Функции независимой экспертизы после дтп по осаго

Все о проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП

Водители, имевшие дело с компенсацией ущерба от страховой компании в курсе, что СК довольно часто занижают выплаты. Речь идет и об установленных государством лимитах страховой суммы, и о махинациях экспертов, работающих на страховщика и заинтересованных в уменьшении выплаты. Законный выход – это проведение независимой экспертизы при ДТП по страховке ОСАГО. Но здесь тоже есть множество тонкостей, о чем сейчас и поговорим.

Что такое независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

Независимая экспертиза (далее — НЭ) — особая процедура, благодаря которой водитель получает адекватную оценку ущерба, нанесенного транспортному средству во время аварии. Независимой она называется поскольку эксперт, проводящий её, не действует ни в чьих интересах: он не поддерживает сторону ни СК, ни владельца транспортного средства.

Процедура проводится посредством осмотра ТС и определением повреждений, указанных в извещении о ДТП либо в Европротоколе. Тут же учитываются данные, указанные в справке от ГИБДД, если оформление происходило совместно с сотрудником ДПС.

Для определения обстоятельств возникновения повреждений и установления размера ущерба необходимо предоставить свой автомобиль для осмотра и/или технической автоэкспертизы.

Проводя процедуру, эксперт учитывает:

  1. Стоимость поврежденных деталей ТС.
  2. Скрытые повреждения ТС и стоимость их устранения.
  3. Непосредственно, оплата работы автомеханика.
  4. Пробег авто.
  5. Стоимость неповрежденных деталей при тотальной гибели ТС.

Заключение НЭ представляет собой официальный документ, содержащий информацию о повреждениях транспортного средства, появившихся непосредственно в момент ДТП, а не ранее или позднее. Также, документ содержит информацию об износе деталей и стоимости ремонтных работ.

До 2016 года действовали нормы, согласно ФЗ «Об ОСАГО», по которым человек после ДТП имел возможность обратиться сразу к независимому эксперту, однако с 04.07.2016 вступили в силу изменения закона №40 и по сей день они актуальны.

Суть закона сводится к тому, что попавший в аварию водитель в обязательном порядке должен предоставить ТС на осмотр страховщика, а компания, в свою очередь, организует НЭ. В случае нарушения данного регламента СК вправе:

  • отказать в рассмотрении заявления о выплате по ОСАГО;
  • не принимать результаты НЭ во внимание при начислении страховой суммы.

Водитель может подать повторное заявление, при этом предоставив ТС на осмотр к страховщикам, однако на практике известно немало печальных исходов подобных дел.

Практика показывает, что результат экспертизы, проведенной у страховщиков и у экспертов, выбранных самим пострадавшим, имеет колоссальную разницу. Объясняется это довольно просто: эксперты СК работают в интересах своего заказчика, следовательно оценка может быть необъективной.

Важно! В случае ДТП при первой возможности известите страховую компанию о случившемся и, если не уверены в своих действиях, лучше попросите консультацию у страхового агента. Последовательность очень важна в таких делах и является залогом получения компенсации ущерба.

Когда нужна независимая экспертиза

Ввиду определенных правил проведения процедуры, не каждый водитель захочет её проводить. Однако существует ряд случаев, когда владелец транспортного средства обязательно должен прибегнуть к помощи независимого эксперта:

  1. В случаях, когда СК отказала в компенсации.
  2. СК занижает страховую сумму.
  3. Виновник ДТП не застрахован по ОСАГО.

Если клиента не устраивает результат осмотра, страховщик обязан за свои деньги организовать независимую экспертизу, выдав клиенту соответствующее направление.

В первом случае, пострадавший должен в первую очередь составить претензию в СК, суд, РСА и Нацбанк, а также в каждую инстанцию следует приложить копию заключения НЭ, отражающего сумму ущерба.

Занижение суммы ущерба – наиболее распространенная причина и владельцы ТС сегодня уже сразу настаивают на организации НЭ от страховщика. Данный вариант экономит время автовладельца, его нервы и конечно же деньги.

Не менее частой является ситуация, когда виновник не имеет полиса автогражданской ответственности и, само собой, добиться компенсировать расходы на ремонт машины в большинстве случаев невозможно. Пострадавший в такой ситуации вправе обратиться в суд, а к исковому заявлению приложить копии личных документов, претензию и подтверждающий сумму расходов акт-заключение независимого эксперта.

Условия для применения независимой экспертизы

Чтобы НЭ была действительно независимой и отражала действительную сумму ущерба по ОСАГО, проводиться она должна по букве закона.

Практике известны случаи, когда адвокаты страховой компании выигрывали даже самые безнадежные дела по занижению выплат, только по причине несоблюдения условий проведения независимой экспертизы. Пострадавший же в подобных ситуациях не мог взыскать ровным счетом ничего.

Причины, по которым суд может не учитывать заключение НЭ:

  1. Отсутствие лицензии на вид деятельности у организации, проводящей НЭ.
  2. Физическое лицо, проводящее процедуру, не прошло аттестацию либо не состоит в базе данных экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
  3. Организация не состоит в членстве саморегулируемой организации экспертов.

Следовательно, очень важно, чтобы водитель грамотно подошел к выбору СТО, где будет проводиться экспертиза. Необходимо проверить все документы компании и непосредственно эксперта.

Водители, сталкивающиеся с подобными ситуациями, рекомендуют пользоваться опытом своих знакомых при выборе организации.

Расходы на экспертное исследование, на основании которого была рассчитана выплата входит в сумму компенсации независимо от того, кто заказывал её проведение: СК или потерпевший, то есть платит за неё всегда страховая организация.

READ
Как выписать гражданского мужа или жену без их согласия

Требования к экспертам

Эксперты должны иметь лицензию на данный вид деятельности, однако получение этого документа необходимо:

  • знать общие требования законодательства;
  • проходить ежегодную аттестацию Межведомственной Аттестационной Комиссии при Министерстве Транспорта РФ;
  • разбираться в правилах проведения осмотра автотранспорта;
  • уметь составлять подробные отчеты;
  • иметь высшее образование в сфере экспертной оценки ТС;
  • быть включенным в госреестр оценщиков-экспертов.

Исходя из данных требований, можно сделать вывод, что автомеханик из ближайшего СТО не может правильно сделать экспертизу, для судебных разбирательств требуется более квалифицированный специалист.

Важно! Прежде, чем предоставить авто на осмотр, необходимо проверять сведения о мастере, особенно сроки действия его лицензии. В ином случае, результаты экспертизы могут оказаться недействительными.

Проверить самостоятельно включен тот или иной эксперт в реестр можно на официальном сайте Министерства юстиции

Независимый эксперт не должен быть заинтересованным лицом СК или заказчика-автолюбителя. Специалисты несут уголовную ответственность за данные, не соответствующие действительности. Техник может быть привлечен к ответственности как стороной страховщика, так и водителя в случае отвержения судом его заключения.

Лицо, проводящее экспертизу, должно иметь советующую аттестацию, что подтверждается тем, что оно включено в государственный реестр техников-экспертов.

Какими законами регламентируется процедура НЭ

Правила проведения независимой экспертизы регулируется рядом нормативно-правовых актов. К ним относятся:

  • ФЗ №40 «Об ОСАГО»;
  • Положения Центрального Банка РФ №432-П, №433-П;
  • Приказ Министерства Транспорта РФ №277;
  • Правила организации независимой экспертизы.

Данные законы строго регулируют деятельность страховых компаний, экспертных организаций, а также определяют правила для автомобилистов в сфере страхования гражданской ответственности.

Образец договора с экспертом и особенности процедуры

Независимая экспертиза, даже проведенная по полису ОСАГО – платная процедура, поэтому перед предоставлением автомобиля после ДТП и оплатой услуги, организация должна подписать договор.

Для составления договора необходимо предъявить:

  1. Гражданский паспорт.
  2. Водительские права.
  3. Паспорт ТС или Свидетельство ТС.
  4. Акт страховой компании, если он выдавался.
  5. Полис ОСАГО.

Договор в обязательном порядке должен быть заверен подписью и печатью обеих сторон, а также содержать информацию об эксперте, проводящим осмотр и выдающим заключение.

Заказчик имеет право присутствовать на процедуре и в случае возникновения вопросов может их задавать.

Образец договора с экспертом Образец договора. Стр. 2 Образец договора. Стр. 3

Как происходит процедура независимой экспертизы: пошаговая схема

Процедура проведения НЭ четко регламентирована Правилами обязательного страхования автогражданской ответственности. Клиент выбирает организацию, подписывает с ней договор, после чего вносит оплату.

Шаг 1: Сбор документов

После всех формальностей, клиент обязан предоставить организации следующие документы:

  • справка о ДТП или заполненный Европротокол;
  • направление от СК на экспертизу, если имеется;
  • любые другие документы, касающиеся происшествия: объяснительные от водителей, информация от свидетелей и т.д.

Шаг 2: Согласование места и даты проведения НЭ.

Место, где будет проводиться НЭ, зависит от того, насколько сильно повреждено ТС в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как правило, при серьезных авариях, автомобиль имеет скрытые повреждения, поэтому доставлять его на экспертизу может быть проблематично, чревато усугублением поломок, а также небезопасным для водителя и других участников дорожного движения. В таких ситуациях осмотр назначается на месте хранения автомобиля.

Дата согласовывается со всеми заинтересованными в проведении НЭ лицами в рабочие дни экспертной организации, заказчика и страховщика. Известить виновника и страховщика следует не позднее, чем за 3 рабочих дня, при условии, что они находятся в том же городе или за 6 рабочих дней для жителей других городов.

Экспертная оценка при ДТП проводится для выяснения: обстоятельств нанесения вреда ТС, повреждений ТС и причин их возникновения, технологии и методов ремонта, стоимости восстановления ТС.

Шаг 3: Приглашение на экспертизу

Правила четко определяют процедуру извещения всех заинтересованных сторон на проведение независимой экспертизы по ОСАГО. Происходит это посредством отправки срочной телеграммы с уведомлением о получении.

Текст телеграммы должен содержать информацию о том, где и когда будет производиться осмотр транспортного средства.

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Непосредственно перед отправкой телеграмм, рекомендуется сделать их ксерокопии, после чего заверить их печатью телеграфа. В случае, если представитель страховщика либо виновник ДТП не появится в нужное время, у вас будет доказательство, что они знали о предстоящей процедуре.

Шаг 4: осмотр автомобиля

Первое, что делает эксперт – это фотографии транспортного средства. Заинтересованные лица должны знать, что фото должны быть сделаны со всех ракурсов, чтобы было хорошо видно государственный номер. Кроме экстерьера, делается фото вин-кода и спидометра, что доказывает прохождение осмотра автомобиля, который проходит по документам о ДТП.

Пострадавшая сторона должна тщательно следить за фиксацией всех повреждений, а виновник аварии и страховщик – за тем, чтобы в отчет не были включены изъяны, полученные до автотранспортного происшествия.

Важно! Довольно часто пострадавшие желают схитрить и выдать некоторые повреждения, вмятины, сколы за последствия ДТП. Однако, смысла в этих действиях нет, поскольку обстоятельства аварии фиксируются в ряде документов и грамотный эксперт сумеет отличить старые повреждения от свежих.

Шаг 5: акт осмотра ТС

Акт осмотра ТС – это и есть заключение независимой экспертизы. Правила ОСАГО утверждают, что акт может быть выдан на руки потерпевшего исключительно по письменному заявлению, которое должно быть заверено при получении в канцелярии СК.

READ
О процедуре развода через ЗАГС, если супруги без детей

Результат составляется в форме отчета. Водитель должен внимательно ознакомиться с ним, прежде чем его подписать.

Важно! Все пустые строчки должны быть заполнены значком Z, во избежание дополнения важных сведений в отчет эксперта сотрудниками страховой компании. Также, стоит обратить внимание на графу «Примечание»: здесь водитель вправе написать свои замечания в случае, если он не согласен с заключением эксперта.

Акт осмотра ТС после ДТП Акт осмотра. Стр. 2

Эксперты советуют сделать копию акта осмотра автомобиля, поскольку данная копия может понадобиться для претензии или иска в суд. Страховщик обязан передать страхователю её не позднее трехдневного срока с момента подачи заявления.

Шаг 6: подсчет суммы компенсации

Далее происходит расчет суммы компенсации. Эксперты используют специальное ПО для калькуляции, что ускоряет работу. Итоговую сумму расчета эксперт должен выдать в течение 3 рабочих дней. До 6 дней продлевается срок в случае обнаружения скрытых изъянов.

По результатам исследования составляется экспертное заключение, которое вручается заказчику. Без него исследование не может называться независимой автоэкспертизой, а является осмотром, оценкой, чем угодно, только не экспертизой.

Где заказать НЭ

В Москве работает множество компаний, специализирующихся на независимой экспертизе. Жители небольших городов имеют возможность пользоваться услугами ближайших организаций. Выезд эксперта для проведения процедуры после ДТП – достаточно распространенная услуга.

Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО

Стоимость проведения НЭ достаточно разнообразна в различных организациях. Варьируются цены и на экспертизу для физических лиц и юридических. Средняя цена на НЭ после ДТП по ОСАГО колеблется в пределах 1500 рублей, однако стоит помнить, что дешевые услуги могут предоставлять недобросовестные фирмы.

Подводя итог

Проведение независимой экспертизы необходимо в ряде случаев, особенно важна процедура, когда страховая компания занижает выплату либо виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО.

Пострадавший должен знать тонкости проведения НЭ, а также грамотно подойти к выбору организации, чтобы результаты могли быть учтены и суд постановил выплату.

Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?

Можно ли делать независимую экспертизу сразу после осмотра страховой?

Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2022 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.

Зачем нужна независимая экспертиза?

Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.

По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:

  • простую оценку повреждений,
  • более сложную независимую техническую экспертизу.

По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.

Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.

А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.

Зачем нужна экспертиза автомобиля?

Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?

Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.

Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.

Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.

В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.

Когда делать?

Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.

READ
Расчет цены и порядок покупки облигаций «Открытие»

Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.

Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт,
  5. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
  5. назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
  6. проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
  7. досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
  8. в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
  9. выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
  10. ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также “бонусы”, о которых мы поговорим ниже),
  11. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

Если суммы выплаты не хватает на ремонт машины, то нужна независимая экспертиза

Сколько стоит?

Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:

  • степени повреждения автомобиля,
  • необходимости проведения оценки товарной стоимости,
  • региона обращения.

В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.

Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.

Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.

Как правильно обращаться?

  1. Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
  2. Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
  3. Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
  4. В “час пик” эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
  5. Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
  6. По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.

Выплата страховой по результату независимой оценки и суду

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность “выбить” через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2022 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

READ
Договор о совместной деятельности без извлечения прибыли

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Функции независимой экспертизы после дтп по осаго

фото2

После случившейся аварии двух автомобилей тратить деньги и восстанавливать машины придется обоим собственникам. Виновная сторона должна возместить всю сумму необходимого ремонта второму водителю.

Достигнуть соглашения в размере суммы на ремонт помогает проведенная оценка повреждений по ОСАГО независимой организацией.

Закон

Регламентирована такая экспертиза законодательными документами:

    .; того же числа, устанавливающее единую методику нахождения точной суммы, необходимой для полного восстановления.

Установлены требования к экспертам и организациям, проводящим исследование и оценку поврежденных ТС Приказом Минтранса РФ № 277 от 22 сентября 2016 г.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

+7 (499) 938 6124 – Москва и обл.
+7 (812) 425 6761 – Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350 8362 – Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Основные моменты оценочных действий после ДТП по ОСАГО отражены в Федеральном законе 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. Они о необходимости доверять выполнение услуг только экспертам-техникам, о важности учитывать износ комплектующих (ст. 12 п. 19), об использовании единой методики (ст. 12.1) и пр.

Что это такое?

фото2

Подтверждено судебной практикой занижение страховыми компаниями (далее СК) размеров компенсационных выплат.

Не обмануть себя и проконсультировать судебные органы в части размера понесенного ущерба поможет заключение независимой экспертизы.

Среднерыночную стоимость определяет и страховщик. У сотрудников компании не всегда достаточная квалификация и надлежащий опыт. Заключение от компании, выдававшей страховой полис и обязанной совершить возмещение понесенного аварией ущерба, не может приниматься в качестве безусловного доказательства размера компенсационных выплат.

Важно! В законодательстве нет норм, обязывающих предоставлять разбитый автомобиль на осмотр для страховой оценки. Но известить (точные время и место) о проводимой независимой оценке необходимо в рамках делового общения.

Получить экспертное заключение следует для положительного решения суда. Грамотности и квалификации техников, рассчитывающих суммы, необходимые для восстановительного ремонта после ДТП, доверяют судьи и страховщики.

Какая разница между проверкой по ОСАГО и независимой?

После дорожно-транспортного происшествия, обратившись в СК, можно получить много рекомендаций, чтобы оценка проводилась независимо и прочее. Но практически все советы сводятся к сотрудничеству со страховщиками, а значит, размер компенсационных выплат может быть существенно занижен.

Экспертиза от СК производится по предоставленным пострадавшим документам, справкам сотрудников ГИБДД, свидетельским показаниям. Осмотр ТС не является обязательным.

Сторонний эксперт в первую очередь исследует поврежденный автомобиль, примеривая его на условия аварии. Он обязан отразить все полученные повреждения, особенно скрытые. Главные условия для отражения таких повреждений – их сопоставимость с внешними дефектами.

Стоит ли делать?

фото4

Любая экспертиза отвечает на верно поставленные вопросы.

Когда прочтение акта осмотра ТС и оценки повреждений не дает точных ответов, необходимо обращаться в ту организацию, чье участие в судебных процессах приводило к положительным решениям со стороны истца.

С удовлетворением требования о выдаче полного размера компенсационных выплат, необходимых для восстановления автомобиля.

Приняв результаты экспертизы и получив денежные средства по ОСАГО, в результате проводимого ремонта может выявиться недостаточность полученных денег. Проводить повторную рецензию после ремонтных работ уже не будет смысла, ее результаты не примутся страховыми агентами.

Обратите внимание! Большую роль играет отсутствие материального интереса у независимого техника-эксперта, его оценка будет объективной и адекватной.

Сколько стоит?

Цена оказываемой услуги зависит от полученных повреждений, как много дефектов у автомобиля и насколько сложно их оценить, также от срока и метода проведения исследования:

  • незначительные повреждения (не более 5 узлов или деталей) – от 3,5 тыс. рублей;
  • сложные случаи, где перечислено более 20 повреждений в деталях – от 7 тыс. рублей.

Оплачивать проводимую оценку повреждений должен пострадавший. При обострении ситуации до судебного процесса истец имеет право требовать компенсации этих затрат от страховой компании в исковом заявлении. На этот случай в качестве доказательств необходимо предоставлять оригиналы чеков, платежных документов.

Сроки на оценку ущерба

фото5

На случай имеющегося у виновника ОСАГО вступает в действие норма Федерального закона 40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности».

Согласно ее условиям, СК обязана способствовать проведению исследования пострадавшего автомобиля не позже 5 дней.

При бездействии страховщиков пострадавший сам организовывает экспертизу. Ему важно соблюсти сроки на уведомление:

  • для всех заинтересованных в одном регионе – 3 дня;
  • для заинтересованных в других регионах – 6 дней.
READ
Дают ли условный срок, если нет судимости?

Срок на оценку ущерба различен. Эксперт от страховщиков готовит заключение до 10 дней, независимая экспертиза с оформлением всех необходимых документов справляется за 3 дня.

Можно ли выбрать самому организацию?

У пострадавшего в аварии есть право на организацию исследования автомобиля для выяснения реального размера ущерба. Избежать ошибок в выборе нужной организации поможет выяснение следующих позиций:

  • насколько положительна тенденция выданных заключений без оспаривания каких-либо позиций в суде;
  • как долго функционирует организация в данном виде деятельности;
  • предусмотрена ли страховка ответственности;
  • заключаются ли договора на оказание услуги;
  • является ли организация членом СРО по оценке.

Требования к эксперту и организации

Согласно нормам Постановления Правительства № 238 от 24 апреля 2003 г., проводить оценку ущерба может профессионально переподготовленное для этой цели физическое лицо, прошедшее аттестацию и занесенное в реестр экспертов-техников Минюста РФ.

Организация не обязана иметь лицензию или сертификат на оказание услуг, но должна представлять документы на членство СРО.

Ответственность эксперта и организации

Независимый специалист материально не заинтересован в проводимом исследовании. Его отчет должен быть объективным, без принятия позиции виновника аварии или пострадавшего.

За подлог в заключении и отражение неверной информации умышленно предусмотрена не гражданская, а уголовная ответственность (ст. 307 УК). При рассмотрении уголовного дела можно пробовать заявлять гражданский иск по возмещению убытков, понесенных в связи с оплатой за некачественно выполненную услугу.

Привлечь к ответственности организацию или техника можно только при отвержении его заключения судом. Если судья признал ошибочность и незаконность проводимого исследования и принял в качестве основы решения экспертное заключение другого специалиста.

Правила проведения

фото6

Возможно без тяжелых последствий провести ремонт пострадавшего в аварии автомобиля в короткие сроки.

Для этого нужно следовать порядку проведения независимой экспертизы, руководствуясь Положением Центробанка № 433 от 19.09.2014 г.

Основные функции

При несовпадении мнений о возникновении трещин или царапин, кто виноват в поломке запчастей, независимая экспертиза необходима. Основная функция – не обвинить одну из сторон, а восстановить события аварии, учесть максимально возможное количество факторов и ответить на все возникающие вопросы у сторон ДТП.

  1. Подготовка заключения о текущем состоянии поврежденного автомобиля на момент проведения экспертизы:
  • изучение технического состояния автомобиля;
  • описание выявленных повреждений;
  • сопоставление каждого повреждения с известными фактами об аварии (скорости, направления движения) с определением их причинной связи;
  • просчет суммы нанесенного ущерба;
  • составление подробного отчета с ответом на каждый заданный вопрос.
  1. По требованию экспертом может быть просчитана рыночная стоимость машины.

Документы

Для проведения экспертизы озаботьтесь сбором следующих документов:

  1. Информация об автомобиле (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации права, техосмотр).
  2. Информация об аварии (справки, протоколы с места происшествия, копия договора от страховщика на проведение экспертизы, заключенного СК и организацией).

Важно! Для сопоставления повреждений с аварией необходимо предоставить видеосъемку с места происшествия и подробный протокол.

Этапы

  1. Выбираете организацию, проводящую необходимые экспертизы.
  2. Заключаете договор и проводите оплату услуг.
  3. Определяете день и время проводимой экспертизы.
  4. Уведомляете виновника ДТП, СК и всех заинтересованных лиц.
  5. Присутствуете на исследовании автомобиля.
  6. Наблюдаете за оформлением акта экспертом, за каждой фиксацией повреждений фотосъемкой или видео.
  7. Ожидаете, пока экспертом будет составлена смета на материалы и детали, которые подлежат замене.
  8. Получите заключение, подписав акт приема-передачи.

Право на присутствие пострадавшего и представителя СК

Законодательно не установлено право виновника ДТП требовать обязательного уведомления о проводимой экспертизе. На собственную независимую оценку повреждений у виновника остается право в любом случае. Личное присутствие всех заинтересованных лиц способно повлиять на вынесенное решение эксперта постоянной напряженностью и конфликтностью. Ошибки могут появиться в отчете неосознано.

фото7

Виновник будет оспаривать размер насчитанной компенсации при согласии с осмотром или без него. Размер компенсации не находится в прямой зависимости от его присутствия на осмотре.

Обязательное уведомление сторон и страховщиков предусмотрено при рассмотрении спора в арбитражном суде нормой ст. 5 Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, направление уведомления заказным письмом (телеграммой) обязательно.

Законом об ОСАГО указано право страховой компании требовать предоставления автомобиля на осмотр. Если СК не планирует проводить экспертизу, переложив это действие на автовладельца, то уведомление ее представителей и виновника необходимо.

Положением о Правилах проведения НТЭ транспортного средства установлена обязанность уведомления страховой компании при повторной экспертизе, проводимой, чтобы получить компенсацию по ОСАГО.

Заключение эксперта и что делать дальше?

Получив заключение эксперта, следует проверить отражение позиций:

  • с какой целью проводилась оценка поврежденного транспортного средства;
  • анкетные данные потерпевшего;
  • итоговый размер, которого хватит для полного восстановления авто;
  • документы, которыми руководствовался эксперт при выведении итогового размера компенсационной выплаты;
  • информация об аварии;
  • информация о полисах участников ДТП и их страховых компаниях;
  • информация об экспертной организации и проводимом осмотре (стоимость, оплата);
  • подписи эксперта и его руководителя, печать организации.

На сумму, отраженную в полученном заключении, следует опираться в выставлении требований по возмещению реального ущерба. Такое заключение принимается судьей безоговорочно, если виновной стороной не будет доказано наличие повреждений в авто, полученных не в результате аварии.

READ
Счет 97 в бухгалтерском учете: что учитывается

Порядок расчета страховки и денег на оплату ремонта

Претендовать на выплату ущерба в денежном выражении можно, только если:

  • автомобильный ремонт не восстановит машину после ДТП;
  • починка авто обойдется в более чем в 400 тыс. рублей;
  • СК не в состоянии провести ремонтные работы своими силами;
  • у владельца поврежденного авто инвалидность 1-й и 2-й категории;
  • на ДТП не стали вызывать сотрудников полиции и служащих «ИНГОССТРАХ» или др. компаний, выдавших полис ОСАГО;
  • потерпевший умер;
  • полис оформлялся посредством международной страховой системы.

В остальных случаях рассчитывать можно на качественные ремонтные работы. Такие изменения внесены на законодательном уровне с апреля настоящего года.

Расчет суммы на восстановление автомобиля предусматривает множество коэффициентов и параметров. Должны учитываться износ деталей, срок службы, погодные и эксплуатационные условия и многое другое.

Единый порядок приведен в методике вычисления величины затрат на восстановление поврежденного транспорта.

Полезное видео

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

+7 (499) 938 6124 – Москва и обл.
+7 (812) 425 6761 – Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350 8362 – Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Проведение независимой экспертизы после ДТП в 2022 году

Для расчета выплаты по ОСАГО состояние машины после ДТП анализируют техники-эксперты, работающие в интересах страховых компаний. Поэтому суммы зачастую занижаются, а водители остаются недовольными. По закону (ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО») они имеют право инициировать независимую техническую экспертизу (НЭ).

В этой статье подробно разберем, какие этапы включает НЭ, когда к ней следует прибегать и кто может ее проводить.

фото 1

Что такое независимая экспертиза

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО – это платный процесс анализа автомобиля частными независимыми специалистами, прошедшими аттестацию и имеющими лицензию. Процедура проводится по единой методике, разработанной Центральным Банком РФ. Техники анализируют следующие параметры:

  • наличие скрытых повреждений;
  • стоимость запчастей с учетом износа;
  • стоимость услуг по ремонту автомобиля и восстановлению внешнего вида;
  • рыночную стоимость уцелевших деталей, если автомобиль не подлежит восстановлению.

Прибегают к НЭ, когда между страховщиком и потерпевшим возникают противоречия. Например, владелец автомобиля считает, что компенсация занижена и не покроет стоимость ремонта.

Также НЭ помогает разрешить спор и установить степень виновности каждой стороны, когда участники ДТП не признают свою неправоту. Эксперты могут дать заключение о скорости и направлении движения обоих транспортных средств, возможностях предотвращения столкновения и прочих факторах. Для этого они проводят трасологические, динамические, баллистические и прочие исследования.

Требования к экспертам

К техникам-экспертам предъявляются жесткие требования:

  • регулярная аттестация Межведомственной Аттестационной Комиссии РФ;
  • проверка знаний законодательных актов, регулирующих методики и правила проведения экспертизы;
  • наличие высшего и дополнительного профессионального образования;
  • вхождение в государственный реестр.

При обращении в организацию необходимо попросить все документы, подтверждающие профессиональную пригодность специалиста. Важно проверить его лицензию на сайте Росреестра. Если у мастера ее нет или она приостановлена, суд не будет рассматривать его заключение как официальный документ.

Заключение договора

В договоре на оказание услуг должны быть прописаны основания проведения экспертизы, ее время и место, суть дорожно-транспортного происшествия, его участники и характеристики автомобиля. Также в документе указываются обязанности сторон. Специалист должен провести осмотр и подготовить заключение, а клиент – передать транспортное средство на экспертную оценку, оплатить услугу и предоставить информацию из:

  • свидетельства о регистрации ТС;
  • паспорта ТС;
  • материалов, относящихся к делу по ДТП;
  • страхового акта;
  • акта калькуляции ущерба от экспертов СК.

Этапы проведения экспертизы

фото 2

Место и время проведения осмотра указывается в договоре. Это может быть и арендованная оценочной фирмой территория, и площадь, выбранная клиентом.

До получения официального заключения ремонтировать автомобиль не стоит. Теоретически, согласно закону, СК не может отказать в выплате, если восстановление проведено, но не мешает оценке ущерба и определению страхового случая. Тем не менее, лишних хлопот и споров избежать не удастся. Еще лучше не восстанавливать машину до получения компенсации: если в предыдущем заключении найдут ошибки, придется проводить повторный осмотр.

Этапы проведения экспертизы:

  • осмотр и фотофиксация повреждений автомобиля с описанием;
  • анализ рынка запчастей на данное авто (с учетом износа);
  • расчет стоимости ремонта, включая цену услуг, покупку запчастей, необходимых материалов;
  • оформление экспертного заключения с описанием процесса проведения экспертизы и выводами.

Заказчик должен присутствовать во время проведения осмотра автомобиля. Также необходимо пригласить представителя СК (его присутствие необязательно).

Экспертное заключение должно быть заверено подписью специалиста и печатью организации, проводящей оценку. Этот документ нужно предоставить сначала в страховую компанию. Если в течение 20 дней она не возместит ущерб, придется обращаться в суд с гражданским иском.

Стоимость НЭ

Цена процедуры зависит от региона, престижа компании и других параметров. В среднем по России НЭ стоит около 8000 рублей. Если суд подтвердит результаты проверки и обяжет СК возместить ущерб по итогам независимой оценки, то оплата экспертизы также ляжет на страховщика. Однако обращаться к частным специалистам стоит, только если разница в размерах желаемой и имеющейся выплаты более 10-15%.

READ
Что такое кредит с остаточным платежом на автомобиль?

За выезд техника, если экспертиза проводится в месте, указанном заказчиком, скорее всего, придется доплатить. Это прописывается в договоре. Если необходимо доставить полностью вышедшее из строя авто на территорию фирмы, обойтись без эвакуатора не удастся. Транспортировка также предполагает дополнительные расходы.

фото 3

Проведение независимой экспертизы – законный метод получения объективной оценки ущерба. С ее помощью можно требовать реальные и обоснованные выплаты от страховой компании, если изначально она пыталась занизить размер компенсации.

Как проводится независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

Чтобы оценить ущерб, нанесенный в аварии, для последующего возмещения по страховке, в отдельных случаях требуется независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО.

Осмотр повреждений а/м

Проведение независимой технической оценки поможет при необходимости скорректировать сумму требований по выплате, либо определить цену возмещения, если страховщик не исполнил своевременно свои обязательства по договору.

Порядок проведения независимой экспертизы

Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.

Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.

Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.

Фиксация скрытых повреждений автомобиля в результате ДТП

Преследуя цели признания случая страховым и уточняя размер компенсационных сумм, экспертиза, проведенная независимо от СК, помогает в урегулировании сложностей в процессе взаимодействия с компанией, обеспечивающей финансовой защитой в рамках действующего полиса ОСАГО. Данные эксперта являются значимыми показаниями, когда речь идет об установлении возможности выплаты по автогражданской ответственности, с учетом износа заменяемых деталей. Помимо этого, устанавливается сумма по УТС, компенсируемая согласно условиям ОСАГО.

Стандартный порядок взаимодействия с СК требует от автовладельца своевременной подачи соответствующего заявления и подтверждающих ДТП бумаг. В случае нареканий к работе страховой, неисполнении или некачественном выполнении возложенных по соглашению обязанностей, проводят дополнительную независимую экспертизу. Данная мера предпринимается только в том случае, если в сумме, установленной к выплате СК, автомобилиста видит серьезные расхождения с реальными расходами, которые нужны для ремонтных работ.

Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Подача в СК прошения о назначении независимой экспертизы.
  2. Выдача направления.
  3. Проведение осмотра поврежденного авто в указанном месте.
  4. Если результаты выданного заключения не устраивают, назначают экспертизу повторно.
  5. СК получает уведомление о повторном назначении исследования, а после его проведения ей передаются результаты оценки для организации возмещения.
  6. Если результаты повторной экспертизы признаны обоснованными, производят выплаты и компенсируются затраты на выполнение экспертизы.
  7. В случае отказа от возмещения, средства взыскивают по суду.
  8. В рамках судебного разбирательства проводится судебная экспертиза, определяющая сумму понесенных убытков.

Подача документов страховщику

Для организации независимой экспертизы требуется определенный список бумаг. Перечень определяется согласно порядку, установленному в Положении ЦБ РФ №43 в 2014 году. Согласно установленных государством требований, независимому эксперту должны быть представлены:

  • справка о дорожном происшествии с участием автомобиля;
  • регистрационное свидетельство на транспорт;
  • переданные ранее в СК бумаги об аварии.

Список документов водителя

Когда страхователь первично обращается в офис страховой для организации выплаты, делают сканирование и ксерокопирование документации. Это значительно облегчит сбор справок в случае нареканий к работе СК.

Помимо стандартного перечня, эксперту-оценщику передают результаты предыдущего осмотра машины, выполненного силами эксперта от страховой компании.

Проведение осмотра

Для экспертного осмотра следует заранее подготовить и помыть машину, облегчая процесс выявления и фиксации повреждений. Так как осмотр проводят без дополнительной разборки деталей, судить о характере повреждений и нанесенном ущербе можно только из визуального исследования.

От того, насколько тщательно осмотрят авто на экспертизе, зависит достоверность заключения и определения сумм к выплате. Если на экспертизе не будут зафиксированы дефекты, которые будут обнаружены позже, пересмотреть результаты осмотра будет сложно. Задача автовладельца следить, чтобы машина была исследована самым внимательным образом. Оптимальным решением станет приглашение на экспертизу опытного специалиста, знающего особенности устройства авто.

После того, как будет произведен осмотр, составляют отдельный акт. Сторонами, участвующими в подписании, станут:

  • представитель страховой;
  • собственник авто.

При сомнениях в правильности сделанных выводов акт осмотра подписывать не стоит, так как подписанием автовладелец выражает свое согласие с установленными в акте данными и определяемой на его основе суммой.

После осмотра, накануне проставления подписи, стороны убеждаются в заполнении всех граф и отсутствии свободного места, куда можно было бы подписать дополнительные данные. Пустые строки и ячейки заполняются прочерком в виде «Z». При наличии непринципиальных возражений с отдельными пунктами акта в графе с примечаниями формулируют, что конкретно не устраивает человека, с визированием подписью.

READ
Единовременное пособие ко дню Великой Победы

При категорическом несогласии с выводами автоэксперта, данный факт отражают в примечании и просят о назначении новой экспертизы.

Расчет страховой суммы

Перед сдачей бумаги рекомендуется сделать собственную копию, чтобы исключить риск переоформления и внесения корректировок со стороны страховщика. Получить копию акта осмотра, выполненного силами СК, можно только по письменному заявлению страхователя, что установлено пунктом 4.23 действующих Правил обязательного автострахования .

Важные нюансы

Законом «Об ОСАГО» (ч. 11 ст. 12) устанавливается обязанность компании своими силами организовать проведение профессионального осмотра машины после ДТП для определения суммы ущерба. Независимые эксперты привлекаются при выявлении расхождений во мнениях СК и страхователя.

При наличии действующего полиса ОСАГО, все вопросы, связанные с организацией и проведением независимой экспертизы, решаются компанией, выдавшей полис. Страховщик, организуя проведение осмотра, обязан:

  • выдать направление автомобилисту;
  • назначить место, дату и время проведения процедуры.

Детали осмотра должны быть заранее согласованы с автовладельцем, а на ее проведение отводится 5-дневный срок.

Так как расходы на услуги эксперта несет сторона, выступающая заказчиком, при самостоятельном проведении водителю придется вначале оплачивать стоимость, и лишь потом взыскивать средства с виновной стороны.

Чтобы избежать возможных проблем со страхователем, многие страховые организации вписывают мелким шрифтом на бланке акта осмотра пункт об отказе страхователя от проведения независимой экспертизы. По этой причине так важно, перед тем как ставить подпись на документе, внимательно изучить подписываемые положения.

Права привлекаемого эксперта предусматривают получение по запросу из компании и от автомобилиста любые дополнительные данные, необходимые для подготовки объективного полноценного исследования. При необходимости, к осмотру привлекают силы других экспертов. Состав комиссии, в зависимости от обстоятельств, может включать несколько специалистов, если соблюдено главное требование – успешное прохождение сотрудниками аттестации.

Необходимо понимать, что процесс привлечения независимых экспертов необязателен, если первичные данные осмотра не вызывают сомнений и нареканий обеих сторон страхового дела.

По запросу заказчика, представитель экспертного бюро обязан представить следующие документы:

  • документ, подтверждающий высшее образование по соответствующему профилю;
  • выписка из реестра технических экспертов;
  • документ о проведении профессиональной аттестации Межведомственной комиссией;
  • свидетельства о регулярном прохождении курсов повышения квалификации (проводится не реже 1 раза в 5 лет).

Если что-либо из документов отсутствует либо полномочия эксперта не подтверждены, сформированное заключение признается недействительным и не имеющим силу в суде или при урегулировании спора в досудебном порядке.

Повторная экспертиза

Иногда результаты первичной и независимой экспертизы не устраивают автовладельца и требуется провести дополнительное исследование повторно. Как правило, такие меры затребованы со стороны недовольного страхователя. Закон предполагает возможность проведения повторной технической экспертизы, с привлечение другого специалиста-техника.

Иногда повторное обследование автомобиля вызвано новыми обстоятельствами, при которых произошел случай, найдены нюансы обстоятельств ДТП, не учтенные ранее при предыдущем заключении. Повторно организовать осмотр можно и после проведенного ремонта, при наличии недовольства со стороны страхователя предоставленными услугами страховщика.

Порядок проведения дополнительного осмотра согласуется с общепринятыми нормами проведения экспертизы ОСАГО, а целесообразность устанавливается вопросами, возникшими уже после получения первичного заключения эксперта.

Энциклопедия судебной практики. Независимая техническая экспертиза транспортного средства (Ст. 12.1 Закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”)

  • Энциклопедия судебной практики. Независимая техническая экспертиза транспортного средства (Ст. 12.1 Закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”)
  • 1. Экспертное заключение по страховым случаям, наступившим начиная с 17.10.2014, должно быть составлено с применением Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства, утвержденной Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 N 432-П
  • 2. Потерпевший не лишен возможности доказывать размер причиненного ему ущерба любыми средства доказывания, в том числе посредством представления отчета об оценке
  • 3. Одно лишь формальное отсутствие в отчете об оценке ссылки на применение Единой методики не свидетельствует о нарушении требований этого нормативного акта
  • 4. Экспертное заключение о стоимости восстановительного ремонта, подготовленное экспертом, не включенным в государственный реестр экспертов-техников Минюста России, является недопустимым доказательством
    • 4.1. Экспертное заключение, подготовленное экспертом, не включенным в государственный реестр экспертов-техников Минюста России, является допустимым доказательством

    Энциклопедия судебной практики
    Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    (Ст. 12.1 Закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”)

    1. Экспертное заключение по страховым случаям, наступившим начиная с 17.10.2014, должно быть составлено с применением Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства, утвержденной Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 N 432-П

    По договору обязательного страхования размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в результате повреждения транспортного средства, по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 432-П (далее – Методика).

    Единая методика применяется по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, но в отношении договоров, заключенных с 01 сентября 2014 года.

    Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ДТП произошло 31.01.2015 г., в связи с чем суд правомерно отказал во взыскании страхового возмещения, размер которого основан на заключении ООО, поскольку данный отчет составлен без применения Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 432-П., что с октября 2014 г. является обязательным для определения ущерба, связанного с повреждением автомобиля от ДТП.

    2. Потерпевший не лишен возможности доказывать размер причиненного ему ущерба любыми средства доказывания, в том числе посредством представления отчета об оценке

    Статья 12.1 Закона об ОСАГО и Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением Банка России от ДД.ММ.ГГ N 432-П, не лишают потерпевшего возможности доказывать размер причиненного ему ущерба любыми средствами доказывания, в том числе посредством представления отчета об оценке.

    Оценив представленный отчет об оценке (экспертное заключение), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный отчет является допустимым и относимым доказательством, представленным в рамках рассматриваемого дела, содержащим, вопреки доводам жалобы, сведения на определение размера расходов на запасные части с учетом положений ФЗ “Об ОСАГО” в редакции Федерального закона N 223-ФЗ от 21.07.2014, а также на использование при определении размера ущерба “Единой методики”, утвержденной Центробанком России (Положение N 432-П от 19.09.2014), и Положение Центробанка России от 19.09.2014 N 433-П “О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства”.

    Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел, что стороной ответчика размер причиненного истцу ущерба, определенного в соответствии с указанным выше экспертным заключением, не опровергнут, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы заявлено не было, а в представленной истцом телеграмме, содержащей просьбу о регистрации страхового случая, указано на то, что повреждения транспортного средства исключают возможность его участия в дорожном движении.

    При изложенных обстоятельствах, учитывая право потерпевшего на возможность самостоятельно произвести оценку причиненного ущерба, судебная коллегия соглашается с выводами суда о принятии в качестве допустимого доказательства представленного истцом отчета об оценке ущерба (экспертного заключения).

    Довод жалобы о том, что представленный истцом отчет является недопустимым доказательством, поскольку не соответствует требованиям ст. 12.1 Федерального закона “Об ОСАГО” и Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением Банка России от 19.09.2014 N 432-П, свидетельствует о неправильном понимании ответчиком норм материального права, поэтому не может быть положен в основу отмены решения суда. Указанные нормативно-правовые акты не лишают потерпевшего возможности доказывать размер причиненного ему ущерба любыми средствами доказывания, в том числе посредством представления экспертного заключения.

    У суда первой инстанции не имелось оснований для признания отчета ООО недопустимым доказательством, поскольку размер причиненного истцу ущерба при рассмотрении настоящего спора является юридически значимым обстоятельством, для установления которого могут быть использованы любые сведения, полученные из всех перечисленных в абз. 2 ч. 1 ст. 55 ГПК РФ средств доказывания.

    3. Одно лишь формальное отсутствие в отчете об оценке ссылки на применение Единой методики не свидетельствует о нарушении требований этого нормативного акта

    Суд первой инстанции, указывая на несоответствие представленного истцом доказательства размера ущерба требованиям Единой Методики, между тем, не указал конкретных обстоятельств такого несоответствия (несоответствующее определение стоимости заменяемых деталей, количества и стоимости ремонтных воздействий, износа транспортного средства и т.п.).

    Однако одно лишь формальное отсутствие в представленном отчете, выполненном ООО, ссылки на применение Единой методики не свидетельствует о том, что размер причиненного ущерба определен в нарушение требований указанного нормативного акта.

    4. Экспертное заключение о стоимости восстановительного ремонта, подготовленное экспертом, не включенным в государственный реестр экспертов-техников Минюста России, является недопустимым доказательством

    Из положений Закона об ОСАГО и подзаконных нормативных актов следует, что лишь независимая техническая экспертиза, проведенная экспертом-техником, прошедшим профессиональную аттестацию Межведомственной аттестационной комиссии и включенным в государственный реестр экспертов-техников Минюста России, может служить надлежащим доказательством установления причин повреждений транспортного средства, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта по делам об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Однако, как видно из материалов дела, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца основано на экспертном заключении ИП, в отношении которого отсутствуют данные о прохождении им профессиональной аттестации Межведомственной аттестационной комиссии в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ N 124, Министерства юстиции РФ N 315, МВД РФ N 817, Минздравсоцразвития РФ N 714 от 17.10.2006 г. “Об утверждении условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизы транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам”.

    По данным, размещенным на официальном сайте Минюста России в сети Интернет, также следует, что ИП в государственном реестре экспертов-техников не значится.

    Согласно статье 60 ГПК РФ о допустимости доказательств обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

    С учетом вышеизложенного судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение о стоимости восстановительного ремонта, на которое ссылался истец и которое положено в основу решения суда первой инстанции, является недопустимым доказательством и не могло быть положено в основу решения суда.

    Согласно Порядку ведения государственного реестра экспертов-техников, утвержденному приказом Минюста России от 6 февраля 2013 года N 8, обязательным требованием к эксперту-технику является прохождение аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии и включение в государственный реестр экспертов-техников.

    Между тем специалист-оценщик, на выводы которого при разрешении спора, по существу, опирался суд первой инстанции, в государственный реестр экспертов-техников не включен, поэтому подготовленное им заключение является недопустимым доказательством. При этом в ходе производства по делу истцом представлено заключение другого специалиста, включенного в реестр экспертов-техников, согласно выводам которого стоимость восстановительного ремонта принадлежащего истцу автомобиля составила 68 489 руб. 81 коп.

    Внимание

    Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу:

    4.1. Экспертное заключение, подготовленное экспертом, не включенным в государственный реестр экспертов-техников Минюста России, является допустимым доказательством

    Относительно непрохождения экспертом [ФИО] аттестации на дату составления отчета о стоимости восстановительного ремонта, судебная коллегия считает необходимым указать, что из п. 1 Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам, утвержденных Приказом Минтранса России, Минюста России, МВД России, Минздравсоцразвития России от 17 октября 2006 года N 124/315/817/714, следует, что профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников.

    Из представленных документов следует, что оценка выполнена 24.11.2014 года, а 10 декабря 2014 года [ФИО] включен в реестр техников на основании решения Межведомственной аттестационной комиссии, таким образом, его квалификационные навыки и знания подтверждены. Обстоятельств того, был ли [ФИО] включен в реестр ранее, суд первой инстанции не выяснял.

    У суда первой инстанции не имелось оснований для признания отчета ООО [1] недопустимым доказательством, поскольку размер причиненного истцу ущерба при рассмотрении настоящего спора является юридически значимым обстоятельством, для установления которого могут быть использованы любые сведения, полученные из всех перечисленных в абз. 2 ч. 1 ст. 55 ГПК РФ средств доказывания.

    5. Отсутствие в отчете об оценке причиненного ущерба сведений о страховых полисах ОСАГО, наименования страховой компании, выдавшей полисы, не является безусловным основанием для признания такого отчета недопустимым доказательством

    Отсутствие в данном отчете сведений о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования владельцев транспортных средств потерпевшего и лица, виновного в ДТП, полное наименование страховой компании, выдавшей полисы, ограничениях и пределах применения полученных результатов, необходимость которых указана в п. 8 Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденных Центральным банком Российской Федерации N 433-П от 19.09.2014, не являются безусловным основанием для признания отчета недопустимым доказательством.

    6. Экспертное заключение признается недопустимым доказательством, если стоимость запасных частей и ремонтных работ не соответствует сведениям, содержащимся в Справочниках Средних Стоимостей, утвержденных союзом автостраховщиков

    При определении стоимости запасных частей и одного нормо-часа подлежали применению сведения, содержащиеся в справочнике Российского союза автостраховщиков.

    Однако указанное экспертное заключение N 0362-15 от 17.01.2015 ИП составлено в нарушение вышеприведенной нормы закона, поскольку стоимость запасных частей и ремонтных работ не соответствует сведениям, содержащимся в Справочниках Средних Стоимостей (далее – ССС), утвержденных союзом автостраховщиков и находящихся в свободном доступе на соответствующем сайте союза автостраховщиков.

    Следовательно, определенная оценщиком стоимость ремонта транспортного средства истца не отражает действительную стоимость ремонта, поскольку заключение составлено с нарушением требований Единой методики.

    Суд первой инстанции в нарушение статей 55, 56, 57 ГПК РФ принял во внимание указанное экспертное заключение, не имеющее юридической силы как доказательство по гражданскому делу, не дав ему надлежащей оценки по правилам статьи 67 ГПК РФ.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    В “Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

    Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

    Материал приводится по состоянию на август 2020 г.

    См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

    При подготовке “Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО” использованы авторские материалы, предоставленные Михайлевской М., Раченковой Ю.

Ссылка на основную публикацию