изучить, какие у них есть полномочия, сверить данные их служебных удостоверений с решением об инспекции. Не забывайте, что проводить проверку могут только лица, поименованные в этом документе. Затем нужно предоставить инспекторам удобное рабочее место, исключив вероятность обнаружения ими нежелательных бумаг и данных. Всю документацию проверяющим нужно передавать, сопровождая актами приема-передачи. Кроме того, необходимо следить, чтобы все действия налоговиков были правомерны. В этом могут помочь сторонние квалифицированные специалисты.

Кто такой налоговый консультант, видео:

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сколько длится камеральная проверка налоговой декларации по налоговому вычету

Налоговые декларации представляются в обязательном порядке юрлицами и ИП. Граждане сдают декларацию по ф. 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов по этому налогу, например по расходам на лечение (об этом вычете рассказывается в нашем материале по ссылке: (Возврат налога за платные медицинские услуги). В большинстве случаев декларации подвергаются камеральной проверке (ст. 88 Налогового кодекса). Как правило, в ходе нее выявляются очевидные ошибки в расчетах, а также несоответствия в документах, которыми удостоверяются расходы, и др.

В письме Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949 указано, что право физлица на получение налогового вычета по НДФЛ подтверждается в ходе камеральной проверки декларации по НДФЛ.

Сколько длится камеральная налоговая проверка, можно узнать из ст. 88 НК РФ. В ней содержится норма о сроке проведения камеральной налоговой проверки, ограниченном 3 месяцами с даты поступления декларации. Рассмотрим порядок исчисления срока камеральной проверки налоговой декларации, а также обстоятельства, которые влияют на фактическую продолжительность контрольных мероприятий.

Каков момент начала срока проведения камеральной проверки

В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.

Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • путем сдачи уполномоченному лицу;
  • путем направления по почте.

В п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи.

Приостанавливается и прерывается ли камеральная проверка при направлении требований и представлении уточненной декларации

В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Время ожидания ответа не влияет на общую продолжительность проверочного периода, составляющего 3 месяца. Однако при сдаче уточненной декларации начинается новая проверка. При этом у проверяющих есть возможность использовать данные, полученные при ревизии первоначальной редакции документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Сколько составляет продолжительность камеральной налоговой проверки

По общему правилу, каков срок проведения камеральной налоговой проверки, определяется наступлением наиболее раннего из следующих обстоятельств:

  • истечением 3-месячного срока с поступления первоначальной или уточненной декларации;
  • фактическим завершением в соответствии с датой, проставленной в акте налоговой проверки.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10 указано, что проверка должна быть завершена в пределах установленного 3-месячного срока.

Важно! С 03.09.2018 при проверке деклараций по НДС срок проверки составляет 2 месяца, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

При отсутствии нарушений она завершается без составления итогового документа, о ее результате проверяемому лицу не сообщается. Акт подлежит составлению только при обнаружении факта налогового нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). На это отводится 10 дней после окончания проверки.

В целях изыскания дополнительных доказательств обнаруженного налогового нарушения руководитель налогового органа или его заместитель может назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, включая истребование документов (п. 6 ст. 101 НК РФ). Принятие подобных решений не означает продления срока проверки (постановление 15-го ААС от 02.02.2015 № 15АП-23495/14). Однако на этот срок откладывается принятие решения по ее результатам, которое выносится после выполнения дополнительных мероприятий и таких действий, как направление акта налогоплательщику, представление им возражений.

Есть ли последствия нарушения срока проведения проверки

Вопрос о том, возможна ли отмена решения на основании превышения установленной продолжительности проверочных мероприятий, был разрешен так: 3-месячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и его окончание не может воспрепятствовать выявлению налогового нарушения (п. 9 Обзора практики разрешения…, утв. инф. письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Завершение проверки не фиксируется определенным образом, справка по итогам проверки не составляется. Даты ее начала и окончания указываются в акте. Таким образом, в случае обнаружения нарушений к 3 месяцам прибавляется 10 дней для составления акта и 5 дней для его вручения.

Нарушение этих сроков не влечет отмену решения, принятого по итогам проверочных мероприятий, поскольку 3-месячный срок не указан в ст. 88 НК РФ как пресекательный, последствия его пропуска в НК РФ отсутствуют (постановление АС ПО от 23.06.2016 по делу № А06-9110/2015).

Итак, камеральная проверка должна быть завершена через 3 месяца после поступления декларации в налоговый орган. Этот срок продлению не подлежит. Однако при обнаружении нарушений может быть дан месячный срок на проведение дополнительных контрольных мероприятий. Ко всем этим срокам прибавляется 10-дневный срок для составления акта и 5-дневный для направления документов проверяемому лицу. Для проверки деклараций по НДС данный срок с 03.09.2018 составляет – 2 месяца и может быть продлен до 3-х при выявлении нарушений.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

О камеральной налоговой проверке

Расширение перечня мероприятий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках камеральной проверки, постепенно превратили ее в выездную. Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчетности. Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие правила предусмотрены НК РФ для камеральной проверки?

– Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов). Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечет камеральную проверку. Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается.

В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ). К этим документам относятся, в том числе, отчетность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчетность по другим налогам, отчетность других налогоплательщиков.

Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация (расчет). Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

С какого момента начинает отсчитываться срок проверки?

– Срок проверки – это период времени, в течение которого в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия.

Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации (письмо Минфина от 19.06.2012 № 03-02-08/52).

Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной. При отправке декларации по почте или передачи ее по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается.

Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией (письмо Минфина от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В течение какого периода проводится проверка?

– По общему правилу, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей.

Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца. Тот же срок проверки применяется в отношении «опоздавших» первичных деклараций, уточненных деклараций по НДС за прошлые периоды, представляемые в инспекцию после 3 сентября 2018 года.

Сокращение срока проверки декларации по НДС может иметь значение для целей ускорения возмещения НДС компаниями (особенно в условиях увеличения ставки до 20%).

Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения.

При каких условиях срок проверки составит два месяца?

– Из текста пункта 2 статьи 88 НК РФ следует, что единственное условие – это отсутствие выявленных налоговым органом признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.

Критерии сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС в условиях применения риск-ориентированного подхода на основе программного комплекса «АСК НДС-2» были изложены в письме ФНС от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@. Хотя в настоящее время письмом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-20-15/146 указанные критерии отменены, они наверняка будут продолжать применяться налоговыми органами на практике.

Отметим, что письмом ФНС от 27.07.2018 № ММВ-20-15/85@ соответствующие критерии сокращения сроков проверки обозначены в отношении деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию.

Может ли срок камеральной проверки приостанавливаться или продлеваться?

– Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.

До окончания двухмесячного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца.

ФНС утвердила форму решения о продлении срока проверки (приложение № 3 к приказу от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства.

В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.

Как налогоплательщик узнает о продлении срока проверки по НДС?

– Минфин полагал, что статья 88 НК РФ не содержит обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки (письмо от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615). Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.

Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Можно рекомендовать налогоплательщику НДС по истечении двух месяцев направлять в налоговый орган заявление с просьбой предоставить копию решения о продлении срока проверки.

Можно ли обжаловать решение о продлении срока проверки?

– Как и любое иное решение, решение о продлении срока проверки может быть обжаловано, особенно, если в отношении налогоплательщика практика принятия решений о продлении срока проверки будет носить систематический характер при отсутствии на то должных оснований. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений.

Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Может проверка закончиться до истечения отведенного срока?

– Проверка может закончиться и до истечения установленных сроков в три и два месяца. Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС.

Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.

Если налоговый орган продолжает проверку за пределами срока?

– Нужно отметить, по меньшей мере, два момента. Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок (письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75). Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.

Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (постановление Президиума ВАС от 17.11.2009 № 10349/09).

К акту, в котором приведены ссылки на мероприятия, назначенные за пределами срока проверки, рекомендуется подавать возражения, касающиеся исключения из числа доказательств тех, которые были истребованы за пределами проверки.

В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки.

Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу.

Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?

– ФНС обязывает руководителей территориальных налоговых органов контролировать соблюдение сроков, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов (письмо от 10.01.2020 № ЕД-4-2/55).

К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным (информационное письмо Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71).

Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта.

Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением. Такое нарушение может влечь отмену решения инспекции, если ей никак не будет обоснована необходимость проведения проверки за пределами срока.

Каким документом оформляется окончание проверки?

– С датой окончания проверки, как и с датой начала проверки, не все ясно.

НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений.

Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания. Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.

После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.

Каков порядок действий налогового органа, получившего после истечения срока проверки сведения о нарушениях налогоплательщика?

– Когда нарушений не выявлено, то проверка заканчивается без составления акта.

При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства (письмо ФНС от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693). В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.

С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.

В рамках какой процедуры вышестоящий налоговый орган может отменить принятое инспекцией решение?

– В порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, без жалобы налогоплательщика.

Основанием для отмены являются статья 31 НК РФ, статьи 1, 6, 9 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Верховного суда от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672). То есть, в 2020 году – за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.

Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ (у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС), будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации (определение Верховного Суда от 15.12.2016 № 304-КГ16-16943). Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.

На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС.

Другим вариантом является отмена ФНС решения УФНС, которым, в свою очередь, было отменено решение инспекции. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении.

В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств.

Могут ли быть пересмотрены выводы, сделанные инспекцией по итогам камеральной проверки, в ходе последующей выездной проверки?

– Проведение камеральной проверки, которая не выявила нарушений, и даже проведение камеральной проверки, которая закончилась решением о возмещении налога, не запрещает налоговому органу впоследствии провести за тот же самый период выездную налоговую проверку.

Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении от 08.04.2010 № 441-О-О.

Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени (пункт 1 письма ФНС от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@).

А если в отношении результатов ранее состоявшейся камеральной проверки есть решение суда в пользу налогоплательщика?

– Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, допущенных налоговым органом нарушений.

Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки. Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки (определение Конституционного суда от 10.03.2016 № 571-О).

Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа.

Срок камеральной налоговой проверки

На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться Также в пределах ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности истребование у налогоплательщика документов и сведени осмотр помещения или территории (при камеральной проверке НДС-деклараци

Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном

День представления отчетности

Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
Именно от этой даты налоговики будут считать сячный а не от даты отправки письма, как предписывает ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк
Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием

Срок решения по камеральной проверке

Датой окончания камеральной проверки являетс

Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

Подача уточненки во время проверки

Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс

Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде то подать уточненку вы можете, но не обязан

Ссылка на основную публикацию