Акт экспертизы товара по закону Российской Федерации

Приемка результатов исполнения контракта

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?

На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.

Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

по изучению и оценке предмета экспертизы;

по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

READ
Понятие конституционного права

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Осуществляем приемку

Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения контракта или его отдельного этапа.

Приемочная комиссия

Повторим, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика создавать такую комиссию. На это обращало внимание Минэкономразвития еще в 2015 году (Письмо от 22.05.2015 № Д28и-1464). Однако в некоторых случаях ее наличие все же желательно. Например, если объект закупки технически сложен или требует познаний экспертов в различных областях, для надлежащей приемки потребуется коллегиальное решение.

К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.

Если учреждение приняло решение создать приемочную комиссию, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что число членов такой комиссии не может быть менее пяти (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, в котором определяется ее состав. Отметим, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы.

Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.

Если документы о приемке будут подписаны несколькими работниками заказчика, но обязанности по проведению приемки и экспертизы на них не возложены (отсутствуют приказы о возложении таких обязанностей, локальный акт о порядке проведения приемки), это может быть признано нарушением Закона № 44-ФЗ (Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 по делу № А45-8564/2016).

Документальное оформление приемки

Частью 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения контракта, а также отдельного этапа его исполнения:

осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом;

Обратите внимание: документ о приемке результатов исполнения отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги готовится контрактным управляющим или работником контрактной службы.

Следовательно, если приемка прошла успешно, заказчик должен составить соответствую-щий документ. Унифицированной формы для такого документа нет, поэтому на практике часто используют акт приема-пе-редачи товаров (работ, услуг).

В акте указывается информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать:

наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;

цену за единицу;

сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;

иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.

Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 № 24-03-08/6839).

Если для приемки привлекались сторонние эксперты, при принятии решения о приемке приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения. Соответственно, к акту нужно приложить экспертное заключение.

Если же приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прилагать его к акту не нужно. Об этом говорилМинфин в Письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70501.

Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

READ
Усыновление и опека в зарубежном семейном праве

Отказ в приемке

В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Акт экспертизы товара по закону Российской Федерации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 марта 2016 г. № 609 “Об утверждении Порядка выдачи акта экспертизы о соответствии товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»

READ
Гражданство Чехии: способы получения в 2022 году

Обзор документа

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 марта 2016 г. № 609 “Об утверждении Порядка выдачи акта экспертизы о соответствии товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»

В целях реализации пункта 2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7206; 2016, № 2, ст. 345) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи акта экспертизы о соответствии товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.

Министр Д.В. Мантуров

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2016 г.
Регистрационный № 41725

Порядок
выдачи акта экспертизы о соответствии товаров требованиям
к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 9 марта 2016 г. № 609)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи акта экспертизы о соответствии товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (далее – акт экспертизы).

2. Для получения акта экспертизы заявитель представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Министерство) заявление о выдаче акта экспертизы (далее – заявление). Заявление подается субъектами деятельности в сфере промышленности (далее – заявители) в письменной форме. Заявление должно быть представлено на русском языке. Заявление должно быть подписано руководителем (уполномоченным лицом) и заверено печатью заявителя (при наличии), а также не должно иметь грифа секретности. Заявление может быть подписано руководителем (уполномоченным лицом) квалифицированной электронной подписью.

В заявлении указываются:

а) наименование заявителя – юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – индивидуального предпринимателя;

б) ИНН, ОГРН (ОГРИП) или аналогичные данные (при наличии) для заявителя, зарегистрированного на территории иностранного государства;

в) адрес местонахождения (для юридического лица)/адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства (для индивидуального предпринимателя);

г) наименование производимой промышленной продукции, в отношении которой запрашивается подтверждение, и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

д) параметры производимой промышленной продукции, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик промышленной продукции (длительность гарантийного срока, срок годности или срок службы, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции);

е) перечень производственных и технологических операций по производству промышленной продукции, указанной в заявлении, выполняемых на территории Российской Федерации (в случае, если в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 30, ст. 4597) (далее – Приложение к постановлению № 719), продукция признается произведенной на территории Российской Федерации в случае выполнения операций, указанных в Приложении к постановлению № 719);

ж) сведения о правах на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей промышленной продукции (в случае если в соответствии с Приложением к постановлению № 719 продукция признается произведенной на территории Российской Федерации при наличии прав на конструкторскую и техническую документацию);

з) иные сведения, которые необходимы для признания промышленной продукции произведенной на территории Российской Федерации в соответствии с Приложением к постановлению № 719;

и) адрес, по которому выполняются производственные и технологические операции, указанные в подпункте е) настоящего пункта;

к) сведения о наличии (отсутствии) выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акта экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции, указанной в заявлении, требованиям Приложения к постановлению № 719.

READ
Судебная практика по трудовым спорам - обзор решений

3. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица (при наличии) или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) индивидуальный предприниматель представляет копию свидетельства индивидуального частного предпринимателя и копию документа, удостоверяющего личность;

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

г) копия справки о присвоении кодов Общероссийского классификатора предприятий и организаций в Федеральной службе государственной статистики;

д) документы, подтверждающие производство, а именно:

– наличие производственных площадей (копии свидетельства о праве собственности или договора аренды и акта приема-передачи производственных площадей);

– наличие производственных мощностей (перечень оборудования и балансовая справка или копия договора аренды и акта приема-передачи оборудования) и планируемом годовом объеме производства промышленной продукции;

– наличие персонала (справка о численности персонала, занятого в производстве, перечень должностей);

е) документы, подтверждающие возможность осуществления деятельности по изготовлению промышленной продукции, а именно:

– технологическая карта (технологическая инструкция) процесса производства продукции с указанием перечня технологических операций, используемых при изготовлении конечной промышленной продукции;

– стандарты предприятия, технические условия, технологические регламенты в соответствии с которыми осуществляется производство промышленной продукции;

– копии лицензии и разрешения на виды работ или виды деятельности, выполняемые в рамках проведения производственных операций;

– копии сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации или декларированию (при наличии);

– документы, подтверждающие права на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей промышленной продукции (в случае если в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 30, ст. 4597) (далее – Приложение к постановлению № 719), продукция признается произведенной на территории Российской Федерации при наличии прав на конструкторскую и техническую документацию);

– документы, подтверждающие наличие на территории одной из стран -членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции (в случае если в соответствии с Приложением к постановлению № 719 продукция признается произведенной на территории Российской Федерации при наличии указанного сервисного центра);

– обосновывающие документы об используемых в производстве продукции материалах (сырье) и комплектующих, происходящих из государств – членов ЕАЭС, а также производственных операциях, осуществляемых по договорам оказания услуг, выполнения работ, подряда, в случае использования производственных мощностей других хозяйствующих субъектов на территориях государств – членов ЕАЭС.

ж) для промышленной продукции, изготовленной с использованием иностранных материалов (сырья) и комплектующих, за исключением происходящих из государств – членов ЕАЭС, предоставляются*:

– описание всех материалов (сырья) и комплектующих иностранного происхождения, используемых при изготовлении промышленной продукции, с указанием страны происхождения, таможенной стоимости и кодов ТН ВЭД ТС (на уровне не менее первых шести знаков);

– калькуляция цены единицы промышленной продукции на условиях франко-завод предприятия изготовителя;

– копии бухгалтерских документов, подтверждающих расходы, связанные с производством конечной промышленной продукции, подлежащие включению в расчет цены конечной продукции на условиях франко-завод**.

– документы, подтверждающие параметры этой продукции, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик (длительность гарантийного срока, срока годности или срока службы, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции).

з) заверенная заявителем копия выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акта экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции, указанной в заявлении, требованиям Приложения к постановлению № 719 (при наличии).

Представленные сведения и документы (или копии документов) должны быть заверены печатью (при наличии) и подписаны руководителем заявителя (уполномоченным лицом).

Копии бухгалтерских документов должны быть заверены главным бухгалтером заявителя.

4. Поступившее в Министерство заявление направляется в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее – Департамент).

5. Департамент в течение 3 рабочих дней с даты поступления в Министерство заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, регистрирует его в порядке поступления в Министерство в специальном журнале, который должен быть прошнурован и скреплен печатью Министерства, его страницы должны быть пронумерованы и осуществляет проверку на соответствие требованиям пунктам 2-3 настоящего Порядка.

По результатам проверки заявления и прилагаемых к ему документов на соответствие требованиям пунктам 2-3 настоящего Порядка Департамент в течение 3 рабочих дней:

в случае если выявлено, что документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка представлены не в полном объеме, а также на основании представленных заявителем документов не представляется возможным определить соответствие промышленной продукции требованиям, предусмотренным Приложением к постановлению № 719, направляет отказ в выдаче акта экспертизы с указанием причины отказа;

в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям пунктов 2-3 настоящего Порядка выдает акт экспертизы.

6. В случае отсутствия среди прилагаемых документов заверенной заявителем копии выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акта экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции, указанной в заявлении, требованиям Приложения к постановлению № 719 Департамент направляет представленные заявителем документы в соответствующий отраслевой департамент Министерства.

READ
Военная процентная надбавка за выслугу лет

7. Отраслевой департамент Министерства на основе представленных Департаментом документов в течение 30 рабочих дней представляет в Департамент позицию о целесообразности (нецелесообразности) выдачи акта экспертизы.

8. На основании представленной отраслевым Департаментом позиции Департамент в течение 3 рабочих дней выдает акт экспертизы либо отказывает в выдаче акта экспертизы.

9. Акт экспертизы или отказ в выдаче акта экспертизы подписываются директором Департамента (лицом, его замещающим).

10. Акт экспертизы имеет срок действия 1 год с даты его выдачи.

* Документы предоставляются только в случае, если Приложением к постановлению № 719 продукция признается произведенной на территории Российской Федерации при соблюдении условий адвалорной доли.

** Цена конечной продукции определяется в соответствии с Порядком использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру таможенного склада, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года № 515.

Обзор документа

Правительством РФ был установлен запрет на закупки товаров иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства. Были определены критерии отнесения промышленной продукции к произведенной в России. Подтверждением соответствия товаров указанным критериям является акт экспертизы, выдаваемый Минпромторгом России. Установлен порядок выдачи акта.

Определен перечень документов, представляемых в Министерство для получения акта экспертизы. Прописана процедура их рассмотрения.

Акт экспертизы действует 1 год с даты его выдачи.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как выглядит акт экспертизы товара?

Как выглядит акт экспертизы товара?

Актом экспертизы товара называют документ об оценке качества товара, который был составлен несколькими лицами. Он выступает подтверждением факта проведенной экспертизы товара. Если необходимо провести экспертную оценку продукта на подлинность, либо же заявленное на упаковке качество, следует пригласить специалистов, либо же назначить ответственную комиссию.

Результатом проведенного исследования выступит акт экспертизы, составленный и подписанный специалистом, членами комиссии и заинтересованными лицами. Количество экземпляров может быть оформлено согласно числу участников процесса.

Что собой представляет акт экспертной оценки товара?

Документ, который именуют актом экспертизы, выдается специалистом в письменном виде согласно заявке лица, выступившего инициатором исследования.

Эта бумага выдается на заключительной стадии, выступая законным основанием для предъявления различного рода претензий касающихся предмета исследования, а также несоответствия документов, согласно выдвинутым требованиям.

Специалисты выделяют несколько видов экспертиз, которые позволяют провести исследование качества товара. Все будет зависеть от того, какая цель преследуется. Каждый из видов процедуры регулируется особым нормативным актом.

К примеру:

  • Экспертную оценку в области уголовного права регулирует УПК РФ;
  • Исследование, которое проводится в рамках гражданского процесса – ГПК РФ;
  • Судебная экспертиза регулируется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельностью в РФ»;
  • Иные законы, которые имеют прямое или косвенное отношение к данному исследованию.

Акт экспертизы обычно составляют по итогам:

  • Проведенной медицинской экспертизы;
  • Товароведческой процедуры.

Для проведения независимой экспертной оценки следует подать соответствующее ходатайство в суд. Законом предусматриваются также выездные мероприятия. Составление акта проводится уже после проведения процедуры.

На основании этого документа заявитель может смело предъявлять претензии контрагенту, руководствуясь вопросами качества, либо же несоответствием указанной на упаковке информации по отношению с документами. Товароведческую экспертизу проводят с целью выявления изъянов изделия. Акт экспертизы можно смело использовать в арбитражном суде в качестве основного доказательства. Его признают действительным все иностранные организации.

Оформление акта проведенной экспертизы продукции

Акт экспертизы включает в себя три основные части:

  • Протокольную;
  • Констатирующую;
  • Заключительную.

Каждая из них имеет особый перечень важных данных, которые определены с целью проведения дальнейшей экспертной оценки.

В протокольной части содержатся следующие сведения:

  • Номер акта экспертизы, соответствующий регистрационному номеру;
  • Место и дата составления бумаги, а также номер акта экспертизы;
  • ФИО специалиста;
  • Личные данные представителей каждой из сторон, которые принимают участие в проведении экспертной оценки;
  • Точное количество товара, который оценивается;
  • Наименование изделий;
  • Номера и даты документации, которая была представлена специалисту для ознакомления;
  • Наименование изготовителя либо же продавца;
  • В каком состоянии поступил товар для исследования (была ли в комплекте упаковка);
  • Какие вопросы были заданы эксперту.

О проверке качества товара и экспертизе читайте тут.

Констатирующая часть акта включает в себя:

  • Полный список всех необходимых бумаг;
  • Методы, позволяющие осуществить экспертную оценку;
  • Где и когда была проведена экспертиза;
  • Какие характеристики товара были использованы в процессе исследования;
  • С какими дефектами поступило изделие на экспертизу (качество);
  • Иные результаты экспертного оценивания;
  • Подписи каждой из сторон, а также представителей компаний, которые принимали участие в процессе исследования.

В заключении указывается следующее:

  • Специалист выписывает заключение и выставляет оценку результатам;
  • Эксперты должны поставить свои подписи, либо же один специалист, если он проводил экспертную оценку;
  • Приложения.

В первом пункте «Дата составления» указывается дата проведения экспертной оценки. Обычно она совпадает с проведением процедуры.

Во втором пункте «Место составления» необходимо указать город.

В третьем пункте «Акт составлен экспертом» в обязательном порядке следует указать ФИО специалиста, которому было доверено проводить исследования, наименование организации, которая направила своих сотрудников для участия в исследовании, их личные данные и занимаемые должности.

В четвертом пункте «Заявка №» следует указать номер заявки на проведение экспертной оценки и непосредственную дату подачи заявки.

READ
Ипотека в Сбербанке на покупку готового дома с землей

В пятом пункте прописывается полное наименование изделия, которое поступило на экспертизу. Оно должно совпадать с наименованием, которое было указано в товаросопроводительной документации изготовителя. В графе «Количество по документам» и «Количество» следует указать, сколько товара указано в бумагах, а сколько на самом деле.

В шестом пункте «Задачи экспертизы» должно быть записано точное задание, которое было получено специалистом, согласно письменной заявке и какое именно количество товара было определено лабораторными испытаниями, либо же какими-то другими показателями качества.

В седьмом пункте «Поставщик» необходимо указать страну, из которой прибыл товар и компанию, с которой были заключены договорные обязательства на поставку продукции.

Восьмой пункт «Грузополучатель» — указывается фирма, которая прописана во всех товаросопроводительных бумагах.

В девятом пункте «Изготовитель товара» должна быть указана организация и страна, в которой производит продукцию.

В десятом пункте «Контракт №» должен быть указан номер договора, согласно которому будет поставлено изделие, а также его дата.

В одиннадцатом пункте «Товаросопроводительные документы» должен быть указан полный перечень документации, которая была предоставлена на экспертизу, а также вид транспорта поставки с указанием даты.

В двенадцатом пункте «Условия хранения» указывается состояние и тип складского помещения, его влажность либо же какие-то другие условия хранения. В процессе обнаружения коррозии либо же подмочек отдельно условия хранения прописываются, и недостатки должны быть указаны общим списком в семнадцатом пункте.

В тринадцатом пункте «Состояние упаковки товара», следует указать, в каком именно виде была представлена продукция, каков вид ее тары, а также состояние. Были ли какие-то нарушения обнаружены и если да, то это обязательно указывается.

В четырнадцатом пункте «Маркировка на упаковке товара» следует указать общие маркировочные данные, которые имеются на таре с отметкой о: весе, грузоотправителе и грузополучателе, номере договора, каких-либо предупредительных знаков, а также иных надписях с артикулами, ярлыками и размерами коробок.

В пятнадцатом «Количество товара», следует указать, какое именно количество товара было взято для анализа.

В шестнадцатом пункте «Экспертизой установлено» должно быть прописано общее количество товаров, которые ранее тестировались, а также их соответствие документам. Если изделие не утратило свои основные потребительские качества, которые исправить не удается – эти данные должны напрямую отразиться на его стоимости.

Основная задача специалиста заключается в том, чтобы как можно скорее описать дефекты, указать общие характеристики и ключевые причины, согласно которым товар был безнадежно испорчен. Количественная оценка качества – это экспертиза с указанием общего количества товаров, которые ранее были установлены в процессе проверки. Благодаря этому можно указать общие причины недостачи, а также разнообразные механические повреждения.

В семнадцатом пункте «Заключение эксперта» специалист пишет выводы, которые основываются на четких и в то же время максимально объективных данных. Это необходимо в дальнейшем для того, чтобы не возникало совершенно никаких вопросов и не приходилось объяснять что-либо. Обычно для вынесения сурового вердикта о качестве товара применяют выборочную проверку.

Экспертиза по Закону № 44‑ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

READ
Образец договора субаренды земельного участка

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

Когда и как отказать в приемке

Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:

  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

С помощью экспертов или своими силами?

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

Экспертиза силами экспертной организации

Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

  • образование,
  • стаж работы по специальности,
  • проведение определенного количества экспертиз,
  • знание законодательства в области промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

  • договор с экспертной организацией,
  • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
READ
В России введут налог на пенсию с работающих россиян

Содержание контракта на экспертные услуги

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

В контракте рекомендуется указать:

  1. обязательные условия для включения в контракт;
  2. функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
  3. условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  4. вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  5. срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
  6. ответственность сторон;
  7. утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
  8. рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.

Экспертиза своими силами

Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

Акт приемки товара должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
  • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
  • документы и выводы экспертизы;
  • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.

По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.

Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

READ
Учет расчетов с подотчетным лицом, проводки по счету 71.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Инструкция по проведению экспертизы по 44-ФЗ

Независимая экспертиза по 44-ФЗ — это процедура оценки товаров, работ или услуг, полученных по государственному контракту. Можно привлечь специализированную организацию или исследовать объект собственными силами.

Как провести внутреннюю проверку

Под внутренней экспертизой подразумевается процесс, когда заказчик проводит проверку качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами. Если контракт исполняется поэтапно, то проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно для каждого этапа. Это указано в п. 1 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.

В исключения попали случаи, которые вправе определить правительство. Пока таких актов не принято, и заказчики не обязаны привлекать экспертов и экспертные организации, а принимают товары, работы и услуги сами.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы организовать приемку без ошибок и нарушений.

Чтобы провести внутреннюю проверку, назначьте одного сотрудника или сформируйте экспертную комиссию. Сотрудник или комиссия назначаются для проверки одной закупки или исполняют эти функции на постоянной основе.

Желательно, чтобы сотрудник обладал специальными познаниями, опытом и квалификацией, которые связаны с предметом закупки. Например, если покупаете лекарства, экспертную деятельность поручите сотруднику с фармацевтическим образованием, а в госзакупках компьютерного оборудования — специалисту в IT-сфере. Проверьте, что у такого сотрудника нет родственных и других связей с поставщиком, которые влияют на проверку.

Внутренний эксперт назначается приказом. В нем укажите такие сведения:

  • Ф.И.О. и должность;
  • реквизиты закупок, которые проверяются;
  • сроки проведения;
  • алгоритм подведения итогов;
  • возможность запросить допматериалы по выполнению обязательств контракта.

Состав и порядок экспертной комиссии оформляется приказом и положением. В это положение включите:

  • задачи и чем руководствуется комиссия;
  • ее полномочия. Например, комиссия запрашивает у заказчика и поставщика дополнительные материалы;
  • порядок оформления результатов.

Чтобы передать полномочия по проведению проверки приемочной комиссии, укажите в положении, кто проводит (комиссия) и в каком виде оформляются результаты экспертизы внутри организации.

Что проверить

Когда поставили товар, проверьте его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.

Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.

Как оформить результаты

Отдельное оформление экспертного заключения необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих.

Часто на практике заказчики оформляют результаты отдельным экспертным заключением. Это не нарушение. В заключении укажите:

  • дату и место, когда составляется документ;
  • номер, дату, предмет контракта;
  • сведения о поставщике;
  • дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
  • перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
  • сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
  • подписи.

Как провести внешнюю проверку

Выберите стороннего эксперта или экспертную организацию и подпишите с ними контракт по правилам Закона о контрактной системе. Заказчиками организуется внешняя экспертиза по 44-ФЗ, чтобы проверить выполнение условий контрактов и оценить конкурсную документацию и насколько конкурсные заявки соответствуют дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам закупок.

Внешний эксперт отвечает на поставленные вопросы. Результаты такой экспертизы оформляются заключением, которое подписывается экспертом или представителем экспертной организации.

Заказчик вправе проводить внешний контроль по своему усмотрению. В нормативах Федеральной контрактной системы разъясняется, обязательно ли делать экспертизу по 44-ФЗ в 2021 году — с 31.07.2019 пропала необходимость проводить внешнюю экспертизу, ч. 4 ст. 94 44-ФЗ утратила силу. С этой же даты у правительства появилась возможность утвердить перечень случаев, когда заказчики обязаны привлекать сторонних экспертов. Это закреплено в ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ. Пока даже проекта такого акта нет.

Чтобы заключить договор с экспертом или экспертной организацией, проводите закупку в обычном порядке или заключите контракт с единственным поставщиком, соблюдая все ограничения, которые предусмотрены для этого способа.

Как заключить контракт с экспертом

Специальных требований для контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, которые установлены в 44-ФЗ. Рекомендуем в соглашение включить такие данные:

  • предмет, вопросы, на которые обязан ответить эксперт, или порядок установления таких вопросов;
  • функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
  • сроки проведения экспертизы;
  • обязанность эксперта, экспертной организации письменно уведомить вас и поставщика о допустимости участия в проверке и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы. Это указано в ч. 3 ст. 41 44-ФЗ;
  • условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц;
  • иные условия, которые являются обязательными для включения в контракт по ст. 34 44-ФЗ.
READ
Отдых при работе за компьютером

Как принять результаты

После проверки необходимо получить экспертное заключение на продукцию, работы или услуги. Оно подписывается экспертом или представителем экспертной организации, у которого есть полномочия. Это зафиксировано в ч. 7 ст. 41 44-ФЗ.

Если по итогам экспертизы результатов исполнения контракта выявлены недостатки, которые не мешают принять товар, работу или услуги, в заключение включаются предложения об устранении этих нареканий, в том числе указывается срок, за который их придется исправить. Учитывайте выводы и предложения экспертов, которые указаны в заключении (ч. 5, 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).

А услуги по проведению экспертизы принимаются в общеустановленном порядке, который прописан в 44-ФЗ и госконтракте.

Экспертиза по 44-ФЗ

Экспертиза — обязательная процедура, которую должен выполнять каждый заказчик. В этой статье мы разберёмся, что она из себя представляет, кто её может проводить, можно ли отказаться от неё и какую ответственность заказчики несут за нарушения.

Что такое экспертиза по 44-ФЗ

Экспертиза по 44-ФЗ — это процедура, которая подтверждает предоставленные поставщиком результаты на соответствие условиям контракта. Заказчик обязан проводить экспертизу ( ч. 3 ст. 94 44-ФЗ). Мероприятие бывает внутренним и внешним, то есть заказчик может выполнить его своими силами или привлечь специалистов.

Важно: приёмка результатов — это не то же, что и экспертиза, но заказчик также обязан её выполнять. Если экспертиза показывает отрицательные итоги, то заказчик не имеет права принимать результаты.

Экспертизу нужно проводить по итогам исполнения контракта в целом. Если же договор содержит этапы, то процедуру выполняют по каждому этапу отдельно.

В ходе проведения экспертизы специалисты проверяют, соответствуют ли результаты выполнения контракта его условиям. Эксперты или ответственные лица обращают особое внимание на качество исполнения и объём.

Примеры, на что может осуществляться проверка:

  • отсутствие брака;
  • целостность товара и его упаковки;
  • свойства товара и его соответствие санитарно-гигиеническим нормативам;
  • наличие необходимых сертификатов.

С поиском подходящих закупок может помочь «Астрал.Тендер». Сервис найдёт выгодные предложения, предварительно проанализировав рынок и оценив вероятность на успех.

Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, экспертизу заказчик выполняет своими силами (внутренняя) или привлекает экспертов (внешняя). Экспертом может быть физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.

Если это внешняя экспертиза, то заказчик заключает договор с соответствующим экспертом или экспертной организацией. Для начала нужно понять, кто не может быть допущен к процедуре. В соответствии с ч. 1 ст. 41 44-ФЗ экспертами не могут стать физические лица, которые:

  • были должностными лицами или работниками поставщика или заказчика в течение двух лет, предшествующих экспертизе;
  • имеют имущественные интересы в заключении контракта, относительно которого должна быть проведена экспертиза;
  • являются близкими родственниками заказчика или имеют с ним другую близкую связь (например, были усыновлены).

Экспертами не смогут стать и юридические лица, в организациях которых заказчик имеет право распоряжаться более 20% голосов, акций, долей и т.п.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внешняя экспертиза

Внешнюю экспертизу заказчик выполняет с помощью экспертов. Чтобы привлечь специалиста, заказчик заключает с ним договор в соответствии с 44-ФЗ. Как уже было сказано раньше, привлекаемые эксперты должны быть независимы как от заказчика, так и от поставщика.

Заказчик подписывает соответствующий документ с экспертом, где оговорены обязанности сторон, сроки выполнения, порядок оплаты, предмет экспертизы и т.д. Эксперт или экспертная организация же проводит процедуру: изучает контракт, сравнивает его положения с полученным результатом.

Результаты мероприятия приводят в виде заключения, соответствующего правилам 44-ФЗ:

  • документ подписывает эксперт или представитель экспертной организации;
  • документ должен быть объективным и обоснованным;
  • документ не должен нарушать законодательство РФ.

Эксперты могут включить в заключение предложения по устранению выявленных нарушений и срок выполнения этой задачи. Важно отметить, что это относится только к тем нарушениям, которые не препятствуют приёму.

Заказчик обязан учитывать заключение экспертов, когда принимает решение о приёмке товаров, работ или услуг, либо мотивированному отказу от него.

Внутренняя экспертиза

Заказчик не обязан проводить мероприятие, привлекая для этого экспертов или соответствующие организации. Он может выполнить её своими силами, и такая процедура будет называться внутренней.

Приказом заказчик назначает экспертную комиссию, состоящую из своих сотрудников. В комиссию должны входить не менее пяти человек, а двое из них должны обладать специальными знаниями о закупаемых товарах, работах или услугах.

По итогам проведения экспертизы внутренняя комиссия составляет заключение. Как и в случае с внешней экспертизой, документ должен содержать выводы и, если были обнаружены нарушения, рекомендации по их устранению.

Ниже приведён образец заключения экспертизы по 44-ФЗ своими силами.

образец заключения экспертизы по 44-ФЗ

Как видно из образца, заключение содержит четыре раздела, основными из которых являются «Контракт (основание)» и «Проведённая экспертиза». В первом описаны предмет контракта и обязательства, во втором — результаты исполнения контракта.

Ссылка на основную публикацию