Автотехническая экспертиза при ДТП: что устанавливает

Автотехническая экспертиза

Эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административных материалов этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения судебной авто-технической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и мате-риалов, представляемых на исследование.

Судебная автотехническая экспертиза – род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

Судебная автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом пред-мета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

– судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

– судебная экспертиза технического состояния ТС;

– судебная транспортно-трасологическая экспертиза – судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)

– судебная автотовароведческая экспертиза

– судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстанови-тельного ремонта и оценки;

– судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;

-судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

Судебная автотехническая экспертиза установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

– определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;

-определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

– определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

– установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

– определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;

– определение времени преодоления ТС определенных участков пути;

– установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

– определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;

– определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;

– какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;

Судебная автотехническая экспертиза установления технического состояния транспортных средств

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

К задачам, решаемым судебной экспертизой технического со-стояния ТС, относятся следующие:

– установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

– установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;

– установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

– установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;

– установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза

Предмет судебной транспортно-трасологичекой экспертизы – судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

– определение механизма ДТП;

– установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;

– установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;

– установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;

– установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;

– установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;

– установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;

– установление части ТС, которой нанесены повреждения потер-певшим;

READ
Иные правовые связи в семейных отношениях

– определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;

– установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;

– установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;

– установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;

– установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии,

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

– установление взаиморасположения человека и частей ТС;

– оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;

– определение позы и двигательных реакций пострадавших;

– выявление признаков, характеризующих действия водителя;

– получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

Судебная автотовароведческая экспертиза

Предметом судебной автотовароведческой экспертизы является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных дета-лей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:

– идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);

– установление фактических данных о техническом состоянии транс-портного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;

– определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;

– установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;

– определение износа транспортного средства, его составляющих;

– определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;

Экспертиза после дтп и вопросы эксперту автоэкспертиз

ДТП — это всегда стресс, материальный ущерб для участников даже при условии, что повреждения технике и людям минимальные.

Что уже говорить о случаях, когда ущерб серьезный, но определить виновного на основе имеющихся доказательств невозможно.

Закон разрешает проведение сложного технического исследования — автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП. Она помогает установить все факторы, сопутствующие аварии, причинно-следственную связь между действиями каждого из участников и причиненным ущербом, определить степень вины.

Что такое автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза — всестороннее исследование обстоятельств ДТП, в ходе которого эксперт выявляет неочевидные факты, устраняет возникшие противоречия, дает ответы на поставленные вопросы.

Итогом проведения автотехнической экспертизы является заключение, выводы которого принимаются судом или следствием.

Привлечение эксперта — обязательный этап расследования уголовного дела по ДТП со смертельным исходом. Обойтись без судебной экспертизы автомобилей в этой ситуации просто нельзя. Это требование закона.

Изуродованный кузов машины в ДТП со смертельным исходом

Хотя дополнительное ходатайство о назначении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП по уголовному делу могут заявлять сторона обвинения, потерпевшие или подсудимые.

Что касается гражданского судопроизводства — автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП назначается только в спорных ситуациях.

Каждая из сторон может заявить такое ходатайство, но суд может отказать в назначении исследования.

Важно понимать, что в своем заключении эксперт не назначает виновное лицо. Это исключительная компетенция суда.

Решение им принимается на основе совокупности доказательств. Автотехническая экспертиза часто становится ключевым.

Виды экспертиз при ДТП

Выделяют несколько видов экспертиз, которые могут понадобиться после дорожно-транспортного происшествия:

Следы шин для трасологической экспертизы тормозного пути

✔️ Трасологическая — определяет общую обстановку на дороге, треки движения всех участников аварии, длины тормозных путей и другие аспекты;

✔️ Автотовароведческая экспертиза автомобиля после аварии — инициатором такого исследования чаще всего выступают страховщики или сами владельцы машин, которым необходимо оценить ущерб. Эксперт выявляет наличие скрытых повреждений, определяет остаточную стоимость авто, возможность восстановления;

✔️ Автотехническая.

Часто для установления всех обстоятельств произошедшего недостаточно какого-то одного исследования. Тогда назначают комплексную экспертизу.

Кроме того, автотехническая (и другие) экспертиза может быть: основной, дополнительной, повторной.

Задачи автотехнической экспертизы после ДТП

Основная задача, которая стоит перед экспертом — выявить все обстоятельства происшествия для определения виновника.

Не существует универсального набора вопросов к эксперту.

Каждое исследование, как и авария, индивидуальны. Задача специалиста дать четкие ответы на запросы следствия, суда или частного лица.

Все запросы относятся к категориям

Характеристика дорожных условий, в которых произошла авария.

Например, каким образом мог повлиять сильный дождь на сцепление автомобиля с дорогой. Основная цель — определить показатели, которые могли сыграть роль в создании аварийной ситуации, снять вину с участников;

Аналитика действий водителей-участников аварии.

Задача эксперта — оценить насколько действия участников соответствуют ПДД, приемам управления автомобилем. Здесь важно установить степень зависимости между действиями участников и наступившими последствиями дорожно-транспортного происшествия.

В рамках этих категорий могут формулироваться конкретные запросы, на которые дает ответ автотехническая экспертиза. Конечно же в случае, если для необходимых выводов достаточно исходных данных.

READ
Заявление на регистрацию ипотеки

Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы

Все экспертизы назначаются с соблюдением следующего алгоритма действий

  • Тщательное изучение материалов дела. При необходимости это делают несколько раз, чтобы понять, какую именно нужно будет поставить перед специалистом задачу.
  • Постановка перечня вопросов автотехнической экспертизе.
  • Определение той массы доказательных материалов, которые были собраны по делу, передаются эксперту. Важно, чтобы они соответствовали принципам — достоверности, законности (были получены законным путем с соблюдением процессуальных норм), достаточности (иначе специалист просто не сможет сделать выводов). Если хотя бы одно из требований закона будет нарушено, выводы автотехнической экспертизы могут быть признаны незаконными, недостоверными.
  • Подготовка документа, содержащего просьбу о назначении дополнительного исследования. Это ходатайство, которое подается в суд или следователю по уголовному делу после ДТП.
  • Вынесение решения по ходатайству — положительное или отрицательное. Первое оформляется судебным определением, постановлением следствия.
  • Ознакомление других участников процесса с определением или постановлением. На этом этапе все стороны могут заявить встречные требования — ходатайства, вносить дополнительные вопросы в составленный перечень или требовать убрать те, что уже находятся в нем. Если такие заявление подлежат удовлетворению со стороны суда или следствия, вносятся необходимые поправки.
  • Передача постановления о назначении автотехнической экспертизы специалисту вместе с дополнительными материалами, перечнем вопросов.
  • Производство экспертизы, составление заключения.
  • Ознакомление всех сторон процесса с выводами эксперта.
  • Заявление ходатайств, возражений.

Подобный порядок действует для назначения любого типа экспертного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет ряд нюансов, которые нужно учесть на разных стадиях подготовки.

Подготовка перечня вопросов

☝️ Самая частая ошибка при составлении вопросов эксперту — общие запросы, взятые из типовых заключений, которые выполнялись для ДТП со схожими условиями.

Рекомендуется составлять вопросы совместно с квалифицированным юристом.

Важно, чтобы ответ:

  1. доказывал невиновность (если это возможно);
  2. был конкретным (а не предположением).

Эксперт не может менять формулировку запроса, содержащегося в постановлении, определении, договоре.

В заключительном акте он составит ответы именно в такой форме, как они содержатся в запросе.

Примерные вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы при ДТП:

  1. где территориально произошло столкновение;
  2. в каком положении находились автомобили после ДТП;
  3. механизм аварии;
  4. траектория движения авто до и после столкновения;
  5. части кузова, которые участвовали в столкновении;
  6. какие повреждения получены ранее и др.

Схема дтп ответит на основные вопросы автоэкспертизы

То есть в перечень можно включить любые вопросы, которые помогут установить виновного, взыскать справедливый ущерб.

Количество не ограничено, поэтому рекомендуется составлять максимум коротких запросов к эксперту, на которые можно получить четкие ответы без допущений.

Подготовка материалов для исследования в ходе автотехнической экспертизы

Часто стороны процесса (как судебного, так и следствия) боясь, что предоставленным материалов окажется недостаточно, отправляют эксперту всю добытую массу доказательств по делу.

Это не является ошибкой, но здесь следует соблюдать принцип целесообразности.

Перед отправкой стоит оценить все материалы на предмет:

  • соответствия предмету экспертизы;
  • достаточности для выводов. Возможно, стоит получить дополнительные документы, материалы.

Эксперт обязан сделать вывод на основании полученных материалов.

Конечно, он может прийти к заключению, что предоставленных документов и доказательств недостаточно для однозначного вывода, запросить дополнительные.

Но, учитывая загруженность специалистов, многие просто не делают этого.

Назначение экспертизы

Решение о назначении принимается только следователем или судьей. Стороны могут лишь активно настаивать на назначении автотехнической экспертизы после ДТП.

Процессуальные права сторон:

    заявлять ходатайство. В нем нужно будет обосновать необходимость проведения исследования. Документ должен быть тщательно подготовлен. Лучше, если заявитель сразу укажет перечень вопросов эксперту, конкретное бюро для проведения исследования. Кроме того, есть возможность указать эксперта или организацию, где проведение автотехнического исследования нежелательно.

Бланк образец ходатайства о назначении автоэкспертизы вы можете скачать здесь

Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы

Является основанием для начала исследований материалов по конкретной аварии.

Оно должно быть составлено в точном соответствии с требованиями процессуального права и не содержать ошибок.

☝️ Неправильное составление, ошибочные сведения могут стать причиной отмены.

Перечислим обязательные пункты документа:

  1. предмет исследования;
  2. перечень передаваемых материалов;
  3. список вопросов к эксперту.

Автотехническая экспертиза в частном порядке

Экспертное исследование может проводиться не только по определению (постановлению) суда или следствия, но и в частном порядке.

Независимый оценщик делает оценку ущерба автомобиля

Это нужно в любой ситуации, когда после ДТП не получается установить виновника или договориться о сумме возмещения. В том числе и со страховой компанией. Хотя страховщики обязаны инициировать проведение автотехнической экспертизы через пять дней после ДТП, на практике все происходит гораздо дольше.

Сроки в десять дней , которые дает закон на осмотр автомобиля и составление заключения, так же соблюдаются не всегда.

В этой ситуации у лица, заинтересованного в получении заключения, есть право на обращение в независимую организацию или к частному эксперту.

☝️ При наличии других участников аварии нужно будет соблюсти юридические формальности — предупредить о месте проведения осмотра транспортного средства с указанием места, времени и даты.

Это позволит другой стороне поприсутствовать (или прислать своего представителя), проследить за тем, что эксперт изучает материалы всесторонне и объективно.

READ
Как рассчитать зарплату за неполный месяц по окладу

Другая сторона должна быть извещена о месте проведения исследования:

  • за три дня, если она проживает в одном регионе с инициатором автотехнической экспертизы;
  • за 6 дней, если регионы проживания разные.

Чтобы иметь на руках доказательства того, что вторая сторона (или страховая компании) были уведомлены о дате и месте, рекомендуется послать телеграмму с уведомлением о вручении.

Лучше сделать на почте заверенную копию телеграммы, чтобы иметь доказательства отправленного текстового сообщения.

День отправки телеграммы и день проведения осмотра не учитывается.

Порядок действий по организации частной автотехнической экспертизы:

  1. определить организацию или частного эксперта — проверить документацию;
  2. заключить договор;
  3. договориться о дате и месте осмотра автомобиля для экспертизы после ДТП;
  4. уведомить заинтересованные лица в порядке, определяемом законом;
  5. предоставить машину и документы эксперту.

Затем остается только ждать к каким выводам придет специалист.

Как правило, экспертиза проводится 10 дней. По итогам работы выдается заключение с подробным описанием, фотографиями, ответами на все поставленные вопросы.

Это официальный юридический документ, все выводы делаются на основе норм закона и технического регламента (с подробными ссылками).

Специалист несет ответственность за отраженные в документе сведения.

Не стоит заниматься ремонтом автомобиля до того момента, пока не будет проведена автотехническая экспертиза.

Она может понадобиться на любой стадии разбирательств. При наличии даже самого минимального ремонта, выводы специалиста могут быть признаны недостоверными.

Если выводы эксперта не в вашу пользу

Стороны всегда имеют разные позиции относительно произошедшего, поэтому после получения экспертного заключения одна из них абсолютно точно будет недовольна результатом.

Заключение эксперта по результатам автоэкспертизы при дтп

В этой ситуации можно потребовать назначения повторной автотехнической экспертизы. Но мера эта исключительная и добиться ее в рамках судебного процесса или следствия будет крайне сложно.

Простого несогласия с выводами недостаточно, понадобятся веские основания. Например — недостоверность выводов, необъективность, предвзятость эксперта.

Если суд или следствие согласиться с подобными доводами, тогда будет назначена повторная экспертиза.

Литература

Для более подробного ознакомления с методикой организации и проведению автоэкспертиз вы можете ознакомиться, скачав методические указания (выпуск 2018 года) ниже.

Приложение N 1. Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам

Повторно в настоящем бюллетене размещена для изучения Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам, ранее опубликованная в бюллетене ГСК за 3 квартал 2017 года, в связи с тем, что судьями по-прежнему допускаются многочисленные ошибки при назначении таких экспертиз и при последующей оценке экспертных заключений.

При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.

Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях:

– ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;

– неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;

– наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.

Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях:

– представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;

– несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;

– наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.

По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:

автотехническая экспертиза – направлена на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;

транспортно-трасологическая – направлена на исследование следов (повреждений) на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;

автотовароведческая – направлена на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости, УТС;

технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Основные элементы подготовки экспертизы:

1) подготовка материалов для экспертного исследования;

2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта;

3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.

Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.)

1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет).

2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.

3) Если восстановлен – разъяснить сторонам необходимость сохранения поврежденных деталей.

4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.

5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия:

– выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия;

– запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС;

READ
Банкротство – помощь юриста

– запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом;

– если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра;

– если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании;

– выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании;

– то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях ( ЖД вокзал, банки, магазины).

На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо:

1) запросить выплатное дело

2) запросить административный материал по факту ДТП.

3) ознакомится с первичными документами.

Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт.

Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы.

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.

Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.

Порядок ее составления был урегулирован Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения” (Окончание действия документа – 19.10.2017 г.) (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664)

В схеме должно быть отражено:

– место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

– ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений,

– наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

– положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги;

– направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев.

Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.

До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.

При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия):

на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем;

на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки;

наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.;

где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме);

какими элементами автомобили контактировали друг с другом;

траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.)

следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом).

Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.

Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.

Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства:

– несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.);

– заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП;

– наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля;

– часто встречаются объяснения водителей, в которых они описывают столкновение (как правило, незначительное) с ТС, после которого их автомобиль изменяет траекторию движения и совершает второе, значительно большее по последствиям ДТП (наезд на столб, опрокидывание, и т.д.). В этом случае следует внимательно изучить следы от первого контактирования на соответствие по форме, высоте с выступающими элементами взаимодействовавшего ТС. Если другого ТС – участника ДТП нет, то надо указать эксперту на необходимость проведения сравнения с аналогичным по марке ТС. Кроме того, не надо забывать об окраске ТС. При столкновении всегда остаются следы наслоения, отслоения краски и возможно (при наличии двух ТС) провести экспертизу по установлению принадлежности лакокрасочного покрытия ТС.

READ
Постановка на учет беременной

При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).

Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).

Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):

– материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).- фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия;

– фотоматериалы осмотра поврежденных ТС;

– акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний;

Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).

Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также:

– сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение);

– сведения о продолжительности работы фаз светофоров;

– справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП;

Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.

Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу. Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.

Формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, – это один из элементов подготовки экспертизы.

Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие:

– соответствие компетенции эксперта;

– соответствие реальным научно-техническим возможностям.

В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов. При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.

Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.

При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов. Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы.

Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?)

Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.

Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.

Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов:

– с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути;

– на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;

– имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения?

– на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?

– установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта)

– имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?

– кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?

При проведении транспортно-трасологической экспертизы:

– какими частями контактировали транспортные средства при столкновении;

– каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;

– каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения;

READ
Как эвакуируют брошенные автомобили

– где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;

– каков механизм столкновения транспортных средств;

– каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;

– каков механизм образования повреждений транспортных средств;

– могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

При проведении автотовароведческой экспертизы:

– какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в .

– какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;

– какова величина утраты товарной стоимости.

При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.

Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.

В случае полной гибели – в размере действительной стоимости автомобиля на дату дорожно-транспортного происшествия.

По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)

Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.

Назад
Содержание
Бюллетень судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда (четвертый квартал 2018 года)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Автотехническая экспертиза при ДТП — это комплекс оценочных мероприятий, выявляющих обстоятельства и последствия аварии. Независимый эксперт изучает состояние автомобиля, исследует окружающие факторы, анализирует поведение водителей, опрашивает свидетелей и определяет виновника ДТП. Автотехническую экспертизу может инициировать любой участник аварии, сотрудник государственной автоинспекции или суд.

Если в результате проведенной автотехнической экспертизы вас признают виновником ДТП, но вы в корне с этим не согласны (допустим, у вас есть не только свое видение аварии, но и прямые доказательства), вы имеете полное право оспорить результаты. Так как заключение независимого автоэксперта — это полноценный юридический документ, то и за оспариванием результатов экспертизы нужно обращаться к юристу. Запомните: готовое заключение — это не приговор судьи. Вы вправе повлиять на исход разбирательства, обосновав свою позицию с юридической точки зрения.

В каких ситуациях водителю не обойтись без автотехнической экспертизы

Произошла авария. Оба водителя адекватно оценили свои действия, определились с виновником и договорились о размере компенсации. В этом случае нет необходимости ни в вызове сотрудника ГИБДД, ни в независимой экспертизе.

Но так бывает не всегда. Ситуации, когда каждый водитель не признает свою вину в ДТП и считает себя пострадавшим, наиболее распространены. Владельцы машин спорят, не могут договориться и в итоге вызывают автоинспектора. Он и определяет виновника аварии. Если же вы не согласны с решением сотрудника ГИБДД, инициируйте автотехническую экспертизу.

Эксперты определяют величину и характер повреждений, влияние факторов внешней среды на ДТП, степень виновности водителей, оценочную стоимость авто и его ремонта, другие особенности происшествия. Вот в каких случаях понадобится автотехническая экспертиза:

  • если водители не могут определить виновника аварии;
  • если происшествие стало результатом поломки авто;
  • если машина получила ущерб из-за сторонних явлений, форс-мажорных обстоятельств или же по вине третьих лиц;
  • если автовладельцы спорят из-за стоимости компенсации, занижают выплаты, не согласны с расходами пострадавшего;
  • если дело дошло до судебных разбирательств и любая сторона хочет оспорить решение суда;
  • если у владельца автомобиля возникли разногласия со страховой компанией — страховщики отказываются выплачивать компенсацию, занижают ее, игнорируют условие договора автострахования;
  • если машина, пострадавшая при аварии, находится в залоге (куплена в кредит).

Автотехническая экспертиза всегда независима — ее проводит экспертная организация или частный эксперт. Обязательно проверьте все лицензии и разрешения на оценочную деятельность исполнителя. Если вы проводите автотовароведческую экспертизу, запросите у оценщика свидетельство о членстве в саморегулируемой организации — СРО.

Помимо автотовароведческой, выделяют экспертизу состояния автомобиля, ДТП и транспортного полотна (можно проанализировать все в комплексе или каждый фактор по отдельности). Эксперты также проводят транспортно-трасологическую (выявляют все обстоятельства ДТП) и инженерно-психологическую оценку участников аварии. Экспертиза бывает первичной (осмотр поврежденных объектов), дополнительной (изучение вопросов, возникших в ходе анализа) и повторной (перепроверка сведений).

Независимая оценка нужна не только для выявления обстоятельств аварии, но и для расчета фактической стоимости материального ущерба и определения компенсации для страховой компании. В результате автотехнической экспертизы оценщик выдает независимое заключение, которое является юридически значимым документом. Его используют юристы, судьи и страховщики.

Как проводится автотехническая экспертиза в частном порядке

При ДТП всегда есть сторона, заинтересованная в экспертизе. Если водители не могут договориться о стоимости ремонта, не доверяют технической оценке из станции технического обслуживания (СТО) или же хотят доказать свою невиновность, они инициируют частную автотехническую (оценочную) экспертизу.

READ
Что такое альтернативная ликвидация предприятия?

Чтобы провести анализ, предоставьте независимому эксперту (экспертной организации) поврежденную машину для осмотра и регистрационные документы: паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации автомобиля. Если есть первичное заключение из СТО, также покажите его оценщику. И запомните — вы преследуете четкую цель (определение размера компенсации, доказательство отсутствия вины и проч.), поэтому изначально поставьте эксперту определенную задачу и конкретизируйте свои вопросы. К примеру, пусть он определит:

  • каков реальный ущерб пострадавших автомобилей;
  • с какой скоростью двигались машины, участвовавшие в ДТП;
  • какова была траектория их движения;
  • какая была видимость;
  • под каким углом произошел удар;
  • в какой момент водители начали тормозить;
  • как повлияла окружающая среда на ДТП;
  • как вели себя участники аварии;
  • какие обстоятельства способствовали дорожно-транспортному происшествию;
  • было ли у кого-то из участников преимущество в движении;
  • были ли у пострадавших машин неисправности, зафиксированные еще до ДТП;
  • была ли техническая возможность предотвратить столкновение;
  • какие пункты правил дорожного движения были определяющими для каждого из участников.

И это лишь малая часть вопросов, которые можно выявить в ходе автотехнической экспертизы. Вы можете попросить эксперта теоретически смоделировать ДТП для обоснования своей позиции. Если к дорожно-транспортному происшествию привлекалась автоинспекция или же по результатам аварии было заведено уголовное дело, то оценщик вправе воспользоваться следственными материалами в процессе своей независимой экспертизы.

Итак, вам необходимо оценить обстоятельства аварии, состояние автомобиля или стоимость его ремонта, и вы в частном порядке инициируете оценочную экспертизу. Вот как это делается:

  1. Находите эксперта или экспертную организацию.
  2. Заключаете договор со специалистом.
  3. Назначаете дату и договариваетесь о месте проведения оценочной экспертизы.
  4. Уведомляете другого участника ДТП о времени и месте процедуры. При необходимости привлекаете страховщика.
  5. Привозите в выбранный сервис поврежденный автомобиль и передаете оценщику все документы. Ни в коем случае не ремонтируйте машину до начала автотехнической экспертизы.
  6. Оценщик изучает все документы на машину, материалы дела, показания свидетелей. После анализа бумаг эксперт переходит к оценке технического состояния автомобиля. Все манипуляции специалиста фиксируются — делаются фотографии видимых и скрытых повреждений.
  7. Эксперт заканчивает свой анализ и в течение нескольких дней готовит заключение.

Экспертное заключение — это совокупность выводов по поводу технического состояния машины и конкретных ответов на вопросы, поставленные заказчиком. Мнение эксперта сопровождается теоретическим и практическим обоснованием и ссылками на законодательные акты. Заключение автотехнической экспертизы — это официальный, юридически значимый документ, что подтверждается подписью оценщика (если анализ проводила компания, то ее руководитель также ставит свою подпись) и печатью.

Как провести автотехническую экспертизу по решению автоинспекции или суда

Если после аварии проводится административное/уголовное расследование или судебное разбирательство, то автотехническая экспертиза будет обязательной. Инициирует проверку должностное лицо — автоинспектор, который разбирает дело об административном правонарушении, или судья.

Заинтересованное лицо также вправе запросить экспертизу при ДТП. Для этого достаточно составить и подать ходатайство. Ходатайствовать об оценочной процедуре могут потерпевший, обвиняемый или государственный обвинитель. Если официального ходатайства от одной из сторон не будет, то оценка не будет носить официальный характер и приобщаться к материалам дела. Обратитесь к профильному юристу и подготовьте ходатайство вместе с ним. Документ должен включать в себя:

  1. Введение. Во вводном блоке указывается судебный орган, в который ходатайствует заинтересованное лицо, прописываются сведения обо всех участниках процесса и другая информация.
  2. Описание. В этом разделе пропишите все основания проведения оценки после ДТП. Сошлитесь на законодательные нормы. Укажите, какая именно экспертиза потребуется, отметьте предмет (состояние машины, механизм ДТП, внешние факторы) и объект (поврежденное авто, дорожное покрытие, место происшествия) исследования.
  3. Резолюцию. Резолютивная часть представляет собой подробное описание причины обращения, сложившейся проблематики, обоснование выбора конкретного вида оценочных процедур. Укажите, кто должен оплачивать услуги эксперта или экспертной организации. Вы вправе возложить обязанность по оплате на виновника ДТП.

В остальном автотехническая экспертиза проводится по тому же алгоритму — выбирается эксперт, который проводит независимую оценку ДТП и технического состояния автомобилей. После подробного анализа всех факторов специалист готовит заключение, в котором определяет пострадавшую и виновную сторону. Заключение приобщается к материалам разбирательства, после чего судья выносит свое решение и закрывает дело.

Источник:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП

ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП — данный вид автотехнической экспертизы занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.

READ
Что означает в строительстве КС 11

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В РАМКАХ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП
Определение скорости движения и других параметров транспортного средства;
Определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства;
Определение удаления транспортного средства, пешеходов и иных объектов от места ДТП;
Установление технической возможности предотвращения ДТП;
Определение взаимного расположения транспортного средства в различные моменты ДТП;
Определение времени преодоления транспортным средством определенных участков пути;
Установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
Определение взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
Определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
Какие именно действия водителя по управлению транспортного средства, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
Определение соответствия действий водителя транспортного средства требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
Установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
Установление технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
Определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
Установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
Определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП и др.
Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами автотехнической экспертизы либо приведенными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП
С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения при данной длине следов торможения?
Каков остановочный путь транспортного средства в данных дорожных условиях?
На каком расстоянии от места наезда (столкновения) находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) при указанных исходных данных?
Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожной ситуации?
Соответствовали ли действия водителей требованиям Правил дорожного движения?
Действия кого из участников ДТП, с технической точки зрения, находились в причинно-следственной связи с произошедшим происшествием? и др.

Чаще всего к этому виду экспертизы прибегают следственные органы и суд, когда необходимо установить виновника автодорожного происшествия и степени его вины в столкновении. Суд обычно назначает экспертизу своим постановлением, в котором формулирует список четких вопросов для экспертов, и представляет им все необходимые документы и вещественные доказательства по сути процедуры.

Результатом проведения экспертизы, является Заключение эксперта (специалиста), которое подготавливается в четком соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001г., и другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, является официальным документом.

Специалистами экспертной организации ООО «Коллегия Судебных Экспертов» проводятся различные виды экспертиз и исследований, как в рамках досудебного урегулирования споров, так и в рамках гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Специалисты организации имеют многолетний опыт успешной работы в проведении различных видов экспертиз и исследований, заказываемых физическими и юридическими лицами в частном порядке, и назначаемых судами и следственными органами.

Основной целью нашей организации является обеспечение наиболее полных условий для защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц в досудебном и судебном порядке, обеспечение равных условий состязательности сторон, их права на независимую, объективную и квалифицированную помощь.

Связаться с нами Вы можете любым удобным для Вас способом:
Позвонить по любому из указанных номеров телефонов:
8 (8442) 32-55-50
8 (8442) 32-55-10
8 (902) 364-84-12
Написать письмо (запрос) в электронном виде:
kse.34@mail.ru
Заполнить форму на сайте: «Записаться на консультацию».

Наш адрес: 400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 30, офис 514 (комната 40-42).
Вход: ПИ «ГИПРОСЕЛЬХОЗСТРОЙ». 5 этаж.
Остановка общественного транспорта: Архитектурно-строительный университет / пл. Советская.

Автотехническая экспертиза при ДТП: что устанавливает

Исследуемые объекты и документы

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии

READ
Кто такие члены семьи по закону за семейным кодексом?

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

Полезные статьи по данной тематике

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

READ
Устав ТСЖ по новому Жилищному кодексу

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Ссылка на основную публикацию