Обязаны предоставить место в детском саду

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет, если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ. Что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет (регистрации ребенка в управлении образования), если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

Мне бы не хотелось касаться темы “почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое” – потому что “другое” происходит исключительно по желанию чиновников. А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь ряда норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  1. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

  1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

  1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

– всеобщего равенства возможностей для развития личности;
– всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

READ
Какие документы выдают после межевания?

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ “Об образовании”);

для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ “Об образовании”).

– родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

– состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

– его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции (т.е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: “все, что не разрешено законом, то запрещено”.

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: “Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации“.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”. Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

READ
Судебно-властные отношения — база мировой юстиции

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ “Об образовании”?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” от 02.05.2006 № 59-ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд (с полным юридическим обоснованием), а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге, специально созданном для этих целей. Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места. Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Теперь, будучи довольно основательно подкованными в законодательстве, вы, уважаемые родители, можете сами проверить, не обманывают ли вас местные чиновники, говоря, что они ничего вам не должны, что закон предусматривает посещение детьми садиков только с 2 лет, или соответствуют ли закону сроки комплектования детских садов в вашем городе, а также условие комплектования ваших садиков только при условии наличия свободных мест.

Как получить место в бесплатном детском саду

Как к выходу из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет получить бесплатный садик, если, вместо путевки, администрация города отвечает: «Мест нет!»? Меня интересует решение с точки зрения закона и судебной практики.

У меня есть старший ребенок. За садик плачу 3 тысячи рублей. Из них 2200 идет на питание. Это законно, что руководство садика берет на это деньги с родителей? Еще 300 рублей уходит на оплату услуг предпринимателя, который преподает детям танцы, хотя у родителей не спрашивали согласия. Остальное — на учебные пособия, игрушки и подарки детям.

Второму ребенку зимой будет 3 года. Садик не дали. Жить и так не на что, поэтому частный сад не вариант: он стоит 8—12 тысяч. Наша администрация нашла выход: оплачивает за родителей 50% стоимости детсада одного ИП . Но садик этого ИП — самый дорогой в городе.

Я работаю с 8 утра, машины нет. Зарплата у меня зимой — 14 тысяч рублей, летом — чуть больше. Подрабатывать не могу: работаю на госслужбе. Сейчас живу на деньги, которые дает папа первого ребенка, сдачу жилья родственникам и субсидию. Субсидии скоро не будет. Могу я как-то получить путевку в садик в обход бесконечной очереди? Или компенсацию, чтобы потратить ее на платный садик? Что об этом говорят российские законы?

По Конституции у всех граждан РФ есть право на бесплатное образование. В том числе в школах и детских садах. По закону об образовании тут не может быть дискриминации.

Минобрнауки когда-то говорило, что место в детском саду нужно предоставлять детям в срок от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления.

Но это в теории. На практике все сложнее. И государство это тоже понимает — правда, эффективного решения для всех так и не придумали. Вроде бы до конца года всем детям до 3 лет должны дать места в садах, но в реальности мест все равно не хватает. Выбивать места приходится через суд и с помощью жалоб.

Судебная практика в пользу родителей

Родители дошкольников нередко судятся с местными властями. Это их задача — делать так, чтобы всем хватало мест в детских садах. Хотя бы с 3 лет.

Но многие семьи стоят в очереди на место в детском саду, а получить это место не могут. Чиновники разводят руками и говорят, что мест нет.

READ
Как вернуть скрытые комиссии по кредиту

Судебная практика на этот счет противоречивая. Некоторые суды становятся на сторону родителей и говорят, что местные администрации не сделали все, что могли. Тогда суд заставляет властей предоставить ребенку место — как хотят, так пусть и ищут. А если место не найдут, это нарушает право ребенка на дошкольное образование.

Нельзя ставить право одного ребенка в зависимость от прав других детей. Нужно делать так, чтобы все дети могли ходить в детский сад. В законах не сказано, что полная укомплектованность групп — это повод для отказа, и аргументы властей не принимаются.

Судебная коллегия Мособлсуда обязала администрацию выделить ребенку место в садике. Родители вовремя подали заявление, так что власти были обязаны предусмотреть, чтобы всем хватило мест.

В Перми суд вынес похожее определение. Если ребенку не хватило места в саду, его права нарушили. Местные власти должны построить садики на всех детей. Причем так, чтобы родителям не пришлось ехать туда 2 часа.

В Республике Тыва суд сказал то же самое: дайте ребенку место в детском саду. Родители выиграли. Нехватка мест и укомплектованность групп — не аргументы.

Суды могут занять и позицию властей

Но есть противоположная позиция судов. Если чиновники принимают меры для ликвидации очередей, то они не виноваты. Так, например, было в Омске. Семье не дали место в детском саду, потому что если детей в группах будет много, то это нарушение санитарных норм.

В Екатеринбурге суд говорил, что родителям придется ждать своей очереди даже годами и это не нарушение.

Иногда суды принимают от властей такой аргумент, как нехватка денег в бюджете. Построить садики на всех детей — дорого, вот и не строят.

Какой позиции будет придерживаться ваш суд, неизвестно. Но можно попробовать отстоять свои права. В заявлении или в ходе процесса можете сослаться на примеры положительной практики. Это не всегда срабатывает, но шанс есть.

Как подать в суд на департамент образования

Заявление нужно подавать по месту нахождения ответчика — в вашем случае это будет департамент образования администрации вашего муниципального образования.

Госпошлина — 300 рублей. Реквизиты можно посмотреть в интернете на сайте суда или взять их в канцелярии.

К заявлению приложите копию письма с номером электронной очереди. Это подтверждение, что вы вовремя встали в очередь на детсад. Еще нужна копия отказа предоставить вам место.

В исковом заявлении нужно описать ситуацию: как вы подали заявление, встали в очередь, а теперь вам нужно выходить на работу, но путевку в сад вам не дают, потому что мест нет. Сошлитесь на процитированные нами мнения судов в пользу родителей. Попросите суд обязать администрацию предоставить место вашему ребенку.

Обязательно укажите адреса садиков, которые находятся в шаговой доступности от вашего дома.

Сколько нужно платить за бесплатный детский сад

Родительская плата — это законно. Сумму устанавливают власти. На этот счет есть нормативные документы и разъяснения Минобразования.

То есть каждый месяц вы платите за питание, стирку постельного белья, уборку.

Расходы на питание законом предусмотрены, а услуги преподавателя танцев — нет. Но дополнительные услуги и плата за них могут быть согласованы с департаментом образования, поэтому стоит проверить сайт детского сада: там все это должно быть написано и выложены копии документов с печатями. В любом случае никто не может заставить вас отдавать туда ребенка и требовать деньги. Платные услуги в садиках бывают, но только на добровольной основе.

Какие льготы есть по оплате детского сада

Законом предусмотрены льготы по оплате государственных и муниципальных детских садов.

Не нужно платить за присмотр и уход за детьми-инвалидами, сиротами и детьми без попечения родителей.

Могут быть льготы у родителей, если они относятся к инвалидам I или II группы, сами работают в детском саду или они многодетные.

Но эти льготы действуют, только если ребенок ходит в муниципальный или государственный сад. В частных садах льгот по умолчанию нет — если только на усмотрение руководства.

Компенсация части родительской платы

Еще вам могут компенсировать часть родительской платы.

Эти выплаты не связаны: даже если за ребенка платят с учетом льготы, все равно можно получать компенсацию. Причем за частный садик тоже, но только если у него есть лицензия.

Получить компенсацию может один из родителей. Размер и порядок выплаты устанавливают в регионах.

Общие правила для компенсации такие:

  1. На первого ребенка — не менее 20% среднего размера родительской платы.
  2. На второго — 50%.
  3. На третьего и последующих — 70%.

Как обойти очередь в детский сад

Использовать льготу. Получить место в обход очереди можно, только если у вас есть право на такую льготу. Например, если вы мать-одиночка. Но придется подтвердить этот статус документами: в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» должен стоять прочерк. Если льгот нет, то законными способами обойти очередь не получится.

Обратиться в прокуратуру. Вы можете подать заявление не только в суд, но и в прокуратуру. Прокуратура может сама подать исковое заявление в суд в интересах конкретной семьи или неопределенного круга лиц, если заявителей будет несколько. Или вынести предписание органу, нарушающему закон. Есть шанс, что после жалобы место в садике для вашего ребенка найдут.

READ
Как происходит выдача старого образца загранпаспорта

Потратить маткапитал. Кроме того, вы можете воспользоваться средствами материнского капитала для оплаты государственного или частного садика. Маткапиталом можно платить за садик, ясли, услуги по уходу и присмотру за ребенком. Но тут тоже потребуется лицензия: услуги знакомой няни так не оплатят.

Компенсация за то, что ребенок вообще не ходит в детский сад, для всех законом не предусмотрена. Поправки вносили на рассмотрение, но их не приняли. Некоторые регионы сами устанавливают такую компенсацию, но это нужно уточнять в вашей администрации.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Есть ли какой то закон по принятию ребёнка в детский сад?

Добрый вечер! У нас рядом с домом гос детский сад. Заведующая отказывает в приеме ребёнка. Ребёнку год и 8 месяцев. Заявление в комитет по образованию было подано 1,5 года назад. Подскажите, есть ли какой то закон и куда можно обратиться по этому вопросу? Спасибо!

здравствуйте.Последняя редакция закона о дошкольном образовании в РФ 2015: кому обязаны предоставить место в детском саду? Согласно Конституции РФ и по закону, предоставить право на бесплатное образование и взять в учреждение обязаны каждого ребенка, независимо от места жительства и регистрации в России, и никакие обстоятельства не могут выступать препятствием для получения образования в детском садике. Но бывают ситуации, когда родители не знают, что делать, если не дали место в саду, и, вообще, во сколько можно оформлять ребенка в дошкольное учреждение. Какой порядок предоставления места в садике, с какого возраста берут в садик? По статистике, только для 40% детей, которым 3 года, государство может дать место в детском саду. После принятия нового закона про дошкольное образование, ситуация еще более усугубилась. На законодательном уровне стали регулироваться негосударственные детские учреждения, где придется отдать дополнительно денежные средства за питание и ремонт. Также установлена государственная финансовая поддержка и спонсорство данных заведений. Законопроект о дошкольном образовании рассматривали на протяжении нескольких лет, и регулярно вносились предложения по усовершенствованию некоторых норм. Президент РФ Путин пообещал изменить правила поступления в сад на основании новых законодательных актов, принятие которых зависит от решения большинства. Однако в результате не была решена проблема многих родителей, которые желают оформить детей в детский садик и не знают, что делать, если не дали место. В настоящее время Министерство образования внесло изменения в действующий закон о детских садах, устанавливающий, сколько лет должно быть ребёнку для получения дошкольного образования. Документ определяет, насколько возможно попасть на распределение в ясли в два года или даже в несколько месяцев ребенку. Какой же установлен минимальный возраст ребёнка, и что делать, если ребенку 1,5 года, куда обращаться? По закону обязаны предоставить место в детском садике и взять ребенка, которому 3 года, а не только 1,5. Это говорит о том, что ясли будут постепенно ликвидироваться, а на их смену должны дать места в детских садах на коммерческой основе. По состоянию на 2015 год, дать дошкольное образование и взять в сад обязаны детей, которым 3 года и более (до 7 лет), при наличии в детском саду свободного места. Таким образом, вступление в законную силу нового приказа лишило возможности более миллиона семей предоставить детям возможность развиваться в детском саду, которым 3 года и более. Новое постановление — Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». Какие нововведения в законе о детских садах 2015 — реформа системы образования Ряд поправок в статью 65 Закона про детские сады 2015: внедрение и обеспечение работы консультационных центров, которые будут предоставлять приоритетные линии помощи нуждающимся семьям — психологическую, методическую, педагогическую и консультативную; сокращение количества групп постоянного содержания в садиках в полтора раза; предоставление бесплатных услуг в учебных группах, деятельность которых основана только на сфере образования детей. Поправки в ст. 66 Закона — какие изменения: должны дать права (а не обязанности) дошкольным учреждениям предоставлять услуги по уходу, воспитанию и присмотру за детьми в садиках; увеличение обязательной оплаты за услуги устанавливается согласно рыночным ценам в полном объеме (ранее — 20% от полной стоимости); предоставление компенсации (возмещения) на оплату в таких размерах: 20% — на первого ребёнка, 50% — на второго, 70% компенсации — на третьего и последующего ребёнка. Изменения ст. 86 Закона о предоставлении места в детском саду: должны дать детским садам право отказывать детям, возрастом 1,5, 2, 3 года и старше в предоставлении места при его фактическом отсутствии; предоставляет право родителям получить место в любом другом муниципальном учреждении (стать на очередь). Также Президент Путин, на основании принятия федеральных законов и распоряжений, должен изменить новые правила поступления, выделить средства и расширить количество дошкольных учреждений для малолетних детей, возраст которых 3 года и до 7 лет. Дошкольное образование будет предоставляться не только детсадом, но и можно будет приглашать воспитателей домой для детей 1,5 лет (домашнее воспитание), организовывать дошкольные группы при школах, частные дошкольные заведения, не зависимо от того, сколько лет дошкольнику. В каком случае могут предоставить место в детском саду по льготе, и что делать, если не дали место? На законных основаниях местные власти обязаны предоставить место в детсаду без очереди ребенку в 3 года следующим категориям лиц: детям-сиротам, усыновленным, находящимся под опекой, оставшимся без родительского обеспечения; детям, родители которых являются сиротами или остались без попечения в возрасте от 18 до 23 лет; детям, родители которых пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; детям, родители или опекуны которых работают в органах прокуратуры, полиции или в Следственном комитете РФ. Без очереди обязаны предоставить место в детском садике вышеуказанным категориям, а также: родителям-инвалидам; многодетным семьям; детям, родители которых проходят службу в вооруженных силах РФ; матерям-одиночкам; детям работников дошкольных учреждений; второму ребенку, брат или сестра которого уже обучается в конкретном дошкольном учреждении. Когда предоставят место в детском саду, и какой порядок по законодательству 2015 года? На основании Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в последней редакции, детям несовершеннолетнего возраста обязаны дать право на бесплатное обучение в дошкольных учреждениях, когда исполнилось 3 года и до 7 лет. Получение места в детском садике зависит от наличия свободного места в конкретном учреждении, формирование которых осуществляется в зависимости от устава организации и загруженности. Комплектация в яслях и старших группах осуществляется также согласно уставу учреждения. Нет места в детском саду 1,5 годовалому ребенку: что делать родителям, куда обращаться? При отсутствии мест в детском саду родители могут написать заявление на оформление ребенка в другое дошкольное учреждение. В случае отказа в предоставлении места, каждый имеет право написать жалобу на должностное лицо, обратившись в отдел образования города, которые осуществляют прием граждан. Если заявление не будет рассмотрено, куда же возможно еще обратиться? По закону родители могут пойти на прием в прокуратуру или даже отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса согласно законодательства. Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок и принято единственно правильное решение.Читайте подробнее на: yconsult.ru/zakony/detskix-sadax-2015/

READ
Как проводится процедура наблюдения

Законодательство о детских садах 2022 года: обзор изменений

В 2022 году произошли изменения в базовых законодательных актах регулирующих оформление детей в детские сады. Эта статья поможет вам быть в курсе новшеств по приему ребенка в детский сад, по существующим ограничениям для поступления в дошкольные учреждения и много другой полезной детсадовской информации.

Правила и особенности оформления детей дошкольного возраста в детские сады установлены Законом о детских садах 2022 года, регулирующим основные нормы образования. Нормативный документ и другие законы регламентируют условия набора и возрастные ограничения детей, которые могут воспользоваться правом получения образования в дошкольных учреждениях, для конкретных групп населения. Рассмотрим основные правила и основания для оформления малолетних детей в детские садики, и что делать лицам, которым не дали место в саду.

Как предоставляют место в садике, с какого возраста берут в садик?

По статистике, только для 40% детей, которым 3 года, государство может дать место в детском саду. После принятия нового закона про дошкольное образование, ситуация еще более усугубилась. На законодательном уровне стали регулироваться негосударственные детские учреждения, где придется отдать дополнительно денежные средства за питание и ремонт. Также установлена государственная финансовая поддержка и спонсорство данных заведений.

Законопроект о дошкольном образовании рассматривали на протяжении нескольких лет, и регулярно вносились предложения по усовершенствованию некоторых норм. Президент РФ Путин пообещал изменить правила поступления в сад на основании новых законодательных актов, принятие которых зависит от решения большинства. Однако в результате не была решена проблема многих родителей, которые желают оформить детей в детский садик и не знают, что делать, если не дали место.

В настоящее время Министерство образования внесло изменения в действующий закон о детских садах, устанавливающий, сколько лет должно быть ребёнку для получения дошкольного образования. Документ определяет, насколько возможно попасть на распределение в ясли в два года или даже в несколько месяцев ребенку.

Какой же установлен минимальный возраст ребёнка, и что делать, если ребенку 1,5 года, куда обращаться? По закону обязаны предоставить место в детском садике и взять ребенка, которому 3 года, а не только 1,5.

Это говорит о том, что ясли будут постепенно ликвидироваться, а на их смену должны дать места в детских садах на коммерческой основе.

По состоянию на 2022 год, дать дошкольное образование и взять в сад обязаны детей, которым 3 года и более (до 7 лет), при наличии в детском саду свободного места. Таким образом, вступление в законную силу нового приказа лишило возможности более миллиона семей предоставить детям возможность развиваться в детском саду, которым 3 года и более.

Новое постановление – Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2022 г. N 293 “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования”.

Какие документы нужны для записи ребенка в ясли через Госуслуги

Все должно быть подтверждено официально, поэтому позаботьтесь о том, что бы у вас был полный комплект документов. Особенно, если претендуете на какие-либо виды льгот. Список необходимых бумаг может отличаться. Это зависит от гражданства, места подачи (временная или постоянная регистрация), и других факторов. Однако, есть их основной перечень:

  1. Само заявление на прием. Его можно получить в детском саду/яслях.
  2. Ваш паспорт.
  3. Медкарта, которую можно оформить в любом медучреждении – коммерческом или государственном.
  4. Свидетельство о рождении малыша.
  5. Документ, подтверждающий родство с заявителем.
  6. Справка о регистрации на адресе.
READ
Раздел о дорожно-транспортных проишествиях

Если нет гражданства РФ, добавляются дополнительные справки и документы. Уточнить их полный список вы можете в районном Управлении образования.

записать ребенка в ясли

Какие нововведения в законе о детских садах 2022 – реформа системы образования

  1. Ряд поправок в статью 65 Закона про детские сады 2022:
      внедрение и обеспечение работы консультационных центров, которые будут предоставлять приоритетные линии помощи нуждающимся семьям – психологическую, методическую, педагогическую и консультативную;
  2. сокращение количества групп постоянного содержания в садиках в полтора раза;
  3. предоставление бесплатных услуг в учебных группах, деятельность которых основана только на сфере образования детей.
  4. Поправки в ст. 66 Закона – какие изменения:
      должны дать права (а не обязанности) дошкольным учреждениям предоставлять услуги по уходу, воспитанию и присмотру за детьми в садиках;
  5. увеличение обязательной оплаты за услуги устанавливается согласно рыночным ценам в полном объеме (ранее – 20% от полной стоимости);
  6. предоставление компенсации (возмещения) на оплату в таких размерах: 20% – на первого ребёнка, 50% – на второго, 70% компенсации – на третьего и последующего ребёнка.
  7. Изменения ст. 86 Закона о предоставлении места в детском саду:
      должны дать детским садам право отказывать детям, возрастом 1,5, 2, 3 года и старше в предоставлении места при его фактическом отсутствии;
  8. предоставляет право родителям получить место в любом другом муниципальном учреждении (стать на очередь).

Также Президент Путин, на основании принятия федеральных законов и распоряжений, должен изменить новые правила поступления, выделить средства и расширить количество дошкольных учреждений для малолетних детей, возраст которых 3 года и до 7 лет. Дошкольное образование будет предоставляться не только детсадом, но и можно будет приглашать воспитателей домой для детей 1,5 лет (домашнее воспитание), организовывать дошкольные группы при школах, частные дошкольные заведения, не зависимо от того, сколько лет дошкольнику.

В каком случае могут предоставить место в детском саду по льготе, и что делать, если не дали место?

На законных основаниях местные власти обязаны предоставить место в детсаду без очереди ребенку в 3 года следующим категориям лиц:

  • детям-сиротам, усыновленным, находящимся под опекой, оставшимся без родительского обеспечения;
  • детям, родители которых являются сиротами или остались без попечения в возрасте от 18 до 23 лет;
  • детям, родители которых пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • детям, родители или опекуны которых работают в органах прокуратуры, полиции или в Следственном комитете РФ.

Без очереди обязаны предоставить место в детском садике вышеуказанным категориям, а также: родителям-инвалидам; многодетным семьям; детям, родители которых проходят службу в вооруженных силах РФ; матерям-одиночкам; детям работников дошкольных учреждений; второму ребенку, брат или сестра которого уже обучается в конкретном дошкольном учреждении.

Что такое ясли?

Ясли – группа в детском дошкольном учреждении, рассчитанная на детей до 3 лет. По законодательству мама имеет право определить свое чадо в ДОУ с 2 месяцев. Но реальность немного другая.

Групп для детей до года практически не существует. Небольшое количество деток может посещать 1 ясельную группу, предназначенную для возраста от 1 до 2 лет. Чаще всего встречаются 2 ясельные группы для малышей от 2 до 3 лет, но они также есть не при каждом ДОУ.

Если у вас есть необходимость отдать ребенка в сад до 3 лет, то наличие групп необходимого возраста уточняйте у специальных комиссий, занимающихся вопросами комплектования дошкольного учреждения или на сайте ДОУ.

Чем отличаются ясли от обычных групп детского сада

Кроме возрастных отличий между группами для деток до 3 лет и старше, есть другие важные отличия:

  • Цели. Для малышей до 3 лет задача сада заключается в сохранении здоровья и уходе; для деток, переступивших трехлетний рубеж, добавляется образовательное направление;
  • Квалификация персонала. Исходя из целей посещения группы, к воспитателям яслей предъявляется обязательное требование – знание педиатрии, подкрепленное сертификатом или дипломом, для старших групп – педагогическое направление знаний.
  • Места в группах. По закону при отсутствии мест в ясельной группе родителям может быть отказано в удовлетворении заявления; детям старше трех лет место в ДОУ обязательно должно быть предоставлено. Если место в желаемом садике нет, то комиссия должна предложить место в другом учреждении.

Когда предоставят место в детском саду, и какой порядок по законодательству 2022 года?

На основании Закона 273-ФЗ “Об образовании в РФ” в последней редакции, детям несовершеннолетнего возраста обязаны дать право на бесплатное обучение в дошкольных учреждениях, когда исполнилось 3 года и до 7 лет.

Получение места в детском садике зависит от наличия свободного места в конкретном учреждении, формирование которых осуществляется в зависимости от устава организации и загруженности. Комплектация в яслях и старших группах осуществляется также согласно уставу учреждения.

Изменения процедуры приема в 2022 году

Еще в мае 2012 года президент РФ принял указ, согласно которому должна была решиться проблема с очередями при поступлении в ДОУ. Но, как показывает практика, ситуация осталась без изменений.

READ
Образец акта приема - передачи имущества: как составить

В 2022 году Министерство вознамерилось решить-таки наболевшую докуку с очередями, а пока прием и перевод малышей между разными дошкольными учреждениями будет осуществляться по новым правилам.

Властями было разработано три проекта, которые включают в себя несколько значимых нововведений:

1. Порядок перевода детей между детсадами, как государственными, так и частными, прописывается более точно.

2. Согласно принятым в конце 2022 года изменениям, в приоритете для поступления в ДОУ будут те дети, чьи братья или сестры уже учатся в данном учреждении.

3. Порядок приема ребенка в дошкольное учреждение будет уточняться по направлению местного органа власти через информационную систему региона.

Таким образом, прием в ДОУ будет осуществляться по единым правилам, установленным на федеральном уровне. Больше того, данные из региональных информационных систем будут поступать на федеральный уровень, что обеспечивает дополнительный контроль сверху.

Нет места в детском саду 1,5 годовалому ребенку: что делать родителям, куда обращаться?

При отсутствии мест в детском саду родители могут написать заявление на оформление ребенка в другое дошкольное учреждение. В случае отказа в предоставлении места, каждый имеет право написать жалобу на должностное лицо, обратившись в отдел образования города, которые осуществляют прием граждан. Если заявление не будет рассмотрено, куда же возможно еще обратиться? По закону родители могут пойти на прием в прокуратуру или даже отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса согласно законодательства. Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок и принято единственно правильное решение.

Смотрите так же:

Минимальные алименты на ребенка

Как подать на развод в России?

Как записать ребенка в ясли через Госуслуги

Несмотря на то, что по законодательству запись в детский сад возможна с момента рождения малыша, в некоторых регионах введены свои возрастные ограничения. Их принимают местные власти, исходя из ситуации с имеющимися учреждениями и возрастными группами в них.

Через портал Госуслуги встать в электронную очередь можно в любом регионе России. Исключение – Москва, здесь заявления принимают через официальный сайт Мэра Москвы. Существует общий порядок действий для записи в детский сад:

  1. Подайте заявление через онлайн-портал. Если в вашем регионе эта услуга не предоставляется дистанционно, обратитесь в Управление образование по месту жительства, где вы напишите заявление, и передадите документы.
  2. Проверьте свою очередь. При подаче заявления на портале «Госуслуги» вы сможете отследить, как она движется. Сделать это можно через . Через нее вы переходите на раздел «Проверить очередь».
  3. Получите направление в детский сад. Когда подойдет ваша очередь, а место в яслях освободится, вы получите уведомление в личном кабинете. После этого у вас будет ровно 30 дней, чтобы записать малыша в ясли.
  4. Подайте документы. Их полный перечень мы приведем ниже. Здесь уже потребуется посетить руководство детсада.
  5. Заключите договор об образовании. Документы подписываются при личном визите к директору детского дошкольного учреждения.
  6. После оформления договора, и передачи документов в детсад, предоставляется три дня на вопросы документооборота. По их истечении, ребенок будет официально зачислен в ясли.

госуслуги

Новый закон об образовании 2022 о медсестре в детском саду

Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Рекомендуем прочесть: Основные профессиональные навыки операционной медсестры

Об этом говорят результаты исследования НИИ гигиены и охраны детей и подростков Минздрава РФ. Что показали исследования НИИ гигиены и охраны детей и подростков Ситуация зависит от глав регионов и руководителей органов управления в сфере здравоохранения, что связано с непониманием ими значения школьного здравоохранения.

familyr_pravo

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

READ
Как переделать кухню в спальню

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении. Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Следует также помнить, что вы и только вы как родитель (законный представитель) ребенка вправе определять, в группу с какой продолжительностью пребывания ребенка вы его определите. Если вам «впаривают» группу кратковременного пребывания, то вы не обязаны принимать такое предложение. Существует Письмо Минобрнауки РФ от 28.09.2011 «О Типовом положении о ДОУ» № 03-ПГ-МОН-17269, в котором разъяснено, что различие в различных режимах пребывания ребенка в группе (от 3 часов до круглосуточного пребывания) принято для удобства родителей и связано, прежде всего, с их режимом работы. При этом н еобходимо знать, что письма Минобрнауки РФ не являются нормативно-правовыми актами (а значит, не обязательны к исполнению органами местного самоуправления), но показывают позицию федерального органа исполнительной власти, а также толкуют изданный нормативно-правовой акт Правительства РФ, коим является уже упомянутое «Типовое положение о ДОУ».

READ
Как оформить отказ от права на земельный участок

Основанием для обращения в суд и прокуратуру является письменный отказ в предоставлении места вашему ребенку на основании отсутствия свободных мест в МДОУ. Несмотря на то, что в большинстве положений о комплектовании МДОУ присутствует норма отказа на этом основании, именно это является поводом для обвинения мэрии в неисполнении своих полномочий по организации предоставления дошкольного образования: нет свободных мест — значит, и не исполняет свои обязанности. Более того, мэрия не имеет установленного законом полномочия отказывать вашему ребенку! Письменный отказ вы можете получить, только обратившись также письменно в управление образования с требованием предоставить место в детском саду для вашего ребенка. Отличным подспорьем при обращении в прокуратуру будет конкретный факт необоснованного предоставления места ребенку, который был зарегистрирован позднее вашего и не имеет никаких льгот.

Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.

Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.

При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Аргументы на возражения ответчика:

— Вы встали на очередь поздно.

— В законодательстве отсутствует установление сроков предоставление места в детском саду, но место в детском саду гарантируется. Никаким документом не указаны точные сроки постановки, и понятия «рано» или «поздно» относительные.

— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.

— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.

— Вашему ребенку нет еще трех лет.

— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.

— По Постановлению главы нашего населенного пункта правила приема устанавливает муниципалитет, что разрешено Федеральным законом «Об образовании».

— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.

— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.

— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.

Следует также указывать на то, что понятие «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» гораздо шире, чем «детский сад». МДОУ — это юридическое лицо, а не строение, в котором занимаются дети. Никто не запрещает мэрии приобретать некие площади для расширения количества мест и групп в детском саду и передавать их МДОУ. Более того, мэрия, напротив, имеет для этого юридические (законодательство РФ и прописанные в нем полномочия) и финансовые (собственный бюджет) механизмы для надлежащего исполнения своих обязанностей. Это обязательно нужно проговорить судье: даже она в этом может не разобраться.

— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование

— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.

Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.

На всех последующих заседаниях, если таковые будут, нужно повторять то же самое, что и всегда, больше аргументов в принципе нет и не нужно. На судебных заседаниях отвечать, обращаться нужно стоя, и в целом держаться надо уверенно, поскольку закон на вашей стороне. Не нужно эмоций. Если ответчик в ходе судебного процесса говорит о том, что, скорее всего, в ближайший набор вам дадут путевку, спросите, могут ли они это гарантировать, и если могут и вас это устраивает, то нужно затребовать письменное доказательство с печатью и подписью директора департамента, если это не будет сделано – иск не отзывайте. Текст «шапргалки» подготовил координатор РДДДО в Химках Кирилл Дружинином, специально для Letidor

READ
Раздел о дорожно-транспортных проишествиях

До сада

Многие родители назовут отсутствие мест в ближайшем к дому детском садике стандартной ситуацией. И будут неправы. В одном из последних своих решений Верховный суд заявил, что отправлять малыша далеко от дома, если в детском саду рядом с домом нет мест, чиновники не имеют права.

Дошкольное учреждение должно бытьне далее 300 метров от дома в городахи не более 500 метров в малых поселениях. Фото: Артем Ленц/ТАСС

Дошкольное учреждение должно бытьне далее 300 метров от дома в городахи не более 500 метров в малых поселениях. Фото: Артем Ленц/ТАСС

Возмутителем спокойствия оказалась мать маленького мальчика из города Всеволожск Ленинградской области. Она получила отказ от местных чиновников дать ее ребенку направление в ближайший детский сад. Там, объяснили они маме, очередь и мест нет. Места нашлись лишь в соседнем поселке за 50 километров. Это женщину никак не устроило. Она отвезла малыша к бабушке за две с половиной тысячи километров, так как ей пора было выходить на работу, а родных “в шаговой доступности” у матери-одиночки не было.

Фото: photoxpress

За защитой прав ребенка ходить в ближайший садик, а ей устроиться на нормальную работу молодая мама пошла в местный суд. Но оба местных суда – первой и второй инстанции – встали на сторону чиновников. Упорная мать дошла до Верховного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома. Существующая очередь в детский сад, по мнению высокой инстанции, не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании. Их обязанность – заранее принимать меры, чтобы мест хватило всем, разъяснил Верховный суд. При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5‑П.

Местные суды, защищая интересы районной администрации, сослались на статью 67 закона об образовании. Там написано, что государственные или муниципальные образовательные организации могут отказать в приеме, если мест нет. А еще местные суды подчеркнули, что истица не выбрала максимально возможное количество учреждений, когда вставала в электронную очередь, и “отказалась от альтернативных вариантов”. То есть от садика за 50 километров от дома или группы кратко­временного пребывания.

Мать же, обратившись в Верховный суд, написала про право на образование – одно из основных прав человека, записанных во Всеобщей декларации прав человека. По мнению истицы, это право должно быть доступным не только экономически, но и физически. Под словом “физически” она понимает “безопасную физическую досягаемость, когда учебное заведение находится на разумном географическом удалении”. А именно – не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях. Про расстояние – прямая цитата из Свода правил 42.13330.2011 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”.

Не соглашаясь с решениями местных судов, гражданка писала, что ей эти суды так и не объяснили, почему не учли эти нормативы, и не обосновали, почему в электронной очереди необходимо было выбрать максимальное количество вариантов.

Фото: iStock

Пока разбирался Верховный суд, сыну истицы все-таки дали место в садике рядом с домом. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела только одно из требований – о признании незаконным бездействие администрации. Верховный суд подчеркнул – его коллеги упустили из виду: мама воспитывает ребенка одна и детский сад в другом населенном пункте ей не подходит, потому что помешает устроиться на полный рабочий день. Кроме того, истица сделала все, что от нее зависело, чтобы устроить сына: он стоял на учете уже в 2016 году, когда ему исполнился год, и он получил право претендовать на место в садике. А чиновники со своими обязанностями обеспечить дошкольное образование не справились. Верховный суд посчитал, что ответчика не извиняют очередь и отсутствие мест. Дело в том, что по постановлению Конституционного суда (№ 5‑П) государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детсадов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно – их перечисляют из бюджета.

Кроме того, чиновники не применили норму международного права – Конвенцию о правах ребенка 1989 года. Она предписывает уделять первоочередное внимание “наилучшему обеспечению интересов ребенка, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону”.

Верховный суд считает, что п. 4 ст. 67 закона об образовании не противоречит его позиции. Там действительно сказано, что образовательное учреждение может отказать, если нет мест. Но далее говорится, что родители обращаются в региональный или местный орган власти, чтобы устроить ребенка в другую организацию.

Ссылка на основную публикацию